Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ



Пререквизиты -данный курс является междисциплинарным. Для овладения материалом этого курса студентам необходимо владеть знаниями по дисциплинам «Философия», «Мировая история».

Пререквизиты и кореквизиты: всемирная история, философия, культура стран Востока.

Дисциплина должна создать необходимую теоретико–практическую платформу для написания дипломного проекта с использованием знаний, полученных при прохождении курса.

Курс состоит из проблемно- ориентированного курса лекций, предполагающего дисскуссионно-полемические обсуждение их предметного содержания. Такая процедура построения учебного курса основывается на предварительной информационной подготовленности студентов по материалам тематик и проблем указанного курса, готовности студентов к аргументированному обсуждению проблем предстоящей лекции.

Для этого преподаватель заранее должен обеспечить студентов проблемными вопросами и списком литературы предстоящих лекций. Студенты должны читать материалы перед каждой лекцией.

 

Содержание курса

Содержание лекционных занятий - 30 ч.

Модуль 1-8ч.

 

Тема 1. - Религия как предмет исследования. Понятие религиоведения. Богословско-теологический (А. Мень) и философский подходы к исследованию религии (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс). Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии (О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм). Психология религии о природе религиозного феномена (У. Джеме, 3. Фрейд, К. Г. Юнг). - 1 час.

Тема 2. - Структура современных религий. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон. Религиозный культ: содержание и функции. Религиозные организации. Типы религиозных организаций. - 1 час.

Тема 3. - Функции и роль религии в обществе. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии. Религия как фактор социальных изменений. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях. - 1 час.

Тема 4. - Происхождение и ранние формы религии. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм. - 1 час.

Тема 5. - Национальные религии. Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии. Индуизм — ведущая религия Древней Индии. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство. Религии Древней Греции и Древнего Рима. Иудаизм — религия еврейского народа. - 1 час.

Тема 6. – Буддизм. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм. - 1 час.

Тема 7. - Возникновение и эволюция христианства. Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Историчность образа Иисуса Христа. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди. Социокультурные предпосылки возникновения христианства. Церковь как божественное установление и социальная организация. – 1 ч.

 

Модуль 2-7ч.

 

Тема 8. - Русская православная церковь: история и современность. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством. Организация и управление современной Русской православной церкви. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви. – 1 ч.

Тема 9. - Современная Римско-католическая церковь. Особенности вероучения и культа католицизма. Организация управления Римско-католической церковью. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви. – 1 ч.

Тема 10. - Протестантизм. Возникновение протестантизма в ходе Реформации. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий. Основные направления протестантизма. – 1 ч.

Тема 11. – Ислам. История возникновения ислама. Особенности вероучения и культа ислама. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов. – 1 ч.

Тема 12. - Нетрадиционные религии. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны. – 1 ч.

Тема 13. - Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы. – 1 ч.

Тема 14. - Свобода совести. Казахстанское законодательство о религиозных организациях. История формирования представлений о свободе совести. Законодательное обеспечение свободы совести в современном Казахстане. – 1 ч.

Тема 15. - Диалог и сотрудничество верующих и неверующих — основа формирования светского характера Казахстана. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих. – 1 ч.

 

 

График СРС (СРС, СРСП – 15 часов)

 

№ п/п Темы СРС Объем часов СРСП СРСП Объем часов СРС
Типовые и прагма-профессиональные задания и задачи Срок выдачи (нед) Приема задания (нед) Креативно-профессиональные задания и задачи; Индивидуальные профессионально- базируемые проекты Срок выдачи (нед) Приема задания (нед)
Модуль 1
Проблема определения религии Составить таблицу «Школы и направления религиоведения» (выделить основные школы, описать их подходы и выделить основных представителей)   Анализ различных точек зрения на сущность религиозного феномена (выделить теологический, философский, социологический, психологический и др. подходы) -
    Модуль 2              
История и философия свободомыслия.   Систематизировать сведения в виде доклада (2-4 стр.), отразить основные положения в учении о религии выбранного философа.   Презентация на выбор: 1. Древнегреческие философы о вере в богов. 2. Аль-Газали о причинах и проявлениях безбожия. 3. П.Абеляр о сомнении и религиозном преследовании. 4. Л. Фейербах о происхождении религии. 5. Другие представители философской мысли о религии и человеке.   -
    Модуль 3              
Анимизм, магия, шаманизм Написать эссе (2-4 стр.) на тему: «Особенности мышления и картины мира в естественных религиях».   Написать эссе на основе изучения и анализа одной из следующих работ: 1. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1984. 2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. 3. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.   -
    Модуль 4              
Основные христианские конфессии Составить таблицу «Католицизм, протестантизм, православие». Сравнить выделенные конфессии по трем позициям: вероучение, организация и культ. Провести сравнительный анализ и составить таблицу на основе изучения следующих тем: 1. Личность Иисуса. 2. Ранее христианство. Формирование учения. 3. Католицизм. 4. Протестантизм. 5. Православие   -
    Модуль 5              
Фундаментализм и модернизм в современном исламе Написать эссе (2-4 стр.) на тему: «Основные формы религиозного фундаментализма и модернизма» (на примере ислама). Провести сравнительно-сопоставительный анализи написать эссе на основе изучения следующих тем: 1. Ислам в Казахстане: история и современность. 2. Исламский модернизм: прозападные ориентации. 3. Диалектика сакрализации и секуляризации в современной религии. 4. Основные формы религиозного модернизма. 5. Основные формы религиозного фундаментализма. -
Всего часов   -
Всего по модулям 2-го семестра:   -
ИТОГО

 

Обязательная и дополнительная литература:

Основная:

4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2005.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для ст-тов вуза. М., 2002.

6. Васильев Ю.Ю. История и теория религий : методическое пособие. – М. : Высшая школа, 2005. – 127 с

7. Коран. Перевод академика И.Ю. Крачковского. М., 1990.

8. Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

9. Религиоведение. Учебник. Под ред. И.Н.Яблокова. М., 2008.

10. Религиоведение. Хрестоматия. Под ред. А.Н.Красникова. М., 2000.

11. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1984.

12. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

13. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

14. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

Дополнительная

15. Арутюнов С.А., Светлое Г. Е. Старые и новые боги Японии. М., 1968.

16. Буддизм. Словарь. М., 1992.

17. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991.

18. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998.

19. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.

20. Ганнушкин П.Б. Сладострастие, жестокость и религия. Избр. соч. М., 1957.

21. Гусева Н.Р. Джайнизм. М., 1968.

22. Джемс У. Многообразие религиозного опыта: изучение человеческой природы.

23. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. (Историко-этнографический очерк). М.,1982.

24. Ефшюв И. Современные харизматические движения сектантства. М., 1995.

25. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.

26. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996.

27. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

28. Кречмар Г., Ратке Г. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ). СПб., 1996.

29. Крывелев И.И. История религий. Очерки в 2-х томах. М., 1976.

30. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997.

31. Лодинский С.Г. История папства. М., 1986.

32. Огщкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1995.

33. Основы религиоведения: учебник / Ю. Ф. Борунков и др., М., 1994

34. Переломов Л. С. Слово Конфуция. М., 1992.

35. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I -П. М.,1992.

36. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

37. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

38. Пучков П. И. Современная география религий. М., 1975.

39. Пучков П.И., Казимкина О.Е. Религии современного мира. М., 1998.

40. Религиозные объединения в современной России. М., 1996.

41. Религиозные объединения Республики Казахстан. Справочник. Астана, 1996.

42. Религиозные организации Казахстана (Справочник). Астана, 1994.

43. Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. Книги 1 -2.М., 1995.

44. Талъберг Н. История христианской церкви. М., Нью-Йорк, 1991.

45. Тальберг Н. История русской церкви. М., 1997.

46. Тибетский буддизм. Теория и практика. Новосибирск, 1995.

47. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

48. Хопко Ф. Основы православия. Минск, 1991. Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Тт. 1-3. М., 1993 - 1995.

49. Цыпин В. История Русской православной церкви. 1917 - 1990. М., 1994.

50. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. И-цзин. М., 1993.

51. Эсслемонт Дж.Э. Баха-Улла и новая эра. Екатеринбург, 1991.

ОЦЕНКА КУРСА

Контроль учебных достижений обучающихся проводиться в форме текущего, рубежного и итогового контроля по утвержденному графику.

К текущему контролю относится выполнение всех заданий, контрольных работ, курсового проекта в пределах установленного графика, СРС.

Рубежный (модульный) контроль подразделяется на первый и второй рейтинговые контроли, проводимые на 7й и 14й неделях семестра. Обучающиеся, набравшие Рср по дисциплине менее 50%, к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти RETAKE (повторное изучение и сдача)

Итоговая оценка складывается из оценок текущего контроля, 2х рубежных контролей и итогового экзамена. Рубежный контроль I-ый – 30%, рубежный контроль II-ой - 30% и экзамен – 40%.

 

Рубежный контроль (Р1,Р2) включает контроль по 3 - ем направлениям, которые отражаются в следующих заданиях:

1 вопрос- теоретического характера

1 задание – типовая профессиональная задача

1 задание – индивидуально-творческая задача или защита проекта

 

Оценка за Р1, Р2 складывается из:

Вид деятельности Р1 Р2
Текущий контроль (ТК)
Самостоятельная работа студента (СРС)
Рубежный контроль (Р1,Р2)
Итоговая оценка 30% 30%

 

 

Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям (60%) и промежуточной аттестации (экзамену) – 40% и составляет 100%.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле:

( Р1+ Р2)

ИО= [ ---------------] х 0,6 + Е х 0,4

где:

Р1 - Цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;

Р2 - Цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;

Е - Цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Средний балл успеваемости

 

( И 1 х К 1 + И 2 х К 2 + И 3 х К 3 + И 4 х К 4 + И 5 х К 5 )

GPA = -------------------------------------------------------------------------------

К 1 + К 2 + К 3 + К 4 + К 5

где:

И1, И2, И3 и т.д. – Итоговый цифровой эквивалент в баллах по дисциплине;

К1, К2, К3 и т.д. – объем изучаемой дисциплины в кредитах.

 

Знания, умение и навыки студентов оцениваются по следующей системе:

Количество Баллов Оценка
в буквенном виде в цифровом эквиваленте в традиционном виде
95-100 А 4,0 отлично
90-94 А – 3,67
85-89 В + 3,33 хорошо
80-84 В 3,0
75-79 В – 2,67
70-74 С + 2,33 удовлетворительно
65-69 С 2,0
60-64 С – 1,67
55-59 D + 1,33
50-54 D 1,0
0-49 F – неудовлетворительно






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.