Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к письменной работе.

Силлабус

По дисциплине

«История и философия науки»

 

Астана 2012 г.

СИЛЛАБУС

1. Преподаватель курса: Медеуова Кульшат Агибаевна, доктор философских наук, доцент. Кафедра философии тел.: 37 05 88: mkulshat@mail.ru

Научная школа: Философско-экономический факультет БГУ имени В.Л.Ленина, аспирантура при кафедре философии и методологии наук АГУ имени Абая.

Научные интересы: философская антропология, философия ХХ века, философия культуры, городские исследования (Urban-stadi).

  1. Название учебной дисциплины «История и философия науки».
  2. Время и место проведения учебной дисциплины: согласно утвержденному расписанию. Семестр - 1. Кредит -2, из них: лекций -15 часов; практических занятий -15; СРМП – 30 часов; СРМ – 90 часов.
  3. Пререквизиты:Общий курс философии.
  4. Постреквизиты:методология научного познания, философские проблемы частных наук.
  5. Характеристика учебной дисциплины

I. Назначение учебной дисциплины «История и философия науки» является обязательным курсом для всех направлений магистерской программы. Курс расширяет представление о науке как познавательной деятельности, системе знаний, социальном институте и особой сфере культуры.

II. Цель курса:ознакомление с современными проблемами и генезисом философии науки, изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющимся социокультурном контексте.

III. Задачи курса:в ходе изучения данной дисциплины магистранты должны получить систематизированное представление относительно: принципов научно-философского мировоззрения, научно-философской методологии, духовных ценностей человечества и общих законов рационального мышления. В рамках курса рассматривается специфика и взаимосвязь основных аспектов изучения науки: логики науки, философии науки, истории науки, социологии науки, психологии науки и других направлениях. Статус и проблемы истории науки. Особенности взаимосвязи философии науки и истории науки. Методологические основания философии науки.

IV. Содержание учебной дисциплины:Дисциплина «История и философия науки» представляет собой систему знаний, обеспечивающих формирование мировоззренческих и методологических, логических, гносеологических, аксиологических и эвристических оснований в рамках исследовательской профессиональной деятельности.

Общие требования

Основной акцент при изучении курса, переноситься на самостоятельную работу магистрантов. В течении семестра магистрант должен выполнить 10 самостоятельных письменных работ, 2 из которых должны быть выполнением тестовых заданий по пройденным темам, 2 анализа текста, 2 составление глоссария, 4 индивидуально написанными эссе. Для каждого рубежного контроля: 1 тестовое задание, 1 анализ текста, 1 глоссарий, 2 эссе.

Сроки сдачи: для первого рубежного контроля 5-6 неделя; для второго рубежного контроля 13-14 неделя.

Требования к письменной работе.

1. Принимаются только индивидуально написанные работы (не должно быть повторов по темам и содержанию среди остальных слушателей курса, нельзя использовать чужой материал). Каждая письменная (рукописная) работа должна быть объемом не менее 1 листа формата А1. (300 слов). Не принимаются рефераты из Интернета. Темы для эссе, глоссариев выбираются из графы «Задания для СРО». Тексты для анализа по хрестоматии «Философия науки : Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук : хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. - М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. - 992 с.file://localhost/Users/felgernon/Desktop/Философия%20науки%20=Хрестоматия=Янко%20Слава%20(Библиотека%20Fort_Da)%20||%20slavaaa@yandex.ru.mht

2. Оцениваться работы будет через систему - допуск не допуск. Работы, которые будет написаны формально или более того будет иметь вид реферативного переписывания без указания на источники, не будут оцениваться как положительные.

3. Корректное использование исходного материала, принимается во внимание умение ставить и закрывать кавычки, давать правильные выходные данные цитируемых источников.

Итоговая форма контроля – экзамен методом компьютерного тестирования.

 

План изучения учебной дисциплины.

 

Название темы Формы организации обучения и количество часов Задания для СРО
1.     Проблемы и основные концепции современной философии науки. 1. Предмет философии науки. 2. Наука в культуре современной цивилизации. 3. Наука и философия, наука и религия, наука и искусство.     Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Дилемма «Сциентизм – антисциентизм». 2. Обыденное познание и наука. 3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. 4. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. 5. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Глоссарий № 1. Предмет, функции науки.
Возникновение науки и основные стадии ее развития. 1. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки. 2. Преднаука и наука в собственном ее смысле. 3.Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. 4. Специфические особенности средневековой культуры и науки.     Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. 2. Развитие логических форм научного мышления в средневековых университетах. Западная и Восточная средневековая наука. 3. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. 4. Универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм, антропоцентризм в средневековой науке. Глоссарий № 2. История науки.
Новоевропейская культура и становление опытной науки. 1.Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв. и становление неклассической науки. 2.Возникновение дисциплинарно организованной науки. Наука как профессиональная деятельность. 3. Формирование технических наук. Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа: Р. Гроссетест, Р. Бэкон, У. Оккам. 2. Мировоззренческая роль классического естествознания в новоевропейской культуре. 3. Основные положения Ньютоновской механистической картины мира. 4. Научные достижения арабомусульманской культуры.
Научные революции. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. 1. Понятие научной революции. 2. Понятие идеалов, норм исследования. Критерии научности. 3. Изменение типов рациональности. Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Принципы механицизма и классическая наука. 2. Формирование дисциплинарно организованной науки. 3. Влияние идей эволюционизма на развитие частных наук. 4. Идеалы и нормы неклассической науки. (принцип наблюдаемости, принцип соответствия). 5. Кризис мировоззренческих установок классического рационализма, формированием нового понимания рациональности. 6. Становление идей и методов неклассической науки. Значение в этом открытий А. Беккереля, М. и П. Кюри, М. Планка, Э. Резерфорда, Н. Бора, А. Эйнштейна, Луи де Бройля, В. Гейзенберга и других ученых.    
Структура научного знания. 1. Многообразие типов научного знания. 2. Эмпирическое знание, его структура и особенности. 3. Структура и специфические особенности теоретического знания. Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. 2. Эмпирическое знание и его структура. 3. Теоретическое знание и его структура. 4. Типы научных теорий, их основные функции. 5. Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики. Глоссарий № 3. Структура научного знания
Позитивистские концепции науки. 1. Первый позитивизм.(О.Конт, Г.Спенсер, Д.С. Милль, И.Тэн и др.). 2. Второй позитивизм (Э.Мах, Р. Авенариус, В.Оствальд). Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Основные тезисы позитивизма: понятие факта, закона. 2. Позитивизм Э. Литре. 3. Позитивизм Дж.С. Милль. 4. Позитивизм и эмпиризм в истории и социологии.
Неокантианство и философия науки. 1. Редукция философии к научной методологии. 2. Марбургская школа. Г. Коген понятие интерсубъективности. 3. Баденская (Фрайбургская) школа. В. Виндельбанд, Г. Риккерт. 4. Методологическое значение разделения на «науки о природе» и науки о духе». Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Индивидуальный и коллективный субъекты социально – гуманитарного познания. 2. Природа ценностей и их роль в социально - гуманитарном познании. И. Кант, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, К. Поппер. 3. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера.
Методологический кризис конца XIX начала XX вв. 1. Проблема субъекта и психоанализ. 2. Феноменологические концепции науки. Философская герменевтика. В. Дильтей, Г. Гадамер. 3. Новый рационализм Г. Башляра. 4. Антропологический переворот в философии. Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании. 2. Проблемы истинности и рациональности в социально – гуманитарных науках. 3. Объяснение, понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках. 4. М. Шеллер «Положение человека в космосе»  
Антисциентизм в современной западной философии (экзистенциализм, персонализм). 1. Критика науки со стороны иррационалистических философских школ: «философии жизни», экзистенциализма». 2. Философия техники: идеи О. Шпенглера, Л. Мамфорда, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Г. Маркузе, Э. Блоха . и других мыслителей XX в. Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Против сведения философии к гносеологии. Полемика М. Хайдеггера с представителями марбургской школы неокантианства. 2. Проблема свободы в философии русского персонализма. Против гносеологии. 3. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках. 4. Философия техники – генезис понятия и особенности предметного поля. 5. Техника в исторической ретроспективе.  
Философия науки логического позитивизма 1. Логический позитивизм – (Б. Рассел и Л. Витгенштейн). 2. Венский кружок (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах и др.) 3. Львовско-Варшавская логическая школа: К. Твардовский, К. Айдукевич, Ст. Лесьневский, Т. Котарбинский, Я. Лускевич, А. Тарский. Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Основные понятия постпозитивизма:проблема демаркации, принцип фальсификации, принцип фаллибилизма, теория «трех миров». 2. Лингвистическая философия Л. Вингенштейна. 3. «Цель философии – логическое прояснение мыслей» - аналитическая философия. 4. Теория «дискрипций» - Б. Рассел.
Постпозитивизм в науке 1. Критический рационализм К. Поппера. 1 Работа Т. Куна «Структура научных революций» (1962). 2. Методология научно-исследовательских программ. И.Лакатос. 3. Эпистемологический анархизм П.Фейерабенда Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Аналитическая философия: основные представители и тематика. 2. Основные понятия позитивизма: научно-исследовательская программа, «жесткое ядро» и «защитный пояс» гипотез, положительная и отрицательная эвристика, парадигма, дисциплинарная матрица, нормальная наука, задачи-головоломки, несоизмеримость парадигм, стандарты рациональности и понимания, матрица понимания, концептуальные популяции. Глоссарий № 4. Позитивизм в науке
Прагматизм и инструментализм в науке 1. Принципы прагматизма Ч. Пирс, В. Джемсон. 2. Инструментализм Дж.Дьюи. Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1.«Как сделать наши идеи ясными». Конфликт науки и религии в философии Ч. Пирса. 2. Особенности развития философии науки в США. 3. Понятие «проблематичной ситуации» Дж. Дьюи. 4. Понятие «фаллибилизма».
Развитие научной программы Франкфуртской школы. 1. Т. Адорно, М.Хоркхаймер: Диалектика Просвещения. 2. Г. Маркузе – концепция одномерного человека. 3. Логика социальных наук: Т. Адорно против К. Поппера. 4. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. «Техника и наука в качестве «идеологии». 2.«Жизненный мир» в концепции Ю. Хабермаса 3. Критика идеологии просвещения в работах Т. Адорно, М. Хоркхаймера. 4. Модерн и постмодерн – Ю. Хабермас.
Структурализм, поструктурализм и постмодернизм в науке ХХ века. 1. Структурализм и постструктурализм. Западная философия на пути к постмодерну. 2. Понятие постмодерна. 3. Постмодернистская эпистемология: дефундаментализм, фрагментарность, конструктивизм, наративы, «смерть автора». Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. Постмодернизм и постнеклассическая наука. 2. Теория диссипативных структур И. Пригожина. 3. Теория катастроф Т. Рене. 4. Состояние постмодерна - Ф. Лиотар. 5. Знание в структуре властных отношений – М. Фуко. 6. Симулякры и симулированные реальности – Ж. Бодрияр. 7. Деконструкция – Ж. Деррида. Глоссарий № 5. Основные понятия постмодернизма
Развитие науки в Казахстане 1. История формирование научных школ. 2. Казахстанская школа диалектики. Ж.М. Абдильдин.   Лекции - 1 Семинары – 1 СРМП – 1 СРМ - 1 Темы для эссе 1. История научных изданий в Казахстане. 2. Эволюция академических сообществ в Казахстане. 3. Современные формы управления наукой в Казахстане. 4. Закон РК «О Науке».

 


Задания для практических занятий

Неделя

1. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт,

как особая сфера культуры.

2. Роль науки в современном образовании.

3. Функции науки в современном обществе.

4. Традиционный и техногенный способы цивилизационного развития.

5. Проблема роста научного знания

(эмпирическая, экстерналистская, интерналистская, кумулятивистская, эволюционистская модели роста научного знания).

 

Неделя.

1. Предпосылки становления науки.

2. Особенности древневосточных систем знания.

3.Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.

4.Преднаука и наука в собственном смысле слова.

Неделя

1. Наука эпохи Возрождения.

2. Возникновение в Новое время экспериментально – математического естествознания, эмпирической и рационалистической философии. Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

 

Неделя

1. Первая научная революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

2. Вторая глобальная научная революция (конец XVIII — первая половина XIX века).

3.Третья глобальная научная революция и становлением нового, неклассического естествознания. (конец XIX - середина XX вв).

4. Четвертая глобальная научная революция, и постнеклассическая наука (последняя треть ХХ века)

 

Неделя

1. Основания науки, идеалы и нормы исследовательской деятельности.

2. Идеалы и нормы: объяснения и описания, доказательности и обоснованности, построения и организации знания.

3. Научная картина мира, ее содержание, исторические формы и функции.

4. Философские основания науки.

 

Неделя

1. О. Конт. «Закон трех стадий».

2. О. Конт вопрос о классификации наук.

3. Критика В.И. Лениным махизма (эмпириокритицизма) в работе «Материализм и эмпириокритицизм.

4. «Очищение опыта» как новая методологическая программа позитивизма.

5. Естественнонаучный (вульгарный) материализм.

 

Неделя

Коллоквиум по темам 1 модуля. «Генезис, структура, функции, основания науки».

 

Неделя

1. Роль феноменологии для преодоления классических оппозиций между рационализмом, интуитивизмом и эмпиризмом.

2. Концепция аподиктического знания и философия как строгая наука.

3. Повседневность как объект науки. (А. Щюц).

4. Социология знания.

5. Дискуссия о методах научного познания между Х.Г.Гадамером и К.Поппером.

 

Неделя

1. Антисциентизм в иррационалистических концепциях А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, В. Дильтея , А. Бергсона.

2. Н. О. Лосский, Н. Бердяев, С. Л. Франк - критика «массовой культуры» и «массового общества».

 

Неделя

1. Манифест «Научное понимание мира. Венский кружок».

2. «Стандартная концепция научного знания».

3. Критерии демаркации науки и не-науки.

 

Неделя

1. Принципы верификации и фальсификации. Прогресс науки.

2. Против диалектики. «Нищета историцизма».

3. Правдоподобие и вероятность теорий.

4. Принцип полиферации (размножения).

5. Плюрализм и анархизм в методологии науки.

6. Методологическая концепция С. Тулмина.

 

Неделя

1. Радикальный эмпиризм как мировоззренческая позиция.

2. Прагматистская трактовка истины.

 

Неделя

1. Э. Фромм «Иметь или быть?»

2. Критическая теория общества.

3. Различие модерна и постмодерна.

 

Неделя

1.М.Фуко «онтология дискурса».

2. Онтология и логика смысла Ж. Делеза.

3. Теория симулякров Ж. Бодрияра.

 

Неделя

Коллоквиум «Перспективы развития науки в Казахстане».

 

Литература

1. Абдильдин Ж..М., Нысанбаев А.Н. Диалектико-логические принципы построения теории. – Алматы: Наука, 1973.

2. Абу Наср аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. - Алматы:Гылым.1979.

3. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

4. Бурова Е.Е. Карабаева А.Г., Кириллова Г.Р. Введение в философию и методологию науки (учебное пособие). - Алматы, 1999.

5. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. – М., 1956.

  1. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

6. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. – М., 1988.

7. Вернадский В.Н.. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1978.

8. Волков Г.Н. Социология науки. – М., 1968.

9. Гайденко П.П.. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) - М., 1987.

10. Гегель Г. Эстетика: В 4-х т. - М., 1968. - Т. 1.

11. Генезис категориального аппарата науки. - Алматы: Наука, 1990.

12. Гете И.В. Избранные философские произведения. - М., 1964. - С. 369.

13. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. - М.: Прогресс, 1990.

14. Границы науки. - М.: ИФ РАН, 2000.

15. Диалектическая логика. Формы и методы познания. - Алматы: Наука, 1987.-Т. 3.

16. Злобин Н. Культурные смыслы науки. - М., 1997.

17. Зотов А.Ф.. Современная западная философия. - М., 2001.

18. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. – М., 1977.

19. Изотов М.З. Социально-культурные детерминанты интеграции современной науки. - Алматы: Контакт, 1993.

20. Ильин В.В. Философия науки. – М., 2003.

21. Кезин А.В.. Наука в зеркале философии. - М., 1990.

22. Келле В.Ж.. Наука как компонент социальной системы. - М., 1988.

23. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М.,1985.

24. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. - М., 1977.

25. Косарева Л.Н.. Социакультурный генезис науки:философский аспектпроблемы.- М., 1989.

26. Косиченко А.Г. Философия и методология науки (Учебное пособие по спецкурсу для магистратуры и аспирантов).- Алматы, 1997.

27. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д., 2005.

28. Кузнецов Н. И. Наука в ее истории. – М., 1985.

29. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1987.

30. Курашов В.И. Начала философии науки. – Казань, 2004.

31. Лекторский В.А.. Эпистемология классическая и неклассическая.- М., 2000.

32. Логико-гносеологический анализ науки. - Алматы: Гылым, 1990.

33. Малкей М.. Наука и социология знания. - М.: Прогресс, 1983.

34. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. - М., 1998.

35. Методология науки в контексте взаимодействия восточной и западной культур. – Алматы, 1998.

36. Методы научного познания. - Алматы: Гылым, 1996.

37. Мировоззренческие ориентации развития современной науки. - Алматы: Гылым, 1993.

38. Моисеев Н.Н.. Современный рационализм. - М., 1995.

39. Наука в культуре. - М., 1998.

40. Научные революции в динамике культуры. – Минск., 1987.

41. Никифоров А.Л.. Философия науки: история и методология. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

42. Нысанбаев А.Н., Косиченко А.Г., Кадыржанов Р.К. Философский анализ науки в контексте социокультурной трансформации общества. - Алматы, 1995.

43. Нысанбаев А.Н., Курбанов P.O. Социологические и этические проблемы современной науки. - Алматы: Гылым, 1988.

44. Нысанбаев А.Н., Сулейменов Ф.М. Между мифом и разумом. – Алматы, 1991.

45. Огурцов А.П.. Дисциплинарная структура науки. - М.: Наука, 1988.

46. От натурфилософии к теории науки. – М., 1995.

47. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

48. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.

49. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -М., 1988.

50. Принцип противоречия в современной науки. - Алматы: Наука, 1975.

51. Природа философского знания // Что такое философия? (Материалы «круглого стола» МГУ им. М.В. Ломоносова. - 1994. - Май) // Вестник МГУ. - Сер. 7. Философия. - 1995. - № 2.

52. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. - СПб., 1999.

53. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

54. Рахматуллин К.Х. Научная картина мира как высшая форма интеграции знания // Философско-методологические проблемы науки. - Алматы: Наука, 1986.

55. Роль категории “идея” в научном познании. - Алматы; Наука, 1979.

56. Роль принципа конкретности в современной науке. - Алматы: Наука, 1976.

57. Рузавин Г.Н. Философия науки: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

58. Смит А. Исследование о природе и причинности богатства. – М., 1992.

59. Современная философия и наука: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. - М., 1996.

60. Современная философия науки. – М., 1994.

61. Современная философия науки. Хрестоматия. / СоставительА.А. Печен-кин. М., 1996.

62. Соколов А.Н., Сологин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. – СПб., 1993.

63. Соотношение содержательного и формального в научном познании. - Алматы: Наука, 1978.

64. Стенин В.C.. Теоретическое знание. - М., 2000.

65. Степин В.С. Наука // Новейший философский словарь. - Минск, 2003. - С. 662.

66. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

67. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.

68. Томпсон М. Философия науки. – М., 2003.

69. Традиции и революции в развитии науки. - М.: Наука, 1991.

70. Фейерабенд П.. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

71. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов)/ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.

72. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебн. пособие для вузов. – М., 2004.

73. Философско-методологические проблемы науки. - Алматы: Наука, 1986.

74. Хюбнер К. Истина мифа. - М., 1996.

75. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004.

76. Ясперс К. Введение в философию. - Минск, 2000.

 

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу: «История и философия науки»

 

1. История науки и философии науки: общие проблемы

2. Предмет истории и философии науки. Периодизация истории науки.

3. Понятие научно-исследовательских программ и рациональная реконструкция истории науки (И. Лакатос).

4. Понятие научной парадигмы и научной революции (Т. Кун).

5. Исторические предпосылки возникновения науки. Обусловленность развития научного знания практикой и духовной культурой.

6. Особенности возникновения и развития науки в цивилизациях Древнего Востока.

7. Предпосылки возникновения и особенности становления древнегреческой науки.

8. Роль философии Пифагора в формировании научного знания.

9. Роль натурфилософии в развитии античной науки (элеаты, атомисты).

10. Диалектика и философия познания Платона.

11. Философия и методология науки Аристотеля.

12. Наука и религия в средневековой Европе.

13. Основные течения средневековой схоластики и их влияние на развитие науки.

14. Развитие науки в средневековом арабо-мусульманском мире.

15. Формирование идеалов математизированного знания: оксфордская школа (Р. Бэкон, У. Оккам).

16. Философия и наука в эпоху Возрождения. Научно-исследовательские программы Н. Кузанского и Г. Галилея.

17. Революция в естествознании XVI – XVII веков и становление классической науки. Ф. Бэкон и Р. Декарт – основоположники философии и методологии науки Нового времени.

18. Основные научно-исследовательские программы Нового времени (И. Ньютон, Г. Лейбниц и др.).

19. Философия науки И. Канта.

20. Развитие научного познания и философии науки в XIX веке. Позитивистская традиция в философии науки.

21. Революция в естествознании рубежа XIX и ХХ веков и становление неклассической науки. Характерные черты неклассической науки.

22. Неопозитивистское и прагматическое направления в философии науки.

23. Постпозитивистские концепции философии науки (К. Поппер, П. Фейерабенд и др.).

24. Феноменологическое и экзистенциальное направления в философии науки (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер).

25. Научно-философские концепции космизма (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский).

26. Основные направления философии техники ХХ века.

27. Научно-техническая революция и возникновение современной (постнеклассической) науки.

28. Неотомистские концепции философии науки.

29. Постмодернистские концепции философии науки (М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делёз).

30. IНаука как форма культуры современной цивилизации. Социокультурные факторы развития научного знания.

31. Соотношение философии и науки. Роль философии в развитии научного познания.

32. Понятие философских оснований науки. Мировоззренческие и эпистемологические основания философии науки.

33. Понятие научного знания, его критерии и структура. Знание и вера.

34. Субъект и объект научного познания. Соотношение объекта и предмета науки.

35. Духовный характер научного познания. Ценности, идеалы и нормы научной деятельности.

36. Проблема истины в современной философии науки.

37. Классификация наук. Фундаментальные и прикладные исследования.

38. Методология научного познания и ее уровни.

39. Понятие методов и форм научного познания.

40. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного знания.

41. Наблюдение и эксперимент как методы эмпирического познания.

42. Научный факт и научное открытие как формы научного знания.

43. Научная проблема, гипотеза и теория как формы развития научного знания. Объяснение и предвидение – основные функции научной теории.

44. Понятие закона науки и его соотношение с объективными законами.

45. Диалектический метод и методология научного познания.

46. Анализ и синтез, идеализация, обобщение, абстрагирование как методы научного познания.

47. Место и роль логических методов в научном познании. Понятие логики науки.

48. Дедукция, индукция и абдукция как методы логических умозаключений в научном познании.

49. Доказательства и опровержения, логика научной аргументации.

50. Аналогия и моделирование в научном познании. Виды моделей.

51. Системный подход в научном познании.

52. Роль интуиции в научном познании.

53. Творчество в науке: научные эвристики и талант ученого, стили научного мышления и типы ученых.

54. Герменевтика как методология науки.

55. Наука как социальный институт. Общество и научные сообщества, организация и управление в науке.

56. Перспективы развития науки. Возможные пути развития российской науки в XXI веке.

57. Структура и содержание исследовательского процесса, основные этапы научного исследования.

58. Развитие науки как процесс порождения нового знания.

59. Этика науки.

60. Современная научная картина мира и ее философское осмысление.

61. Системные идеи в современной науке и философии.

62. Понятие информации в современной науке и философии. Теоретико-информационный подход в научном познании.

63. Искусственный интеллект и проблема сознания в современной науке и философии.

64. Социально-философские проблемы информатизации общества и компьютеризации науки.

65. Синергетика и концепция самоорганизации в современной науке.

66. Современная физика и синтез естественнонаучного и гуманитарного знания.

67. Представления о Вселенной в современной научной и философской картинах мира.

68. Проблемы взаимодействия наук в освоении космоса.

69. Космизм: современные дискуссии в науке и философии. Роль космических факторов в эволюции биологических и социальных систем.

70. Сущность живого с точки зрения современной науки и философии. Значение генетики для развития наук и технологий.

71. Современная экологическая ситуация. Роль науки и философии в разрешении экологических проблем.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.