Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самостоятельной работы студентов



СИЛЛАБУС

  1. Общие сведения

1.1. Казахский национальный медицинский университет

1.2. Кафедра амбулаторно-поликлинической педиатрии

1.3. Детские болезни, код дисциплины – DB-4304

1.4. Специальность – 051301 – «Общая медицина»

1.5. Объем учебных часов – 59 часов

Лекции 4 часа

Практические (семинарские) занятия 18 часов

Cамостоятельная работа студентов под руководством преподавателя 17 часов Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС) 20 часов

1.6. Курс – 4, Семестр – 7 – 8

Форма контроля: рубежный контроль

 

Алматы, 2013

 

Пересмотрен и утвержден на заседании кафедры амбулаторно - поликлинической педиатрии,

протокол № ___ от «____» ________ 2013 г.

 

 

«Утверждаю»

 

Заведующий кафедрой,

д.м.н., профессор Дадамбаев Е.Т.

1. Общие сведения:

1.1. Наименование вуза: Казахский Национальный Медицинский Университет

им.С.Д.Асфендиярова

1.2. Кафедра: Амбулаторно-поликлиническая педиатрия

1.3. Дисциплина, код дисциплины: Детские болезни (DB-4304)

1.4. Специальность: 051301 «Общая медицина»

1.5. Объем учебных часов – 59 часов

1.6. Курс и семестр изучения – 4 курс, 7-8 семестр

1.7.Сведения о преподавателях:

 

ФИО Должность, категория, научное звание Ученая степень Приоритетные научные интересы
Дадамбаев Едиль Тайтулеович Зав. кафедрой, профессор, врач-педиатр высшей категории д.м.н. Педиатрия, нефрология, эндокринология, иммунология
Рахимова Клара Вильямовна профессор, врач-педиатр высшей категории д.м.н. Педиатрия, неонатология
Ибраева Камиля Ертаевна доцент, врач-педиатр высшей категории к.м.н. Педиатрия, кардиология, пульмонология
Сарбасова Жанна Оразбаевна доцент, врач-педиатр высшей категории, сертификат врача-эксперта к.м.н. Педиатрия, иммунология, экспертиза качества оказания медицинских услуг
Мамбетова Индира Зинабдиновна и.о. доцент, завуч, врач-педиатр высшей категории к.м.н. Педиатрия
Смагулова Алия Болатовна и.о. доцент, врач-педиатр высшей категории к.м.н. Педиатрия, УЗИ диагностика
Зулхажы Айгуль ассистент, врач-педиатр высшей категории к.м.н. Педиатрия
Еспанова Айгуль Сарсенбаевна ассистент, врач-педиатр высшей категории к.м.н. Педиатрия
Ажахметова Мира Зекеновна ассистент, врач-педиатр высшей категории, сертификат врача-пульмонолога к.м.н. Педиатрия, пульмонология
Шим Виктор Робертович ассистент, врач-педиатр первой категории - Педиатрия
Аринова Асель Нуртаевна ассистент, сертификат врача-педиатра - Педиатрия
Бокетова Бибигуль Нусипхожаевна ассистент - Педиатрия
Тажиева Катия Нурыллаевна ассистент, сертификат врача-педиатра - Педиатрия
Абирова Айсара Чиимбековна ассистент, сертификат врача-педиатра - Педиатрия
Измайлова Слу Хабибиевна ассистент, врач-педиатр высшей категории к.м.н. Педиатрия
Жадыкова Алма стажёр-преподаватель - Педиатрия

 

1.8.Контактная информация:

 

База кафедры ППС Адрес Телефоны
1. ГДП №7 Дадамбаев Е.Т. ул.Ш.Калдаякова 74, кабинет №325 р.т. 8(727) 291-88-70 д.т. 3-89-91-65 с.т. 87772455552 e.dadambaev@rambler.ru
2. ГДП №12, филиал Рахимова К.В. ул.Байсеитова, 40, кабинет 19 д.т. 262-79-66, 327-69-34 с.т. 87058735542
3. ГП №16 Ибраева К.Е. ул.Шаляпина, 19а р.т. 221-34-46 д.т. 255-73-52 с.т. 87017817580 kamilya_i@mail.ru
ГДП №7 Сарбасова Ж.О. ул.Ш.Калдаякова, 74, кабинет №1 р.т. 8(727) 291-88-70 д.т. 234-63-94 с.т. 87772556044 sarbassova@mail.ru
ГДП №8 Мамбетова И.З. ул.Толе би, 249 р.т. 240-86-85 д.т. 2270549 c.т. 87017377587 i.zinabdin@mail.ru
ГДП №8 Смагулова А.Б. ул.Толе би, 249 р.т. 240-86-85 д.т. 222-35-27 с.т. 87017375190 alia_sb@mail.ru
ГП №12 Зулхажы А. ул.Бухар Жырау, 45 р.т. 274-76-76 д.т. 376-20-31 с.т. 87013017818 zul_ai@mail.ru
ГДП №1 Еспанова А.С. ул.Жибек жолы, 79 р.т. 279-45-01 д.т. 292-78-86 с.т. 87011455403 aiya 68@mail.ru
ГДП №17 Ажахметова М.З. ул. Басенова 2, каб.225 mira.azhahmetova@mail.ru
ГП №11 Шим В.Р. Жумабаева, 87 д.т. 294-97-42 с.т. 87773965745 victorr@mail.ru
ГДП №8 Аринова А.Н. ул.Толе би, 249 р.т. 240-86-85 д.т. 384-89-41 с.т. 87011568515
ГДП №6 Бокетова Б. Н. ул. Пушкина 26, уг. Маметова д.т. 250-40-57 с.т.87014012826 bibosh_70@mail.ru
ГДП №4 Тажиева К. Н. пр. Сейфуллина 81 с.т. 87016339878 tazhievakatya@mail.ru
ГДП №1 Абирова А.Ч. ул. Жибек жолы, 79 с.т.87714667677 abirova_aisara@inbox.ru
ГДП №3 Измайлова С.Х. ул.Толе би 157, уг.Байзакова д.т. 292-46-49 с.т. 87772577214
ГДП №8 Жадыкова А. Ж. ул.Толе би, 249 д.т.274-86-44 с.т.87021938280 alma_zh85@mail.ru

 

1.9. Политика дисциплины: общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе обучения заключаются в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.

 

Общие требования кафедры:

1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий

2. К началу занятий каждый студент должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, фонендоскоп, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь.

3. Студент не должен опаздывать на лекции, практические занятия.

4. Студент должен принимать активное участие в учебном процессе; иметь конспект лекций, знать теоретический материал, решать ситуационные задачи, тестовые задания, освоить и уметь применить объективные методы обследования больных: пальпацию, перкуссию, аускультацию.

5. Студент должен ежедневно выполнять свою самостоятельную работу под руководством преподавателя (СРСП). Самостоятельно изучать предложенный по данной теме учебно-методический материал, выполнять домашние задания, проходить текущий контроль. Активно применять знания и практические навыки на амбулаторном приеме или при обслуживании больных на дому. Обращаться к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями при появлении затруднений в понимании и усвоении учебного материала, выполнении других учебных действий.

6. Обязательное выполнение СРС по 1 теме.

7. Срок сдачи материалов СРС (ситуационные задачи, алгоритмы диагностики, схемы лечения) и защита темы СРС осуществляется в установленное время согласно тематическому плану.

8. Корректное отношение студентов к пациентам и сотрудникам клинических баз.

9. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием зав. кафедрой или завуча кафедры.

 

Штрафные меры при невыполнении разделов работы:

· при пропусках занятий по уважительной причине в объеме менее 30 % часов на студента подается рапорт на имя заведующего кафедрой

· при пропусках занятий более 30% подаётся рапорт в деканат

 

2. Программа

2.1. Введение

Охрана здоровья детей обеспечивается сетью лечебно-профилактических детских учреждений. Большое значение в осуществлении мероприятий по воспитанию здорового ребенка приобретают детские поликлиники. Лечебно-профилактическую помощь в детских поликлиниках осуществляет участковый педиатр. Особенностью его работы является осуществление непрерывного наблюдения за развитием и здоровьем ребёнка с первого дня жизни, организации мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, обеспечению квалифицированной медицинской помощи.

Характерными особенностями профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения являются: осуществление диспансерного наблюдения за здоровьем детского населения, профилактика инфекционных заболеваний, лечение заболевших детей до полного клинического выздоровления на дому, в поликлинике. Обеспечение ургентной догоспитальной диагностики, диспансеризация больных детей, медицинская и социальная реабилитация, санитарно-просветительная и санитарно-гигиеническая работа с родителями, решение медико-социальных проблем детей и семьи.

На 4 курсе в поликлинике отрабатываются вопросы организации антенатальной профилактики и диспансерного наблюдения новорожденных и недоношенных детей, организационные вопросы профилактики инфекционных заболеваний, прививочного календаря, противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции, вопросы диспансеризации здоровых и больных детей.

Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития в каждом возрастном периоде требует от врачей поликлиники широкого круга знаний, включающих генетические, анатомо-физиологические, клинические, психологические, социальные и др. аспекты, а также ряд специфических навыков и умений.

 

2.2.Цель дисциплины: формирование знаний и умений по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в амбулаторных условиях.

 

2.3.Задачи обучения:

  • изучение основных принципов организации лечебно-профилактической помощи детям в условиях детской поликлиники
  • ознакомление с функциональными обязанностями участкового врача
  • освоение принципов организации диспансерного наблюдения за здоровыми детьми раннего и старшего возраста
  • овладение принципами рационального питания и вскармливания
  • овладение методами профилактики фоновой патологии
  • осуществление диспансерного наблюдения за больными детьми
  • умение проводить санитарно-просветительную работу, санитарно-гигиеническую работу, пропагандировать здоровый образ жизни

· воспитание правовых и нравственных норм деятельности врача-педиатра

 

2.4.Конечные результаты обучения:

Формировать знание:

· Основные показатели деятельности детских лечебно-профилактических учреждений

· Задачи и принципы диспансерного наблюдения за здоровыми детьми в поликлинике

· Формы и методы лечебно-профилактической помощи новорожденным и грудным детям в

условиях поликлиники

· Принципы диспансеризации здоровых детей и подростков

· Комплексная оценка состояния здоровья детей, распределение детей по группам здоровья и группам риска

· Физическое и нервно-психическое развитие детей в различные возрастные периоды, вопросы гигиенического обучения и воспитания детей

· Принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей

· Специфическая профилактика инфекционных заболеваний

· Вопросы диспансерного наблюдения детей при различных заболеваниях

· Вопросы санитарно-просветительной работы с родителями и детьми (уход за беременными и детьми раннего возраста)

· Основы врачебной этики и деонтологии

 

Формировать умение:

· Проводить антенатальную охрану плода

· Оценивать физическое и нервно-психическое развитие ребенка согласно рекомендациям ВОЗ

· Оценивать детей по принадлежности к группам здоровья, выделять детей в группы риска

· Дать комплексную оценку состояния здоровья детей

· Составить план диспансерного наблюдения

· Проводить мероприятия по вскармливанию и уходу за ребенком, согласно рекомендациям ВОЗ

· Проводить специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний

· Организовать санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание детей

 

Формировать владение навыками:

- осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации детей

- измерения артериального давления, пульса и частоты дыхания у детей

- оценки физического и нервно-психического развития детей

- определения группы здоровья и группы риска

- рационального вскармливания

- иммунопрофилактики инфекционных заболеваний

- диспансерного наблюдения здоровых детей в различные возрастные периоды

- диспансерного наблюдения детей при различных заболеваниях

- санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни

 

Формирование коммуникативных навыков:

- установление контакта с ребенком и родителями

- умение ясно и точно излагать свои рекомендации

- умение комментировать и анализировать ситуацию

- беседа с родителями

 

2.5. Пререквизиты: анатомия 2, физиология- 2, патологическая физиология-2, коммуникативные навыки, пропедевтика внутренних болезней, гигиена детей и подростков, основы доказательной медицины.

 

2.6 Постреквизиты дисциплины:общая врачебная практика, скорая неотложная медицинская помощь, интернатура по общей врачебной практике, интернатура по детским болезням.

Содержание дисциплины

2.7.1. Краткое содержание тем лекций и объем в часах

Темы Продолжи-тельность лекций
Тема: Основы профилактической педиатрии. 1 час
  Организация наблюдения за беременными в детских поликлиниках. Выделение групп риска среди беременных. Организация патронажного наблюдения в период новорожденности на участке. Критерии здоровья новорожденных. Новорожденные высокого риска. Организация лечебно-профилактической помощи недоношенным детям.  
Тема: Комплексная оценка состояния здоровья детей. 1 час
  Критерии здоровья, их распределение по удельному весу для установки групп здоровья. Комплексная оценка уровня здоровья детей. Распределение детей по группам здоровья.  
Тема:Диспансеризация детей с острыми и аллергическими заболеваниями органов дыхания. 1 час
  Диспансеризация и методы оздоровления детей с острой бронхо-легочной патологией. Группы риска аллергических заболеваний. Классификация респираторных аллергозов. Диспансерное наблюдение. Организация условий для реабилитации на дому и ДДУ.  
Тема: Диспансеризация детей с хронической патологией. 1 час
  Диспансеризация и методы оздоровления детей с хронической бронхо-легочной патологией, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с диффузными заболеваниями соединительной ткани, с патологией желудочно-кишечного тракта, желчевыделительной и мочевыделительной систем. Лечебные мероприятия. Профилактика обострений. Санаторно-курортное лечение. Критерии эффективности диспансеризации.  
  Всего: 4 часа

 

2.7.2. Краткое содержание тем практических занятий и объем в часах

Темы Продолжи-тельность занятий
день Тема:Лечебно-профилактическая помощь новорожденным в условиях детской поликлиники. Особенности врачебного наблюдения за недоношенными детьми. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни. Вскармливание детей грудного возраста. Диспансерное наблюдение за детьми раннего и дошкольного возраста. 3,6 часа
  Организация патронажного наблюдения в периоде новорожденности. Оценка переходных состояний. Особенности патронажного наблюдения недоношенных детей на участке. Критерии здоровья новорожденных, определение группы направленного риска. Врачебный контроль за состоянием здоровья детей первого года жизни. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Виды вскармливания детей грудного возраста. Техника грудного вскармливания. Сроки введения корригирующих продуктов, прикорма. Техника проведения смешанного и искусственного вскармливания. Определение диспансеризации. Система диспансерного наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий в работе участкового врача. Показатели диспансеризации. Анализ ее эффективности.  
день Тема:Специфическая иммунопрофилактика. Диспансерное наблюдение детей с фоновой патологией (рахит, острые и хронические расстройства питания, ЖДА, аномалии конституции). 3,6 часа
  Профилактика инфекций. Прививочный кабинет поликлиники. Прививочный календарь. Активная иммунизация. Пассивная иммунизация. Показания и противопоказания к прививкам. Сроки проведения и подготовка детей к прививкам. Обычные, общие и местные реакции на прививки. Необычные реакции и поствакцинальные осложнения. Методы контроля эффективности иммунизации. Экспертный анализ осложнений иммунопрофилактики. Экспертный анализ качества противоэпидемической работы на участке. Виды расстройств питания и пищеварения у детей раннего возраста. Рахит. ЖДА. Аномалии конституции. Факторы, способствующие развитию этих состояний у детей. Ранняя диагностика клинических проявлений. Лечение. Лабораторный контроль. Диспансеризация. Профилактика. Реабилитация.  
день Тема:Диспансерное наблюдение детей с острой и хронической патологией органов дыхания и аллергическими заболеваниями. 3,6 часа
  Диспансеризация и методы оздоровления детей с острой и хроничес-кой бронхолёгочной патологией. Группы риска аллергических заболеваний, классификация аллергозов. Респираторные аллергозы. Реабилитация, санаторно-курортное лечение Диспансерное наблюдение. Критерии эффективности диспансеризации, снятие с учета. Диспансеризация часто болеющих детей.  
день Тема:Диспансерное наблюдение детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. 3,6 часа
  Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями сердечно-сосу- дистой системы, с диффузными заболеваниями соединительной ткани, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей. Лечебные мероприятия. Санаторно-курортное лечение. Профилактика заболеваний, обострений, рецидивов. Критерии эффективности диспансеризации.  
день Тема:Диспансерное наблюдение детей с заболеваниями мочевыделительной системы. 3,6 часа
  Длительность и частота диспансерного наблюдения детей с острой и хронической патологией мочевыделительной системы, клинические и лабораторные исследования, проводимые при осмотре диспансерного больного. Лечебные мероприятия в условиях детской поликлиники. Оформление медицинских отводов от прививок. Санаторно-курортное лечение. Принципы реабилитации, профилактика обострений и рецидивов. Критерии эффективности диспансеризации, снятие с учета. Рубежный контроль.  
  Всего: 18 часов

2.7.3. Тематический план лекций и практических занятий

2.7.4. Тематический план лекций

Темы Форма проведения лекции Продолжи-тельность лекций
Основы профилактической педиатрии. проблемная 1 час
Комплексная оценка состояния здоровья детей. тематическая 1 час
Диспансеризация детей с острыми и аллергическими заболеваниями органов дыхания. тематическая 1 час
Диспансеризация детей с хронической патологией. тематическая 1 час
  Всего:   4 часа

2.7.5. Тематический план практических занятий

Темы Форма проведения Продолжи-тельность занятия
Лечебно-профилактическая помощь новорожденным в условиях детской поликлиники. Особенности врачеб-ного наблюдения за недоношенными детьми. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жиз-ни. Вскармливание детей грудного возраста. Диспансерное наблюдение за детьми раннего и дошкольного возраста. Работа в малых группах; освоение практических, правовых навыков; консультации с преподавателем по возникающим вопросам.   3,6 часа
Специфическая иммунопрофилакти-ка. Диспансерное наблюдение детей с фоновой патологией (рахит, хрони-ческие расстройства питания, ЖДА, аномалии конституции). Устный опрос, решение тестовых и ситуационных заданий, работа в малых группах; консультации с преподавателем по возникающим вопросам, интерпретация лабораторных данных.   3,6 часа
Диспансерное наблюдение детей с острой и хронической патологией органов дыхания и аллергическими заболеваниями. Устный опрос, решение тестовых и ситуационных заданий, работа в малых группах, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, интерпретация лабора-торных данных.Проверка коммуникативных навыков методом устного опроса.   3,6 часа
Диспансерное наблюдение детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Устный опрос, решение тестовых и ситуационных заданий, работа в малых группах, освоение комму-никативных навыков, консульта-ции с преподавателем по возника-ющим вопросам, интерпретация лабораторных данных и функци-ональных исследований.   3,6 часа
Диспансерное наблюдение детей с заболеваниями мочевыделительной системы. Устный опрос, решение тестовых и ситуационных заданий, работа в малых группах, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, интерпретация лабора-торных данных и функциональ-ных исследований.Проверка практических, правовых навыков методом устного опроса и тестирования. Сдача СРС, СРСП. Рубежный контроль в виде тестирования.   3,6 часа
  Всего:   18 часов

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов, наряду с аудиторной, представляет одну из форм образовательного процесса и предназначена для формирования навыков самостоятельной работы в учебной и научной деятельности. Исходя из новой образовательной парадигмы, начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой деятельности.

 

2.8.1. Задания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Функции СРСП:

- первая предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных (практических) занятий по дисциплине

- вторая предполагает самостоятельное, на основании рекомендаций, изучение учебно-методических пособий, литературных источников, выполнение домашних заданий, контрольных и курсовых работ, прохождение текущего и рубежного контроля и др.

- третья состоит в анализе и систематизации студентами своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднения в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя, строит собственные версии ответов на эти вопросы.

- четвертая состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями. СРСП может проводиться в виде тренингов, работы в малых группах, дискуссий, деловых и дидактических игр, презентаций, составления кейса, разработки проектов (индивидуальных или групповых).

 

В качестве самостоятельной работы под руководством преподавателя на кафедре определены следующие формы заданий:

· Амбулаторный прием (обслуживание на дому) и составление диагностических критериев

· Амбулаторный прием (обслуживание на дому) и составление схемы лечения

· Амбулаторный прием (обслуживание на дому) и составление плана диспансерного наблюдения по заданной нозологии

· Амбулаторный прием (обслуживание на дому) и составление плана профилактических мероприятий.

 

В помощь студентам на кафедре разработаны методические указания по выполнению каждой формы СРСП. Для максимального обеспечения объективности оценки СРСП разработаны специальные критерии с балльной оценкой, которые прилагаются к силлабусу.

Тематический план СРСП

Темы Форма проведения Продолжи-тельность занятия
Лечебно-профилактическая помощь новорожденным в условиях детской поликлиники. Особенности врачеб-ного наблюдения за недоношенными детьми. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни. Вскармливание детей грудного возраста. Диспансерное наблюдение за детьми раннего и дошкольного возраста. Работа на педиатрическом участке, освоение практических и правовых навыков.   3,4 часа
Специфическая иммунопрофилакти-ка. Диспансерное наблюдение детей с фоновой патологией (рахит, хронические расстройства питания, ЖДА, аномалии конституции). Работа в кабинете иммунопрофилактики и на педиатрическом участке, интерпретация лабораторных данных.   3,4 часа
Диспансерное наблюдение детей с острой и хронической патологией органов дыхания и аллергическими заболеваниями. Работа на педиатрическом участке, интерпретация лабораторных данных, освоение коммуникативных навыков.Проверка коммуникативных навыков методом устного опроса. 3,4 часа
Диспансерное наблюдение детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Работа на педиатрическом участке, интерпретация лабораторных данных.   3,4 часа
Диспансерное наблюдение детей с заболеваниями мочевыделительной системы. Работа на педиатрическом участке, интерпретация лабораторных данных, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. Проверка практических, правовых навыков методом устного опроса и тестирования, СРСП, СРС.   3,4 часа
  Всего:   17 часов






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.