Характеристика учебной дисциплины
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
Кафедра Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды
(наименование кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды
РГП ПХВ «Евразийский
Национальный университет
Им. Л.Н. Гумилева»
__________Бейсенова Р.Р.
_______________ 2014 г.
СИЛЛАБУС
(рабочая учебная программа)
ECOL 22005 ГЕОЭКОЛОГИЯ
(шифр и наименование модуля)
по дисциплине Geo 3205 «ГЕОЭКОЛОГИЯ»
(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)
для обучающихся специальности (ей) 5В060800 -Экология (шифр и наименование специальности/специализации)
Астана
СИЛЛАБУС
1. Адильбектеги Гульмира Адильбековна, кандидат географических наук, доцент;
тел.:8-705-582-03-21, Adilbekova.Gulmira@yandex.ru
Научные интересы: Изучение аспектов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Геоэкологические исследования в экологии.
2. Название учебной дисциплины «Геоэкология». Код дисциплины Geo 3205. 3 кредита.
3. Распределение часов по учебному плану
Виды занятий
| Общее количество часов
| Осенний семестр
| Весенний семестр
|
В неделю
| Всего
| В неделю
| Всего
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
|
|
|
Семинарские занятия
|
|
|
|
|
|
Лабораторные занятия
|
|
|
|
|
|
Студийные занятия
|
|
|
|
|
|
СРО
|
|
|
|
|
|
Пререквизиты учебной дисциплины
- Экология и устойчивое развитие;
- Методы геоэкологических исследований.
Постреквизиты:
- Экологический мониторинг;
- Ландшафтоведение;
- Почвоведение;
- Промышленная экология;
- Экологическое нормирование и экспертиза.
Характеристика учебной дисциплины
5.1 Цель и задачи изучения учебной дисциплины
Цель изучения учебной дисциплины:
Целью курса Геоэкологии является подготовка специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями о закономерностях пространственной дифференциации природно-антропогенных географических систем (ландшафтов).
В результате изучения курса студенты должны овладеть принципами комплексного, системного подхода к решению проблем окружающей природной среды для обеспечения оптимального использования природных ресурсов и сохранения здоровой экологической среды в географических системах.
Задачи изучения учебной дисциплины:
¨ Сформировать основные теоретические знания в области геоэкологии.
Ознакомить с основными геоэкологическими проблемами.
¨ Сформировать практические навыки и умения определения критических экологических ситуаций.
¨ Сформировать практические навыки и умения определения критических экологических ситуаций.
¨ Дать студентам знание основных геоэкологических категорий и понятий, размеров экологического кризиса и путях выхода из него, представление о природоохранных мероприятиях.
5.2 Компетенции изучаемой дисциплины
В результате изучения данной дисциплины в соответствии с Государственным стандартом специальности студенты должны:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о факторах природной среды, жизненными формами организмов, с внутривидовыми отношениями в популяции, с биоценозом, с взаимодействием общества и природы;
ЗНАТЬ структуру экологических факторов окружающей среды; экологические проблемы техногенеза; экосистемы высших рангов, экологические основы природно-антропогенных систем, основные закономерности между экономикой и экологией.
УМЕТЬ рассчитать условия адаптации человека к фону нарушенных геосистем; предвидеть экологические последствия влияния антропогенеза на геосистемы.
ПРИОБРЕСТИ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ составления созологических (природоохранных) карт; составления карты типов местообитаний (эдатопов).
5.3 План изучения учебной дисциплины
№
недели
| Название темы
| Формы организации обучения и количество часов
| Задания для СРО и форма контроля знаний
|
Лекция
| Практическое
| Лабораторной
| Студийное
| СРО
|
| Лекция 1.Введение
Практическая работа 1.Научная геоэкологическая терминология
СРО 1.Окружающая среда как объект антропогенного воздействия
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 2.Экологическая дестабилизация как результат действия на геосистемы различных экологических факторов
Практическая работа 2.Сравнительная характеристика наземных экосистем и экосистем мирового океана
СРО 2.Антропогенные источники техногенеза
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 3.Адаптация человека к условиям экологически дестабилизированных геосистем
Практическая работа 3.Проблемы техногенеза в современный период.
СРО 3.Современный энергетический кризис и состояние техносферы
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 4.Антропоустойчивость геосистем, критерии и методы оценки экологического качества окружающей среды
Практическая работа 4.Сравнительный анализ биопродуктивности и антропогенной трансформации двух контрастных экосистем Земли
СРО 4.Миграция техногенных веществ в окружающей среде
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 5.Экологические проблемы техногенеза
Практическая работа 5.Антропогенная трансформация природных геосистем
СРО 5.Технологический фактр развития техногенеза
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 6.Природно-технические геосистемы – как объект системного геоэкологического анализа
Практическая работа 6.Системный анализ экологических последствий антропогенеза
СРО 6.Техногенез как экологический фактор окружающей среды
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 7.Методы геоэкологических исследований
Практическая работа 7.Проблемы нарушения экологического равновесия. Деятельность «Римского клуба»
СРО 7.Географические факторы развития техногенеза
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 8. Охрана природных ресурсов
Охрана атмосферного воздуха
Практическая работа 8.Охрана атмосферного воздуха. Состояние загрязнения атмосферы в РК.
СРО 8.Техногенез атмосферы и проблемы климата
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 9.Геоэкологические функции литосферы
Практическая работа 9.Охрана земель, земельный кадастр.
Анализ состояния земельного фона в РК.
СРО 9.Гидрогеологический фактор развития техногенеза
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 10.Охрана ресурсов недр
Практическая работа 10.Состояние ресурсов недр в РК
СРО 10.Загрязнение поверхности Земли твердыми отходами
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 11.Водные ресурсы и их рациональное использование
Практическая работа 11.Состояние водных ресурсов в РК
СРО 11.Антропогенные процессы в гидросфере
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 12.Охрана животного мира и растительности
Практическая работа 12.Биологические ресурсы РК
СРО 12.Антропогенная деградация животного и растительного мира
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 13.Антропогенное воздействия на природные компоненты и основные процессы в природной среде
Практическая работа 13.Мероприятия по улучшению нарушенных земель. Охрана ландшафтов
СРО 13.Природные процессы формирования, функционирования и развития ландшафтов. Природные ландшафтные пояса и зоны
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 14.Охраняемые природные территории
Практическая работа 14.Географический прогноз и принципы природно-хозяйственного районирования
СРО 14.Обзор заповедников в Европе, Северной и Южной Америке, Африке и Австралии
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
| Лекция 15.Экономическое и эколого-хозяйственные аспекты охраны природы
Практическая работа 15.Природоохранные организации ООН,ЮНЕСКО,ВОЗ и др
СРО 15.Демографический «взрыв»: причины и последствия.
|
|
|
|
|
| Проверка конспекта, устный опрос
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.