Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



Тема 1.МЫШЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ЛОГИКИ

1. Происхождение и сущность мышления, его роль в познавательной и практической деятельности людей.

2. Специфика логики как науки о мышлении.

Задачи и упражнения

1. Правильно ли обобщены следующие понятия: "Конституция Российской Федерации" - "Конституция"; "Декларация о доходах" -"Декларация о независимости"; "Римское право" - "право"; "заседание Верховного Совета РФ" - "Верховный Совет"; "гражданин" -"гражданство"?

2. Правильно ли ограничены следующие понятия: "организация", ''партия", "трудовой коллектив" - "совет трудового коллектива";

"город" - "город Москва"; "дебют" - "первый дебют"; "Уголовный кодекс" - "Уголовный кодекс Российской Федерации"?

3. Обобщите следующие понятия: "трудовое право", «республика», "рабочий", "правовая защита трудящихся", "правовое государство".

4. Ограничьте следующие понятия: "монархия", "съезд", "депутат", "инвестиционный чек", '"закон".

 

 

Тема 2. ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛОГИКИ

1. Предмет логики. Содержание мысли и логическая форма.

2. Понятие логического закона.

3. Истинность и правильность мышления.

Задачи и упражнения

1. Определите, какие из следующих понятий являются абстрактными или конкретными "страна", "независимость", "победа'", "право", "правосознание", "правомерность", "дееспособностъ", "суд", "судья".

2. Определите, какие из следующих понятий являются общими, единичными, с нулевым или универсальным объемом: "республика", "президент", "Президент Российской Федерации", "административное право", '"Вселенная", "материя", "вечный двигатель", ''единичное понятие".

3. Приведите примеры собирательных и несобирательных, положительных и отрицательных, безотносительных и соотносительных

понятий.

 

Тема 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ

1. Зарождение и сущность логики как науки.

2. Основные этапы развития логики.

3. Современное состояние логики.

Задачи и упражнения

1. Приведите примеры сравнимых и несравнимых понятий. -

2. В каких отношениях находятся следующие пары совместимых понятий: "трудовой договор" "трудовой контракт";"буржуазное право" "право"; "конституционность" - ''законность"; "россиянин" - "русский"; "государственное социальное страхование" -"социальное страхование"; "ораторы" - "дипломаты"; "Персия" -"Иран"?

3. В каких отношениях находятся пары несовместимых понятии:

"трудовое право" - "уголовное право"; "право" - "мораль";

"•зависимость" - "независимость"; "революционер" - "контрреволюционер"; "правовое государство" "неправовое государство"?

Тема 4. МЕСТО ЛОГИКИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

1. Понятие логической культуры и проблема ее выработки.

2. Значение логики для познания и практики.

3. Необходимость изучения логики будущими юристами.

Задачи и упражнения

1. Расположите следующие понятия в ряд так, чтобы была цепь ограничений: "новый учебник логики", "книга", "учебник логики", "новый учебник логики для вузов" "учебник".

2. В следующих высказываниях выделите понятия и определите их виды: "Подозрительность всегда преследует тех, чья совесть отягощена виной"; "Отсутствие новостей - хорошая новость";

"Любознательность - один из постоянных и верных признаков энергичного ума”, "Недоверчивость - мудрость глупцов".

3. Приведите примеры равнозначных, подчиненных (родо-видовых), перекрещивающихся», соподчиненных, противоположных и противоречащих понятий.

 

Тема 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ КАК ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

1. Возникновение и сущность понятия. Понятие и слово.

2. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

3. Обобщение и ограничение понятия.

Задачи и упражнения

 

1. Какие понятия выражены следующими словами-омонимами:

"бор", "пионер", "язык", "совет", "закон"?

2. Какими словами-синонимами можно выразить следующие понятия: "Родина", "патриотизм", "юрист", "адвокат", "юрисконсульт"?

3. Правильно ли обобщены следующие понятия: "действующее за-конодательство" - "законодательство"; "администрация предприятия"' - "предприятие"; "уголовная ответственность" - "ответственность"; "применение дисциплинарного взыскания" - "дисциплинарное взыскание"; "Декларация о доходах" - "Декларация о независимости"?

4. Правильно ли ограничены следующие понятия: "преступление

- "насильственное преступление"; "судимость" - "снижение судимости"; "отпуск" - "оплачиваемый отпуск" - "ежегодный оплачиваемый отпуск"; "договор" - "коллективный договор" - "коллективные переговоры по поводу коллективного договора"; "спор" - "трудовой спор" - "рассмотрение трудового спора" - "орган рассмотрения трудового спора"?

 

Teма 6. ВИДЫ ПОНЯТИЙ. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

1. Виды понятий.

2. Отношения между понятиями.

Задачи и упражнения

1. К каким видам относятся следующие понятия: "Всеобщая декларация прав человека" (1948 год), "презумпция невиновности", "государственный правоохранительный орган", "обвиняемый" и "обвинитель", "приговор", "правосудие", "виновный" и "невиновный"?

2. Из следующих высказываний выделите основные понятия и определите. отношения между ними: "Справедливость жива благодаря духу, а не букве закона"; "У отсутствующих всегда найдется какая-нибудь вина, как у присутствующих - какое-нибудь оправдание"; "Многое из того, что считалось мудрым в одно время, стало считаться глупым в последующем"; "Человек, доверяющий людям, совершает в жизни меньше ошибок, чем недоверяющий".

3. Установите отношения между следующими понятиями; "трудовой коллектив" - "полномочия трудового коллектива"; «чек» -''приватизационный чек"; "россиянин"—"русский"; «трудовой договор» - "трудовой контракт;"; "законность" - "незаконность".

Тема 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Сущность определения как логической операции и его роль и познании и общении людей.

2. Виды определений.

3. Правила определения. Ошибки в определении.

Задачи и упражнения

I. Являются ли определениями следующие высказывания:

''Демократия - это когда люди управляют людьми во благо людей ". «Организованная преступность есть не что инoе, как партизанская война против общества»

''Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на имущество путем обмана";

"Справедливость - это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам";

"Спекулянт - человек, который изучает будущее и действует до •того, как оно наступает.

"Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации";

"Лучшее правительство -то, которое учит нас править самими собой";

«Приобретение ценных бумаг разного происхождения по-научному называется диверсификацией».

2. В найденных определениях установите вид и проверьте правила.

Тема 8. ДЕЛЕНИЕ

1. Сущность деления,его теоретическоеи практическое значение.

2. Виды деления.

3. Правила деления. Ошибки в делении.

Задачи и упражнения

I. Установите, где деление, а где - расчленение в следующих высказываниях:

"Мир coстoит наполовину из людей, которым есть что сказать, но нет возможности высказаться, и наполовину из тех, кому нечего сказать, но которые постоянно говорят";

"Есть два типа людей, которые никогда не будут цениться:

те, которые не способны делать то, что им говорят, и те, кто способны делать только то, что им говорят";

"Формами соучастия признаются соучастие с разделением ролей в совершении преступления (подстрекательство, пособничество, действия организатора) и соучастие без разделения ролей (прос­тое и сложное соисполнительство)";

"Великие составные части счастья: иметь чем заняться, что любить и на что надеяться";

"Органы, рассматривающие трудовые споры, делятся на комис­сии по трудовым спорам и районные (городские) народные суды".

2. В случаях деления установите его вид и проверьте прави­ла деления.

Тема 9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ КАК ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

1. Сущность суждения, его роль и значение в научном познании и практической деятельности.

2. Суждение и предложение.

3. Структура суждения.

Задачи и упражнения

1. Определите, где понятие, а где - суждение: "революция" - "победа революции" - "революция победила"; "Совет Министров" -"министры совещаются" - "назначение Совета Министров" - "назна­чение Совета Министров состоялось".

2. Определите, какие из следующих предложений являются суждениями:

"Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован";

''Любой, кто получил выгоду от преступления, виновенв егосовершении";

"Если хочешь узнать, что представляет собой человек, дай ему власть";

"Каждое убийство, оставшееся ненаказанным, уменьшает безопасность других людей'';

"Почему Конституционный суд Российской Федерации принял компромиссное решение о КПСС?";

"Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей Родины";

"Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает";

"Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни";

"Надейся на лучшее, но приготовься к худшему";

"Кто дает обещание, становится должником".

2. В найденных суждениях определите субъект и предикат.

Тема 10. ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ И ИХ ВИДЫ

1. Понятие простого суждения. Виды простых суждений.

2. Распределенность терминов в суждении.

3. Деление суждений по модальности.

Задачи и упражнения

I. Определите вид суждения по характеру предиката:

"Нет преступления, есть преступник";

"Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо";

"Победа над собой - величайшая из побед";

" Знания подобны деньгам: чем большевы их имеете, тем еще больше вам хочется их иметь".

2. Распределены ли термины в следующих суждениях:

"Все адвокаты - юристы";

"Ни одно решение суда не было ошибочным";

"Некоторые свидетели дали верные показания";

"Некоторые свидетели не дали верных показаний".

Отобразите распределенность терминов с помощью круговых схем.

3. Определите модальность следующих суждений:

"Профессиональные союзы в лице их федеральных органов об­ладают правом законодательной инициативы":

"За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание";

"Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоя­тельствам";

"Государственные органы, предприятия, организации обязаны всемерно содействовать профессиональным союзам в их деятельнос­ти";

"Запрещается какое бы то ни было понижение размеров оп­латы труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к обществен­ным объединениям";

"Хорошо учиться осторожности на ошибках других".

4. Какими словами в русском языке выражается модальность суждений?

Тема 11. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ИХ ВИДЫ

1. Понятие сложного суждения.

2. Виды сложных суждений. Таблицы (матрицы) истинности и ложности сложных суждений.

Задачи и упражнения

1. Определите виды сложных суждений:

"Профессиональные союзы действуют в соответствии о при­нимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государствен­ных органах";

"Каждый имеет право на труд, который онсвободно выбира­ет или на который свободно соглашается";

"Если мы xoтим добиться уваженияк закону, мысначаладолжны создать закон, достойный уважения'';

"Мудрые короли должны иметь мудрых советников,и надобыть мудрым самому, чтобы оценить мудрость своего советника";

"Если правительство нарушает закон, оно порождает неува­жение к нему";

"Либо я найду путь, либо проложуего".

2. Какими языковыми средствами выражаются сложныесуждения?

Тема 12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ЛОГИКИ

1. Объективный характер законов логики и требования, выте-

кающиеиз них.

2. Виды логических законов.

3. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической.

Задачи и упражнения

I. С действием каких формально-логическихзаконов связаны следующие высказывания:

"Факты есть факты и по вашему желанию никуда не исчезнут";

Невозможно поверить в то, что тот же Бог, который позво­лил своему собственному сыну умереть холостяком, действительно рассматривает безбрачие как грех";

"Или дальнейшее утверждение политической целесообразности в России или утверждение закона";

"Либо общими усилиями будет спасен весь мир, либо погиб­нет вся цивилизация";

"Закон суров, но он закон";

"Алиби - нахождение обвиняемого в момент, когда совер­шалось преступление, в другом месте как доказательство непри­частности его к преступлению" (доказать свое алиби).

2. Какими формулами выражаются в логике основные формально­логические законы?

Тема 13. ЗАКОН ТОЖДЕСТВА

I. Сущность закона тождества и требования, вытекающие изнего.

2. Соотношение логического и диалектического тождества.

3. Значение закона тождества для правильного мышления.

Задачи и упражнения

1.Найдите субъект и предикат в следующих суждениях:

"Основной мотив преступлений - корысть";

"Что сделано мудро - сделано хорошо",

"Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин";

"Хорошо смеется тот, кто смеется последним";

"Не все то золото, что блестит";

"Деньги, потраченные для развития ума, никогда не потра­чены зря";

"Тот, ктоне помнит своего прошлого, обречен на то, что оно повторит-

ся".

2. Определите количество и качество следующих суждений:

"Никто не должен дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление";

"Каждый хочет, чтобы правда была на его стороне, но не каждый хочет быть на стороне правды";

"В некоторых отраслях народного хозяйства для отдельных категорий работников действуют уставы я положения о дисциплине",

"Не всякая перемена означает рост, не всякое движение направлено вперед";

"Многие хотят обладать знаниями, но сравнительно немногие готовы заплатить за них требуемую цену";

"Не все то золото, что блестит".

Тема 14. ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ

.1. Сущность закона противоречия и его требования.

2. Соотношение логического противоречия и объективных диалектическихпротиворечий действительности.

3. Значение закона противоречия для правильного мышления.

Задачи и упражнения

I. Определите вид суждения по характеру предиката:

"У людей нет нехватки вилы, у них есть нехватка воли'';

"Пустяковые законы порождают великие преступления";

"Всемирная история - всемирный суд";

"Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие";

"На земле нет рая, не естьего уголки";

"Человеку свойственно ошибаться";

"Не бывает достаточно мудрых a хороших людей, чтобы до­веритьим неограниченную власть»;

"Лучшее - враг хорошего".

2. Найдите субъект и предикат в следующих суждениях:

"Учиться - всегда пригодится";

"Не казнь страшна, страшна твоя немилость";

"Неимоверно трудными были годы учебы";

"День умолк, настала ночь";

"Разрешено все, что не запрещено законом".

3. Чем отличается субъект и предикат суждения от подлежаще­го и сказуемого предложения?

Тема 15. ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО

1. Сущность закона исключенного третьего и его требования.

2. Значение закона исключенного третьего для правильного мышления.

Задачи и упражнения

1. Определите качество следующих суждений;

"Кит - млекопитающее";

"Кит не есть рыба";

"Кит есть не рыба, а млекопитающее";

"Народы мира не хотят войны";

"Народы хотят не войны, а мира";

"Некоторые законы бездействуют";

"Многие судьи есть неподкупные люди".

2. Определите количество суждения:

"Земля - планета";

"Многие заводы на грани остановки";

"Отдельные студенты не сдали экзамена";

"Почти все слушатели получили хорошие и отличные оценки на экзамене";

"Ни один студент не является отличником".

3. Дайте oбъединенную классификацию суждений по количеству и качеству.

4. Установите распределенность терминов в полученных сужде­ниях.

Tемa 16. ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ

1. Сущность закона достаточного основания и его требования.

2. Теоретическое и практическое значение закона достаточного основания.

Задачи и упражнения

1. Найдите субъект и предикат суждения:

"Язык есть орудие общения между людьми";

''Невежество не аргумент";

«Государство - это мы»;

"В час бури ропот - вопль измены";

"Вначале было дело";

«Кто ясно мыслит - ясно излагает».

2. Установите качество суждения:

"Сравнение - не доказательство";

"Мои стихи живит не ложная свобода";

" Нет следствия без причины";

"Дыма без огня не бывает".

3. Определите количество суждения:

"Наказание есть мера принуждения";

"ООН приняла резолюцию по Югославии»;

"Профсоюзы в лице их федеральных органов обладают правом законодательной инициативы";

"Не все колхозы района вовремя убрали урожай”.

 

Тема 17. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ КАК ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

1. Сущность умозаключения и его структура. Роль умозаклю­чений в теоретической и практической работе.

2. Виды умозаключений.

Задачи и упражнения

1. Постройте непосредственные умозаключения из следующих суждений:

"Всякое право есть регулятор общественных отношений";

"Некоторые свидетели дали ложные показания".

2. Из этих же суждений сделайте непосредственные умозаключения на основе "логического квадрата".

3. Соблюдены ли общие правила простого категорического силлогизма, если он имеет следующую структуру:

Все М есть Р. Все Р есть М.

Ни одноS не есть М. Некоторые S не есть М.

Ни одно S не есть Р. Некоторые S не есть Р.

 

Тема18. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

1. Понятие непосредственных умозаключений. Непосредственные умозаключения через преобразование суждений.

2. Непосредственные умозаключения на осhobе "логического квадрата".

Задачи и упражнения

I. Постройте непосредственные умозаключения путем преобразования­

следующего суждения:

 

"Все адвокаты - юристы

2. Постройте непосредственные умозаключения на основе "ло­гического квадрата" из следующих суждений:

Если истинно, что "Всe адвокаты – юристы»;

Если ложно, что "Все свидетели дали истинные показания".

3. Соблюдены ли общие правила простого категорического силлогизма, если он имеет следующую структуру:

Все Р есть М. Ни одно М не есть Р.

Все S есть М. Всякое М есть S .

Все S есть Р. Ни одно S не есть Р.

Тема 19. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

1. Простой категорический силлогизм и его аксиома.

2. Общие правила простого категорического силлогизма.

3. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

Задачи и упражнения

1. Соблюдены ли общие правила простого категорического сил­логизма, если он имеет следующую структуру:

Некоторые М есть Р. Некоторые Р есть М.

Некоторые S есть М. Все S есть М.

Некоторые S не есть Р. Некоторые S есть Р.

2.Соблюдены ли в этих же силлогизмах специальные правила фигур силлогизма, если не соблюдены, то какие нарушены?

 

 

Тема 20.СОКРАЩЕННЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СЛОЖНО – СОКРАЩЕННЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ

1. Сокращенные силлогизмы.

2. Сложные силлогизмы.

3. Сложно - сокращенные силлогизмы.

Задачи и упражнения

1. Восстановите из следующих энтимем полные силлогизмы:

"Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав";

"Все это говорят, а что говорят все. должно быть правдой”

"Все великие произведения, созданные когда-либо, по-настоящему современны. Следовательно, ''Поднятая целина" Шолохо­ва - по-настоящему современное произведение",

"Он, должно быть, очень невежественный человек, поскольку отвечает на все вопросы, которые ему задают".

2. Проверьте правильность этих силлогизмов с помощью круго­вых схем и общих правил простого категорического силлогизма.

Тема 21. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СЛОЖНЫХ

СУЖДЕНИЙ

1. Условные умозаключения и их виды.

2. Разделительные умозаключения и их виды.

Задачи и упражнения

1. Составьте формулу следующего силлогизма и определите его логическую правильность или неправильность:

"Произведение не может считаться художественным; если оно не правдиво. Это произведение - не художественное. Следовательно, это произведение не является правдивым".

2. Определите вид умозаключения и установите, правомерен ли вывод:

"Если в силлогизме соблюдаются общие правила силлогизма, то такой силлогизм правилен. Если в правильном силлогизме посыл­ки истинны, то и заключение истинно. Следовательно, если в силло­гизме соблюдаются общие правила силлогизма, то заключение в этом силлогизме истинно".

3. Определите вид умозаключения, выразите его формулой и решите, правомерно оно или неправомерно:

«Силлогизм может иметь первую, вторую, третью и четвер­тую фигуры. Данный силлогизм имеет первую фигуру. Следовательно, он не является ни второй, ни третьей, ни четвертой фигурой».

 

 

Тема 22. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

1. Сущность и роль индуктивных умозаключений.

2. Виды индукции.

3. Методы научной индукции.

Задачи и упражнения

1. Определите вид (фигуру) простого категорического силлогизма и проверьте, соблюдены ли в нем общие и специальные правила этого силлогизма:

Hи одно М не есть Р. Некоторые М есть Р.

Всякое М есть Р. НекоторыеS не есть М.

Ни одно S не есть Р. Некоторые S не есть Р.

Тема 23. АНАЛОГИЯ

1. Сущность и роль аналогии.

2. Виды аналогии.

3. Условия состоятельности выводов по аналогии

Задачи и упражнения

1. Соблюдены ли общие правила простого категорического сил-логизма, если он имеет следующую структуру:

Все М есть Р. Все Р есть М.

Ни одно Sне есть М. Некоторые S не есть М.

Ни одно S не есть Р. Некоторые S не есть Р.

2. Определите вид (фигуру) этих силлогизмов и проверьте, соблюдены ли специальные правила каждой из этих фигур силлогизма.

 

 

Тема 24. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ

1. Сущность доказательства и опровержения.

2. виды доказательства и опровержения.

3. Правила доказательства и опровержения. Ошибки, возможные или допускаемые в них.

Задачи и упражнения

1. Постройте непосредственные умозаключения путем преобразования следующего суждения:

"Все судьи подчиняются закону".

2. Постройте непосредственные умозаключения на основе "логического квадрата" из следующих суждений:

Если истинно, что "Все судьи подчиняются закону";

Если ложно, что "Все свидетели правдивы".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.