Тема: «Девиантное поведение и социальный контроль»
Тема: «Социализация личности»
Таблица № 1. Трехуровневая модель личности по З.Фрейду.
Низший слой
Ид, или ОНО
| Средний слой
Эго, или Я
| Верхний слой
Супер-Эго, или Сверх-Я
| биологическая
составляющая
| психологическая
составляющая
| социальная
составляющая
| Бессознательные импульсы; источник энергии, направленный на получение удовольствия
| Контролирует поведение человека, руководствуется принципом реальности
| Моральная сила личности, воспринятые нормы общества
|
Таблица № 2. Теория когнитивного развития Ж.Пиаже.
Теория когнитивного развития
(процесс обучения мышлению)
Жан Пиаже
|
На каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.
|
1. Сенсомоторная стадия
(до 2 лет)
| 1. Формирование способности к сохранению в памяти образов предметов.
|
2. Предоперациональная
(2-7 лет)
| 2. Возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений.
|
3. Стадия конкретных операций
(7-11 лет)
| 3. Овладение навыками мысленного манипулирования предметами.
|
4. Стадия формальных операций (12-15 лет)
| 4. Формирование способности к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни.
|
Таблица № 3. Теория морального развития личности Л.Колберга (по А.Г.Эфендиеву).
Доморальный уровень
| 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;
2) ребенок руководствуется соображениями возможной выгоды;
| Конвенциональный
уровень
| 3) желание получить одобрение со стороны «значимых» других и стыд, вызванный их осуждением;
4) люди осознают правила поведения в обществе, их необходимость, формируется нравственное сознание; человек начинает совершать поступки, самостоятельно ориентируясь на принятые этические ценности;
| Уровень
автономной
морали
| 5) осознание относительности и условности нравственных правил (релятивизм) и стремление логически обосновать их, свести к принципу полезности. Человек начинает понимать, что «ложь во спасение» возможна и оправдана, у него возникает собственное понимание и интерпретация понятий «хорошо» и «плохо»;
6) смена релятивизма признанием высшего закона, наличия высшей неподвластной отдельным людям логики социальной жизни, соответствующей интересам большинства;
Формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рациональным соображениям. Это уровень, которого достигают лишь пророки – И.Христос, М.Ганди, М.Л.Кинг.
|
Тема: «Девиантное поведение и социальный контроль»
Таблица № 1. Виды социального поведения (по Р.Мертону)
1. Конформизм –полное принятие социальных целей общества и
способов их достижения
| 2. 2. Инновационность –принятие социальных целей, но не способов их достижения (рэкет, подделка денег, воровство, злоупотребления)
| 3. Ритуализм –социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, подлоги, махинации)
| 4. Ретритизм –отрицание и провозглашенных в обществе целей, и способов их достижения (анархия, бродяжничество, наркомания)
| 5. Мятеж, бунт –активное неприятие социальных целей и средств их достижения (радикализм, борьба за свободу, политический терроризм)
| Таблица № 2. Основные теории, объясняющие девиацию.
Теории
| Основные идеи
| 1. Биологические теории
(теории «физических типов»):
| Некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение и не дают сдерживать низменные потребности
| А) Теория врожденного преступника Ч.Ломброзо
| А) Врожденный преступник – атавистическое существо (имеющие тенденцию больше походить на обезьян), в поведении которого проявляются инстинкты примитивного человека. Исправить таких людей невозможно, можно только изолировать их от общества.
| Б) Теория преступности У.Шелдона
| Б) Важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов – сильное стройное тело, склонность к беспокойству, активность, слабая чувствительность к боли.
| В) Аномалии половых хромосом
| В) У отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов Х или Y. У мужчин с дополнительной хромосомой типа Y, наблюдается тяжелая психопатичность, низкий интеллектуальный уровень и повышенная девиантность.
| Г) Теория половых возрастных факторов У.Гоува
| Г) Большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершаются молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет.
| 2. Социальное объяснение девиации:
| Социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей
| А) Теория аномии Э.Дюркгейма
| А) Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению.
| Б) Теория аномии Р.Мертона
| Б) Причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
| В) Теория структурной напряженности
| В) Если человек не занимает прочного положения в обществе и не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность. Человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные методы для достижения своих целей.
| Г) Теория инвестирования
| Г) Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе, тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Если, напр., преуспевающий менеджер или банкир решаются на преступление, то крадут они, как правило, большие суммы, которые, как им кажется, оправдывают риск.
| Д) Теория привязанностей
| Д) Когда мы сильно привязаны к кому-либо, то стремимся сохранить хорошее мнение о нас. Таким окружением могут быть люди, склонные к девиантному поведению.
| Е) Теория стигматизации, или наклеивания ярлыков
| Е) Способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом.
| 3. Культурные теории
| Девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Это возникает из-за того, что интересы группы не соответствуют нормам общества.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|