Здавалка
Главная | Обратная связь

Религии Древней Греции и Древнего Рима



Важное место в развитии мировой цивилизации занимаетантичная культура, которая своими истоками связана с религиозными пред­ставлениями древних греков и римлян. Как и все другие религиоз­ные системы, религии древних греков и римлян прошли свой путь развития и претерпели на этом пути определенные эволюционные изменения. Историки, изучающие культуру, быт народов, населяв­ших Древнюю Грецию, отмечают, что в догомеровский период наибо­лее распространенными были тотемические, фетишистские и ани­мистические верования. Окружающий человека мир воспринимался древним греком как населенный различными демоническими сила­ми — духами, которые были воплощены в священных предметах, су­ществах и явлениях, которые обитали в пещерах, горах, источниках, деревьях и т. д. Это могли быть и звероподобные и человекообразные существа типа сатира Силена — одновременно демона источников и в то же время демона плодородия. Отзвуки подобных верований мы встречаем и в более поздний период. Таким существом является зна­менитый Пан — сын бога Гермеса и нимфы Дрионы. Он изображался с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой.

Догомеровская религия основана на культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается. Небо также является порождением Земли. Религиозное мировоззрение древнего грека этого периода в какой-то мере, воспроизведено в «Теогонии» Гесиода (Vie. до н.э.). Вначале существовал лишь вечный безграничный, тем­ный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из хаоса про­изошла и богиня Земли — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Зем­лей, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глу­бине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный мрак — Эреба и темную ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благородная земля породила беспредельное голубое небо — Урана и раскинулось Небо над землей. Гордо подня­лись к нему высокие Горы, рожденные Землей и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью Землей рождены Небо, Горы и Море и нет у них отца.

Далее Гесиод излагает борьбу богов и титанов, которые роди­лись от брака Земли — Геи и Неба — Урана. Эта борьба предстает как великая драма мироздания, в котором формируется новый порядок.

«Теогония» Гесиода написана в VI в. до н. э., когда греки уже жили в Элладе и в значительной мере ассимилировали распростра­ненную там более развитую крито-микенскую культуру. На базе этой культуры создается древнегреческий пантеон богов во главе с богом Зевсом. Древнегреческие боги — это человекоподобные суще­ства, живущие на вершине горы Олимп. Их взаимоотношения друг с другом являются своеобразным отражением отношений глав родо-племенных объединений — родовой аристократии раннеклассового древнегреческого общества. Зевс выступал как олицетворение царя-басилевса. Зевс правит миром, опираясь на аристократию богов: По­сейдона, Аида и т. д. Те, в свою очередь, правят подвластными им сферами мироздания, опираясь на свою аристократию в виде богов и духов. Посейдон правит Океаном, то есть всем водным пространст­вом. В ведении Аида находится подземное царство.

Древние греки далеко не отделяли от себя своих богов и резко не противопоставляли их людям. Боги часто вели себя как люди. Они ссорились, воевали друг с другом, соперничали, нередко влюбля­лись в людей, вступали с ними в брак и от них рождалось потомство типа героя Ахиллеса или Геракла. Их отличие от людей состоит в том, что они были бессмертны, могущественны, а это значит, что они способны были делать то, что не под силу смертному человеку — творить чудеса. И поскольку люди соразмерны богам, то они способ­ны были даже вступить с ними в схватку. И иногда эта схватка окан­чивалась победой людей, правда при этом им, как правило, помога­ли другие Боги.

Мировоззрение греков этого периода нашло свое образное от­ражение в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, а также работах древнегре­ческих мудрецов — философов. Как отмечалось ранее, мировоспри­ятие грека домикенско-критского периода характеризовалось преобладающим ощущением беспорядочности, несоразмерности, дисгармонии, хаоса. Мироощущение грека классического периода связано с идеями порядка, гармонии, космоса. Термин «Космос» и оз­начает упорядоченный гармонизированный мир. Непосредственно этим миром управляет Зевс. В его руках находятся судьбы богов и людей. И люди должны стремиться не разгневать Зевса и других бо­гов, принять меры к их умилостивлению. Поэтому в древнегреческой религии основной формой культовых действий являютсяжертво­приношения. С этой целью в городах строились храмы и алтари, по­священные различным богам. Наряду с общеэллинскими богами большой популярностью у народа пользовались свои местные боги. Кроме этого, древнегреческая религия признавала определенную специализацию богов и в соответствии с теми или иными потребнос­тями людей, в храмах этих богов проводились специализированные культовые обряды.

В древнегреческом культе широко использовалось предсказа­ние судьбы —прорицательство. Оно осуществлялось в знаменитом храме Апполона в Дельфах. Желающий узнать что-то важное о про­шлом или о будущем, обращался в этом храме с просьбой и служи­тельница этого храма — Пифия — сообщала ему в иносказательной форме волю богов. Значительное место в древнегреческом культе занимало также гадание по внутренностям жертвенного животного -гаруспиции. Это гадание проводил храмовый служитель — жрец. И от его предсказаний зависело как поведение простого человека, так и военноначальника, правителя. Перед тем как совершить какое-то крупное деяние: выступить в поход, начать сражение, обязатель­но обращались к прорицателям и проводили гаруспиции.

Проведение этих культовых действий было обусловлено одним из важнейших характеристик религиозного мировоззрения древних греков —веру во всесилие Рока. Рок властвует над богами и людьми. Судьба самого Зевса находится в руках Рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что пред­начертано богам и людям. Одни Мойры знают веления Рока. «Мойры правят миром» — одна из основополагающих идей древнегреческого мировоззрения. Мойра Клото прядет жизненную нить каждого чело­века, определяет срок его жизни. Оборвется нить и кончится жизнь. Мойра Лахес вынимает, не глядя, жребий, который выпадает челове­ку в жизни. Мойра Антропос заносит в свиток, все, что назначили че­ловеку ее сестры, а то, что занесено в свиток неизбежно.

Идея Рока, в той форме как она изложена нами выше, харак­терна мировоззрению грека раннего классического периода и ее ма­териальной основой в сознании человека являлось господство при­родной необходимости. В позднеклассический период происходит модификация этой идеи. В этот момент начинают утверждаться представления о свободе воли человека. Отныне Рок действует через свободную волю человека. Человек сам несет ответственность за свои деяния.

Древнегреческая религиозно-культовая система не была мо­нолитной, поскольку Древняя Греция никогда не знала государст­венной религии. В этой системе уживались различные культы. Исто­рики культуры отмечают наличие в древнегреческой религиозно-культовой системе двух противоположных культов, таких каккульт Аполлона и культ Диониса. Аполлон — бог солнечного света, мудро­сти, покровитель искусств — символизировал разум, закон, общест­венную гармонию. Его последователи исповедовали спокойствие и уравновешенность. Дионис — бог виноградарства и виноделия — символизировал стихийное, разрушительное, буйное, оргаистическое начало. Его последователи устраивали шумные оргии, во время которых пьяные люди совершали всякие бесчинства. В этот момент они не признавали никаких нравственных тормозов.

Культы Диониса и Аполлона являются традиционными куль­тами древних греков. Но уже в VI в. до н. э. в Греции появляются ре­лигиозные течения, в которых преобладают мистические настрое­ния. Одним из таких течений являетсяорфизм, последователи кото­рого исходили из учения мифического персонажа — певца Орфея.

В культе орфиков значительную роль играл образ умирающего и воскресающего бога. Другой разновидностью древнегреческого мис­тицизма былпифагореизм. Пифагорейцы — последователи гречес­кого мыслителя — философа и математика Пифагора. Пифагор счи­тал себя потомком Геракла, полубогом. И в это свято верили его уче­ники. Пифагорейцы разработали религиозно-культовую систему, в которой значительное место занимала процедура религиозной ме­дитации. Они также, как индуисты и другие представители древне­восточных религий, верили в переселение душ.

Эти религиозные течения оказали заметное влияние на фор­мирование такой формы религиозно-культовых действий, как зна­менитыеэлевсинские мистерии. Элевсинские мистерии связаны не­посредственно с культом богини плодородия и земледелия Деметры. Этот культ воспроизводил годичный цикл умирания и воскресения природы- И крестьяне в своих заботах и трудах, и женщины, жажду­щие потомства, обращались за помощью к Деметре и приносили ей многочисленные жертвы. Элевсинские мистерии проводились вес­ной, когда пробуждалась вся природа. Помимо жертвоприношений, они сопровождались плясками и представлениями.

Религия Древнего Рима прошла те же стадии эволюции, что и другие религии Древнего Востока и Древней Греции. О пережитках тотемических верований свидетельствует легенда об основателях Рима — братьях Ромуле и Реме, которых выкормила волчица. Заво­евание римлянами Древней Греции, культура которой находилась на значительно более высоком уровне развития, оказало влияние на все сферы жизни римского общества, в том числе и на религию. Рим­ляне заимствовали у древних греков, по сути дела, весь пантеон бо­гов, а также связанную с ними обрядность. Греческие боги в Риме по­лучили новые имена и новую прописку. Зевс — Юпитер, его жена Гера — Юнона, Деметра — Церера, мойры — Парки и т. д.Господст­вующей формой религии Римского государства в классический пе­риод был культ полисных богов, центральная роль в котором отво­дилась культу покровителя Рима — Юпитеру. Для совершения различных обрядов в центре города на капитолийском холме импе­ратором Тарквинием Гордым был сооружен величественный храм Юпитеру.

Римляне постоянно вели завоевательные войны и присоеди­нили к своему государству различные народы. Боги этих народов иногда пользовались популярностью среди других народов Рим­ской империи. Так, например, в эллинистический период в Римском обществе, особенно в армии, получил широкое распространение культ иранского бога Митры—митраизм. Состоящая из многих народов, исповедующих различные верования и культы, огромная Римская империя нуждалась в едином интегрирующем культе. Во времена Августа была предпринятапопытка создать культ импе­ратора. Были построены специальные храмы, статуи императора, разработана процедура культового действия, в том числе и в виде присяги на верность Римскому императору и его империи. Но эта по­пытка не увенчалась успехом. Многие народы встретили ее в шты­ки. Божественный статус императора воспринимался представите­лями этих религий как поклонение чужому идолу. А это обычаями многих религий рассматривалось как недопустимый грех, как отре­чение от своего истинного «национального» бога или богов. Особенно остро этот конфликт протекал в Палестине, где в это время господ­ствующее положение занимала религия древних еврейских племен

— иудаизм, к изложению вероучения культа и организации которо­го мы приступаем.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.