Постреквизиты дисциплины
Краткое описание дисциплины.
Учебная дисциплина «Политология» предполагает формирование у студентов способности понимать закономерности существования и функционирования политической сферы, что поможет ориентироваться в сложных явлениях и процессах современной общественной жизни, и, тем самым, сознательно действовать в них. Курс содействует выработке важнейших навыков анализа современного социополитического контекста.
Цель курса: формирование у студентов способности рационально-критического осмысления сферы политики.
Задачи:
-освоение студентами понятийного аппарата политологии;
- знакомство с основными этапами развития мировой и отечественной политической мысли;
- получение знаний основных теорий в политологии;
-освоение социально-политических, правовых, морально-этических ценностей и норм, способствующих формированию активной гражданской позиции студентов.
Компетенции курса:
Знания - сущности, возможностей, границ, перспектив и основных видов политики; - сущности, системы, источников и функций политической власти; - сущности политических процессов и роли в них политических партий и общественных движений
Навыки - анализа конкретных политических ситуаций и событий; -применения политологических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности
Умения:
- выражать и обосновывать свою точку зрения;
- выступать публично;
- работать в группе;
- выполнять самостоятельные творческие работы;
- компетентно анализировать реальные политические процессы
Республике Казахстан.
3. Пререквизиты дисциплины
Дисциплины обществоведческого цикла школьной программы, Философия, социология, экономическая теория, история.
Постреквизиты дисциплины
дисциплины специальности.
5. Календарно-тематический план.
Лекционный курс
№
| Наименование тем лекций
| Содержание тем
| Объем в часах
| Неделя семестра
|
1.
| Политология как наука
| 1. Политика как предмет политологического анализа.
2. Статус политологии в системе социально-гуманитарного знания.
3. Проблема метода в политологии.
|
|
|
2.
| Основные этапы политической мысли. Политические учения Древности и Средневековья
| 1. Политическая мысль Древнего Востока (Индия и Китай).
2. Социокультурные основания формирования политических учений Древней Греции и Древнего Рима.
3. Политическая мысль Средневековой Европы: основания и специфика.
4. Политическая мысль арабо-мусульманского Востока.
|
|
|
3.
| Основные этапы политической мысли. Политические учения 16-18 века
| 1. Особенности формирования политической мысли эпохи Возрождения.
2. Социокультурные основания формирования политических теорий Нового времени.
3. Значение политической мысли Просвещения.
|
|
|
4.
| Основные идейно-политические течения 19-20 века
| 1. Либерализм.
2. Консерватизм.
3. Социализм и коммунизм.
4. Фашизм.
|
|
|
5.
| Основные этапы политической мысли. Политическая мысль Казахстана.
| 1. Основные этапы формирования политической мысли Казахстана.
2. Особенности политической мысли периода Казахского ханства.
3. Исторические условия формирования политической мысли Казахстана 19-20 века.
4. Основные тенденции развития политической мысли суверенного Казахстана.
|
|
|
6.
| Власть как предмет политологического анализа
| 1. Власть как понятие.
2. Политическая власть: сущность, генезис, источники, ресурсы.
3. Легитимность власти как политологическая проблема.
|
|
|
7.
| Политическая система
| 1. Политическая система в контексте общественных отношений.
2. Понятие политической системы.
3. Уровни политической системы.
|
|
|
8.
| Государство
| 1. Понятие государства.
2. Функции государства.
3. Формы правления и типы политического устройства.
|
|
|
9.
| Политические режимы
| 1. Понятие политического режима.
2. Типы режимов.
3. Проблема демократизации.
|
|
|
10.
| Правовое государство и гражданское общество
| 1. Понятие правового государства.
2. Гражданское общество как основа формирования правового государства.
3. Правовое и социальное государство.
|
|
|
11.
| Избирательные системы и выборный процесс
| 1. Понятие избирательной системы.
2. Виды избирательных систем.
3. Гражданственность личности и проблема политического выбора.
|
|
|
12.
| Личность в системе политических отношений
| 1. Личность как субъект и объект политики.
2. Политическая социализация.
3. Понятие и виды политического участия.
|
|
|
13.
| Этнополитика
| 1. Исторические типы этнических общностей людей.
2. Модели национальной политики.
3. Казахстанский опыт формирования межэтнического согласия.
|
|
|
14.
| Политическая культура
| 1. Понятие политической культуры.
2. Типы политической культуры.
3. Политическая культура и политическая идеология
|
|
|
15.
| Мировая политика и международные отношения
| 1. Понятие международной политики. Баланс сил на международной арене.
2. Политическое измерение глобальных проблем современности.
3. Казахстан в контексте современных международных отношений.
|
|
|
| Итого:
|
|
Темы семинарских занятий
№
| Наименование тем лекций
| Содержание тем
| Объем в часах
| Неделя семестра
|
1.
| Политология как наука
| 1. Предмет политологии.
2. Структура политологии.
3. Функции политологии.
|
|
|
2.
| Основные этапы политической мысли. Политические учения Древности
| 1. Политические доктрины брахманизма и буддизма.
2. Политические учения конфуцианства, даосизма и легизма.
3. Учение о государстве и обществе Платона и Аристотеля.
4. Политическое учение Цицерона.
|
|
|
3.
| Основные этапы политической мысли. Политические учения Средневековья
| 1. Политические идеи Августина и Фомы Аквинского.
2. Взгляды аль-Фараби на государство и общество.
3. Политические взгляды ибн-Халдуна.
|
|
|
4.
| Основные этапы политической мысли. Политические учения Возрождения
| 1. Политические учения Н. Макиавелли.
2. Утопический социализм эпохи Возрождения.
3. Политические взгляды Ж.Бодена.
|
|
|
5.
| Основные этапы политической мысли. Политические учения Нового времени и Просвещения
| 1. Теория общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка.
2. Идея просвещенного деспотизма Вольтера.
3. Идея разделения властей в Ш.Л. Монтескье.
4. Формирование демократической концепции Ж.-Ж. Руссо и ее значение.
5. Политическая мысль Америки в 18 в.
|
|
|
6.
| Основные идейно-политические течения 19-20 века. Либерализм и консерватизм.
| 1. И. Кант как основоположник либерализма.
2. Политическое учение Г. Гегеля.
3. Консерватизм Э. Берка и Ж. де Местра.
4. Политические взгляды А. де Токвиля.
|
|
|
7.
| Основные идейно-политические течения 19-20 века. Формирование идеологии рабочего движения
| 1. Этапы формирования рабочего движения.
2. Утопический социализм 19 века (К. Сен-Симон, Ш. Фурье).
3. Политическая доктрина марксизма.
4. Социал-демократия.
|
|
|
8.
| Власть как предмет политологического анализа
| 1. Власть: понятие, сущность, происхождение.
2. Структура власти.
3. Легитимность власти.
|
|
|
9.
| Государство
| 1. Понятие государства.
2. Исторические типы государства.
3. Формирование казахстанской государственности.
|
|
|
10.
| Политические партии и общественно-политические организации
| 1. Понятие политических партий и общественно-политических организации.
2. Партийные системы.
3. Партийная система Казахстана.
|
|
|
11.
| Личность в политике: основные концепции
| 1. Марксистская концепция личности.
2. Личность в социал-дарвинизме.
3. Анархистская концепция личности.
4. Либеральная концепция личности.
|
|
|
12.
| Политические элиты и политическое лидерство
| 1. Народ, элиты и лидеры в политическом процессе.
2. Понятие, функции, роль политического лидерства.
3. Современные теории политических элит.
|
|
|
13.
| Политическая культура
| 1. Понятие политической культуры.
2. Политическая культура Востока и Запада.
3. Формирование национальной идеи Республики Казахстан.
|
|
|
14.
| Политический конфликт
| 1. Понятие политического конфликта. Соотношение понятий политического конфликта и политического кризиса.
2. Виды политических конфликтов.
3. Способы преодоления политических конфликтов.
|
|
|
15.
| Политическая система Республики Казахстан
| 1. Основные этапы демократизации политической системы Республики Казахстан.
2. Отражение принципов государственного устройства в Конституции Республики Казахстан.
3. Перспективы развития политической системы.
|
|
|
| Итого:
|
|
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
СРСП/лекция
№
| Наименование тем и содержание заданий для СРСП
| Формы проведения
| Объем в часах
| Неделя семестра
|
| Политология как наука
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Основные этапы политической мысли. Политические учения Древности и Средневековья
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Основные этапы политической мысли. Политические учения 16-18 века
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Основные идейно-политические течения 19-20 века
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Основные этапы политической мысли. Политическая мысль Казахстана.
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Власть как предмет политологического анализа
| Письменная контрольная работа по темам лекций 1-6
|
|
|
| Политическая система
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Государство
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Политические режимы
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Правовое государство и гражданское общество
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Избирательные системы и выборный процесс
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Личность в системе политических отношений
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Этнополитика
| Консультация по теме лекции
|
|
|
| Политическая культура
| Письменная контрольная работа по темам лекций 7-14
|
|
|
| Мировая политика и международные отношения
| Консультация по экзаменационным вопросам
|
|
|
| Итого:
|
|
СРСП/практика
№ СРС
| Наименование тем и содержание заданий для СРСП
| Формы проведения
| Объем в часах
| Неделя семестра
| |
| На выбор
| Защита творческих работ
|
| 1-7
| |
2 - 4
| Основные идейно-политические течения 19-20 века. Либерализм и консерватизм.
Политические партии и общественно-политические организации
Политическая культура
| Проверка глоссария «Основные идейно-политические течения 19-20 века»
Проверка таблицы «Политические партии РК»
Проверка глоссария «Политическая культура»
|
| 8-10
| |
5 - 6
| Политическая система Республики Казахстан. Законодательная, исполнительная, судебная власть.
| Собеседование по Конституции РК, Конституционному закону о Президенте Республики Казахстан и Конституционному закону о выборах в Республике Казахстан.
Собеседование по содержанию программной статьи Н. А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего труда» и Послания Президента Народу Казахстана
|
| 11 - 12
| |
| На выбор: 1. Формирование идеологии рабочего движения. 2.Власть как предмет политологического анализа.
3. Личность в политике: основные концепции
4. Политический конфликт
| Проверка эссе «Идеология рабочего движения: социокультурные основания, эволюция, основные формы».
Проверка эссе «Ответственность власти».
Проверка эссе «Личность как основная ценность правового государства»
Заслушивание политинформационных сообщений «Политические конфликты современности»
|
| 13-15
| |
| Итого:
|
|
| | | | | | |
Методические рекомендации к СРС 1
C 1 по 7 неделю студенты готовят задания на выбор. У каждого свое – темы не должны повторяться. Выступления идут на СРСП. Вначале обязательно сдается в письменном или электронном (предпочтительно) виде на проверку. Можно переслать на электронную почту преподавателя. Защита только после проверки. Оценка складывается из 2-х: оценка за содержание работы и оценка за защиту.
Задания на выбор.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.