Здавалка
Главная | Обратная связь

III. Основные виды языковых универсалий

Б) боль -больно -больной -болеть –болеющий

В)терпение -терпеливо -терпеливый -терпеть -терпящий

г)light — свет; light— светлый;

д) water — вода; water - поливать

е)back — пятиться; back— назад; back — задний

ж) round — круглый; round— круг; round – кругом вокруг; round – округлять, округляться;

4. Одним из основных типологических признаков, выделяемых В. Скаличкой, является порядок слов в предложении. У языков флективного типа словопорядок свободный, а у языков агглютинативного и изолирующего типов — фиксированный. При этом в изолирующих языках структура предложения имеет вид: S + . Р + О, (подлежащее) (сказуемое) (дополнение), а в агглютинирующих языках глагол-сказуемое завершает предложение: S + О + Р. Проанализируйте нижеследующие примеры и решите, к какому типу языков можно отнести русский и английский языки на основе этого типологического признака.

Русский язык: 1.Мальчик прочитал книгу. 2.Книгу прочитал мальчик. 3.Прочитал мальчик книгу. 4.Прочитал книгу мальчик. 5. Книгу мальчик прочитал. 6.Мальчик книгу прочитал.

Все ли русские предложения кажутся вам естественными? Какое из приведенных выше предложений является наиболее обычным для русского языка? Каким образом порядок слов в предложении зависит от изменения его логического центра? Не является ли в некоторых случаях измененный порядок слов своеобразным стилистическим приемом?

Английский язык: a) Betty saw John in the street. 6) John hit Bill.1

Возможны ли какие-либо перестановки в данном английском предложении с сохранением его первоначального смысла?

III. Основные виды языковых универсалий

1. Ниже приводятся примеры разноуровневых универсалий; определите их принадлежность к тому или иному уровню структуры языка (фонологическому, грамматическому или лексическому) :

а) есть языки без фрикативных согласных, но не существует языков без взрывных;

б) существуют языки, в которых отсутствуют слоги, начинающиеся с гласных, но нет языков, в которых отсутствовали бы слоги, начинающиеся с согласных;

в) местоимения существуют во всех языках и различают при этом три лица;

г) если язык имеет категорию рода, то он обязательно имеет и категорию числа;

д) метафорический перенос значения наблюдается во всех языках;

е) такие семантические компоненты, как «пол», «возраст», носят универсальный характер, равно как их регулярное соединение в таких словах, как русское мальчик, английское boy, немецкое Knabe, французское gargcon и т. д.

2. Сформулируйте логическую структуру элементарных и импликационных универсалий. Приведите примеры импликационных универсалий. Всегда ли импликационные универсалии являются абсолютными или они могут носить статистический характер?

3. Дайте определение диахронических универсалий; приведите примеры диахронических универсалий. Как формулируется логическая структура диахронических универсалий?

4. Определите вид приведенных ниже универсалий и проиллюстрируйте их примерами из известных вам языков.

В русском языке нет ни одного временного предлога, который по своему происхождению не был бы пространственным (пространственные значения обычно сохраняются наравне с временными) , и это закон для всех языков, знающих предлоги и послелоги.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.