Здавалка
Главная | Обратная связь

Новеллы в законодательстве об исполнительном производстве.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).

1. В законе о судебных приставах закрепляется, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, судебный пристав-исполнитель вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, при выявлении признаков преступления судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) (см. абз. 8, абз 9 п. 1 ст. 12 закона об исполнительном производстве).

 

2. Согласно изменениям, судебный пристав исполнитель теперь при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина – ответчика по гражданскому делу вправе проводить следующие исполнительно-разыскные действия (п. 2 ст. 12 закона о судебных приставах):

  • запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе (данные полномочия ранее, тем не менее, были предусмотрены законом об исполнительном производстве);
  • проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске;
  • осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

3. Изменения в банке данных исполнительных производств и электронные документы

-расширяется перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных исполнительных производств. В их числе отныне будет указываться также вид исполнительного документа, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу. Также найдут отражение и сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 46 закона об исполнительном производстве (невозможность установить место нахождение должника, отсутствие у него имущества, на которое может быть обращено взыскание и др.), или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.п. 6-7 ч. 1 ст. 47 закона об исполнительном производстве (ликвидация должника-организации, признание его банкротом и пр.) (изменения внесены в ст. 6.1 указанного закона).

4. Новые основания прекращения исполнительного производства.

Также расширен перечень оснований для прекращения исполнительного производствасудебным приставом-исполнителем, предусмотренный ч. 2 ст. 43 закона об исполнительном производстве. Теперь к таковым относится внесение записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из ЕГРЮЛ.

 

5. Еще одной новеллой является закрепление оснований, порядка и условий ведения исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей (группой принудительного исполнения). Для этих целей закон об исполнительном производстве дополнен новой ст. 34.1.

Постановление о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения выносится главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ или старшим судебным приставом. При этом также назначается руководитель группы принудительного исполнения, который при осуществлении исполнительного производства группой принудительного исполнения принимает решения:

  • о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником в случаях, установленных ст. 52 закона об исполнительном производстве;
  • об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство;
  • о возврате взыскателю исполнительного документа;
  • о приостановлении, возобновлении, прекращении, об окончании исполнительного производства;
  • о возбуждении исполнительных производств по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, при прекращении и окончании основного исполнительного производства;
  • о временном ограничении на выезд должника из России и т.д.

 

6. Ряд статей Закона направлен на совершенствование розыска должника, его имущества или ребенка. В частности, конкретизируются условия и порядок его производства, права и обязанности судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск, а также полномочия главного судебного пристава РФ по определению тактики проведения исполнительно-разыскных действий (корректируется ст. 65 закона об исполнительном производстве). При этом закрепляется понятие «исполнительный розыск» – это проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Исполнительный розыск объявляется при условии, что иные исполнительные действия, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

 

7. Сумма требования по исполнительному листу.

При этом по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника должна превышать 10 000 руб. (в противном случае розыск возможен только по заявлению взыскателя). Помимо этого, также по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель теперь имеет право объявить розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование о передаче ребенка (ранее – только об отобрании ребенка) (ч. 4 ст. 65 закона об исполнительном производстве).

 

8. Арест и самостоятельная реализация имущества должника

Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 руб. Исключение составляют арест денежных средств, арест заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и арест имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста (ч. 1.1 ст. 80 закона об исполнительном производстве).

 

9. Закон также предусматривает возможность самостоятельной реализации имущества должником. Речь идет об имуществе, рыночная стоимость которого не превышает 30 000 руб. Исключение составят: недвижимое имущество, ценные бумаги, имущественные права, заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую и художественную ценность.

Для этих целей закон об исполнительном производстве дополняется новой ст. 87.1. Должник вправе в срок, не превышающий 10 дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества (при отсутствии спора о стоимости имущества). При поступлении такого ходатайства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отложении применения мер принудительного исполнения.

 

10. Исполнительные действия. Согласно п.6 ст. 64 закона, судебный пристав-исполнитель имеет право, с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником.

08.11.2015.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.