Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения курса Вы должнызнать: - основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания; - распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику; - закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом; социально-экологические последствия антропогенной деятельности; - основные принципы охраны природы и рационального природопользования. В результате изучения курса Вы должныуметь: - анализировать закономерности протекания экологических процессов, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду, выявлять их причины и пути устранения; - использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности. Пререквизиты Биология, Химия, География, Валеология, Физика. Постреквизиты Все дисциплины по естествознанию.
8 Тематический план
Краткое описание дисциплины
Экология и устойчивое развитие является разделом биологии. В условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. Экологическая ситуация в Казахстане, в связи с интенсивным развитием экономики резко ухудшилась. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество - природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах разного уровня. Чем раньше человечество осознает это и пойдет по пути устойчивого развития, тем вероятнее будет его выживание на Земле. Поэтому целью является формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию биосферы. Компоненты курса Содержание практических занятий Практическая работа №1.Экология особи - аутэкология (1 час). 1. Лимитирующие факторы. Закон минимума Либиха. 2. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы. 3. Экологическое значение основных абиотических факторов: освещенности, температуры, влажности, солености и др. 4. Адаптация и ее виды. Литература: [1-29]. Практическая работа №2.Экология популяций - демэкология (1 час). 1. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое. 2. Кривые выживания, экспоненциальный рост, биотический потенциал. 3. Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции. 4. Внутривидовая регуляция численности (конкуренция). 5. Экологическая ниша, потенциальная и реализованная нишы. Литература: [1-29]. Практическая работа №3.Экология сообщества - синэкология (2 часа). 1. Потеря энергии при переходе с одного трофического уровня на другой, правило 10%. 2. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). 3. Типы взаимоотношений между организмами: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм, аменсализм. 4. Межвидовая конкуренция как один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Принцип Конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. 5. Целостность и устойчивость экосистем. Экологическая сукцессия, первичная и вторичная. Литература: [1-29]. Практическая работа №4.Концепция Устойчивого развития (2часа). 1. История возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера. 2. Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде. Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге. 3. Хартия устойчивого развития Европейских городов. 4. Факторы Устойчивого развития: экологический, экономический, социальный. 5. Стратегии и принципы устойчивого развития. Литература: [1-29]. Практическая работа №5.Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (1час). 1. Глобальные экологические проблемы современности (изменение климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др.), причины их возникновения и последствия. 2. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. 3. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия. Литература: [1-29]. Практическая работа №6.Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие (1час).
Литература: [1-29]. Практическая работа №7.Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан (1час). 1. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. 2. Социально-экологические проблемы Приаралья. 3. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей. 4. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. 5. Экологический мониторинг, принципы его организации. Литература: [1-29]. Практическая работа №8.Нормирование качества окружающей среды, экологическая экспертиза (2часа). 1. Экологическая экспертиза, основные понятия, цели. 2. ОВОС. Процедура ОВОС. 3. Экологическая экспертиза и цикл проекта. 4. Понятие о качестве окружающей природной среды. 5. Санитарно-гигиенические нормативы атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы. 6. Экологическая паспортизация предприятий как инструмент оценки и регулирования качества окружающей среды. Структура и содержание экологического паспорта предприятия. Литература: [1-29]. Практическая работа №9.Безотходная и малоотходная технологии (1,5часа). 1. Незамкнутый технологический процесс. 2. Изолированный технологический процесс. 3. Замкнутый круговорот вещества в природе – прообраз прогрессивной технологии. Литература: [1-29]. Практическая работа №10.Утилизация отходов производства (1,5часа). 1. Разработка нормативов ПДВ, ПДС, ПДК. 2. Расчет по укрупненной оценке ущерба от загрязнения атмосферы. 3. Утилизация отходов производства. Литература: [1-29]. Практическая работа №11.Экология и здоровье человека (1 час). 1. Здоровье и факторы риска. Деградация генофонда человечества. 2. Генетические факторы и здоровье человека. 3. Влияние экологических факторов городской среды на человека, экотоксиканты, их влияние. Заболевания, вызванные загрязнителями. 4. Качество медицинского обеспечения и здоровье человека. 5. Здоровый образ жизни граждан, как основа устойчивого развития общества. Литература: [1-29].
Содержание СРС
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|