Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
ПРОГРАММА
дисциплиныМетодология и методика психолого-педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности
Специальности: 6М010300 – «Педагогика и психология»
и
М090500 – «Социальная работа»
Кокшетау
Программа дисциплины для магистрантов (силлабус) составлена к.п.н. Мурзиной С.А.
Утверждена на заседании кафедры
«28» августа 2013 г. /Протокол № 1/
Заведующий кафедрой __________Мурзина С.А.
Одобрено учебно-методической комиссией естественно-педагогического факультета
«5» сентября 2013 г. /Протокол № 1/
Председатель учебно-методической комиссии Сыздыкова Б.Р.
Данные о преподавателе
Мурзина Сауле Ашотовна, к.п.н., доцент
Ежедневно с 9.00 до 18.00, ауд. № 603, тел. 40-21-99.
Данные о дисциплине
Название: Психология межличностных отношений.
Время и место проведения курса: по расписанию
Выписка из учебного плана
Курс
| Семестр
| Кредиты
| Лекции
| Практические
| СРМП
| СРМ
| Всего
| Форма контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
4. Пререквизиты дисциплины:Психология, педагогика.
Постреквизиты дисциплины:педагогическая и исследовательская практика, научно-исследовательская работа магистранта.
Компетенции:деятельностная,научно-исследовательская, управленческая, методическая, социальная, личностная.
5. Описание дисциплины:курс занимает важное место в системе научно-педагогической подготовки магистров по специальности «Педагогика и психология»
Цель курса:овладение методологическими, психолого-педагогическими и методическими основами психолого-педагогического образования.
Задачи дисциплины:
1. систематизация представлений о теоретических и методических проблемах психолого-педагогического образования;
2. формирование психологической готовности к педагогической деятельности;
3. овладение традиционными и инновационными методами психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
По завершению изучения данной дисциплины магистрант должен овладеть следующими компетенциями: выделять и обсуждать современные проблемы психолого-педагогического образования; знать и понимать основные компоненты психологической готовности к педагогической деятельности; владеть традиционными и инновационными методами психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности; понимать суть и содержание психолого-педагогических компетенций; составлять в устной и письменной форме рекомендации для развития педагогических способностей; выносить научно-обоснованные суждения; выявлять и описывать индивидуальный стиль деятельности педагога, педагога-психолога; работать в команде; способность работать самостоятельно; способность к критике и самокритике.
План занятий
6.1. Учебно-тематический план аудиторных занятий
№
| Содержание
(тема и вопросы)
| Лекции
в часах
| Практ., семин., занятия в часах
| Ссылки на учебную и метод. литературу
|
I
| Введение
|
|
|
|
| Методологические основы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
|
|
|
|
| Теоретические и методические проблемы психолого-педагогического образования.
|
|
|
|
| Методологические, психолого-педагогические, методические основы психолого-педагогического образования.
|
|
|
|
II
| Психологическая готовность к педагогической деятельности
|
|
|
|
| Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к педагогической деятельности.
|
|
|
|
III
| Методика формирования психолого-педагогической готовности
|
|
|
|
5-6
| Методологическая основа психолого-педагогической готовности: аксиологический, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Традиционные и инновационные методы психологической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
|
|
|
|
| Интерактивные методы педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
|
|
|
|
IV
| Профессионально-педагогические компетенции
|
|
|
|
8-9
| Педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, ориентацию на развитие личности обучающегося.
|
|
|
|
10-11
| Педагогическая подготовленность или профессионально необходимые знания, навыки и умения, педагогическое мастерство
|
|
|
|
12-13
| Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские элементы, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие и другие.
|
|
|
|
V
| Индивидуальный стиль педагогической деятельности
|
|
|
|
14-15
| Индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых.
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
6.2. Учебно-тематический план СРМП
№
|
Темы СРСП
| СРМП
в часах
| Ссылки на учебную и методическую литературу (осн. и доп.)
| Другие источники (сайты, электр.учебники)
|
|
|
|
|
|
| Методологические, психолого-педагогические, методические основы психолого-педагогического образования.
|
|
| 28, 13
|
| Теоретические и методические проблемы психолого-педагогического образования.
|
|
| 2, 4, 16, 26
|
| Методологические основы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
|
|
| 3, 5, 15
|
| Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к педагогической деятельности.
|
|
| 4, 3, 18
|
| Традиционные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
|
|
| 4, 3, 18
|
| Инновационные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
|
|
| 27, 28
|
| Интерактивные методы педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
|
|
| 3, 5, 15
|
| Интерес и склонность к педагогическому труду как компоненты педагогической направленности личности.
|
|
| 19, 21, 27
|
| Ориентация на развитие личности обучающегося как компонент педагогической направленности.
|
|
| 3, 5, 15
|
| Педагогическая подготовленность: профессионально необходимые знания, навыки и умения.
|
|
|
|
| Педагогическое мастерство.
|
|
|
|
| Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные.
|
|
|
|
| Педагогические способности: рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские элементы, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие.
|
|
|
|
| Индивидуальный стиль деятельности.
|
|
|
|
| Диагностика индивидуального стиля деятельности.
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
6.2.1 Задания по темам СРМП
1. Тема:Методологические, психолого-педагогические, методические основы психолого-педагогического образования. Описать философский уровень методологии изучения и организации педагогического процесса: принципы диалектики (объективности, системности, историзма, единства и диалетической противоречивости).
2. Тема:Теоретические и методические проблемы психолого-педагогического образования. Сделать аннотацию трех научных статей разных авторов о современных проблемах психолого-педагогического образования в мире.
3. Тема:Методологические основы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Определить ведущие принципы психолого-педагогической основы психолого-педагогического образования: научного познания, детерминизма, развития, связь теории и практики и др.
4. Тема:Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к педагогической деятельности. Составить уровни психологической готовности к педагогической деятельности.
5. Тема:Традиционные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Презентовать планы лекции с использованием традиционных методов обучения по двум (на выбор магистранта) психологическим дисциплинам.
6. Тема:Инновационные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.Презентовать планы лекции с использованием инновационных методов обучения по двум (на выбор магистранта) психологическим дисциплинам.
7. Тема:Интерактивные методы педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Презентовать сценарий занятия по педагогике с использованием интерактивных методов, соответствующих принципам продуктивного совместного действия преподавателя и студентов.
8. Тема:Интерес и склонность к педагогическому труду как компоненты педагогической направленности личности.Обсудить эссе «Педагогическая направленность личности».
9. Тема:Ориентация на развитие личности обучающегося как компонент педагогической направленности. Подобрать систему продуктивных письменных заданий, направленных на креативное, личностно-рефлексивное, коммуникативное развитие личности обучающегося.
10. Тема:Педагогическая подготовленность: профессионально необходимые знания, навыки и умения.Составить модель педагогической подготовленности специалиста.
11. Тема: Педагогическое мастерство. Дать описание проявления педагогического мастерства.
12. Тема: Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные.Составить рекомендации по развитию данных способностей у будущих или молодых педагогов.
13. Тема: Педагогические способности: рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские элементы, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие.Дать характеристику данным способностям.
14. Тема: Индивидуальный стиль деятельности. Описать факторы индивидуального стиля деятельности педагога и педагога-психолога.
15. Тема: Диагностика индивидуального стиля деятельности. Апробировать диагностические методики по теме.
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
№ п/п
| Учебники, учебные пособия
| Язык источника
| Автор, год издания
| Количество экземпля-ров
| Электрон-ные вер-сии
|
В биб-лиотеке
| На
ка-фед-
ре
|
| Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся
| русс
| Омск,
1974-191с.
|
|
|
|
2.
| Вопросы психологии и методики обучения
| русс
| Межвузовский сборник. Горький 1976-95с.
|
|
|
|
3.
| Вопросы психологии обучения и воспитания
| русс
| Сборник статей под.ред.И.Ф.Мягкова Воронеж, 1976-89с.
|
|
|
|
4.
| Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся
| русс
| Сборник трудов под.ред. Н.Ф.Добрынина М.: 1974-191с.
|
|
|
|
5.
| Введение в дифференциальную психологию учения
| русс
| Клаус Г.
М.: педагогика
1987-176с.
|
|
|
|
6.
| Психолого-педагогические аспекты анализа урока в школах инновационного типа
| русс
| Масырова Р.Р.
Алматы,1998-159с.
|
|
|
|
7.
| Краткий словарь по педагогической к возрастной психологии
| русс
| Петров Б.М.
Лисная, 1972-181с.
|
|
|
|
8.
| История советской психологии
| русс
| Петровский А.В.
М.:просв-е, 1967-367с.
|
|
|
|
9.
| Краткий словарь системы психологических понятий
| русс
| Платонов К.К.
М.: Высшая школа, 1981-175с.
|
|
|
|
10.
| Основы педагогической психологии
| русс
| Крутецкий В.А.
М.:просв-е, 1972-285с.
|
|
|
|
11.
| Педагогическая технология
| русс
| Кукушин В.С., 2004
|
|
|
|
12.
| Основы педагогического мастерства
| русс
| Смолькина Т.П.
|
|
|
|
13.
| Основы педагогического мастерства
| русс
| Андриади И.П.
|
|
|
|
| Преподавание и воспитание в высшей школе
| русс
| Фокин Ю.Г
|
| +
| +
|
| Введение в педагогическую деятельность
|
| Никитина Т.А.
|
|
|
|
| Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонент в педагогическом процессе
| русс
| Пермский гос.пед.инс., 1982
|
|
|
|
| Актуальные вопросы формирования познавательной активности (студентов)
| русс
| Воронеж, 1978
|
|
|
|
| Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психологии
| русс
| Воронин Л.Г. М., Просвещение, 1979
|
|
|
|
| Педагогическая психология
| русс
| Выготский Л.С.М., Педагогика, 1991
|
|
|
|
| Практические занятия по психологии
| русс
|
|
|
|
|
| Проблемы развивающегося обучения
| русс
| Давыдов В.В., 1986
|
|
|
|
| Развития памяти уч.пособие для студ.заоч. 1-2 курсов пед ин-тов
|
| Истомина З.М., М., Просвещение., 1978
|
|
|
|
| Продуктивное мышление как основа обучаемости
|
| Калмыкова З.Н.М., Педагогика, 1981
|
|
|
|
| Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии
|
| Падалко А.Е., М., Просвещение, 1985
|
|
|
|
| Методика преподавания психологии
|
| Панибратцева, М., Просвещение, 1971
|
|
|
|
| Практикум по возрастной и педагогической психологии
|
| М., Академия, 1999
|
|
|
|
| Практикум по возрастной и педагогической психологии
|
| Под.ред.Щербакова
М., Просвещение, 1987
|
|
|
|
| Методика преподавания психологии
|
| Бархаев Б.П. и др.
|
|
| +
|
| Методика преподавания психологии
|
| Ляудис.В.Я. М.,2000
|
| +
| +
|
План занятий в рамках самостоятельной работы магистрантов
№ недели выдачи задания
| Темы
Занятия
| Задание СРМ
| Рекомендуемая литература
| Форма контроля на СРМП
| № недели срока сдачи
|
№ источника
| стр., § или глава
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методологические, психолого-педагогические, методические основы психолого-педагогического образования.
| Представить цели обучения психолого-педагогических дисциплин через систему компетенций
|
|
| Устный опрос
|
|
| Теоретические и методические проблемы психолого-педагогического образования.
| Подобрать три научные статьи разных авторов о современных проблемах психолого-педагогического образования в мире.
|
|
| Обсуждение и опрос
|
|
| Методологиче-ские основы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
| Описать педагогические подходы к организации образовательного процесса: диагностический, целеполагание, личностный, индивидуально-дифференцированный, управленческий, комплексный и др.
|
|
| Проверка тетради
|
|
| Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к педагогической деятельности.
| Описать мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты уровней психологической готовности
| __
|
|
|
|
| Традиционные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
| Разработать планы лекции с использованием традиционных методов обучения по двум (на выбор магистранта) психологическим дисциплинам
| __
|
| Проверка тетради
|
|
| Инновационные методы психологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
| Разработать планы лекции с использованием инновационных методов обучения по двум (на выбор магистранта) психологическим дисциплинам
| __
|
| Обсуждение фрагмента лекции
|
|
| Интерактивные методы педагогической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
| Разработать сценарий занятия по педагогике с использованием интерактивных методов
|
|
|
|
|
| Интерес и склонность к педагогическому труду как компоненты педагогической направленности личности.
| Написать научно-обоснованное, развернутое эссе «Педагогическая направленность личности».
|
|
|
|
|
| Ориентация на развитие личности обучающегося как компонент педагогической направленности.
| Описать креативное, личностно-рефлексивное, коммуникативное развитие личности.
|
|
|
|
|
| Педагогическая подготовленность: профессионально необходимые знания, навыки и умения.
| Составить критерии педагогической подготовлен-ности.
|
|
|
|
|
| Педагогическое мастерство.
| Подобрать 4 примеры проявления педагогического мастерства
|
|
|
|
|
| Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные.
| Дать характеристику данным способностям.
|
|
|
|
|
| Педагогические способности: рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские элементы, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие.
| Подобрать примеры проявления данных способностей.
|
|
| Устный ответ на СРМП
|
|
| Индивидуальный стиль деятельности.
| Подобрать материал по теме.
|
|
|
|
|
| Диагностика индивидуального стиля деятельности.
| Подобрать диагностические методики по теме.
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
Виды контроля
Текущий контроль осуществляется через проверку качества и своевременности выполнения заданий СРМП и СРМ. Итоговый контрольпроходит во время экзаменационной сессии и включает устный ответ на вопросы экзаменационного билета по дисциплине и тестирование.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.