Здавалка
Главная | Обратная связь

Компетенции по логике

Памятка для студентов всех направлений подготовки

По изучению дисциплины «ЛОГИКА»

 

Составил Васильев Сергей Федорович

Зав. кафедрой В.Ю. Инговатов

1 сентября 2011 года

Основная цельизучения дисциплины «Логика» - развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми студент должен быть способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, должен обладать способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики и владеть культурой мышления.

Для достижения данной цели студент должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «Логика». Логика изучается один семестр. Курс состоит из трёх модулей.

Содержание дисциплины

Модуль 1

Тема 1. Логика как наука

Что такое логика и зачем её надо изучать? Значение логики и логической культуры. Аристотель как основатель науки логики. Главные черты логичного мышления. Основные законы логики. Алогичное: паралогизмы и софизмы. Логика спора. Правила спора.

Тема 2. Понятие.

Понятие как форма мышления: общая характеристика понятия. Основные логические характеристики понятия: содержание и объём. Виды понятий. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями: обобщение; ограничение; деление и классификация; определение.

Модуль 2

Тема 3. Суждение.

Суждение как форма мышления. Виды суждений. Категорические суждения. Распределённость терминов в суждениях. Модальность суждений.

Тема 4. Сложные суждения и его виды. Логические отношения между суждениями. Таблицы истинности. Законы логики.

Модуль 3

Тема 5. Общая характеристика умозаключений.

Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения. Типы умозаключений. Индуктивные умозаключения и их виды. Дедуктивные умозаключения и их виды.

Тема 6. Непосредственные умозаключения.

Обращение. Превращение. Противопоставление предикату. Умозаключения по «логическому квадрату».

Тема 7. Опосредованные умозаключения.

Простой категорический силлогизм, его структура. Фигуры и модусы силлогизма. Основные способы проверки правильности ПКС. Выводы из сложных суждений. Сокращённые и сложносокращённые умозаключения.

Тема 8. Понятия доказательства и опровержения. Правила доказательства и возможные логические ошибки.

Литература и учебно-методические материалы

Основная

1. Белоусов Н. А. Логика : учеб. пособие / Н. А. Белоусов ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2003. - 222 с. – 19 экз.

Данное пособие является базовым. Приобрести его можно в ЦДО (корпус «Г», киоск на 1 этаже). Электронная версия имеется в электронной библиотеке АлтГТУ и на портале АлтГТУ по ссылке http://elib.altstu.ru/elib/eum/filos/Logika-Belousov.pdf.

Дополнительная литература

2. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев : учебное пособие. – М.: Новая школа, 1996. – 320 с. – 25 экз.

3. Бочаров В. А. Основы логики : учеб. для вузов по гуманитар. и естественнонауч. специальностям / В. А. Бочаров, В. И. Маркин ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Форум : ИНФРА-М, 2005. - 333 с. – 4 экз.

4. Гетманова А. Д. Учебник логики со сборником задач / А. Д. Гетманова. - М. : КНОРУС, 2010. – 365 с. – 1 экз.

5. Ивлев Ю. В. Логика : учеб. для вузов по специальностям 020100 "Философия", 021100 "Юриспруденция" / Ю. В. Ивлев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Проспект, 2005. - 287 с. – 6 экз.

6. Кириллов В. И. Логика : учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - М. : Юристъ, 2004. - 254 с. - 2 экз.

7. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада,Лтд», 1996. – 160 с. – 2 экз.

8. Никифоров А. Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объёмное и систематическое изложение этой науки профессором философии (учебное пособие). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 240 с. - 1 экз.

9. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. – 1990. - № 3. – С. 103-188.

10. Светлов В. А. Современная логика : учеб. пособие для вузов по специальности 540400 (050400) "Соц.-экон. образование" / В. А. Светлов. - СПб. [и др.] : Питер : Питер Принт, 2006. - 399 с. – 1 экз.

11. Хоменко И. В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник : [для вузов] / И. В. Хоменко. - М. : Юрайт, 2010. - 314 с. – 1 экз.

График контроля

 

Модуль Контрольное испытание Время проведения Вес в итоговом рейтинге Примечания
Контрольное тестирование №1 7 неделя 0,25  
Контрольное тестирование №2 11 неделя 0,25  
  17 неделя 0,5 Зачётное тестирование

 

Компетенции по логике

1. Умение логически верно и аргументировано мыслить и правильно строить устную и письменную речь.

2. Умение определять вид данного понятия по объему, природе, относительности и абсолютности, положительности и отрицательности, по собирательному и разделительному смыслу – логическую характеристику понятия.

3. Умение находить понятие, подходящее под данную логическую характеристику.

4. Умение определять и изображать в виде кругов Эйлера логические соотношения между двумя, тремя и т. д., несколькими понятиями по объему.

5. Умение производить обобщение и ограничение данного понятия, определять верность и ложность ограничения и обобщения.

6. Умение определять структуру и вид определения.

7. Умение давать логически правильные определения предметов.

8. Умение видеть и исправлять ошибки в определениях.

9. Умение видеть структуру деления, выделять его элементы.

10. Умение производить логически правильное деление.

11. Умение видеть логические ошибки в делении и исправлять их.

12. Умение выделять структуру суждения.

13. Умение правильно выделять простые категорические суждения в языковых формах.

14. Умение определять вид суждения по качеству и количеству.

15. умение подобрать суждение в соответствии с его заданным видом по количеству и качеству.

16. Умение определять вид отношения между данными суждениями.

17. Умение подбирать суждения в соответствии с заданным отношением между ними.

18. Умение делать выводы по логическому квадрату.

19. Умение определять модальность суждения.

20. Умение определять вид сложного суждения.

21. Умение формулировать сложное суждение, исходя из его заданной характеристики по виду.

22. Умение определять истинность сложного суждения, используя таблицы истинности.

23. Умение определять распределенность термина в суждении и изображать ее в идее кругов Эйлера.

24. Умение ставить корректные вопросы и видеть ошибки в вопросах и ответах на них, и исправлять их.

25. Умение определять вид умозаключения (индуктивное, традуктивное, дедуктивное, по аналогии).

26. Умение определять вид индуктивного умозаключения, умение видеть ошибки и исправлять их.

27. Умение определять вид непосредственного умозаключения.

28. Умение делать выводы в непосредственных умозаключениях – превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату.

29. Умение выявлять категорические силлогизмы в сложных словесных формах, выявлять их структуру, правильно их записывать.

30. Умение видеть ошибки простого категорического силлогизма и исправлять их.

31. Умение определять фигуру и модус простого категорического силлогизма.

32. Умение формулировать простой категорический силлогизм по заданной фигуре и модусу.

33. Умение восстанавливать энтимему в полный силлогизм и превращать полный силлогизм в энтимему.

34. Умение определять вид сложного силлогизма – прогрессивный или регрессивный.

35. Умение определять вид сорита – аристотелевский или гоклениевский.

36. Умение определять модусы условно-категорического силлогизма.

37. Умение определять модус разделительного силлогизма.

38. Умение определять, насколько соблюдены правила разделительного силлогизма.

39. Умение определять виды дилемм – простые и сложные, конструктивные и деструктивные.

40. Умение определять, насколько соблюдены правила условно-разделительных силлогизмов в данном суждении.

41. Умение видеть структуру данного доказательства, выделять его элементы.

42. Умение определять вид доказательства и его способ -

43. Умение видеть ошибки в доказательстве и исправлять их.

44. Умение доказывать данный тезис различными способами

45. Умение видеть структуру опровержения.

46. Умение определять вид опровержения.

47. Умение видеть ошибки в опровержении и исправлять их.

48. Умение опровергать данный тезис различными способами.

49. Умение обнаруживать софистические приёмы в спорах и защищаться от них.

50. Умение анализировать тексты и высказывания на предмет соответствия их правилам логичного мышления.

 

Примечания

1. Для успешной сдачи зачета студент должен овладеть основными логическими компетенциями, умениями.

2. Итоговый рейтинг вычисляется, исходя из значений семестрового и зачетного рейтингов. Rсеместр =R1+ R2+ R3 /3 Rитог= 0,5Rсеместр + 0,5Rзачет

3. Для успешного овладения курсом «Логика» студент обязан посещать и активно работать на каждом лекционном и практическом занятии.

Итоговый рейтинг с учётом посещаемости занятий рассчитывается по формуле: 100 баллов Х 0,9 + баллы за посещаемость (50%<П≤60% = 2 балла; 60%<П≤70% = балла; 70%<П≤80% = 6 баллов; 80%<П≤90% = 8 баллов; 90%<П = 10 баллов).

Студент имеет возможность поднять свой семестровый рейтинг по дисциплине посредством активной работы на лекциях и практических занятиях, участия в организованных дискуссиях., выполнения дополнительных заданий.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.