Здавалка
Главная | Обратная связь

Изменение трудового законодательства с целью улучшения положения трудящихся женщин



Реформирование российской системы правового регулирования труда основывается на совершенствовании программы государственной поддержки. В программу государственной поддержки охраны женского труда нужно включить:

1) Пропаганду социальных и экономических прав женщин, а также создание работающего механизма защиты таких прав;

2) Разработку и внедрение нового трудового законодательства, которое будет учитывать развитие рыночных отношений и новых форм собственности;

3) Внедрение в производство таких технологий, которые улучшат условия труда и позволят женщинам более активно проявлять свои способности и повышать свою квалификацию;

4) Поощрения для тех работодателей, которые содержат рабочие места для женщин в соответствии с установленными требованиями;

5) В добровольном порядке уменьшить занятость для некоторых категорий женщин (в частности женщин с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами);

6) Введение твердых социальных гарантий в бытовой сфере, которые разгрузят женщин в быту, и, следовательно, увеличат ее производительность на работе (например, дошкольные учреждения);

7) Уважительное отношение к проблемам женщин (в особенности женщин, имеющих детей);

8) В суды общей юрисдикции по гражданским делам ввести отдельный судебный отдел, который будет рассматривать трудовые споры, в том числе споры с участием беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей;

9) Специальные меры, которые в достаточной степени решат вопрос безопасности на рабочем месте и здоровых условий труда;

10) Положения, согласно которым по истечению отпуска по беременности и родам, трудоустраивать женщину или оформлять отпуск по уходу за ребенком, сохраняя при этом трудовой стаж;

11) Трудовое законодательство должно предусмотреть конкретные меры трудовой реабилитации женщин. С этой целью работодатели обязаны разрабатывать и осуществлять специальную целевую программу, которая содержала бы меры по восстановлению трудовых навыков женщин, повышению их квалификации и переквалификации.

Решение проблем совершенствования трудового законодательства является актуальной государственной задачей. Государство должно разрабатывать программы по охране женского труда, программы по улучшению положения женщин в трудовой сфере и активно их внедрять в бюджетные и внебюджетные организации.

Для совершенствования законодательства требуется достаточно много времени. Для того чтобы улучшить ситуацию в области охраны женского труда, нужно в корне поменять отношение людей к этому вопросу, необходимо изменить менталитет. Государство должно быть заинтересовано в безопасности не только людей, работающих на государственных предприятиях, но и тех, кто работает в негосударственных формах собственности.

Руководствуясь международными нормами права, органам исполнительной власти РФ необходимо учитывать конвенции Международной организации труда.

На сегодняшний день серьезным минусом для охраны труда является отсутствие специальных учебных заведений, которые бы готовили специалистов в данной сфере.

В связи с отсутствием грамотных специалистов допускается много ошибок. Соответственно необходимо создать такие ВУЗы, ввести новые специальности. Для эффективной работы актуальным является создание нормативного акта, который бы ввел в отделах охраны труда обязательное присутствие профильных специалистов с высшим образованием.

Также необходимо ввести в обязанность ежедневный контроль самых опасных рабочих мест с обязательным составлением отчетов о выявленных нарушениях или существующих проблемах. Руководитель обязан безотлагательно принять меры по устранению выявленных нарушений. Такая система в большей степени позволит предотвратить опасности на рабочих местах.

Следует осветить вопрос инвестирования предприятий с целью наличия капитала для осуществления достойной охраны труда. Многим организациями просто не хватает денежных средств для этой цели.

Каждый работник должен иметь доступ к информации о его правах и обязанностях. Нужно запретить законодательством увольнение работника в случае защиты им своих прав в области охраны труда. Для улучшения качества условий труда необходим тесный контакт работодателя с работниками. А именно проводить совместные встречи с целью выявления существующих неудобств на рабочих местах и во время их устранять. Вести эту работу лучше независимому эксперту в сфере охраны труда.

Следующий важный аспект в охране трудовой деятельности – это соблюдение гигиенических и санитарных требований на рабочем месте. Актуальность таких мероприятий объясняется изношенностью основных фондов, низким техническим уровнем используемых технологий, низким качеством контроля за состоянием производственной среды, нарушениями производственной и технологической дисциплины, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Зачастую в некоторых организациях можно наблюдать отсутствие средств гигиены. Такое отношение должно пресекаться на государственном уровне. Например, для смены рабочей одежды в специально отведенном месте должны находиться индивидуальные шкафчики; туалеты, душевые кабины должны убираться каждый день. В трудовое право необходимо включить обширную систему разных мероприятий, обеспечивающих безопасность для жизни и здоровья женщин на производстве. Например, санитарно-технические, социально-гигиенические, лечебно-профилактические и других другие мероприятия.

Трудовой кодекс РФ не содержит отдельной главы или хотя бы статьи, содержащей нормы по регулированию предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Для совершенствования трудового законодательства целесообразно было бы подумать о введении в Кодекс такой статьи или главы. Близко к этой проблеме стоит актуальная проблема профессиональных рисков и опасностей. Однако Трудовым кодексом такие проблемы не регулируются. В этой связи существует необходимость введения в кодекс специальных норм, регулирующих данный вопрос.

Охрана труда должна быть на важном месте, как на конкретном предприятии, так и в социальной сфере в целом. Для этого должны быть дополнительно разработаны мероприятия и программы, касающиеся охраны труда. Необходимо разработать единую правовую систему в сфере охраны труда, безопасности труда и медицины; разработать механизмы координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления охраной труда. Также нужно уточнить место охраны труда в социальной политике государства.

Российское трудовое законодательство требует внесения некоторых поправок с целью совершенствования системы охраны труда. Необходимо:

1) В XIII раздел Трудового кодекса РФ «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» ввести дополнение, предусматривающее штрафы за необоснованное увольнение женщин из-за сокращения штата.

2) В Закон РФ «О занятости населения РФ» добавить положения, которые обяжут разработать и реализовать социальные программы по трудоустройству женщин.

3) Внести дополнения в Федеральный закон «О рекламе», которые введут ответственность за рекламу, ущемляющую интересы и права женщин.

4) В кодекс об административных правонарушениях целесообразно добавить статью, предполагающую систему штрафов для тех работодателей, которые публично распространяют дискриминационную информацию о предлагаемых вакансиях.

5) В Налоговый кодекс РФ добавить положения, которые предусмотрят льготный режим налогообложения организаций с большим количеством работающих женщин.

Сноски на источники

6) Главу 41 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями» следует рассматривать как самостоятельную единицу системы трудового законодательства.

Одной из приоритетных проблем государства в современных условиях, по мнению специалистов Института медицины труда РАМН, становится профилактика нарушений репродуктивного здоровья женщин. От условий труда, выполнения социальных гарантий по защите работников (особенно беременных женщин) напрямую зависит воспроизводство здорового населения, в том числе и новых трудовых ресурсов. Необходимо вести регулярные наблюдения за здоровьем работающих женщин, ввести дополнительные обследования для прогнозирования вероятности нарушения репродуктивной функции.

сноска

В области теоретических исследований необходимо провести исследования по следующим направлениям:

1) Социальное управление в развитых странах занятостью женщин в сфере труда;

2) Эффективность работы этих механизмов;

3) Формирование образа женщины-работницы в сознании российского общества;

4) Влияние мирового кризиса на увеличение процента женской безработицы в России;

5) Мотивационные установки неработающим женщин трудоспособного возраста;

6) Латентная (то есть скрытая) женская занятость в трудовой сфере.

Обязанность по контролю и надзору над соблюдением трудового законодательства и других нормативных актов, которые регулируют труд женщин, должна быть возложена на Федеральную службу по труду и занятости. Необходимо также создать межведомственный региональный центр прогнозирования и контроля трудоустройства женщин и их профессиональной подготовки. А также общенациональную систему профессионального обучения женщин, которая решит задачи первичного образования, обучения ведению малого бизнеса. Все вышеперечисленные задачи должны быть введены исполнительной властью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления.

Как уже отмечалось ранее, в трудовом законодательстве есть некоторые недочеты. Ряд статей Трудового кодекса РФ требует внесения определенных изменений. Статья 253 Трудового кодекса РФ предусматривает ограничение применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Однако вопрос о способах таких ограничений в кодексе не нашел своего отражения. В связи, с чем осталось не раскрытым содержание понятия ограничения применения женского труда в указанных условиях. В соответствии с этим целесообразно дополнить текст данной статьи положением о том, что на указанных работах ограничение применения труда женщин осуществляется путем запрещения применении их труда на таких работах или путем сокращения рабочего времени. Также можно ограничить применение женского труда на тяжелых работах при помощи снижения доли рабочих мест.

Трудовое законодательство помимо норм, направленных на охрану здоровья женщин, включает нормы права об охране труда беременных женщин, женщин с детьми, а также нормы о создании таким женщинам условий для выполнения функции материнства. Статья 254 Трудового кодекса РФ содержит нормы по обеспечению безопасных условий труда для беременных женщин. В данную статью можно внести изменения в соответствии, с которыми оценка характера вредных факторов производства и степень их воздействия на беременных женщин ложится на работодателя. Это позволит беременным женщинам четко знать, каким опасностям они подвергаются. Статью можно дополнить положением, в соответствии с которым допускается возможность сокращения продолжительности рабочего времени для беременных женщин, что увеличило бы число средств, нужных для улучшения их условий труда. Кроме предусмотренных статьей 254 мер улучшению условий труда беременных женщин, необходимо создать предпосылки для планирования беременности женщинами. Планирование беременности позволит женщинам определить наиболее оптимальное время зачатия и рождения ребенка. В Трудовой кодекс нужно включить норму, которая обяжет работодателя перевести женщин, планирующих беременность, на другую работу с отсутствием воздействия вредных факторов производства.

Необходимо внесение изменений и дополнений в нормативные положения, регулирующие рабочее время и время отдыха беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет. В Трудовой кодекс РФ нужно ввести норму, в соответствии с которой беременным женщинам и недавно родившим женщинам будут предоставляться дополнительные перерывы с возможностью полежать и отдохнуть. Статья 258 Трудового кодекса РФ предполагает наличие перерывов для кормления детей в возрасте до полутора лет, однако эти перерывы имеют другое целевое назначение, их нельзя считать перерывами для отдыха.

Статья 261, включающая дополнительный перечень основания увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также одиноких матерей с детьми до 14 лет (или с ребенком-инвалидом до 18 лет), требует исключения данного перечня, так как вызывает некоторые сомнения.

Следует пересмотреть порядок исчисления трудового стажа, дающего право на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, а также для женщин, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.

В Трудовой кодекс РФ следует ввести нормы, согласно которым срок действия трудового договора будет продлен до окончания отпуска по беременности и родам. При этом женщина в строго оговоренные сроки должна предоставлять работодателю медицинскую справку, которая подтверждает факт беременности. Другие нормы и статьи также требуют корректировки и внесения определенных изменений.

Российское трудовое законодательство находится в рамках и определяет направленность законодательных установлений. Его дополняют промежуточные нормативные акты, которые в свою очередь состоят из постановлений Правительства, указов Президента, законов субъектов Федерации, нормативных правовых актов министерств и ведомств. Все это множество документов и нормативных актов зачастую противоречит и не соответствует друг другу. В связи, с чем целесообразно было бы обновить и упростить нормативные правовые акты, а также кодифицировать их. Объединение, сокращение и упрощение трудовых норм необходимо по целому ряду причин, в том числе и по причине доступности и приемлемости для применения на предприятиях. Согласно 15 статье Конституции РФ российское трудовое законодательство должно сочетаться с нормами международного права. Необходимо провести анализ трудовых норм права и изучить практику их применения.

Статьи 5 и 6 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», содержащие полномочия органов государственной власти, требуют своей переработки с учетом накопленного опыта по разработке правовых актов по охране труда. С этой целью нужно конкретизировать положения 7 статьи, которая посвящена полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны труда.

Необходимо законодательно закрепить статус специалистов и служб по охране труда федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, в современных условиях важно сформировать единое правовое поле в сфере охраны труда и техники безопасности. При формировании такой законодательной базы желательно использовать комплексный подход. В идеале трудовое законодательство должно состоять из одного основного закона и нескольких правовых актов более низкого уровня. Основная задача правовых актов – обеспечить исполнение закона.

Главная цель такого законодательства – реализация нормативных правовых актов в сфере охраны труда и социальной защиты работников.

Совершенствование законодательства в сфере охраны женского труда должно строиться на следующих идеях:

1) Необходимость учреждения государственного надзора и контроля за соблюдением действующих правовых норм, касающихся труда женщин;

2) Необходимость создания специального органа по трудоустройству женщин с комплексом особых полномочий;

3) Внесение ряда изменений в действующее трудовое законодательство с целью улучшения положения женщин в трудовых отношениях;

4) Обязанность работодателя объяснять поступающим на работу женщинам их прав и возможностей в соответствии с законом;

5) Включение в трудовые договоры положений, которые предусматривают меры по защите женского труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Женский труд является частью общественного труда – это участие женщин в процессе общественного производства, характер которого определяется социально-экономическим строем общества.

Охрана труда многогранна. Она представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Правовое регулирование труда женщин занимает центральное место в системе трудового законодательства. Необходимо создание правовой защиты, моральной и материальной поддержки материнства, сокращение рабочего дня женщинам, которые имеют детей. Нужно развивать законодательство в области охраны труда работающих женщин, создавать безопасные условия и благоприятные режимы труда.

Проведенное исследование по теме «Правовое регулирование труда женщин» позволяет сделать следующие выводы, а также сформулировать определенные рекомендации и предложения.

Современное трудовое законодательство широко учитывает интересы работающих женщин. В российском трудовом праве существует ряд законов и норм, регулирующих правовое положение трудящихся женщин (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты). Все эти нормы и правила преследуют главную цель – улучшить условия труда и оптимизировать рабочий процесс. Однако, существующие в законодательстве положения не соответствуют зарубежным стандартам. Правительство нашей страны должно предпринять еще много мер, чтобы обеспечить все требования основных международных документов в сфере улучшения положения женщин. Эти меры должны поднять уровень женского труда во всех производственных сферах.

В современных трудовых отношения имеют место проблемы занятости женщин. Наиболее остро стоит вопрос по решению проблем женской безработицы, дискриминации по половому признаку (гендерная дискриминация), нарушения санитарно-эпидемиологических норм и норм предельно допустимых нагрузок для женщин, а также ряд других проблем, касающихся женского труда.

Действующее законодательство не может в полной мере обеспечить женщин гарантиями занятости: присутствуют нарушения при приеме на работу и увольнении, сохраняется большое количество безработных женщин. Все существующие проблемы требуют их решения. Государству необходимо разработать специальные программы по улучшению положения работающих женщин и в обязательном порядке внедрить их во все организации.

Важным моментом при трудоустройстве является социальная адаптация женщин. Социальная адаптация – процесс активного приспособления отдельного человека или группы лиц к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды. Основными целями создания комплексной системы подготовки незанятого населения является борьба с безработицей, поддержка равновесия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, решение проблемы нехватки рабочих ресурсов с помощью профессиональной переподготовки и совершенствования квалификации трудоспособного населения.

Решение проблем совершенствования трудового законодательства является актуальной государственной задачей. Государство должно разрабатывать программы по охране женского труда, программы по улучшению положения женщин в трудовой сфере и активно их внедрять в бюджетные и внебюджетные организации.

С целью совершенствования трудового законодательства необходимо в программу государственной поддержки женщин включить систему контроля за соблюдением правовых и нормативных актов по охране труда в частности обеспечение безопасных и здоровых условий труда женщин; разработать и внедрить новое трудовое законодательство с учетом развития рыночных отношений. Необходимо уважительно относиться к проблемам женщин-матерей, вести широкую пропаганду социальных и экономических прав женщин в сфере труда, создать твердые социальные гарантии в области быта, образования и развития детей, а также создать безопасные и благоприятные условия труда. В идеале трудовое законодательство должно состоять из одного основного закона и нескольких правовых актов более низкого уровня. Основная задача правовых актов – обеспечить исполнение закона.

Главная цель такого законодательства – реализация нормативных правовых актов в сфере охраны труда и социальной защиты работников.

Вынесенные в работе предложения могут быть учтены в процессе совершенствования законодательных трудовых норм (кодексов или законов).

Таким образом, поставленная цель исследования была достигнута с помощью решения ряда задач. Был собран весь необходимый материал и изучены дополнительные источники. Были изучены характерные черты женского труда, проанализированы особенности правового регулирования труда женщин, выявлены актуальные на сегодняшний день проблемы и предложены пути совершенствования трудового законодательства с целью улучшения положения женщин в сфере труда.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.