Здавалка
Главная | Обратная связь

Ахметова Калампир Кукеевна, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики ЕНУ им. Л.Н.Гумилева.

СИЛЛАБУС

 

R (K) Ya 1105 русский язык

(шифр и наименование модуля)

 

по дисциплине R (K) Ya 1105 русский язык

 

для студентов специальности (ей) «5В020300 –История+Культурология; 5В020600-Религиоведение +Археология и этнология;

В071900-Радиотехника, электроника и телекоммуникации».

 

 

Астана


Ахметова Калампир Кукеевна, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики ЕНУ им. Л.Н.Гумилева.

Контактный телефон: 37-75-69 внутр. 32201. E-mail: adil_02.05.89@mail.ru

Научные интересы: методика преподавания русского языка, двуязычие и проблема перевода, коммуникативно-семантический аспект лексики различных текстов, лингвистика художественного текста.

Научная школа: аспирантура Кар ГУ им. Букетова, науч. Руководитель д.п.н., профессор Мейрамов Г.А.

 

 

2. Название, код учебной дисциплины и количество кредитов.

Название: Русский язык Код: R(K)Ya 1105 Количество кредитов: 6

 

3. Время и место проведения дисциплины: 1-2 семестры; в соответствии с расписанием.

 

4. Пререквизиты учебной дисциплины: Эффективность обучения русскому языку зависит от уровня языковой подготовки в средней школе, знания полного объема школьной программы русского, а также казахского и иностранных языков (для сопоставления фонетической, грамматической систем языков); основ практической стилистики, культуры речи (правильность речи: норма и ударение, речевая культура в научном, учебном общении); навыков и умений логического мышления, обобщения и систематизации материала.

 

5. Характеристика учебной дисциплины.

Дисциплина «Русский язык» состоит из двух частей: корректировочной и основной. Теоретические сведения и практические упражнения, составившие содержание корректировочной части, направлены на выработку определенных языковых навыков, совершенствование устной/письменной русской речи студентов-билингвов. Основной курс призван вооружить студентов языковой и коммуникативной компетенцией в области научного общения, а также умением ориентироваться в разных сферах словесной коммуникации.

 

5.1 Назначение дисциплины: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и является обязательной для изучения студентами 1-х курсов всех специальностей университета.

5.2 Цель изучения учебной дисциплины: Формирование базового уровня комплекса коммуникативных компетенций: владение языковым материалом для использования в виде устных/письменных высказываний в разных функциональных сферах общения, с приоритетом научно-профессиональной речи; способность решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи (умение давать оценку полученной информации, извлекать из текстов новую информацию, составлять тексты учебно-научных, научно-профессиональных жанров, выступать на профессиональные темы) и т.п.

5.3 Задачи изучения учебной дисциплины: 1) сформировать у студентов речевые навыки и умения использования научной литературы по специальности с целью получения информации, формирующей профессиональную компетенцию; 2) сформировать представления об особенностях функционирования языка в научном дискурсе; 3) обучить студентов приемам структурно-семантического и смысло-лингвистического анализа текстов, необходимых в учебной и научной коммуникации; 4) способствовать развитию логики мышления на основе научных текстов по специальности; 5) научить использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач учебно-профессионального общения.

5.4 Содержание учебной дисциплины: Углубление научного представления о русском языке, свободное владение устной/письменной речью во всех сферах его функционирования. В соответствии с требованиями программы студенты получат сведения о содержании и оформлении жанров научного стиля: план, тезисы, конспект, аннотация, отзыв, рецензия, реферат. Кроме того, студенты научатся формировать общепредметные умения в научно-профессиональной сфере, к которым относится составление обзоров, работа над компрессией текста, реферирование, рецензирование, написание отчетов.

5.5 План учебной дисциплины.

 

СЕМЕСТР

№ недели Название темы Форма организации обучения и кол-во часов Задания для СРО
1.   Язык и его основные функции (коммуникативная функция, информативная функция, функция воздействия). практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Сочинение «Роль языка в жизни общества», «Родной язык – язык матери».
2.   Речь, общая характеристика форм и видов речи. Устная речь, ее ведущие признаки. Основные жанры письменной речи практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Сообщение «Языковая политика в Казахстане», «О триединстве языков»
3. Текст как единица связной речи, признаки текста. ССЦ как компонент текста. Способы межфразовой связи в ССЦ. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Пословицы, поговорки, высказывания писателей, ученых о языке.
4.   Типы монологической речи: описание, повествование, рассуждение. Языковые особенности текстов-описаний. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Презентация «Астана – город мечты». Экскурсия по северной столице.
5.   Повествование в различных сферах общения. Языковые особенности текстов-повествований. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Сочинение «Какой я представляю Республику Казахстан в будущем».
6.   Языковые особенности текстов-рассуж-дений. Виды рассуждений (объяснение, доказательство, размышление). практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Составление монологов-рассуждений на основе прочитанно­го.
7.   Языковые особенности текстов-повество-ваний с элементами описания. Рубежный контроль практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Реферат на тему «Реформы в вузовском образовании».
8.   Общая характеристика функциональных стилей речи. Разговорный стиль, его языковые особенности. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Сопоставительный анализ текстов разных функциональных стилей.
9.   Стиль художественной литературы, средства выразительности в художественном стиле. Жанры художественного стиля. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Реферат «Национальные праздники, традиции и обычаи народов РК».
10.   Публицистический стиль, его языковые особенности. Жанры и сферы использования публицистического стиля. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Обзор газет «Международные связи Казахстана с другими странами».
11.   Официально-деловой стиль и его языковые особенности. Основные жанры документации. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   (характеристика, автобиография, заявление, доверенность).
12.   Научный стиль речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры и основные подстили научного стиля речи. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Беседа-полилог о научном стиле. Знакомство с жанрами научной речи.
13.   Особенности научного стиля на лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом уровнях. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Анализ текстов научного стиля, выделение языковых средств выражения.
14.   Основные пласты лексики научной речи: общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Введение в активный словарь терминов по специальности.
15.   Морфология и синтаксис научного стиля речи. Рубежный контроль практ. – 3 ч. СРО – 6 ч. . Составление микротекстов на заданную научную тему.
  Всего 135 ч.

СЕМЕСТР

№ недели Название темы Форма организации обучения и кол-во часов Задания для СРО
1.   Основные признаки научного текста. Структура, смысл и коммуникативные задачи текста. Микротема текста. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Со­ставление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?».
2.   Данная и новая информация текста. Смысловое деление текста. Роль предложения в тексте. Прогрессия текста. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Формулирование тем с использованием специальной лексики.
3.   Компрессия как вид переработки научного текста. Основные виды и правила компрессии текста-первоисточника. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Составление кратких сообщений-монологов научного стиля.
4.   План как форма записи научного текста. Составление плана в научной сфере. Виды планов. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Работа над составлением плана научного проекта по специальности.
5.   Тезисы, виды тезисов в сфере науки. Тезирование научного текста. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Составление текстов научного стиля по опорным словам.
6.   Конспект, его виды. Составление плановых, текстуальных, тематических и свободных конспектов. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Составление конспекта и тезисов текста по специальности.
7.   Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат. Рубежный контроль практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Чтение текстов по специальности, беседа по содержанию текстов.
8.   Аннотация как жанр научного стиля, его виды. Аннотирование научных текстов. Особенности справочной аннотации. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Составление аннотации к статье по специальности.
9.   Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Подготовка сообщения к научной конференции.
10.   Реферат. Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Реферат «Наука современного Казахстана», «Ученые Казахстана».
11.   Рецензия как жанровая разновидность научной речи Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Составление рецензии и отзыва к научной работе по специальности.
12.   Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч. Анализ текста из учебника по специальности.
13.   Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Подготовка доклада по специальности. Обсуждение сообщений.
14.   Понятие о подстилях научного стиля.Собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный подстили. практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Преобразование текста научного подстиля в научно-популярный.
15.   Культура речи. Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Рубежный контроль практ. – 3 ч. СРО – 6 ч.   Защита реферата по научной теме по специальности.
  Всего 135 ч.

6. Список основной и дополнительной литературы.

 

6.1. Основная литература:

1.Русский язык. Учебное пособие для студ. казахских отд. ун-тов (бакалавриат) / Под ред. К.К Ахмедьярова., Ш.К. Жаркынбековой. – Алматы: Қазақ университеті, 2008.

2. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2006.

3. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика. – Алматы: Раритет, 2004.

4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

5. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи. – Алматы: Ана тiлi, 1993. – 143 с.

6. Жаналина Л.К., Сарбаева Т.М. Практический курс русского языка. – Алма-Ата: Рауан. 1992. – 173 с.

7. Демидова А.К. Пособие по русскому языку (Научный стиль. Оформление научной работы). – М.: Русский язык, 1991. – 201 с.

8. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. – 168 с.

6.2. Дополнительная литература:

9. Троянская Е.С. Обучение чтению научной литературы. – М.: Наука, 1989.

10. Пособие по обучению профессиональной научной речи. – М.: Высшая школа, 1984.

11. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. – М.: Высшая школа, 1984.

 

7. Контроль и оценка результатов обучения.

Планируется проведение текущего контроля в ходе практических занятий, контроль качества выполнения СРОП и СРО, два рубежных контроля в форме письменного и устного опроса, итоговый контроль в форме комбинированного экзамена.

 

Текущий контроль 20 %
Контроль СРО 20 %
1-ый рубежный контроль (устный опрос) 10 %
2-ой рубежный контроль (коллоквиум) 10 %
Промежуточная аттестация 40 %
Всего 100 %

 

8. Политика академического поведения и этики.

Объем учебной нагрузки дисциплины «Профессиональный русский язык» составляет 2 кредита или 90 ч., из них 45 ч. аудиторных занятий, 90 ч. СРО.

Требования к студентам: обязательное посещение аудиторных занятий, предварительная подготовка к практическим занятиям, активная работа во время занятий, выполнение заданий для самостоятельной работы студентов, участие во всех видах контроля.

 

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры теоретической и прикладной лингвистики.

Протокол № 1 от « 01 » сентября 2012 г.

 

 

Зав. кафедрой Журавлева Е.А.

 

Доцент Ахметова К.К.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.