Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы безопасности жизнедеятельности». Код: OBZh 1111. Количество кредитов – 1.

Транспортно-энергетический факультет

Кафедра Теплоэнергетики

«Утверждаю»

Декан факультета

_________ Сулейменов Т.Б.

«____» _________2012 г.

 

 

ПРОГРАММА

Дисциплины для студентов

(СИЛЛАБУС)

Дисциплина_ «Основы безопасности жизнедеятельности»_

 

Специальность__«Туризм», «Экономист»__

 

 

Астана, 2012

1. Нуртаева Айнур Болатбековна,(лектор) ст.преподаватель кафедры «Теплоэнергетика»,Ныгыманова Айнур Серболовна, (пр.) магистр физики, старший преподаватель кафедры «Теплоэнергетика», контактный телефон 8 (7172) 70-95-00 (вн.33125), anygymanova@mail.ru

Основы безопасности жизнедеятельности». Код: OBZh 1111. Количество кредитов – 1.

3. Время проведения занятий –1 семестр, согласно расписанию.

4. Пререквизиты учебной дисциплины:

Для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимы знания по дисциплинам: основы валеологии, основы начальной военной подготовки, экологии в объеме средней школы, инженерного оборудования.

Прореквизиты учебной дисциплины:

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются при изучении всех профилирующих дисциплин, курсовых и дипломных работ.

5. Характеристика учебной дисциплины:

Назначение учебной дисциплины.

Учебная дисциплина является обязательной для изучения студентами всех специальностей университета и направлена на изучение способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания, устойчивого функционирования объектов хозяйствования в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), вопросов предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, а также применения современных средств поражения.

Цель дисциплины:

Сформировать систему знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, принятия решений по защите населения, производственного персонала от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по их ликвидации.

Задачи дисциплины - освоить студентами объем теоретических знаний и практических действий, необходимых для решения ниже следующих задач:

- создание нормальных условий в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- разработка и реализация мер защиты человека и среды его обитания от вредных воздействий;

- эксплуатация техники, технологических процессов и объектов хозяйствования в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- устойчивость функционирования объектов хозяйствования и технических систем в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций;

- прогнозирование и оценка последствий чрезвычайных ситуаций;

- принятие решений по защите населения, производственного персонала от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятие мер по их ликвидации;

- оказание первой (доврачебной) медицинской помощи в ЧС.

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;

- правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности;

- анатомо-физиологические последствия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Обучаемый должен уметь:

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственной деятельности объектов хозяйствования;

- планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях;

- принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.

Успешное освоение студентами Программы курса «Безопасность жизнедеятельности» имеет большое значение в деле подготовки будущих специалистов объектов хозяйствования и организаций всех форм собственности в области чрезвычайных ситуаций и Гражданской обороны (ГО).

Содержание дисциплины.

Безопасность жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленный на безопасное взаимодействие человека со средой обитания и его защиту, устойчивое функционирование объектов хозяйствования в чрезвычайных ситуациях, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также применения современных средств поражения.

Гражданская оборона - это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействий поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Объекты хозяйствования - здания, сооружения и другие строения, используемые в интересах промышленного, сельскохозяйственного производства и других сфер деятельности общества.

План изучения дисциплины

№ нед. Название темы Формы обучения, кол-во часов Задания на СРС  
1. Организационные основы безопасности жизнедеятельности - цель, содержание и задачи курса «основы безопасности жизнедеятельности»; - определение основных понятий (безопасность жизнедеятельности, гражданская оборона, объект народного хозяйства). Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Цель, содержание и задачи курса «ОБЖ». Определение основных понятий (безопасность жизнедеятельности, гражданская оборона, объект народного хозяйства). Организационная структура ГО объекта хозяйствования. Формирования ГО, назначение и порядок их создания
2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. -определение стихийных бедствий, аварии, катастрофы и чрезвычайной ситуации - Классификация ЧС по трем основным признакам Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Очаги поражения: характеристика очагов поражения, возникающих в результате стихийных бедствий, при авариях на АЭС, химически опасных объектах; источники радиации, естественная радиоактивность
3. Характеристика зон ЧС при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и применение современных средств поражения (ССП). - Характеристика зон ЧС -Воздействие поражающих факторов на объекты хозяйств. - Понятие о дозе излучения - Основные дозовые пределы и допустимые нормы заражения. Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Острая лучевая болезнь (ОЛБ): внешнее и внутреннее облучение; виды радиационных поражений; признаки, степени и периоды ОЛБ. Защита воды и продовольствия в условиях чрезвычайных ситуаций: защита и обеззараживание продовольствия, воды и медицинского имущества; понятие о дезинфекции, дезактивации и дегазации.
4. Характеристика основных видов сильнодействующих ядовитых веществ. - Характеристика сильнодейст-вующих ядовитых веществ - Классификация отравляющих веществ - Признаки поражения организма различными группами ОВ и СДЯВ Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Классификация отравляющих веществ. Поражение организма сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Классификация отравляющих веществ.
5. Основные принципы и способы защиты населения. - Основные способы защиты - Коллективные средства защиты населения Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Экстремальные ситуации в природе. Некоторые общеизвестные правила поведения человека на природе
6. Источники радиации, естественная радиоактивность, радиоактивное заражение местности - Естественные и искусственные источники заражения - Поражающие факторы радиационной аварии - Классификация лучевой болезни людей Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Зона химического заражения. Ударная волна. Световое излучение. Воздействие радиации на человека.
7. Устойчивость работы организаций ЧС. - основы устойчивости работы организаций - пути и способы повышения устойчивости работы организаций в ЧС Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   ЧС природного характера: землетрясения, лесные пожары. Факторы риска (голод, жара, холод, страх, переутомление, пустыня, горы). Факторы выживания (воля к жизни, знание приемов самоспасения, навыки выживания)
8. Рассредоточение и эвакуация. - Принципы, сущность и способы проведения рассредоточения и эвакуации - Эвакоорганы, их структура и задачи - Планирование эвак.меропр. Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Содержание, правила эксплуатации защитных сооружений в мирное и военное время. Эвакуационные мероприятия. Противопожарные мероприятия. Противорадиационная и противо-химическая защита.
9. Организация и проведение спа-сательных и других неотложных работ в зоне ЧС. - Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ - Способы проведения С и ДНР Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Общие понятия специальной обработки как составной части ликвидации последствий оружия массового поражения. Средства индивидуальной защиты.
10. Борьба с терроризмом - законодательные основы РК в области с терроризмом - понятие терроризма, основные принципы и цели борьбы - предупреждение, выявление и пересечения террористической деятельности - ответственность за участие в террористической деятельности Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Террористическая деятельность. Основные принципы и цели борьбы с терроризмом. Законодательные основы борьбы с международным терроризмом.  
11. Принципы оказания первой медицинской помощи - Понятие первая помощь - Принципы оказания первой помощи - Средства первой помощи Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран. Оказание первой мед. помощи при ожогах, переломах, шоках, поражение электр. током, утоплении и т.д.
12. Доврачебная помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях - Несчастные случаи - Оказание первой помощи при поражении электротоком -Способ искусственного дыхания "изо рта в рот" и непрямой массаж сердца - Оказание первой помощи при кровотечении, при ожогах Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Основные средства транспортировки пораженных и больных. Санитарные носилки. Первая помощь при радио-активных и комбинированных поражениях, отравлениях СДЯВ, ОВ при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности. Назначение и содержание санитарной сумки.
13. Социально-значимые болезни в Казахстане. - Социально-значимые болезни -Снижение показателей СЗБ Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Болезни с наследственным предрасположением. Питание и болезни
14. Психология поведения человека в ЧС - Психологическая готовность - Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека. - Психологическая готовность практического психолога к работе с жертвами чрезвычайных ситуаций Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Человек: наследственность и влияние вредных факторов среды обитания и образа жизни. Травмы. Виды травматизма. Кровотечения.
15. Формирование здорового образа жизни. - Здоровье - Формирование здорового образа жизни - Факторы, определяющие здоровый образ жизни Лекция (1 час), практические занятия (1 час)   Влияние факторов внешней среды на здоровье человека. Правила наложения повязок при различных видах травм. Вредные привычки. Курение.Алкоголизм.Наркомания.

 

Список литературы

7.1 Основная литература

1. Скала В.И. Охрана труда и техника безопасности. г. Алматы, ТОО Издательство, 2005 г.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов.–М.:Высш.шк. 2002 г.

3. Павлов С.П., Губонина З.И. Охрана труда в приборостроении: Учебник для ВУЗов. – М.: 1986.

4. Зотов Б.И, Кудрюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. М. Высшая школа, 1996 г.

5. Сибаров Ю.Т., Сколотов Н.А. Охрана труда в ВЦ. – М.: Машиностроение, 1990.

6. Горобец А.И., Степоненко А.И. Охрана труда в радиоэлектронной промышленности. –Киев: Техника, 1987.

7. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона: Учебник для ВТУЗов. – М.: Высш.шк., 1986г.

8. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие, книга 1 и 2 . –Алматы: Республиканские курсы ЧС и ГО, 2002-2003г.

7.2 Дополнительная литература

1. Долин П.А. Справочник по технике безопасности. –М.: Энергоатомиздат, 1985

2. Правила техники безопасности и производственной санитарии в электронной промышленности. –М.: 1978.

3. Законы Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций. – Алматы: Агентство РК по ЧС.

4. Строительные нормы и правила РК В. 1.2 – 4 – 98; –Алматы, 1998г.

5. Бурлак Г.Н. Безопасность работ на компьютере. Учеб. пособие. –М.: Финансы и статистика, 1998.

6. Беляков Практикум по охране труда М: Транспорт,1999

 

Контроль знаний

Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий, контроль качества выполнения СРС; два рубежных контроля в форме коллоквиума и тестирования; промежуточная аттестация в форме устного экзамена.

Текущий контроль - 20 %

Контроль СРСП И СРС - 20 %

Рубежный контроль:

коллоквиум - 10 %

тестирование - 10 %

Текущий и рубежные контроли не менее- 60 %

Итоговый контроль не менее - 40 %





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.