Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовое положение трудящихся женщин



На сегодняшний день процент работающих женщин достаточно высок, во многих организациях преимущественно женские коллективы. Известно, что из числа занятых в общественном производстве женщины составляют более половины. Среди специалистов с высшим образованием – 60% женщин, женщины составляют 67% - среди врачей, 87% - среди экономистов, 89% - среди бухгалтеров, 91,5% - среди библиотекарей и библиографов.[6] То есть мы видим насколько широко женщины вовлечены в трудовую деятельность, и, следовательно, вопрос их правового регулирования достаточно актуален на сегодняшний день.

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ: «Гражданам гарантируется равенство прав и свобод человека независимо от пола».[7] То есть мужчины и женщины имеют равные права и свободы, а также равные возможности их реализации. Такой принцип давно прижился во всех сферах человеческой деятельности – и в экономической, и в политической, и в культурной жизни. Однако необходимо создавать такие условия, которые будут учитывать особенности женского труда, а именно сочетание труда с материнством, особенности анатомо-физиологических особенностей их организма.

Увеличение доли женщин в составе рабочей силы сопровождается разработкой нормативных актов, которые устанавливают соответствующие стандарты условий труда. К таким нормам следует отнести запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, ограничение труда женщин на работу в ночное время, установление облегченных условий труда беременным женщинам и ряд других норм.

Современным трудовым правом определены следующие меры, создающие женщинам такие условия труда, которые позволяют сочетать работу с материнством:

1) Запрещение ночных, сверхурочных работ, а также работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей до 3 лет (статья 162);[8]

2) Для женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет, такие виды работ ограничены и допускаются только с их согласия (статья 163);[9]

3) Для женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, предоставляются перерывы для кормления ребенка (они должны включаться в рабочее время и быть оплаченными);

4) По просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, руководство предприятия обязано установить им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и ряд других мер.

Законодательные нормы нашего государства по обеспечению равноправия мужчин и женщин достаточно близки к европейским стандартам. На женщин, кроме общих для всех работников норм по охране труда, трудовое право распространяет специальные нормы, создающие их особую охрану труда, которые, в свою очередь, подразделяются на три группы:

1) для всех женщин с учетом физиологических особенностей женского организма, его детородной функции, требующей особой защиты от производственных вредностей;

2) для периода их активного материнства (беременность, роды, наличие грудных и малолетних детей);

3) в последние годы появилось третье основание дифференциации норм по труду женщин (так и мужчин) – это наличие у трудящейся женщины (мужчины) семейных обязанностей по уходу за нетрудоспособными членами семьи.

Государственная политика в РФ направлена на улучшение положения женщин, что является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. С этой целью была образована общественная комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте РФ. Правительство РФ рассматривает вопрос о создании соответствующих структурных подразделений в Министерстве экономики и Федеральной службе занятости для взаимодействия с уже существующими подразделениями этих служб. Органам исполнительной власти было рекомендовано разработать и утвердить региональные программы по улучшению положения женщин.

В целом социально-правовое положение женщин в нашей стране на сегодняшний день находится не на должном уровне – сохраняются как негативные тенденции прошлых лет, так возникают и новые проблемы. На рынке труда актуальны проблемы дискриминации по отношению к женщинам и снижения их конкурентоспособности. Увеличивается риск остаться без работы, ослабевает правовая защита в сфере труда, уменьшается возможность найти новое рабочее место, построить карьеру и повысить квалификацию или переобучиться.

Говоря про структуру профессиональной деятельности, необходимо заострить внимание на том, что большинство женщин занято на работе в сфере торговли и общественном питании (82% работающих женщин), в сфере здравоохранения и социальной сфере (85%), а также в сфере образования и культурного обслуживания (порядка 75%). Преобладающее число женщин работает в легкой, пищевой, швейной и фармацевтической промышленности. Следует сделать акцент на том, что в промышленной сфере при невысокой заработной плате существует достаточно много рабочих мест и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда. Так в народном хозяйстве зарплата женщин в среднем на одну треть ниже зарплаты мужчины.

сноски

На руководящих должностях и в сфере политики превалируют мужчины. Их чаще можно встретить в кресле директора или в политической деятельности. Женщины в основном занимают исполнительные должности второго плана. Они практически вытеснены из политической деятельности, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития. Количество женщин, занимающихся политикой или руководством, намного меньше, чем мужчин. Так руководящие должности в Правительстве РФ занимают, как правило, мужчины, а не женщины. Исключения конечно есть. Например, О.Ю. Голодец назначена на должность заместителя Председателя Правительства РФ, а В.И. Скворцова – министр здравоохранения РФ.

Губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова поддерживает вовлечение женщин в политическую деятельность. Так она назначила на руководящий пост в областной администрации женщину Е.И. Мазанько – заместитель Губернатора области, директор департамента имущественных и земельных отношений.

Женская рабочая сила требует дополнительных расходов со стороны работодателя на социальные нужды. Это приводит к их меньшей конкурентоспособности на рынке труда и как следствие увеличение процента безработных женщин. Высокий уровень женской безработицы объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Как уже отмечалось ранее, женщины заняты в основном в непроизводственной деятельности. По причине сокращения бюджетного финансирования многие бюджетные организации в непроизводственной сфере вынуждены сокращать объемы своей деятельности и увольнять часть работников в первую очередь за счет женщин. Однако основные причины женской безработицы обусловлены проблемами экономического кризиса, когда происходит «вытеснение» работников из трудовой сферы.

Губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова на III съезде женщин Владимирской области, посвященному теме «Консолидация усилий общественных организаций по нравственному воспитанию молодежи, сохранению и укреплению культурных традиций, укреплению семейных ценностей» следующим образом комментирует ситуацию: «Особое внимание в последние годы уделяется в области занятости женщин и лиц с семейными обязанностями. В рамках долгосрочной целевой Программы содействия занятости населения Владимирской области на 2012-2014 годы предусмотрено выделение из областного бюджета 1,7 млн. рублей на организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации 170 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

В январе-июне 2013 года на учете в центрах занятости населения Владимирской области состояли 304 безработные женщины, воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет. Из общей численности безработных женщин данной категории трудоустроены 90% (276 чел.). На профессиональное обучение по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, направлены 159 безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Из них около 70 % женщин (107 чел.) обучались по рабочим профессиям: водитель автотранспортных средств, кассир торгового зала, оператор котельной, парикмахер, повар, токарь, швея; более 30 % (52 чел.)- по специальностям: бухгалтер, менеджер.

Каждая вторая женщина (71 чел.) направлена на обучение по профессиям, обеспечивающим само занятость: парикмахер, продавец, бухгалтер, менеджер.

В первом полугодии 2013 года на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) направлены 74 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Затраты на профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком составили 602,9 тыс. рублей из средств областного бюджета.

Одна из главных задач для Союза женщин заключается в том, чтобы помочь женщине сочетать материнство, воспитание детей и трудовую деятельность. Это может быть работа на дому, гибкий график работ, обучение новой специальности, повышение квалификации, в том числе дистанционно. Особенно актуальны эти меры для женщин, которые воспитывают первого и второго ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, то есть в тот период, когда пособия являются достаточно скромными.

Союз женщин Владимирской области может эффективно вести работу по этим направлениям, привлекать деловые и отраслевые объединения, общественные организации, службы занятости, работодателей, совместно разрабатывать программы переобучения, создавать банки вакансий гибких форм занятости, стимулировать бизнес создавать такие рабочие места для женщин.»[10]

Прокомментировать ситуацию с новым Губернатором вло и назначенными ею женщинами на руководящие посты в областной администрации

Система управления трудовой занятостью женщин означает комплекс институционального, информационного и организационного механизмов. Она придерживается норм правовой базы, включает в себя административные и аналитическо-информационные структуры. Данная система обеспечивает функционирование структур управления рынком труда. Ее основные задачи: трудоустройство, регистрация безработных граждан, организация профессиональной переподготовки и ряд других задач. Однако, стоит заметить, что эта система работает не в полную силу. Количество обратившихся граждан в службу занятости при поиске работы составляет чуть более 7%. Приложение 1.

сноска

Основной документ, регулирующий охрану женского труда, - Трудовой кодекс РФ. Главой 41 Трудового кодекса РФ закреплены положения, содержащие особенности регулирования труда женщин. А именно: установлен примерный круг работ, на которых ограничивается применение женского труда; установлены требования к организации рабочего места; определены предельно допустимые нормы нагрузок; предусмотрены ряд гарантий и льгот беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также ряд других норм по охране женского труда.

Другим важным документом федерального уровня, определяющим рамки государственной политики в отношении положения женщин, стала Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ №6 от 8 января 1996г.

сноска

Данный документ определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женского труда. Он направлен на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Отмечается, что «невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывает наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время». Одна из основных задач – обеспечение равноправия женщин на рынке труда.

В Концепции основные направления работы по решению проблем женского труда расписаны весьма подробно, например:

1) добиваться установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

2) проанализировать современное положение женщин на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса;

3) оценить результаты применения ратифицированных Российской Федерацией конвенций МОТ, касающихся проблем трудящихся женщин;

4) привести законодательство РФ в соответствие с международными правовыми договорами о равенстве возможностей и обращения в сфере занятости, провести оценку политики равных прав и возможностей мужчин и женщин на рынке труда и имеющихся нормативно-правовых актов (наем, увольнение, профессиональный рост);

5) разработать механизм их эффективного применения;

6) разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателя в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

7) усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин;

8) предусмотреть систему санкций за нарушение законодательства и допущения дискриминации по отношению к женщинам;

9) совершенствовать механизм поддержки существующих и создания новых рабочих мест для женщин с широким привлечением государственного и частного инвестирования проектов. При разработке государственной социальной экономической политики учитывать развитие и поддержку отраслей с преимущественной занятостью женщин (легкая, текстильная промышленность и приборостроение и прочее);

10) способствовать организации дополнительных рабочих мест в сфере социальных услуг и обслуживании населения и т.д.

В заключительной части Конвенции говорится, что «в целях реализации Концепции следует обеспечить включение блоков вопросов по улучшению положения женщин в Российской Федерации в разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов, Федеральные, отраслевые и региональные программы».

Существует также целый ряд других нормативных документов, регулирующих охрану женского труда. Трудовое право как отрасль права весьма обширно, что является основанием для возникновения ряда актуальных на сегодняшний день проблем. Они достаточно многогранны и имеют место при нарушении любого из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.

Ряд положений трудового законодательства носят декларативный характер. Например, Трудовой кодекс содержит нормы, которые создают предпосылки для дискриминации женщин (ограничение рабочего времени, запреты на некоторые виды работ).

Эти 2 предложения не связаны по смыслу

Вследствие чего одной из важных проблем остается дискриминация женского труда. В связи с выполнением женщины репродуктивной функции и связанной с этим необходимостью для них особых условий режимов труда женская рабочая сила в условиях рыночной экономики все чаще подвергается дискриминационным ограничениям со стороны работодателей. Женщина находится в постоянном противоречии в плане реализации к способности к труду, так как ей надо трудиться в двух сферах – производственной и домашней. Из-за низкого уровня жизни в целях получения источника существования женщины вынуждены соглашаться практически на любые условия труда. Такая форма дискриминации носит односторонний характер, так как распространяется только на женщин. В современном мире при приеме на работу все равно действует дискриминация, но скорее всего она скрытая, так как в основном работодатели при отказе ссылаются на деловые качества работника, но в действительности отбор идет по половому или возрастному принципу. В соответствии с Трудовым кодексом РФ дискриминация в сфере труда запрещена, однако нет механизма реализации данного принципа. Следовательно, данная проблема обширна в современном мире и требует поиска путей ее решения.

Также существуют нарушения в охране женского труда на некоторых предприятиях. Зачастую работодатели допускают женщин к работе в условиях опасных для их жизни и здоровья. Так немалое число женщин занято на рабочих местах, запрещенных для них санитарными нормами (например, в гальванических участках и цехах, в травильных отделениях, в ряде химических и металлургических производств). Кроме того, в условиях высокой конкуренции за рабочие места, работодатели предпочитают работников, готовых к повышенным трудовым нагрузкам, экстренным изменениям рабочего графика и сверхурочным работам. В результате чего женщины занимают те отраслевые ниши, которые требуют меньше затрат сил, менее перспективны с точки зрения профессионального роста и, соответственно, ниже оплачиваются.

Государство уделяет недостаточно внимания формированию гендерных аспектов общественного сознания людей и созданию положительного образа работающих женщин.

В качестве вывода, стоит отметить активную государственную и политическую деятельность, направленную на улучшение положений трудящихся женщин. В современном трудовом праве разработаны специальные нормы и меры, которые направлены на оптимизацию работы и улучшение условий труда. Однако российское законодательство в сфере охраны труда нельзя назвать совершенным. С одной стороны государственная политика нацелена на особое отношение к охране труда женщин, но с другой стороны в связи с различными социальными льготами женщины становятся менее конкурентоспособными.

Таким образом, правовое положение трудящихся женщин зависит от правового регулирования труда, от тех мер, которые устанавливает законодательство с целью реализации их прав и гарантий.

Замечания к предыдущему параграфу + отсутствие практических примеров







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.