В результате изучения дисциплины студенты должны
1. Знать:
· предмет и задачи курса;
· основное содержание курса “ социология”;
· овладеть фундаментальными знаниями социологии;
· спектр достижений исторической мысли в области изучения древней культуры.
2. Овладеть умениями и навыками
· самостоятельно работать с литературой общегуманитарного характера, уметь находить узловые мировоззренческие проблемы и их решения;
· логически, системно и критически мыслить;
· использовать полученный багаж философской эрудиции для формулирования и доказательства собственных суждений по различным вопросам повседневной.
Содержание дисциплины
№
| Наименование темы
| Количество часов
|
Лекц
| Сем.
| СРСП
| СРС
|
| Социология как наука. Предмет и функции социологии
|
|
|
|
|
| Предмет и метод социологии.
|
|
|
|
|
| Становление и основные этапы исторического развития социологии
|
|
|
|
|
2.
| История социологической мысли
|
|
|
|
|
| Личность как субъект и объект общественных отношений
|
|
|
|
|
| Социальные институты
|
|
|
|
|
| Семья как социальный институт
|
|
|
|
|
| Социальные общности как источник самодвижения
|
|
|
|
|
3.
| Методология и методика социологических исследовании
|
|
|
|
|
4.
| Социология труда
|
|
|
|
|
5.
| Социальная структура общества
|
|
|
|
|
| Социальные организации и самоорганизации
|
|
|
|
|
| Социальные изменения. Теория развития общества
|
|
|
|
|
| Общество как целостная система
|
|
|
|
|
| Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения
|
|
|
|
|
| Методология и методика эмпирического социологического исследования
|
|
|
|
|
6.
| Социальные институты и социальные общности
|
|
|
|
|
7.
| Социология политики
|
|
|
|
|
8.
| Социология культуры
|
|
|
|
|
9.
| Социология науки
|
|
|
|
|
10.
| Социология личности
|
|
|
|
|
11.
| Социология семьи
|
|
|
|
|
12.
| Социология молодежи
|
|
|
|
|
13.
| Социология досуга
|
|
|
|
|
14.
| Социальная мысль в классический период в развитии мировой социологии ХIХ-начала ХХ в.
|
|
|
|
|
15.
| Социология ХХ столетия
|
|
|
|
|
16.
| Программа социологического исследования
|
|
|
|
|
17.
| Социология города и деревни
|
|
|
|
|
18.
| Теории социальной стратификации
|
|
|
|
|
19.
| Демографические факторы стратификации и проблемы народонаселения
|
|
|
|
|
20.
| Политическая социализация личности и общества
|
|
|
|
|
| Экологическая социология как наука об экологических основах взаимодействия человека и общества с природой
|
|
|
|
|
| Место и роль экономической социологии в системе общественных наук
|
|
|
|
|
| Мировой опыт решения проблем безработицы
|
|
|
|
|
| Социальный контроль как средство социальной регуляции поведения людей
|
|
|
|
|
| Роль образования в развитии социальной мобильности, его влияние на жизненные шансы индивидов
|
|
|
|
|
| Социология массовых коммуникации
|
|
|
|
|
| Социальная и правовая защита молодёжи
|
|
|
|
|
| Социология общественного мнения
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
План лекционных занятий
№
| Тема и обсуждаемые вопросы
|
|
| Социология как наука. Предмет и функции социологии Предмет и метод социологии. структура и функции социологии. Развитие социологии в Казахстане
| 1ч
|
| Становление и основные этапы исторического развития социологии Античное и средневековое представление социально – общественных отношении Представления об обществе в новое и новейшее время. Марксистское учение об обществе. История социологической мысли Казахстана.
| 2ч
|
| Личность как субъект и объект общественных отношенийПонятие «личность, индивид, человек». Развитие и формирование личности. Личность, как субъект и объект. Статусы и роли Социализация Этапы социализации Агенты социализации Общественные условия социализации
| 2ч
|
| Социальные институтыПонятие института и институционализация Признаки социальных институтов.
Семья, образование, государство, экономика, религия
| 1ч
|
| Семья как социальный институт Исторический путь развития семьи Понятие семьи. Виды, типы. Семья -социальная ячейка общества Моральная оценка семьи
| 1ч
|
| Социальные общности как источник самодвиженияОсновные определения и модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация. Виды социальной коммуникации Общественное мнение и социальные стереотипы
| 1ч
|
| Социальная структура обществаСодержание понятия структура Социальные общности большая социальная группа Социально экономическое разделение трудаСоциальная стратификация
| 1ч
|
| Социальные организации и самоорганизацииОрганизация как социальная система. Социальные свойства организаций. Их признаки. Типология организаций
| 1ч
|
| Социальные изменения. Теория развития общества Характеристики малой группы Структура группы Групповые процессы род деятельности (промышленные, учебные, любительские) способ возникновенияГрупповая динамика
| 1ч
|
| Общество как целостная системаПонятие общество. Структура. Функции. Различия. Классы
| 1ч
|
| Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешенияОпределение конфликта и конфликтной ситуации Элементы конфликтной ситуации Динамика конфликта Этапы протекания конфликта Характеристики и факторы протекания конфликтов
| 1ч
|
| Методология и методика эмпирического социологического исследования Социальное наблюдениеИспользование метода Особенности метода Виды наблюдения: включенное и невключенное; полевое или лабораторное (связаны с местом проведения исследования) структурированноеи неструктурированное(подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов) Опрос - как метод исследования в социологии
| 2ч
|
План семинарских занятий
Тема 1. Предмет и метод социологии.
1. Предмет и метод социологии.
2. структура и функции социологии.
3. Развитие социологии в Казахстане.
Тема 2. История социологической мысли.
1. Античное и средневековое представление социально – общественных отношении
2. Представления об обществе в новое и новейшее время.
3. Марксистское учение об обществе.
4. История социологической мысли Казахстана.
Тема 3. Методология и методика социологических исследовании.
1. Программа социологического исследования.
2. Метод, методика, техника и процедура в социологическом исследовании.
3. Наблюдение в социологии.
4. Контент –анализ.
5. Эксперимент в социологии.
6. Выборка в социологическом исследовании
7. Примерная анкета социологического исследования и проблема анализа.
Тема 4. Социология труда.
1. Объект, предмет, функции социологии труда.
2. Социальная сущность труда.
3. Роль и место труда в обществе.
4. Современные проблемы трудоустройства.
Тема 5. Социальная структура общества.
1. Понятие социальной структуры общества и ее элементы.
2. Теории социальной стратификации.
3. Исторические типы стратификации и возникновения классов и сословии.
4. Вертикальные и горизонтальные социальные перемещения.
Тема 6. Социальные институты и социальные общности.
1. Понятие и типы институтов.
2. Институты воспитания, образования, обучения.
3. Тотальные институты и формы принуждения.
4. Социальные институты и неформальные организации.
Тема 7. Социология политики.
1. Понятие социологии политики.
2. Функции социологии политики.
3. Структура и направления политической социологии.
Тема 8. Социология культуры.
1. Понятие социологии культуры.
2. Типы культур в обществе.
3. Роль культуры в жизнедеятельности личности и общества.
Тема 9. Социология науки.
1. Понятие социологии науки. Социальная функция науки.
2. Материально-техническая база науки.
3. Наука и общественный прогресс.
Тема 10. Социология личности.
1. Понятие социологии личности. Дискуссии о природе человека в истории социологической мысли.
2. Свободен ли человек.
3. Поведение и структура личности..
Тема 11. Социология семьи.
1. Определение понятий брак и семья.
2. Исторические формы семьи.
3. Функции семьи.
4. Проблема равноправия мужчины и женщины в семье. Истоки феминизма
5. Проблемы молодой современной семьи.
6. Причины разводов им пути их преодоления.
Тема 12. Социология молодежи.
1. Определение понятия «молодежь».
2. Молодежь в системе образования.
3. Культура молодежи.
4. Молодежь в политической сфере общества.
5. Молодежь в семейно-бытовой среде.
Тема 13. Социология досуга.
1. Общее понятие свободного времени и значение его в современном мире.
2. Структура свободного времени.
3. Распределение времени.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.