Здавалка
Главная | Обратная связь

Перечень наглядных и других пособий

СИЛЛАБУС

Курса

«Философия»

Астана, 2012

1.Преподаватель курса: Бозжигитова Марияш Махамбетжановна,

кандидат философских наук (Ph.D.), старший преподаватель кафедры философии ЕНУ им.Л.Н.Гумилева.

 

Научные интересы: проблемы социальной философии, аксиологии, истории и теории культуры.

 

Научная школа: философско-экономический факультет КазГУ им. С.М.Кирова. Очная аспирантура Актюбинского государственного университета им. К.Жубанова по специальности «Социальная философия»: защита кандидатской диссертации по специальности «09.00.11» в 2001 году.

 

Контактный телефон: 37-05-88 (раб.)

2.Название дисциплины - Философия

Количество кредитов – 3. Код: Fil 2102.

 

3. Время и место проведения учебной дисциплины – по расписанию.

4.Пререквизиты курса – Социология, Политология.

Постреквизиты курса- все дисциплины специальности

5. Характеристика дисциплины

5.1 Назначение учебной дисциплины: Курс «Философия» является научной и учебной дисциплиной, призванной дать общее представление о сущности и этапах развития философии, об основных проблемах современной философской методологии, онтологии, эпистемологии, социальной философии. Назначение философии – научить студента самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

5.2 Цели дисциплины: дать студентам целостное представление об общих принципах бытия и познания, отношения человека к миру, всеобщих законах развития природы, общества, мышления и тем самым сформировать непрагматический интерес к знанию. Ознакомить с важнейшими идеями и направлениями зарубежной и отечественной философии. Благодаря опыту критически-рефлексивного размышления над глубинными вопросами бытия философия формирует мировоззрение специалиста.

5.3Задачиизучения дисциплины

Задача курса философии – сформировать мировоззрение специалиста как систему

ценностей, определяющих практическое отношение к миру, и как систему понятий,

определяющих теоретическое отношение к миру. Эта задача решается посредством

формирования у студента ряда качеств.

В результате изучения философии студент должен:

- понимать предмет и метод философии, ее мировоззренческую роль;

- знать структуру философского знания;

- понимать смысл историко-философского процесса;

- знать основные философские модели мира (подходы к бытию),

раскрывать эти модели на примерах учений и школ в истории философии;

- понимать суть гносеологии и ее методологическую роль; раскрывать содержание

эмпирической, рационалистической и критической теории познания, смысл

диалектического метода; знать закономерность развития гносеологии в истории

философии;

- выработать критически-рефлексивное отношение к окружающей действительности

 

5.4 Содержание учебной дисциплины:

Философия, ее предмет и место в духовной жизни общества. Исторические типы философии. Онтология:проблемы бытия в философии..Познание мира. Формы и методы познавательного процесса. Сознание как философская проблема. Общество как саморазвивающаясясистема. Человек как философская проблема. Культура и духовный мир человека. Культура и цивилизация. Проблема диалога культур. Проблема ценностей в философии.

5.5.План изучения дисциплины

№ недели Название темы Формы организации обучения и количество часов Задания для СРО
1. Философия как особая сфера духовной жизни человека и общества.   Лекция -2ч., семинар-1ч. Обсуждение: Философия и мировоззрение. 1. Миф как тип мировоззрения: генезис, сущность, эволюция. 2. Доклады: Философия и наука: сходство и различие. 3. Религиозное миросозерцание и роль философии в диалоге религии и науки. 4. Философия и нравственность. Составить концептуальную карту по хрестоматии «Мир философии» (по выбору)
Философские традиции Древнего Востока.   Лекция -2ч., семинар-1ч. Обсуждение вопросов: Спор о природе человека в философских школах Китая. Значение «Книги перемен» для формирования философии Древнего Китая. Рефераты: Культ «благородного мужа» в конфуцианстве. Четыре благородные истины Будды. Философия дзен-буддизма.
Античная философия Лекция -2ч., семинар-1ч. Обсуждение вопросов: Основные проблемы античной философии. Пифагор и пифагорейцы о природе "начала". Парадоксы Зенона и их роль в истории мысли. Блеск и нищета софистики. Работа с текстом Платона «Апология Сократа». Доклады: Эллинистический идеал мудреца. Этика Эпикура. Эссе: Судьба, рок и свобода в философии стоицизма.
Западноевропейская средневековая философия. Арабо-мусульманская философия. Лекция -2ч., семинар-1ч. Обсуждение: Роль номинализма и реализма в становлении новой науки. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии. Исповедь Августина. Работа с текстами Ансельма, Ф.Аквинского. Составлениеконцептуальных карт. Работа с текстами аль-Газали, Ибн Рушда.
Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности. Лекция -2ч., семинар-1ч. Доклад: Ренессансный образ человека. Работа с текстами Петрарки, Дж.Бруно, Н.Кузанского, Э.Роттердамского. Рефераты: Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Смысл и значение Реформации для развития европейской науки.
Философия нового времени. Проблема метода. Лекция -2ч., семинар-1ч. Доклады: Декарт-ученый и картезианская научно-философская картина мира. Истоки и смысл концепции прав человека. Естественное состояние человеческого рода: война всех против всех (Т. Гоббс). Учение Юма о человеке, его природе и познании. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Эссе: «Человек есть мыслящий тростник…»; «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать» (Вольтер). Составление концептуальных карт по текстам Вольтера, Руссо.
Немецкая классическая философия и марксизм. Лекция -2ч., семинар-1ч. Доклады:Основные достижения немецкой классической философии. Философское учение Канта: гносеология и этика. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Эссе: Проблема отчуждения человеческой сущности в философии Л. Фейербаха. Работа с текстами Гегеля, Канта.
Постклассическая философия 19 в. Лекция -2ч., семинар-1ч. Доклады:Марксистская философия. Переход к неклассической философии. Экзистенциальная философия Кьеркегора. Философия жизни Шопенгауэра и Ницше (иррационализм). Эссе:Свобода как самоупраздне ние воли (Шопенгауэр). Вульгаризация философии Ницше: «сверхчеловек» глазами толпы. Ницше и фашизм. Работа с текстами Ницше, Кьеркегора. Составлениеконцептуальных карт.
9. Казахская философия. Особенности русской философии. Лекция -2ч., семинар-1ч. Доклады: Генезис казахской философии. Философия жырау и акынов. Анализ и интерпретация текстов Абая, Шакарима. Работас текстами Н.Бердяева, Вл.Соловьева, Л.Шестова.
Современная западная философия Лекция -2ч., семинар-1ч. Сообщения: Философия XX века: общие черты, направления. Сциентизм и антисциентизм в философии XX века. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности человека. Герменевтический проект Гадамера. Эссе: «Я бунтую, следовательно, существую» (А. Камю). «Ситуация постмодерна»: за и против. Неопозитивизм и теория языковых игр Витгенштейна. «Язык-дом бытия».
Проблема бытия в философии Лекция -2ч., семинар-1ч. Вопросы для обсуждения: Бытие и ничто (Сартр). Тема небытия в индийской философии. Пространство и время: Демокрит, Кант, Эйнштейн. Материя в философии французского материализма. Случайность и необходимость: новые горизонты синергетики. Принцип системности в онтологии.Доклады: Классическое и неклассическое понимание бытия. Материя и ее атрибутивные свойства.
Гносеология: общие проблемы. Сознание как философская проблема Лекция -2ч., семинар-1ч. Обсуждение вопросов: Проблема истины в философии Хайдеггера. Понятия "субъекта" и "объекта" в теории познания. Проблема истины в позитивизме и постпозитивизме. Вненаучные формы познания. Вера и знание. Доклады: Рациональность в современной культуре. Методология научно-исследо-вательских программ Лакатоса. Эссе: Идеалы и идолы науки. Социальная ответственность ученого. Реферат: Сознание как философская проблема.
Мир как саморазвивающаяся целостность. Лекция -2ч., семинар-1ч. . Вопросы для обсуждения: Проблема развития в истории философии. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Принципы и типы диалектики. Законы диалектики. Детерминизм и недетерминизм. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Доклады: Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова. Марксова критика гегелевской диалектики. Эссе:Диалектика и современное научное мышление. Работас текстами Маркса и Гегеля.
Общество как объект философского анализа. Философские проблемы личности Лекция -2ч., семинар-1ч.   Обсуждение:1.Доказать, что общество является саморазвивающейся системой. 2. Доказать, что государство – это необходимый институт для развития общества. 3. Сравнить понятия «общество», «гражданское общество», «государство». Рефераты: Формационная и цивилизационная концепция развития общества. . «Культура и цивилизация». Эссе: Прогресс и регресс – как две стороны единого исторического процесса; «Иметь или быть»?; Быть человеком – быть свободным (Ж.-П. Сартр).Индивидуализм и конформизм. Работа с текстами Э.Фромма. Анализ и составление концептуальных карт.
Культура и духовный мир человека. Проблема ценностей в философии Лекция -2ч., семинар-1ч. Доклады: Культура как воплощение сущностных сил человека. Ценности как способ освоения мира человеком Обсуждение: Что такое аксиология, какое место она занимает в философском знании? Какова иерархия ценностей? Какие существуют теории ценностей? Какова иерархия этических ценностей? Анализ и интерпретация текстаВ.Франкл. «Человек в поисках смысла».

Список литературы

6.1. Обязательная литература

1. Аристотель Метафизика / Аристотель // Аристотель. Соч. : в 4 т. – М. : Мысль, 1975.

2. Абдильдин Ж.М. Собрание сочинений в пяти томах, Алматы,2001.

3. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней –М.,2001.

4. Асмус В.Ф. Античная философия М.,1997.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – 2-е изд. – М. : Мысль, 1986. – 571 с.

6. Кессиди Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 319 с.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. – М. : АСТ, 2000. – С. 11-56, 57-94, 173-177, 183-187.

8. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона / В.С. Соловьев // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. – М. : Мысль, 1988. – Т. 2. – С. 604-611.

9. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М. : ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. – 544 с.

10. Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М. : Наука, 1989.

11. Августин А. Исповедь / А. Августин // Августин Аврелий. Исповедь : Абеляр П. История моих бедствий. - М. : Республика, 1992. - 332 с.12. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья : в 2 т. / Под ред. С.С. Неретиной; сост. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлака. – СПб. : Изд-во РГХИ, 2001. – Т. 1. - 539 с.; 2002. - Т. 2. - 635 с.13. Макиавелли Н. Государь / Николо Макиавелли. – М. : Эксмо; Харьков : Фолио, 2003. – С. 47-128.

14. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – СПб. : Наука, 1999. – Кн. 3. – С. 318-343.

15. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т. 3

16. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории.– СПб.: Наука, 1993.– Введение.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории- М.1991

 

6.2. Дополнительная:

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. – СПб., 1991.2. Коллпстон Ф.И. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя / Фредрик Чарльз Колпстон. – Долгопрудный : Вестком, 1999. – 276 с.3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – М., 19784. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков / В.В. Соколов. – М., 19995. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. – М. : Астраль; Аст, 2003.

6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. – Минск : Харвест; М. : АСТ, 2000. - С. 3-286.

7. Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Ф. Бэкон. Соч.: в 2 т. – М., 1978. – Т. 2.

8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII- XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М., 1987.

9. Гайденко П.П. К предыстории становления новоевропейской науки / П.П. Гайденко // Философия, наука, цивилизация. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – С. 6-30.

10. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – СПб. : Наука, 1999. – Кн. 3. – С. 318-343.

11. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. – М. : Мысль,1991. – Т. 2.

12. Декарт Р. Первоначала философии / Рене Декарт // Декарт Р. Соч.: в 2 т. – М. : Мысль,1989. – Т. 1.

13. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века / В.Н. Кузнецов, А.А. Грязнов, Б.К Мееровский. – М., 1986.

14. Коллингвуд ДЖ. Идея истории. М.1998

15. Ламетри Ж. О. Сочинения / Ж.О. Ламетри. – М. : Мысль, 1976.

16. Мотрошилова Н.В. Идейная борьба вокруг философии Спинозы: к проблеме соотношения детерминизма и свободы / Н.В. Мотрошилова // Филос. науки. - 1982. - №6.

17. Спиноза. Этика, доказанная в геометрическом порядке / Бенедикт Спиноза // Спиноза Б. Избранное. – Минск : Попурри, 1999. – С. 315-358.

18. Фромм Э. Вклад Маркса в познание человека / Эрих Фромм // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М. : Республика, 1993. – С. 344-356.

19. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие /М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993. - С.63-176.

20. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М. : Прогресс, 1990.

21. Фукуяма Ф. Конец истории ? // Вопросы Философии №3 ,1990

22. Шпеглер О. Закат Европы - Н.1999

23. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

 

 

Перечень наглядных и других пособий

1.Философия в схемах и таблицах

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.