Здавалка
Главная | Обратная связь

График проведения СРСП



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

По академическим вопросам

_____________ Н.С. Дуйсенгулова

«____»_______________2012 г.

Образовательная программа – бакалавриат

Специальности: 5В051100- маркетинг, 5В050700- менеджмент, 5B090900- логистика, 5В070301- юриспруденция, 5B091200- ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В090800- оценка, 5B050900- финансы

Форма обучения: дневная

СИЛЛАБУС

По дисциплине «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Курс: 1

Семестр: 1

Количество кредитов: 2

Преподаватель кафедры «ОД»: доцент, к.т.н. Амирхожаева Д.А.

Телефон: 3022155, кабинет №103

 

Алматы, 2012

 

 

Составитель: ____________ доцент, к.т.н., Амирхожаева Д.А.

Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности: : 5В051100- маркетинг, 5В050700- менеджмент, 5B090900- логистика, 5В070301- юриспруденция, 5B091200- ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В090800- оценка, 5B050900- финансы

 

Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол №1 от «28» августа 2012 г.

Зав. кафедрой, доцент _________________________ Осколков В. С.

 

 

Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ МАБ

Протокол №1 от «___» «________» 2012 г.

 


Введение

Недостаток общей культуры и низкий уровень производства, отсутствие системных знаний и профессионализма в области безопасности жизнедеятельности и охраны труда приводят к неоправданным материальным и людским потерям при ЧС природного и техногенного характера. Незнание своих прав и обязанностей в области охраны труда является одной из главных причин промышленного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний. Слабое представление о принципах и методах создания безопасной среды обитания оказывает большое влияние на ухудшение качества жизни.

Необходимо что бы выпускники высшей школы знали и понимали основные принципы создания безопасной среды обитания и свои права и обязанности по организации техники безопасности на рабочем месте в качестве работников и руководителей.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

ü чтение лекций;

ü проведение практических занятий;

ü СРСП;

ü СРС.

Цель преподавания дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» - вооружить студентов знаниями и навыками, дающие целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни; приобретение студентами знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности, необходимых для профессиональной деятельности

Задача изучения дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» заложить теоретические знания и дать объем практических навыков, необходимых для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности человека, идентификация негативных воздействия среды обитания, разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий и др.

Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, основы права, социология.

Постреквизиты:cоциальная экология, психология, экологические и техногенные риски, основы валеологии, основы медицинских знаний, управление безопасность жизнедеятельности.

Студенты, изучившие данную дисциплину, должны: освоить следующие компентенции согласно компентентностной модели бакалавра.

Общие компентенции:

знать:

ü теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

ü правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

ü анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

ü средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов.

уметь:

ü предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

ü применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

ü анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

овладеть навыками:

ü пользование индивидуальными средствами защиты (в т.ч. и медицинскими средствами защиты);

ü оказания первой медицинской помощи пострадавшим при неотложных состояниях;

ü поведенческих алгоритмов в экстремальных ситуациях криминального характера.

Компентенции: формировать навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы Распределение по неделям
Лекции Практические занятия СРС СРСП
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера. Действия населения в условиях природных катастроф
3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Действия населения в условиях техногенных аварий
4. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий
5. Мероприятия ЧС и ГО по защите населения
6. Негативные факторы техносферы
7. Опасные и социально значимые заболевания
Рубежный контроль 1
8. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности
9. Воздействие на человека физических колебаний, электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот
10. Устойчивое производство в условиях ЧС
11. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
12. Охрана труда
13. Экстремальные ситуации криминогенного характреа
14. Оказание само- и взаимопомощи 14,15 14,15 14,15 14,15
Рубежный контроль 2
Экзаменационная сессия 16,17,18

 

Содержание практических занятий. Форма контроля и оценка

Вопросы практических занятий Литература Форма контроля Maкс. баллы
1. Теоретические основы ОБЖ 1) Цель и задачи курса, история развития науки. 2) Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере. 3) Человек и техносфера, их взаимодействие. Вредные факторы и опасности. 4) Система безопасности. Понятие и причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РК. Организационная структура и силы гражданской обороны в РК. 5) Закон РК «О гражданской обороне» Основная литература № 1   Дополнительная литература № 1, 10   Норм-правовые акты № 1 Письменная и устная форма
2. ЧС природного характера. 1) Классификация и характеристика ЧС природного характера и их последствия. 2) Действия при землятресениях, селях, оползнях, обвалах, лавины, абразия, эрозия и т.д. 3) Закон Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера". Основная литература № 1,2,3   Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
3. ЧС техногенного характера. Классификация и характеристика ЧС техногенного характера. 1) Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. 2) Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и их последствия. 3) Пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Основная литература № 1,2 Дополнительная литература № 2, 3 Норм-правовые акты № 2, 7, 8 Письменная и устная форма вопросов
4. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие их. 1) Ядерное оружие, его боевые свойства и поражающие факторы. 2) Отравляющие вещества. Признаки применения отравляющих веществ. 3) Современные обычные средства поражения. Группы зажигательных веществ и смесей Основная литература № 1,2 Доп.лит. № 7 Норм-прав. акты № 2, 9, 11 Письменная и устная форма вопросов
5. Мероприятия ЧС и ГО по защите населения 1) Оповещение. Действия производственного персонала и населения при оповещении ЧС в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 2) Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации. 3) Средства индивидуальной защиты органов дыхания Основная литература № 2 Дополнительная литература № 11 Норм-правовые акты № 2 Письменная и устная форма вопросов
6. Негативные факторы техносферы. 1. Воздух, вода и почва как фактор среды обитания и как источник опасности. 2. Основные характеристики воздушной среды, воды и почвы. Вода как фактор среды обитания и как источник опасности. Физиологическое и гигиеническое значение воды. 3. Заболевания, связанные с изменением солевого и микроэлементного состава воды. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний. 4. Влияние хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека на свойства природных вод. Основная литература № 3. Доп. Лит.№ 6, 10 Норм-правовые акты № 2 Письменная и устная форма вопросов
7. Опасные и социально значимые заболевания. Биологические опасности. Характеристика биологических опасностей. Виды биологических опасностей. Опасности, связанные с биологическим заражением. Характеристика биологического заражения. Предупредительные меры против инфекционных болезней. Обсервация и карантин. Основная № 1-5 Доп. № 6-20   Рубежный контроль №1
8. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. 1) Экологическая оценка. Закон РК "Об экологической экспертизе". 2) Предельно допустимые концентрации, выбросы, уровни воздействия. 3) Определение предельно допустимых и временно согласованных выбросов технические (ПДВ или ВСВ). Расчет предельно допустимых сбросов (ПДС). Основная литература № 3, 4 Дополнительная литература № 7 Норм-правовые акты № 5 Письменная и устная форма вопросов
9. Воздействие на человека физических колебаний, электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот. 1) Техногенные и механические опасности. Опасности, вызываемые механическими колебаниями. 2) Вибрация. Шум. Инфразвук. Ультразвук. Электрический ток. Воздействие и поражение электрическим током. 3) Способы защиты. Первая помошь. Факторы риска при работе за комьютером.   Основная литература № 3, 4 Доп.лит. № 5 Норм-правовые акты № 2, 4 Письменная и устная форма вопросов
10. Устойчивость работы промышленных предприятий. 1) 1 Устойчивость объекта. Основа устойчивости функционирования объекта. 2) Основные факторы, определяющие устойчивость функционирования различных объектов экономики. Повышение устойчивости работы объектов экономики 3) Основные задачи Государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС Основная литература № 3, 4 Доп.лит. № 4, 8, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
11. Ликвидация последствий ЧС. 1) Основы организации и проведения спасательных и других неотложных спасательных работ (СиДНР). 2) Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Силы и средства, привлекаемые для их проведения. 3) Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения. Особенности организации и проведения СиДНР в очаге поражения. 4) Задача командира формирований ГоиЧС при ведении СиДНР Основная литература № 3, 4 Дополнительная литература № 4, 8, 11 Норм-правовые акты № 1, 2. Письменная и устная форма вопросов
Охрана труда 1) Ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и прогнозирование. 2) Прогнозирование возникновения опасностей. 3) Охрана труда на предприятии. Формы и методы охраны труда на предприятии. Обязанности руководства и работника. Оборудование рабочего места. 4) Законодательная база охраны труда. Международные организации, связанные с охраной труда. Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
13. Экстремальные ситуации криминогенного характера 1) Изучение основных категорий темы для контрольного опроса (лекции). 2) Действия населения в случае угрозы и совершения террористического акта. 3) Зоны повышенной криминальной опасности. Ситуации, связанные с провокационным применением оружия. 4) Защита жилища от ограблений и краж. Борьба с тероризмом. Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом" Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
14. Оказание само- и взаимопощи 1) Вопросы к рассмотрению: 2) Изучение основных категорий темы для контрольного опроса (лекции). 3) Основные правила оказания первой медицинской помощи. 4) Первая медицинска помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
15. Темы №8-14 Основная и дополнитель. литература Рубежный контроль №2

График проведения СРСП

 

Задания на СРС Литература Форма контроля Сроки сдачи (неделя) Maкс балл
1. Написать эссе: «Зачем мне нужно ОБЖ?», глоссарий: катастрофа, кризис, опасность, риск, ГО Основная № 1-5. Устная форма
2. Составить реферативное сообщение по темам: «Действия населения при землетрясении»; глоссарий: землетрясение, сейсмология, форшоки, афтершоки, очаг землетрясения, гипоцентр, эпицентр, эпизотии, эпифитотии Основная № 1-5 Реализация практических примеров
3. Составить реферативное сообщение по темам: Протекание ЧС на производстве продовольственных товаров, на транспорте и их последствия для человека; Глоссарий: радиационная авария, ядерная авария, зона (очаг) химического характера, сильнодействующие ядовитые вещества, токсичность Основная № 1-5 Защита СРС Устная форма
4. Составить реферативное сообщение по теме: «Классификация возможных последствий облучений людей»; Глоссарий: терроризм, пути проникновения отравляющих веществ в организм, бактериологическое оружие Основная № 1-5 Защита СРС
5. Составьте схему проведения частичной санитарной обработки при одновременном заражении радиоактивными и отравляющими веществами, бактериальными средствами. Основная № 1-5 Устная форма
6.   Составить краткий конспект по темам: Ксенобиотики – опасные для жизни вещества. Понятие ксенобиотиков. Тяжелые металлы. Пестициды. Диоксины. Соединения серы, фосфора и азота. Фреоны. Основная № 1-5 Реализация практических примеров
7. Составить реферативное сообщение по темам: Социальные опасности. Курение и алкоголизм. Наркомания СПИД Основная № 1-5. Устная форма Защита СРС
8. Составить реферативное сообщение на выбор одну тему из: «Основные экологические проблемы населения. Глобальное потепление климата». «Возникновение озоновых дыр над полюсами Основная № 1-5 Устная форма
9. Подготовьте предложения о составе комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики: по профилю будущей вашей работы Основная № 1-5 Устная форма
10. Сформулируйте, какие, по вашему мнению, основные мероприятия будут способствовать повышению устойчивости функционирования объекта экономики по профилю образовательного учреждения? Основная № 1-5 Защита СРС
11. Подготовьте приказ руководителя аварийно-спасательного формирования на выполнение необходимых работ в случае аварии на объекте, соответствующем профилю подготовки (индивидуальное задание) Основная 1,2,3,4,5 Устная форма
12. Составить краткий конспект «Отражение проблем безопасности жизнедеятельности в Конституции Республики Казахстан, основах законодательства об охране труда в трудовом кодексе Республики Казахстан» Основная № 1-5 Защита СРС
13. Составить реферативное сообщение по темам: Протекание ЧС на производстве продовольственных товаров, на транспорте и их последствия для человека; Глоссарий: радиационная авария, ядерная авария, зона (очаг) химического характера, сильнодействующие ядовитые вещества, токсичность Основная 1,2,3,4,5 Защита СРС
14. Сформулируйте ответы на вопросы: Назовите загрязнители пищевых продуктов химического происхождения? Назовите загрязнители пищевых продуктов биологического происхождения? Какие опасности таит в себе ожирение? Какой Вы видите способ борьбы с ожирением? Основная № 1-5 Устная форма

* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.