Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание для самостоятельной работы студента с преподавателем



Репродуктивный уровень

Рассмотрите понятие «хозяйственный расчет». Приведите примеры. Составьте примерный план хозяйственного расчета.

Репродуктивно-практический уровень

В настоящее время наблюдается тенденция к резкому сокращению объема продаж продукции предприятия. При обсуждении на заседании дирекции были выдвинуты следующие предложения по выходу из кризисной ситуации:

1. Повысить качество выпускаемой продукции до уровня, превышающего качество аналогичной продукции конкурентов.

2. Развернуть собственную торговую сеть и снизить розничные цены за счет существенного уменьшения розничных наценок.

3. Сократить ассортимент выпускаемой продукции, исключив из него нерентабельные и малорентабельные виды продукции, с целью снижения удельных издержек на остальные виды выпускаемой продукции и соответствующего снижения оптово-отпускных цен.

Какую первичную информацию необходимо иметь для принятия правильного решения на заседании Дирекции?

При решении задачи используйте знания, полученные при изучении внешних и внутренних факторов воздействия на предприятие.

Творческий уровень

«"Крайслер" на грани банкротства»

Автомобилестроительная компания «Крайслер» до и в первое время после прихода к руководству компанией Ли Якокки находилась на грани банкротства. Проанализировав сложившееся положение, Ли Якокка пришел к выводу о необходимости обращения в конгресс США за государственной помощью в виде гарантий на крупный денежный заем.

Это было неожиданное решение, вызвавшее бурную и в основном недоб­рожелательную реакцию в прессе. До этого ни одна крупная автомобилестроительная компания с такой просьбой в конгресс не обращалась.

Задание для обсуждения. Зная положение, сложившееся в автомобилестроительной компании «Крайслер» к моменту прихода в качестве руководителя Ли Якокки, как вы оцениваете обращение компании в конгресс за государственной помощью? Какие шаги следовало предпринять компании, чтобы добиться положительного решения конгресса?

Развитие управленческой ситуации. Решение Ли Якокки об обращении вконгресс США было, пожалуй, единственной возможностью для третьей по объему производства автомобилестроительной компании США избежать банкротства, которое могло иметь отрицательные социальные последствия, связанные с увольнением сотен тысяч людей, непосредственно работающих в компании или связанных с ее бизнесом.

Однако добиться положительного решения вопроса представлялось достаточно сложной задачей, поскольку отсутствовала необходимая поддержка - как общественная, так и в конгрессе. Компания «Крайслер», руководимая Ли Якоккой, предприняла серьезные усилия с целью добиться положительного решения конгресса.

В процессе подготовки к обсуждению вопроса в конгрессе Ли Якокке пришлось выступать перед его членами на предварительных слушаниях и отвечать на их вопросы, убеждая в целесообразности оказания помощи компании. Ему удалось добиться понимания и поддержки ряда конгрессменов. Была организована массированная рекламная кампания в прессе в поддержку «Крайслера», а также сыгравшая немалую роль поддержка автомобильных дилеров.

Большую роль в обеспечении положительного решения конгресса сыграл руководитель профсоюза компании Фрэйзер. Когда наступил момент голосования, большая часть конгрессменов в результате предпринятых компанией действий уже склонялась в пользу оказания помощи. Но решающей оказалось поддержка спикера палаты представителей Типа О'Нила, своевременно обеспеченная компанией.

Таким образом, целенаправленные действия по обеспечению поддержки конгрессменами обращения компании за государственной помощью полностью себя оправдали. Жизненно необходимая помощь была получена.

Впоследствии жизнь показала, что решение Ли Якокки было стратегически верным.

Важное управленческое решение, принимаемое руководителем организации, должно быть выверенным и взвешенным. Это означает, что принимаемое управленческое решение должно быть обоснованным и подготовленным. Использование специальных технологий разработки способствует повышению эффективности принимаемого управленческого решения.

При принятии важных решений, требующих участия специалистов различного профиля, затрагивающих различные аспекты деятельности предприятия, нередко целесообразной оказывается коллективная экспертная оценка основных альтернативных вариантов решения, подготовленных аналитиками организации. Роль постоянно действующей экспертной комиссии может брать на себя руководящий совет по улучшению работы организации.

При выполнении данной игры обратите внимание на вид деятельности фирмы и действие менеджеров.

Тема 18. Организационно-распорядительные методы управления.

 

Цель: Раскрыть сущность и место организационных и распорядительных методов в системе менеджмента.

18.1 Сущность организационно-распорядительных методов управления.

18.2 Классификация организационных и распорядительных методов управления..

 

1. Особое место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управле­ния. Они должны обеспечивать персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Основа организационно-распорядительных методов - организационные отношения, объективно существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе. На их базе форми­руются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения – это, прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.

2. Выделяют три группы организационно-распорядительных ме­тодов:

распорядительные;

организационно-стабилизирующие;

дисциплинирующие.

Выводы

Особое место в системе методов управления занимают организационно распорядительные методы. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д.

 

Методические указания к лекции

Для раскрытия сущности методов управления необходимо особое внимание уделить организационно-распорядительным методам управления. При изучении данной лекции необходимо проанализировать и осмыслить необходимость и важность применения этих методов управления.

Литература

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3 издание, перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

2. Глухов В.В. Основы менеджмента. – Санкт-Петербург: Спец. Литература, 2005

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять / Пер. с англ. – М.: ИФРАМ, 1995 4..Опалев А.В. Умение общаться с людьми. Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996

5.Ли Якокка. Умение управлять. / Пер с анг. – М.: - 1998

6.Морозова И.И. Сборник задач по менеджменту / Уч. пособие. М.: ЮНИТИ, 1998

 

 

Тема 20. Планирование в менеджменте

Цель: Раскрыть содержание управленческой функции планирования, определить виды и этапы планирования перечислить основные принципы планирования.

20. 1 Содержание и задачи внутрифирменного планирования

20.2 Принципы планирования

20.3 Стратегическое планирование

20.4 Текущее планирование

 

1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования как функции управления состоят в обоснованном определении основ­ных направлений и пропорций развития производства с учетом ма­териальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фир­мы и каждого подразделения в отдельности на установленный пе­риод; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования: стратегическое, или перспективное; текущее.

Для лучшей ориентации в теме представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:

планомерность - основа управления;

плановость - принцип управления;

планирование - важнейшая функция управления;

плановые задания - метод управления;

разработка и реализация плана - основное содержание процесса управления.

 

2. Качество стратегических и текущих планов определяется глуби­ной и широтой применяемых при планировании научных подходов и принципов планирования.

Рассмотрим принципы планирования.

1. Преемственность;

2. Социальная ориентация;

3. Ранжирование объектов планирования;

4. Адекватность;

5. Согласованность;

6. Вариантность;

7. Сбалансированность;

8. Экономическая обоснованность;

9. Автоматизация систем планирования;

10. Обеспечение обратной связи.

 

3. Стратегическое планирование представляет собой набор дей­ствий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь предприятию достичь своих целей.

В рамках стратегического планирования выделяют четыре ос­новных вида управленческой деятельности: распределение ресур­сов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и орга­низационное стратегическое предвидение.

1. Распределение ресурсов

2. Адаптация к внешней среде.

3. Внутренняя координация

4. Осознание организационных стратегий.

Цель стратегического планирования - дать комплексное обо­снование проблем, с которыми может столкнуться фирма в пред­стоящем периоде, и на этой основе разработать показатели разви­тия фирмы на плановый период.

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что она должна соответствовать потенциалу фирмы.

 

4. Технологические процессы - это материальная основа текуще­го планирования, состоящего из краткосрочных и оперативных планов, отражающих тактику решения проблем, стоящих перед организацией.

Текущие планы имеют ряд отличительных черт. Их составление является исключительной функцией подразделений (функцио­нальных руководителей). Это обеспечивает вовлечение в процесс разработки планов тех менеджеров, которые непосредственно за­нимаются их внедрением в производство. Окончательный вариант текущих планов формируется на основе производственной страте­гии и общих целей предприятия, они же являются основой для ве­дения дел согласно поставленным целям. Разработка текущих пла­нов является начальным этапом фазы внедрения стратегического планирования. Другой важной характеристикой текущих планов является их соответствие балансовым показателям работы органи­зации.

Выводы

Итак, планирование – это деятельность в процессе, которого намечаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели организации. Процесс планирования осуществляется в основном поэтапно с учетом принципов планирования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.