График проведения СРСП
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
По академическим вопросам
_____________ Н.С. Дуйсенгулова
«____»_______________2012 г.
Образовательная программа – бакалавриат
Специальности: 5В051100- маркетинг, 5В050700- менеджмент, 5B090900- логистика, 5В070301- юриспруденция, 5B091200- ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В090800- оценка, 5B050900- финансы
Форма обучения: дневная
СИЛЛАБУС
По дисциплине «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс: 1
Семестр: 1
Количество кредитов: 2
Преподаватель кафедры «ОД»: доцент, к.т.н. Амирхожаева Д.А.
Телефон: 3022155, кабинет №103
Алматы, 2012
Составитель: ____________ доцент, к.т.н., Амирхожаева Д.А.
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности: : 5В051100- маркетинг, 5В050700- менеджмент, 5B090900- логистика, 5В070301- юриспруденция, 5B091200- ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В090800- оценка, 5B050900- финансы
Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»
Протокол №1 от «28» августа 2012 г.
Зав. кафедрой, доцент _________________________ Осколков В. С.
Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ МАБ
Протокол №1 от «___» «________» 2012 г.
Введение
Недостаток общей культуры и низкий уровень производства, отсутствие системных знаний и профессионализма в области безопасности жизнедеятельности и охраны труда приводят к неоправданным материальным и людским потерям при ЧС природного и техногенного характера. Незнание своих прав и обязанностей в области охраны труда является одной из главных причин промышленного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний. Слабое представление о принципах и методах создания безопасной среды обитания оказывает большое влияние на ухудшение качества жизни.
Необходимо что бы выпускники высшей школы знали и понимали основные принципы создания безопасной среды обитания и свои права и обязанности по организации техники безопасности на рабочем месте в качестве работников и руководителей.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
ü чтение лекций;
ü проведение практических занятий;
ü СРСП;
ü СРС.
Цель преподавания дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» - вооружить студентов знаниями и навыками, дающие целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни; приобретение студентами знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности, необходимых для профессиональной деятельности
Задача изучения дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» заложить теоретические знания и дать объем практических навыков, необходимых для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности человека, идентификация негативных воздействия среды обитания, разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий и др.
Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, основы права, социология.
Постреквизиты:cоциальная экология, психология, экологические и техногенные риски, основы валеологии, основы медицинских знаний, управление безопасность жизнедеятельности.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны: освоить следующие компентенции согласно компентентностной модели бакалавра.
Общие компентенции:
знать:
ü теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;
ü правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
ü анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
ü средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов.
уметь:
ü предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
ü применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
ü анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
овладеть навыками:
ü пользование индивидуальными средствами защиты (в т.ч. и медицинскими средствами защиты);
ü оказания первой медицинской помощи пострадавшим при неотложных состояниях;
ü поведенческих алгоритмов в экстремальных ситуациях криминального характера.
Компентенции: формировать навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Наименование темы
| Распределение по неделям
|
Лекции
| Практические занятия
| СРС
| СРСП
|
1.
| Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
|
|
2.
| Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера. Действия населения в условиях природных катастроф
|
|
|
|
|
3.
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Действия населения в условиях техногенных аварий
|
|
|
|
|
4.
| Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий
|
|
|
|
|
5.
| Мероприятия ЧС и ГО по защите населения
|
|
|
|
|
6.
| Негативные факторы техносферы
|
|
|
|
|
7.
| Опасные и социально значимые заболевания
|
|
|
|
|
Рубежный контроль 1
|
|
8.
| Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности
|
|
|
|
|
9.
| Воздействие на человека физических колебаний, электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот
|
|
|
|
|
10.
| Устойчивое производство в условиях ЧС
|
|
|
|
|
11.
| Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
|
|
|
|
|
12.
| Охрана труда
|
|
|
|
|
13.
| Экстремальные ситуации криминогенного характреа
|
|
|
|
|
14.
| Оказание само- и взаимопомощи
| 14,15
| 14,15
| 14,15
| 14,15
|
Рубежный контроль 2
|
|
Экзаменационная сессия
| 16,17,18
|
Содержание практических занятий. Форма контроля и оценка
№
| Вопросы практических занятий
| Литература
| Форма контроля
| Maкс.
баллы
|
1.
| Теоретические основы ОБЖ
1) Цель и задачи курса, история развития науки.
2) Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.
3) Человек и техносфера, их взаимодействие. Вредные факторы и опасности.
4) Система безопасности. Понятие и причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РК. Организационная структура и силы гражданской обороны в РК.
5) Закон РК «О гражданской обороне»
| Основная литература
№ 1
Дополнительная
литература
№ 1, 10
Норм-правовые акты № 1
| Письменная и устная форма
|
|
2.
| ЧС природного характера.
1) Классификация и характеристика ЧС природного характера и их последствия.
2) Действия при землятресениях, селях, оползнях, обвалах, лавины, абразия, эрозия и т.д.
3) Закон Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".
| Основная литература
№ 1,2,3
Норм-правовые акты № 2, 3
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
3.
| ЧС техногенного характера.
Классификация и характеристика ЧС техногенного характера.
1) Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия.
2) Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и их последствия.
3) Пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
| Основная литература
№ 1,2
Дополнительная
литература
№ 2, 3
Норм-правовые акты № 2, 7, 8
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
4.
| Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие их.
1) Ядерное оружие, его боевые свойства и поражающие факторы.
2) Отравляющие вещества. Признаки применения отравляющих веществ.
3) Современные обычные средства поражения. Группы зажигательных веществ и смесей
| Основная литература
№ 1,2
Доп.лит.
№ 7
Норм-прав. акты № 2, 9, 11
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
5.
| Мероприятия ЧС и ГО по защите населения
1) Оповещение. Действия производственного персонала и населения при оповещении ЧС в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2) Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации.
3) Средства индивидуальной защиты органов дыхания
| Основная литература
№ 2
Дополнительная
литература
№ 11
Норм-правовые акты № 2
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
6.
| Негативные факторы техносферы.
1. Воздух, вода и почва как фактор среды обитания и как источник опасности.
2. Основные характеристики воздушной среды, воды и почвы. Вода как фактор среды обитания и как источник опасности. Физиологическое и гигиеническое значение воды.
3. Заболевания, связанные с изменением солевого и микроэлементного состава воды. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний.
4. Влияние хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека на свойства природных вод.
| Основная литература
№ 3. Доп.
Лит.№ 6, 10
Норм-правовые акты № 2
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
7.
| Опасные и социально значимые заболевания. Биологические опасности. Характеристика биологических опасностей. Виды биологических опасностей. Опасности, связанные с биологическим заражением. Характеристика биологического заражения. Предупредительные меры против инфекционных болезней. Обсервация и карантин.
| Основная
№ 1-5
Доп. № 6-20
| Рубежный контроль №1
|
|
8.
| Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности.
1) Экологическая оценка. Закон РК "Об экологической экспертизе".
2) Предельно допустимые концентрации, выбросы, уровни воздействия.
3) Определение предельно допустимых и временно согласованных выбросов технические (ПДВ или ВСВ). Расчет предельно допустимых сбросов (ПДС).
| Основная литература
№ 3, 4
Дополнительная
литература
№ 7
Норм-правовые акты № 5
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
9.
| Воздействие на человека физических колебаний, электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот.
1) Техногенные и механические опасности. Опасности, вызываемые механическими колебаниями.
2) Вибрация. Шум. Инфразвук. Ультразвук. Электрический ток. Воздействие и поражение электрическим током.
3) Способы защиты. Первая помошь. Факторы риска при работе за комьютером.
| Основная литература
№ 3, 4
Доп.лит. № 5
Норм-правовые акты № 2, 4
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
10.
| Устойчивость работы промышленных предприятий.
1) 1 Устойчивость объекта. Основа устойчивости функционирования объекта.
2) Основные факторы, определяющие устойчивость функционирования различных объектов экономики. Повышение устойчивости работы объектов экономики
3) Основные задачи Государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС
| Основная литература
№ 3, 4
Доп.лит.
№ 4, 8, 11
Норм-правовые акты № 2, 3
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
11.
| Ликвидация последствий ЧС.
1) Основы организации и проведения спасательных и других неотложных спасательных работ (СиДНР).
2) Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Силы и средства, привлекаемые для их проведения.
3) Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения. Особенности организации и проведения СиДНР в очаге поражения.
4) Задача командира формирований ГоиЧС при ведении СиДНР
| Основная литература
№ 3, 4
Дополнительная
литература
№ 4, 8, 11
Норм-правовые акты № 1, 2.
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
| Охрана труда
1) Ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и прогнозирование.
2) Прогнозирование возникновения опасностей.
3) Охрана труда на предприятии. Формы и методы охраны труда на предприятии. Обязанности руководства и работника. Оборудование рабочего места.
4) Законодательная база охраны труда. Международные организации, связанные с охраной труда.
| Основная литература
№ 1-4
Дополнит.
литература
№ 3, 4, 11
Норм-правовые акты № 2, 3
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
13.
| Экстремальные ситуации криминогенного характера
1) Изучение основных категорий темы для контрольного опроса (лекции).
2) Действия населения в случае угрозы и совершения террористического акта.
3) Зоны повышенной криминальной опасности. Ситуации, связанные с провокационным применением оружия.
4) Защита жилища от ограблений и краж. Борьба с тероризмом. Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом"
| Основная литература
№ 1-4
Дополнит.
литература
№ 3, 4, 11
Норм-правовые акты № 2, 3
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
14.
| Оказание само- и взаимопощи
1) Вопросы к рассмотрению:
2) Изучение основных категорий темы для контрольного опроса (лекции).
3) Основные правила оказания первой медицинской помощи.
4) Первая медицинска помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения.
| Основная литература
№ 1-4
Дополнит.
литература
№ 3, 4, 11
Норм-правовые акты № 2, 3
| Письменная и устная форма вопросов
|
|
15.
| Темы №8-14
| Основная и дополнитель. литература
| Рубежный контроль №2
|
|
График проведения СРСП
№
| Задания на СРС
| Литература
| Форма
контроля
| Сроки сдачи (неделя)
| Maкс балл
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Написать эссе: «Зачем мне нужно ОБЖ?», глоссарий: катастрофа, кризис, опасность, риск, ГО
| Основная
№ 1-5.
| Устная форма
|
|
|
2.
| Составить реферативное сообщение по темам: «Действия населения при землетрясении»; глоссарий: землетрясение, сейсмология, форшоки, афтершоки, очаг землетрясения, гипоцентр, эпицентр, эпизотии, эпифитотии
| Основная
№ 1-5
| Реализация практических примеров
|
|
|
3.
| Составить реферативное сообщение по темам: Протекание ЧС на производстве продовольственных товаров, на транспорте и их последствия для человека; Глоссарий: радиационная авария, ядерная авария, зона (очаг) химического характера, сильнодействующие ядовитые вещества, токсичность
| Основная
№ 1-5
| Защита СРС
Устная форма
|
|
|
4.
| Составить реферативное сообщение по теме: «Классификация возможных последствий облучений людей»; Глоссарий: терроризм, пути проникновения отравляющих веществ в организм, бактериологическое оружие
| Основная
№ 1-5
| Защита СРС
|
|
|
5.
| Составьте схему проведения частичной санитарной обработки при одновременном заражении радиоактивными и отравляющими веществами, бактериальными средствами.
| Основная
№ 1-5
| Устная форма
|
|
|
6.
| Составить краткий конспект по темам: Ксенобиотики – опасные для жизни вещества. Понятие ксенобиотиков. Тяжелые металлы. Пестициды. Диоксины. Соединения серы, фосфора и азота. Фреоны.
| Основная
№ 1-5
| Реализация практических примеров
|
|
|
7.
| Составить реферативное сообщение по темам: Социальные опасности.
Курение и алкоголизм. Наркомания
СПИД
| Основная
№ 1-5.
| Устная форма
Защита СРС
|
|
|
8.
| Составить реферативное сообщение на выбор одну тему из: «Основные экологические проблемы населения. Глобальное потепление климата». «Возникновение озоновых дыр над полюсами
| Основная
№ 1-5
| Устная форма
|
|
|
9.
| Подготовьте предложения о составе комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики: по профилю будущей вашей работы
| Основная
№ 1-5
| Устная форма
|
|
|
10.
| Сформулируйте, какие, по вашему мнению, основные мероприятия будут способствовать повышению устойчивости функционирования объекта экономики по профилю образовательного учреждения?
| Основная
№ 1-5
| Защита СРС
|
|
|
11.
| Подготовьте приказ руководителя аварийно-спасательного формирования на выполнение необходимых работ в случае аварии на объекте, соответствующем профилю подготовки (индивидуальное задание)
| Основная
1,2,3,4,5
| Устная форма
|
|
|
12.
| Составить краткий конспект «Отражение проблем безопасности жизнедеятельности в Конституции Республики Казахстан, основах законодательства об охране труда в трудовом кодексе Республики Казахстан»
| Основная
№ 1-5
| Защита СРС
|
|
|
13.
| Составить реферативное сообщение по темам: Протекание ЧС на производстве продовольственных товаров, на транспорте и их последствия для человека; Глоссарий: радиационная авария, ядерная авария, зона (очаг) химического характера, сильнодействующие ядовитые вещества, токсичность
| Основная
1,2,3,4,5
| Защита СРС
|
|
|
14.
| Сформулируйте ответы на вопросы: Назовите загрязнители пищевых продуктов химического происхождения? Назовите загрязнители пищевых продуктов биологического происхождения? Какие опасности таит в себе ожирение? Какой Вы видите способ борьбы с ожирением?
| Основная
№ 1-5
| Устная форма
|
|
|
* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.