Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Девиантное поведение и социальный контроль»

Тема: «Социализация личности»

Таблица № 1. Трехуровневая модель личности по З.Фрейду.

Низший слой Ид, или ОНО Средний слой Эго, или Я Верхний слой Супер-Эго, или Сверх-Я
биологическая составляющая психологическая составляющая социальная составляющая
Бессознательные импульсы; источник энергии, направленный на получение удовольствия   Контролирует поведение человека, руководствуется принципом реальности Моральная сила личности, воспринятые нормы общества

 

Таблица № 2. Теория когнитивного развития Ж.Пиаже.

 

Теория когнитивного развития (процесс обучения мышлению) Жан Пиаже
  На каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.  
  1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет)   1. Формирование способности к сохранению в памяти образов предметов.
  2. Предоперациональная (2-7 лет)   2. Возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений.
  3. Стадия конкретных операций (7-11 лет)   3. Овладение навыками мысленного манипулирования предметами.
  4. Стадия формальных операций (12-15 лет) 4. Формирование способности к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни.  

 

Таблица № 3. Теория морального развития личности Л.Колберга (по А.Г.Эфендиеву).

 

Доморальный уровень 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) ребенок руководствуется соображениями возможной выгоды;
Конвенциональный уровень 3) желание получить одобрение со стороны «значимых» других и стыд, вызванный их осуждением; 4) люди осознают правила поведения в обществе, их необходимость, формируется нравственное сознание; человек начинает совершать поступки, самостоятельно ориентируясь на принятые этические ценности;
Уровень автономной морали 5) осознание относительности и условности нравственных правил (релятивизм) и стремление логически обосновать их, свести к принципу полезности. Человек начинает понимать, что «ложь во спасение» возможна и оправдана, у него возникает собственное понимание и интерпретация понятий «хорошо» и «плохо»; 6) смена релятивизма признанием высшего закона, наличия высшей неподвластной отдельным людям логики социальной жизни, соответствующей интересам большинства; Формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рациональным соображениям. Это уровень, которого достигают лишь пророки – И.Христос, М.Ганди, М.Л.Кинг.

Тема: «Девиантное поведение и социальный контроль»

Таблица № 1. Виды социального поведения (по Р.Мертону)

 

1. Конформизм –полное принятие социальных целей общества и способов их достижения
2. 2. Инновационность –принятие социальных целей, но не способов их достижения (рэкет, подделка денег, воровство, злоупотребления)
3. Ритуализм –социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, подлоги, махинации)
4. Ретритизм –отрицание и провозглашенных в обществе целей, и способов их достижения (анархия, бродяжничество, наркомания)
5. Мятеж, бунт –активное неприятие социальных целей и средств их достижения (радикализм, борьба за свободу, политический терроризм)

Таблица № 2. Основные теории, объясняющие девиацию.

Теории Основные идеи
1. Биологические теории (теории «физических типов»): Некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение и не дают сдерживать низменные потребности
А) Теория врожденного преступника Ч.Ломброзо А) Врожденный преступник – атавистическое существо (имеющие тенденцию больше походить на обезьян), в поведении которого проявляются инстинкты примитивного человека. Исправить таких людей невозможно, можно только изолировать их от общества.
Б) Теория преступности У.Шелдона Б) Важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов – сильное стройное тело, склонность к беспокойству, активность, слабая чувствительность к боли.
В) Аномалии половых хромосом В) У отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов Х или Y. У мужчин с дополнительной хромосомой типа Y, наблюдается тяжелая психопатичность, низкий интеллектуальный уровень и повышенная девиантность.
Г) Теория половых возрастных факторов У.Гоува Г) Большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершаются молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет.
2. Социальное объяснение девиации: Социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей
А) Теория аномии Э.Дюркгейма А) Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению.
Б) Теория аномии Р.Мертона Б) Причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
В) Теория структурной напряженности В) Если человек не занимает прочного положения в обществе и не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность. Человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные методы для достижения своих целей.
Г) Теория инвестирования Г) Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе, тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Если, напр., преуспевающий менеджер или банкир решаются на преступление, то крадут они, как правило, большие суммы, которые, как им кажется, оправдывают риск.
Д) Теория привязанностей Д) Когда мы сильно привязаны к кому-либо, то стремимся сохранить хорошее мнение о нас. Таким окружением могут быть люди, склонные к девиантному поведению.
Е) Теория стигматизации, или наклеивания ярлыков Е) Способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом.
3. Культурные теории Девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Это возникает из-за того, что интересы группы не соответствуют нормам общества.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.