Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Предмет и метод менеджмента .



 

Цель: Раскрыть содержание менеджмента, дать определение, рассмотреть основные цели и задачи менеджмента и указать характерные стадии менеджмента касательно экономических, социально-психологических, правовых аспектов.

 

1.1 Понятие менеджмента

1.2 Цели и задачи менеджмента

1.3 Характерные аспекты и стадии менеджмента

1.4Методологический подход к менеджменту

1.5 Виды менеджмента

1.Менеджмент— это самостоятельный вид профессиональной де­ятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.

Менеджмент — это управление в условиях рынка. Он предпола­гает:

ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, запро­сы конкретных потребителей и организацию производства тех ви­дов продукции, которые пользуются спросом;

постоянное стремление к повышению эффективности произ­водства, получению оптимальных результатов с меньшими затрата­ми;

хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные ре­зультаты деятельности предприятия и его подразделений и т.д.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению соци­ально-экономическими процессами на уровне предприятия, дей­ствующего в рыночных условиях.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности предполагает, что менеджер независим от собственности предприятия, на котором он работает. Он может владеть его акция­ми, а может и не иметь их, работая по найму. Труд менеджера — производительный, возникающий в условиях комбинирования вы­сокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специ­альностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономи­стов, статистиков, психологов, бухгалтеров и т. д., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием или произ­водственным отделением.

 

2. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыль­ной деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повы­шении квалификации и творческой активности каждого работника.

Важнейшей задачей менеджмента является организация произ­водства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе име­ющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабель­ности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входят:

обеспечение автоматизации производства и подбор работников, обладающих высокой квалификацией;

стимулирование работы сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

постоянный контроль за эффективностью деятельности пред­приятия,

координация работы всех его подразделений;

постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым менеджментом, также относятся:

определение конкретных целей развития фирмы;

выявление приоритетности целей, очередность и последова­тельность их решения;

разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения и т.д.

 

3. Существуют экономический, социально-психологический, пра­вовой и организационно-технический аспекты менеджмента.

Экономический аспект— это управление процессом производ­ства, в ходе которого достигается координация материальных и тру­довых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспектприсущ деятельности особой группы лиц по организации персонала и руководству для достиже­ния поставленных целей.

Правовой аспектотражает структуру государственных, полити­ческих и экономических институтов, проводимую ими политику и существующее законодательство.

Организационно-технический аспектвключает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, упорядо­чение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, органи­зацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение лю­дей, осуществляющих эту работу.

Эффективность и качество управления определяется, прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика сле­па. Анализ теории и практики экономического управления различ­ными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

1.Системный подход - объект рассматривается как совокуп­ность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь.

2. Комплексный подход.При применении этого подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, а также их взаимосвязь.

3. Интеграционный подходнацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

между отдельными подсистемами и элементами системы менед­жмента;

между стадиями жизненного цикла объекта управления;

между уровнями управления по вертикали;

между субъектами управления по горизонтали.

4. Маркетинговый подходпредусматривает ориентацию управля­ющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. При­оритеты выбора критериев следующие:

повышение качества объекта в соответствии с нуждами потреби­телей;

экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;

экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

5. Функциональный подход - потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

6. Динамический подход - объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).

7. Воспроизводственный подходориентирован на постоянное возобновление производства товара, для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим анало­гичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

8. Процессный подходрассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является суммой всех функций, серией непрерывных, взаимосвязанных действий.

5. Виды менеджмента.

1. Инновационный менеджмент- одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства фирмой. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности пред­приятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Основное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реали­зацию. Разработка и внедрение новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определя­ют все остальные направления ее развития.

 

2. Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки. Каждый производственный процесс состоит из множества элементов, в результате выполнения которых создаются отдельные части товара. Все частичные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Под основными процессами понимают такие, в результате которых изменяются форма или размеры предмета труда, его внутренние свойства, состояние поверхности, взаимное расположен ставных частей.

К вспомогательным относят процессы, которые непосредственно не соприкасаются с предметами труда, а призваны обеспечить нормальное протекание основных процессов, например изготовление инструментов, производство различных видов энергии для собственных нужд, ремонт основных фондов, контроль качества предмета труда.

К обслуживающим относятся такие процессы, как внутрифирменная транспортировка, техническое обслуживание, складирование и т. д.

Производственные процессы принято классифицировать по пяти основным признакам: по способу воздействия на предмет труда, по характеру связи исходных элементов и результата, по типу используемого оборудования, по уровню механизации, по масштабам выпуска продукции и услуг.

Управлением на производственном уровне всеми перечисленными процессами осуществляется производственным менеджментом.

 

3. Кадровый менеджмент рассматривает людей как достояние производственной организации, ресурс, который, как и другие ресурсы, надо эффективно использовать для достижения целей.

Наиболее часто кадровый менеджмент трактуют как мобилизацию сотрудников посредством активной работы менеджеров, этого применяются такие подходы:

отношение к труду как источнику доходов предприятия;

создание каждому сотруднику простора для деятельности, чтобы он мог внести личный вклад в общее дело;

активная социальная политика.

Цель кадрового менеджмента - подбор компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствовать профессиональной подготовки работников.

 

Вывод

Менеджмент— это самостоятельный вид профессиональной де­ятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.

Основной целью менеджмента состоит в обеспечении прибыль­ной деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повы­шении квалификации и творческой активности каждого работника.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.