Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самостоятельной работы студентов

Министерство здравоохранения республики казахстан

РГП на ПХВ «Западно-КазахстанскИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова»

 

кафедра ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Силлабус

Дисциплина:Биостатистика

Код дисциплины:Bio3214

 

Специальность:5В110400 – «Медико- прфилактическое дело»

Объем учебных часов/кредитов:*90/2

Курс и семестр изучения:3/6

 

 

Актобе 2014 г.


Силлабус (рабочая программа студента) составлена кафедрой Естесвенно-научных дисциплин на основании типовой учебной программы «Биостатистика»;

(наименование дисциплины)

 

Обсуждено на заседании кафедры от «__27_» « ____08______» 2014

Протокол №__1__

Руководитель кафедры, д.м.н., профессор ________ Изтлеуов М.К.


Сведения о преподавателях:

Руководитель кафедры: Изтлеуов Марат Капенович, доктор медицинских наук, профессор.

Ст. преп.: Емжарова Гульмира Уахитовна – преподаватель курса биостатистики, математики и информатики. Ведёт практические занятия и читает лекции на русском и казахском языках.

Ст. преп.: Бахаева Айнур Болатовна – преподаватель курса биостатистики и информатики. Ведёт практические занятия на казахском языке.

Контактная информация

Место нахождения кафедры: улица Маресьева 70, №2-учебный корпус, 2-этаж

Учебные аудитории: № 213, 222, 223, 224.

телефоны: 56-48-66, электронный адрес: zkgmu@mail.kz

 

Политика дисциплины:

Организация учебного процесса

- кафедра планирует и организует учебный процесс;

- совершенствует формы проведения учебного процесса;

- адаптирует учебное расписание совместно с учебной частью и офис регистратором;

- обеспечивает студентов всеми формами учебно-методической документации;

- создает условия для осуществления НИР сотрудников и студентов;

- создает условия для получения дополнительных образовательных услуг.

Информационное обеспечение учебного процесса

-силлабусы, справочники-путеводители, методические рекомендации для практических занятий, СРС, СРСП предоставляются студентам на электронных носителях на кафедре и в библиотеке;

- расписание занятий, консультаций и др.информация по усмотрению кафедры отражаются на информационном стенде кафедры;

- доступность и своевременное информирование обучающихся о рейтинговых оценках.

Требования к проведению аудиторных занятий и СРС

-все аудиторные и внеаудиторные занятия должны быть обеспечены методическими рекомендациями;

Требования к обучающимся

- посещение практических занятий и лекций является обязательным;

-форма одежды;

- соблюдение трудовой дисциплины;

- штрафные санкции согласно положению об организации учебного процесса;

- за участие в СНО, студенческих конференциях - дополнительные бонусы по усмотрению кафедры.


Введение

Биостатистика – научная отрасль, связанная с разработкой и использованием статистических методов в научных исследованиях в медицине, здравоохранении и эпидемиологии. Внедрение в практику принципов доказательной медицины диктует современному выпускнику медицинских вузов необходимость понимания биостатистики.

Необходимость повышения культуры статистического анализа биологических и медицинских данных, как в теоретических исследованиях, так и в практической деятельности организатора общественного здравоохранения диктуется, прежде всего современными достижениями в вопросах представления и системизации данных компьютерными средствами. Студенту особенно важно уметь использовать статистические профессиональные пакеты прикладных программ SAS, SPSS,универсальный пакет Statistica и адекватно интерпретировать полученные результаты.

2. Цель дисциплины:обучение теоретическим основам биостатистики и формирование навыков применения статистических методов в гигиеническом и эпидемиологическом анализе.

3. Задачи дисциплины:

§ формирование основ знаний о современных статистических методах обработки биологических и медицинских данных: стати:

§ формирование основных навыков применения статистических методов для обработки биологических и медицинских данных.

4. Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

§ типы данных и способы их представления;

§ измерительные шкалы;

§ выборочный метод;

§ репрезентативность выборки;

§ числовые характеристики выборки;

§ параметры генеральной совокупности;

§ доверительный вероятность и уровень значимости;

§ доверительный интерал;

§ стандартную ошибку среднего;

§ мощность критерия;

§ ошибки первого и второго родов;

§ свойства закона нормального распределения признаков;

§ t критрерий Стьюдента;

§ непараметрические критерии проверки гипотез;

§ критерии согласия;

§ однофакторный дисперсионный анализ;

§ регрессионый анализ;

§ корреляционную зависимость;

§ коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции

Спирмена;

§ этапы медико-биологического эксперимента, планирование;

§ основные критерии эпидемиологического анализа, эпидемиологические показатели;

§ компьютерные статистические программы: пакет прикладных программ SPSS, Statistica, SAS.

Студент должен уметь:

§ применить статистические методы обработки данных;

§ оценивать достоверность измерений в биостатистике, определять статистическую значимость различий;

§ определить статистические ряды распределения и оценить их соответствие теоретическим законам распределения;

§ оценить их точность и надежность;

§ вычислить числовые храктеристики выборки;

§ проверить выполнение условий закона нормального распределения;

§ графический представлять данные;

§ определять доверительные интервалы для генеральной совокупности;

§ применять методы однофакторного дисперсионного анализа;

§ определять уравнение линейной регрессии;

§ проверить гипотезу значимости коэффициента регрессии;

§ вычислить выборочный коэффициент корреляции;

§ проверить гипотезу значимости коэффициента корреляции;

§ работать с прикладными пакетами программ SPSS, SAS, Statistica;

§ получать результирующую таблицу: число случаев, среднее, стандартная ошибка, ошибка среднего;

§ интерпретировать полученные результаты:

Владеть навыками:

§ работы с прикладными пакетами программ SPSS, Statistica,SAS;

§ работы с t –критерием Стьюдента, Фишера, Пирсона;

§ Работы с основными статистическими критериями

5. Пререквизиты: Школьный курс математики, информатика, медицинская биофизика, медицинская биология, генетика, радиобиология.

6. Постреквизиты: эпидемиология с основами дезинфекционного дела.

7. Краткое содержание дисциплины:

Основы биостатистики. Выборочный метод. Основы теории проверки статистических гипотез. Параметрические критерии. Основы теории проверки статистических гипотез. Непараметрические критерии. Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении. Регрессионный анализ. Корреляционный анализ.

 

8. Тематический план занятий

Тематический план лекций

Наименование темы занятия Кол-во часов
Введение. Основы биостатистики. Выборочный метод. Предмет и задачи биостатистики. Классификация, сбор и представление данных. Виды измерительных шкал. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативность выборки. Выборочные распределнеие и его числовые характеристики. Нормальное распределение и его параметры. Точечные и интервальные оценки параметров совокупности.
Основы теории проверки статистических гипотез. Параметрические критерии. Статистические гипотезы, применительно к медико- биологическим исследованиям. Два рода ошибок. Уровень значимости. Мощность критерия. Статистические критерии. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. t- критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных.
Основы теории проверки статистических гипотез. Непараметрические критерии. Критерий согласия. Проверка гипотез о виде распределения. Непараметрические критерии Манна- Уитни, Уилкоксона. Критерий согласия Хи-квадрат Пирсона, Колмогорова-Смирнова.
Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении. Основные понятия и методика дисперсионного анализа. Однофакторный дисперсионный анализ. Общая, факторная и остаточная дисперсия. Применение дисперсионного анализа в общественном здравоохранении.
Регрессионный анализ. Линейная регрессия. Метод наименьших квадратов (МНК). Выборочное уравнение регрессии. Проверка гипотезы о значимости коэффициента регрессии.
Корреляционный анализ. Линейная корреляция. Коэффициенты корреляции и его основные свойства. Проверка гипотезы о значимости коэффициента корреляции. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
  Всего:

 

Тематический план практических занятий

Наименования тем Кол-во часов
Дискретный статистический ряд распеделения.Вариационный ряд. Числовые характеристики дискретного статистического распределения: выборочное среднее, выборочная дисперсия, среднее квадратическое отклонение, мода, медиана.
Выборочные коэффициенты ассиметрии и эксцессы. Полигон частот и относительных частот.
Оценка параметров генеральной совокупности. Проверка статистических гипотез. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью точечных и интервальных оценок. Нахождение доверительных интервалов с заданной надежностью.
Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. Ошибки первого и второго рода.
Уровень значимости α. Мощность критерия β.
Параметрические методы проверки гипотез. Основная гипотеза о проверке нормальности распределения. t- критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. Парный критерий Стьюдента.
Непараметрические методы приверки гипотез. Непараметрический аналог критерия Стьюдента: критерий Манна- Уитни. Сравнение наблюдений до и после лечения: критерий Уилкоксона (Т- критерий).
Анализ качественный признаков. Таблицы сопреженности. Критерий согласия Хи-квадрат Пирсона.
Дисперсионный анализ. Статистические гипотезы, проверяемые с помощью дисперсионного анализа.
Общая, факторная и остаточная дисперсии. Метод однофакторного дисперсионного анализа. Ғ- критерий Фишера.
Регрессонный анализ. Оценка параметров линейной регрессии по методу наименьших квадратов. Нахождение выборочного уравнения прямой регрессии. Проверка гипотезы о значимости коэффициента регрессии.
Корреляционный анализ. Линейная корреляция. Выборочный коэффициент корреляции Пирсона. Сила и характер связи между параметрами.
Всего:

Тематический план самостоятельной работы с преподавателем (СРСП)

Наименования тем Кол-во часов
Интервальный статистический ряд распределения. Формула Стерджеса.
Числовые характеристики интервального статистического ряда. Гистограмма частот и относительный частот.
Оценка параметров генеральной совокупности. Проверка статистических гипотез. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью точечных и интервальных оценок. Нахождение доверительных интервалов с заданной надежностью.
Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. Ошибки первого и второго рода.
Уровень значимости α. Мощность критерия β.
Организация ввода данных в программе SАS. Ознакомление с работой в программе SАS.
Параметрические методы проверки гипотез. Основная гипотеза о проверке нормальности распределения. t- критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. Наблюдение до и после эксперимента.
t- критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных наблюдения до и после эксперимента.Статистическая обработка материалов с использованием компьютерных программ SАS, Statistica Рубежный контроль №1.
Непараметрические методы проверки гипотез. Сравнение наблюдений до и после лечения: критерий знаков (z-критерий). Статистическая обработка материалов с использованием компьютерных программ SАS, Statistica
Критерий согласия Колмогорова-Смирнова. Статистическая обработка материалов с использованием компьютерных программ SАS, Statistica
Метод однофакторного дисперсионного анализа. Статистическая обработка материалов с использованием компьютерных программ SАS, Statistica
Вычисление общей, факторной и остаточной дисперсии. Статистическая обработка материалов с использованием компьютерных программ SАS, Statistica
Метод ранговой корреляции: коэффициент корреляции Спирмена. Статистическая обработка материалов с использованием компьютерных программ SАS, Statistica
Связь регрессии и корреляции. Статистическая значимость корреляции. Статистическая обработка материалов с использованием компьютерных программ SАS, Statistica
Этапы и применение прямого метода стандартизации. Прямой и косвенный методы стандартизации. Рубежный контроль №2.
Всего:

Задания для самостоятельной работы студентов

Тематический план самостоятельной работы студента

Наименование темы занятия Кол-во часов
Статистические методы прогнозирования.
Множественные сравнения. Критерий Стьюдента с поправкой Бонферрони.
Статистический анализ в среде SAS.
Непараметрический аналог однофакторного анализа: критерий Крускела-Уоллиса.
Метод двухфакторного дисперсионного анализа.
Организация статистического исследования.
Анализ заболеваемости по факторам риска.
Анализ многолетней динамики заболеваемости в эпидемиологической диагностике.
Статистический анализ в среде SAS.
  Всего:

План организации самостоятельной работы студента (СРС)

 

№   Тема/подтемы СРС Задания/ формы проведения СРС Формы контроля СРС График контроля СРС (сроки)
Статистические методы прогнозирования. Проверка знаний на практических занятиях. Реферат. 4 неделя
Множественные сравнения. Критерий Стьюдента с поправкой Бонферрони. Проверка знаний на практических занятиях. Реферат. 6 неделя
Статистический анализ в среде SAS. Проверка знаний на практических занятиях. На электронном носителе. 8 неделя
Непараметрический аналог однофакторного анализа: критерий Крускела-Уоллиса. Проверка знаний на практических занятиях. Реферат   9 неделя
Метод двухфакторного дисперсионного анализа. Проверка знаний на практических занятиях. Реферат.   10 неделя
Организация статистического исследования. Проверка знаний на практических занятиях. Реферат. 11 неделя
Анализ заболеваемости по факторам риска. Проверка знаний на практических занятиях. Реферат. 12 неделя
Анализ многолетней динамики заболеваемости в эпидемиологической диагностике. Проверка знаний на практических занятиях. Реферат. 13 неделя
Статистический анализ в среде SAS. Проверка знаний на практических занятиях. На электронном носителе. 14 неделя

10. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная

На русском языке:

Основная:

  1. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.
  2. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических

методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕДпресс-информ», 2004.

  1. Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика.- Высшая школа, 1973.
  2. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б. Статистика в медицине и биологии. М.: Медицина, 2000.
  3. Койчубеков Б.К., Сорокина М.А., Букеева А.С., Такуадина А.И. Биостатистика в примерах и задачах: Учебно-методическое пособие/ - Алматы ТОО «Эверо», 2012.

Дополнительная:

1. Лядов В.Р. Основы теории вероятностей и математической статистики:

Для студентов мед. ВУЗов. –СПб.: Фонд «Инициатива»,1998.

  1. Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и

обработка данных в среде Windows. –М.: Инф. издат.дом «Филин»,1997.

  1. Адибаев Б.М. Элементы математической статистики и основы теории

вероятностей. / учебное пособие. – КазНМУ – Алматы, 2004.

  1. StatSoft, Inc.(2001). Электронный учебник по статистике. Москва,
  2. StatSoft, WEB: //www.statsoft.ru./home/textbook/default.htm.

На казахском языке:

Основная:

1. Бектаев Қ. Ықтималдықтар теориясы және математикалық статистика.

Алматы: «Рауан», 1991.

2. Изтлеуов М.К., Беккужина А.И. и др. Математика, Ақтөбе, 2005 ж.

3. Бөлешов М.Ә., Медициналық статистика, Алматы: «Эверо», 2010ж.

4. Койчубеков Б.К., Букеева А.С., Такуадина А.И., Жунусова Т.Т, Абдыкешова Д.Т. Мысалдар иен тапсырмалардағы биостатистика, Алматы: «Эверо», 2013ж.

5. Койчубеков Б.К., Абдыкешова Д.Т., Алибиева Д.Т. Биостатистикаға кіріспе курсы, Алматы: «Эверо», 2014ж.

Дополнительная:

1. Ахметқазиев А.А., Кельтенова Р.Т. Математикалық статистика, Алматы

«Экономика», 2002.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.