Здавалка
Главная | Обратная связь

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

ПРОГРАММА

дисциплиныМетодология и методика психолого-педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности

Специальности: 6М010300 – «Педагогика и психология»

и

М090500 – «Социальная работа»

 

Кокшетау


Программа дисциплины для магистрантов (силлабус) составлена к.п.н. Мурзиной С.А.

 

Утверждена на заседании кафедры

 

«28» августа 2013 г. /Протокол № 1/

 

Заведующий кафедрой __________Мурзина С.А.

Одобрено учебно-методической комиссией естественно-педагогического факультета

 

«5» сентября 2013 г. /Протокол № 1/

 

Председатель учебно-методической комиссии Сыздыкова Б.Р.

 

Данные о преподавателе

Мурзина Сауле Ашотовна, к.п.н., доцент

Ежедневно с 9.00 до 18.00, ауд. № 603, тел. 40-21-99.

Данные о дисциплине

Название: Психология межличностных отношений.

Время и место проведения курса: по расписанию

Выписка из учебного плана

Курс Семестр Кредиты Лекции Практические СРМП СРМ Всего Форма контроля
Экзамен

 

4. Пререквизиты дисциплины:Психология, педагогика.

Постреквизиты дисциплины:педагогическая и исследовательская практика, научно-исследовательская работа магистранта.

Компетенции:деятельностная,научно-исследовательская, управленческая, методическая, социальная, личностная.

5. Описание дисциплины:курс занимает важное место в системе научно-педагогической подготовки магистров по специальности «Педагогика и психология»

Цель курса:овладение методологическими, психолого-педагогическими и методическими основами психолого-педагогического образования.

Задачи дисциплины:

1. систематизация представлений о теоретических и методических проблемах психолого-педагогического образования;

2. формирование психологической готовности к педагогической деятельности;

3. овладение традиционными и инновационными методами психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

По завершению изучения данной дисциплины магистрант должен овладеть следующими компетенциями: выделять и обсуждать современные проблемы психолого-педагогического образования; знать и понимать основные компоненты психологической готовности к педагогической деятельности; владеть традиционными и инновационными методами психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности; понимать суть и содержание психолого-педагогических компетенций; составлять в устной и письменной форме рекомендации для развития педагогических способностей; выносить научно-обоснованные суждения; выявлять и описывать индивидуальный стиль деятельности педагога, педагога-психолога; работать в команде; способность работать самостоятельно; способность к критике и самокритике.

План занятий

6.1. Учебно-тематический план аудиторных занятий

Содержание (тема и вопросы) Лекции в часах Практ., семин., занятия в часах Ссылки на учебную и метод. литературу
I Введение      
Методологические основы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.  
Теоретические и методические проблемы психолого-педагогического образования.  
Методологические, психолого-педагогические, методические основы психолого-педагогического образования.  
II Психологическая готовность к педагогической деятельности      
Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к педагогической деятельности.  
III Методика формирования психолого-педагогической готовности      
5-6 Методологическая основа психолого-педагогической готовности: аксиологический, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Традиционные и инновационные методы психологической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.  
Интерактивные методы педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.  
IV Профессионально-педагогические компетенции      
8-9 Педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, ориентацию на развитие личности обучающегося.  
10-11 Педагогическая подготовленность или профессионально необходимые знания, навыки и умения, педагогическое мастерство  
12-13 Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские элементы, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие и другие.  
V Индивидуальный стиль педагогической деятельности      
14-15 Индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых.  
  Итого  

6.2. Учебно-тематический план СРМП

  №   Темы СРСП СРМП в часах Ссылки на учебную и методическую литературу (осн. и доп.) Другие источники (сайты, электр.учебники)
Методологические, психолого-педагогические, методические основы психолого-педагогического образования.   28, 13
Теоретические и методические проблемы психолого-педагогического образования.   2, 4, 16, 26
Методологические основы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.   3, 5, 15
Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к педагогической деятельности.   4, 3, 18
Традиционные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.   4, 3, 18
Инновационные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.   27, 28
Интерактивные методы педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.   3, 5, 15
Интерес и склонность к педагогическому труду как компоненты педагогической направленности личности.   19, 21, 27
Ориентация на развитие личности обучающегося как компонент педагогической направленности.   3, 5, 15
Педагогическая подготовленность: профессионально необходимые знания, навыки и умения.  
Педагогическое мастерство.    
Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные.    
Педагогические способности: рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские элементы, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие.    
Индивидуальный стиль деятельности.    
Диагностика индивидуального стиля деятельности.    
  Итого    

6.2.1 Задания по темам СРМП

1. Тема:Методологические, психолого-педагогические, методические основы психолого-педагогического образования. Описать философский уровень методологии изучения и организации педагогического процесса: принципы диалектики (объективности, системности, историзма, единства и диалетической противоречивости).

2. Тема:Теоретические и методические проблемы психолого-педагогического образования. Сделать аннотацию трех научных статей разных авторов о современных проблемах психолого-педагогического образования в мире.

3. Тема:Методологические основы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Определить ведущие принципы психолого-педагогической основы психолого-педагогического образования: научного познания, детерминизма, развития, связь теории и практики и др.

4. Тема:Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к педагогической деятельности. Составить уровни психологической готовности к педагогической деятельности.

5. Тема:Традиционные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Презентовать планы лекции с использованием традиционных методов обучения по двум (на выбор магистранта) психологическим дисциплинам.

6. Тема:Инновационные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.Презентовать планы лекции с использованием инновационных методов обучения по двум (на выбор магистранта) психологическим дисциплинам.

7. Тема:Интерактивные методы педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Презентовать сценарий занятия по педагогике с использованием интерактивных методов, соответствующих принципам продуктивного совместного действия преподавателя и студентов.

8. Тема:Интерес и склонность к педагогическому труду как компоненты педагогической направленности личности.Обсудить эссе «Педагогическая направленность личности».

9. Тема:Ориентация на развитие личности обучающегося как компонент педагогической направленности. Подобрать систему продуктивных письменных заданий, направленных на креативное, личностно-рефлексивное, коммуникативное развитие личности обучающегося.

10. Тема:Педагогическая подготовленность: профессионально необходимые знания, навыки и умения.Составить модель педагогической подготовленности специалиста.

11. Тема: Педагогическое мастерство. Дать описание проявления педагогического мастерства.

12. Тема: Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные.Составить рекомендации по развитию данных способностей у будущих или молодых педагогов.

13. Тема: Педагогические способности: рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские элементы, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие.Дать характеристику данным способностям.

14. Тема: Индивидуальный стиль деятельности. Описать факторы индивидуального стиля деятельности педагога и педагога-психолога.

15. Тема: Диагностика индивидуального стиля деятельности. Апробировать диагностические методики по теме.

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

№ п/п Учебники, учебные пособия Язык источника Автор, год издания Количество экземпля-ров Электрон-ные вер-сии
В биб-лиотеке На ка-фед- ре
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся русс Омск, 1974-191с.    
2. Вопросы психологии и методики обучения русс Межвузовский сборник. Горький 1976-95с.    
3. Вопросы психологии обучения и воспитания русс Сборник статей под.ред.И.Ф.Мягкова Воронеж, 1976-89с.    
4. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся русс Сборник трудов под.ред. Н.Ф.Добрынина М.: 1974-191с.    
5. Введение в дифференциальную психологию учения русс Клаус Г. М.: педагогика 1987-176с.    
6. Психолого-педагогические аспекты анализа урока в школах инновационного типа русс Масырова Р.Р. Алматы,1998-159с.    
7. Краткий словарь по педагогической к возрастной психологии русс Петров Б.М. Лисная, 1972-181с.      
8. История советской психологии русс Петровский А.В. М.:просв-е, 1967-367с.    
9. Краткий словарь системы психологических понятий русс Платонов К.К. М.: Высшая школа, 1981-175с.    
10. Основы педагогической психологии русс Крутецкий В.А. М.:просв-е, 1972-285с.    
11. Педагогическая технология русс Кукушин В.С., 2004    
12. Основы педагогического мастерства русс Смолькина Т.П.    
13. Основы педагогического мастерства русс Андриади И.П.    
Преподавание и воспитание в высшей школе русс Фокин Ю.Г   + +
Введение в педагогическую деятельность   Никитина Т.А.    
Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонент в педагогическом процессе русс Пермский гос.пед.инс., 1982    
Актуальные вопросы формирования познавательной активности (студентов) русс Воронеж, 1978    
Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психологии русс Воронин Л.Г. М., Просвещение, 1979    
Педагогическая психология русс Выготский Л.С.М., Педагогика, 1991    
Практические занятия по психологии русс    
Проблемы развивающегося обучения русс Давыдов В.В., 1986    
Развития памяти уч.пособие для студ.заоч. 1-2 курсов пед ин-тов   Истомина З.М., М., Просвещение., 1978    
Продуктивное мышление как основа обучаемости   Калмыкова З.Н.М., Педагогика, 1981    
Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии   Падалко А.Е., М., Просвещение, 1985    
Методика преподавания психологии   Панибратцева, М., Просвещение, 1971    
Практикум по возрастной и педагогической психологии   М., Академия, 1999    
Практикум по возрастной и педагогической психологии   Под.ред.Щербакова М., Просвещение, 1987    
Методика преподавания психологии   Бархаев Б.П. и др.     +
Методика преподавания психологии   Ляудис.В.Я. М.,2000 + +

 

План занятий в рамках самостоятельной работы магистрантов

№ недели выдачи задания Темы Занятия Задание СРМ Рекомендуемая литература Форма контроля на СРМП № недели срока сдачи
№ источника стр., § или глава
Методологические, психолого-педагогические, методические основы психолого-педагогического образования. Представить цели обучения психолого-педагогических дисциплин через систему компетенций       Устный опрос
Теоретические и методические проблемы психолого-педагогического образования. Подобрать три научные статьи разных авторов о современных проблемах психолого-педагогического образования в мире.     Обсуждение и опрос
Методологиче-ские основы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Описать педагогические подходы к организации образовательного процесса: диагностический, целеполагание, личностный, индивидуально-дифференцированный, управленческий, комплексный и др.     Проверка тетради
Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к педагогической деятельности. Описать мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты уровней психологической готовности __    
Традиционные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Разработать планы лекции с использованием традиционных методов обучения по двум (на выбор магистранта) психологическим дисциплинам __   Проверка тетради
Инновационные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Разработать планы лекции с использованием инновационных методов обучения по двум (на выбор магистранта) психологическим дисциплинам __   Обсуждение фрагмента лекции
Интерактивные методы педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Разработать сценарий занятия по педагогике с использованием интерактивных методов      
Интерес и склонность к педагогическому труду как компоненты педагогической направленности личности. Написать научно-обоснованное, развернутое эссе «Педагогическая направленность личности».        
Ориентация на развитие личности обучающегося как компонент педагогической направленности. Описать креативное, личностно-рефлексивное, коммуникативное развитие личности.      
Педагогическая подготовленность: профессионально необходимые знания, навыки и умения. Составить критерии педагогической подготовлен-ности.      
Педагогическое мастерство. Подобрать 4 примеры проявления педагогического мастерства        
Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные. Дать характеристику данным способностям.        
Педагогические способности: рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские элементы, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие. Подобрать примеры проявления данных способностей.       Устный ответ на СРМП
Индивидуальный стиль деятельности. Подобрать материал по теме.        
Диагностика индивидуального стиля деятельности. Подобрать диагностические методики по теме.        
               

Виды контроля

Текущий контроль осуществляется через проверку качества и своевременности выполнения заданий СРМП и СРМ. Итоговый контрольпроходит во время экзаменационной сессии и включает устный ответ на вопросы экзаменационного билета по дисциплине и тестирование.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.