Здавалка
Главная | Обратная связь

Проектирование одежды



Особенность изготовления одежды в условиях массового производства состоит в том, что она предназначается для потребителей, которые отличаются измерениями фигур и особенностями телосложения. Поэтому промышленные предприятия должны создавать одежду на наиболее часто встречающиеся (типовые) фигуры людей. Количество типов фигур должно быть ограничено. Другими словами, необходимо систематизировать фигуры людей таким образом, чтобы удовлетворить потребности в одежде самых разных размеров, т. е. создать размерную типологию.

Размерная типология - это рациональная система типов фигур, которая достаточно полно отражает формы тела человека и которая характерна для данного региона.

Для построения размерной типологии проводятся антропометрические исследования. В ходе этих исследований измеряют большое количество людей из разных регионов. Эти измерения характеризуют фигуру человека по величине и форме, т. е. отражают ее размерные признаки. Определяют порядка 60 различных размерных признаков. Это обхваты, продольные и поперечные измерения.

Обхваты представляют собой периметры тела человека на различных участках (обхват груди, шеи, запястья и др.). Продольные измерения определяют длину тела человека и отдельных его частей (рост, длина руки и др.). Поперечные измерения дают представление о ширине отдельных участков тела человека (ширина спины, груди и др.).

После получения размерных признаков разрабатывают размерную типологию фигур населения. Для этого определяют главные (ведущие) размерные признаки; уточняют промежутки (интервалы безразличия) между размерами соседних типовых фигур; устанавливают оптимальное количество типовых фигур; определяют значение всех остальных (соподчиненных) размерных признаков. Для выделенных типовых фигур; устанавливают удельный вес выделенных типовых фигур среди населения. В результате этих исследований были разработаны государственные стандарты на измерения типовых фигур мужчин, женщин и детей, в которые вошли данные измерений типовых фигур. Маркируются швейные изделия в соответствии с классификацией типовых фигур. Размер, рост и полнота являются ведущими размерными признаками.

Размер определяется величиной обхвата груди в сантиметрах. В размерно-антропологических стандартах принята следующая классификация фигур по размерам:

мужчины: 84-88-92-96- 100- 104- 108-112- 116- 120-124-128;

женщины: 84 - 88 - 92 - 96 - 100 - 104 - 108 - И2 - 116 - 120 -124-128-132-136.

Интервал безразличия между размерами составляет 4 см.

Рост - длина тела человека от верхушечной точки головы до пола, измеряемая в сантиметрах. Классификация типовых фигур по ростам выглядит следующим образом:

мужчины: 158-164-170-176-182-188;

женщины: 152-158 - 164-170-176.

Интервал безразличия между соседними ростами составляет 6 см.

Полнота характеризует тип телосложения человека, его возрастную изменчивость и определяется обхватом талии у мужчин и обхватом бедер у женщин. Классификация типовых фигур по полноте выглядит следующим образом:

мужчины: 70 - 76 - 82 - 88 - ... - 130;

женщины: 88 - 92 - 96 - 100 - ... - 144.

Интервал безразличия в смежных полнотных группах у мужчин составляет 6 см, у женщин - 4 см. Все типовые фигуры мужчин разделены на пять полнотных групп, а фигуры женщин - на четыре полнотные группы.

При построении размерной типологии фигур детского населения учитывают не только возрастную изменчивость фигур детей, но и вариации отдельных частей тела ребенка, От 3 до 6,5 лет у детей ведущими размерными признаками являются рост и размер, а после 6,5 лет - размер, рост и полнота. Причем в качестве полнотного признака принят обхват талии.

После уточнения размерной типологии начинается собственно процесс производства одежды, который состоит из следующих этапов:

-проектирование;

-подготовительно-раскройный этап;

-пошив изделия;

-отделочный этап.

Проектирование одежды включает в себя процессы моделирования и конструирования.

Моделирование - это процесс создания модели, или первичного образца, одежды, по которой будет осуществляться массовое или индивидуальное производство одежды.

Над созданием модели работают художники-модельеры. Основная задача моделирования - создание одежды определенной формы. Форма одежды характеризуется, с одной стороны, объемно-пространственной структурой, а с другой - единством элементов ее структуры и художественной целостностью, т. е. композицией.

Приступая к созданию новой коллекции одежды или отдельной модели, художник-модельер должен хорошо знать основные направления моды, конъюнктуру рынка одежды, размерную типологию возможных потребителей одежды, ассортимент и свойства материалов, представленных на рынке, а также технические возможности предприятий по изготовлению одежды.

Моделирование может идти различными путями: или модель создается под выбранный материал, или материал подбирается под уже созданную модель.

Моделирование включает в себя несколько этапов: работа художника над композицией, макетирование, воплощение модели в конкретном материале и ее утверждение.

Работа художника над композицией заключается в создании образной идеи модели, пластики формы, линий, цвета, пропорций, подборе фактуры материала. Намечается конструкция модели, решается вопрос ассортимента применяемых материалов для изготовления одежды. На этом этапе художник создает эскиз модели или на бумаге, или при помощи компьютерной графики.

Следующий этап - создание объемно-пространственной композиции - макетирование. Макет представляет собой объемное изображение изделия, которое дает более ясное, чем эскиз, представление о его форме, композиции и конструкции. Макетирование осуществляется путем наколки бумаги или специальной макетной ткани на манекен или фигуру манекенщика. При этом прорабатывают объемную форму изделия, находят оптимальное конструктивное решение, уточняют композицию, отделку, место ее расположения в изделии и т. п. После такой отработки идеи художника строят чертежи конструкции изделия, изготовляют лекала.

Воплощение модели в конкретном материале заключается в том, что конструктор по идее художника создает чертежи деталей модели, по которым выкраивается одно изделие как образец на определенную фигуру.

Затем созданная модель должна пройти художественный совет, который выполняет функции приемочной комиссии. Состав художественного совета определяется исходя из необходимости квалифицированного решения вопросов, связанных с оценкой модели для тиражирования в промышленности. На художественный совет, кроме модели, представляется проект ее технического описания, а также документы, подтверждающие соответствие модели требованиям безопасности. После утверждения модель может быть запущена в производство.

Моделирование выполняется несколькими методами: эскизным, муляжным, методом разработки семейства моделей по одной базовой основе.

Эскизный метод моделирования предполагает создание рисунка модели. На эскизах модель изображается в цвете в различных ракурсах: спереди, сбоку, сзади. В эскизе уже определена конструкция, покрой, линии, пропорции в соответствии с общей композицией.

При использовании муляжного метода художник сразу выполняет слепок модели - муляж, который накалывается на манекен или манекенщика. Этот метод удобен при разработке изделий сложных конструкций. В этом случае сразу определяется объемно-пространственная форма изделия, уточняются декоративные и конструктивные линии. Этот метод исключает процесс конструирования, что позволяет сократить время и средства на внедрение новой модели.

В массовом производстве одежды должное признание получил метод разработки семейства моделей по одной базовой основе. Сущность метода заключается в создании множества моделей по одной базовой форме и конструктивной основе с использованием унификации и стандартизации элементов. Так, модели могут отличаться различной формой воротника, карманов, манжет рукавов. Это позволяет разнообразить ассортимент одежды и удовлетворять полнее спрос покупателей.

Дефекты моделирования сказываются на внешнем виде одежды, что снижает ее эстетические свойства, а в ряде случаев приводят к невозможности использования одежды по назначению. Все дефекты моделирования можно разделить на две группы: дефекты, связанные с неправильным композиционным решением модели, нарушением целостности композиции, гармоничности элементов формы и т. п.; дефекты, возникшие из-за несоответствия художественно-колористического оформления и свойств материалов форме одежды.

Конструирование одежды - это процесс построения чертежей деталей изделия и изготовления лекал (выкроек). Другими словами - это процесс разработки конструкции. Конструкция представляет собой чертеж деталей изделия в натуральную величину с указанием мест сопряжения по срезам деталей и методов изготовления. Как отмечалось выше, по конструкции швейные изделия делят на плечевые, поясные, головные и т. п.

Изделиям каждой группы, несмотря на все их разнообразие, присуща единая конструктивная основа, включающая в себя определенные детали. Так, конструктивная основа плечевых изделий имеет следующие детали: основные - полочки (или цельный перед), спинку, рукава, нижний воротник; производные - верхний воротник, подборта, детали карманов, застежки, детали подкладки (полочки, спинка, рукава), прокладочные и отделочные детали.

Поясные изделия состоят из следующих деталей: основные -передние и задние половинки брюк (или полотнища юбок), пояс; производные - детали застежки, карманов, подкладки, прокладок и отделочные.

Конструктивная схема головных уборов представлена следующими деталями: основные - донышко (колпак, клинья), стенка (бочки), околыш; производные - детали козырька, налобника, подкладки, наушники, отделочные.

Разработкой моделей и созданием конструкций занимаются Дома моделей, опытно-технические лаборатории, экспериментальные цеха крупных предприятий, которые имеют высококвалифицированные кадры художников-модельеров и конструкторов. Основная задача этого этапа- создание промышленной коллекции одежды, в которой воплотятся актуальные направления моды и которая будет пользоваться спросом.

Модели представляются для показа на ярмарке по оптовой продаже одежды. Образцы моделей, на которые поступили заявки торговых предприятий, становятся образцами для тиражирования в промышленности.

На каждую модель разрабатывается техническая документация. В ней указывают размерные признаки фигуры, на которые она рекомендуется; технические условия на раскрой; величины и места измерений; предельные отклонения от номинальных размеров изделия, не предусмотренные стандартами; ассортимент основных, отделочных, прокладочных, подкладочных материалов, ниток и фурнитуры; особенности изготовления узлов изделий, в т. ч. ц по лицензионной технологии; наличие подкладки в изделиях; наличие и места расположения прокладок; величину припусков на подгиб низа изделий и рукавов, связанных с особенностями модели (для верхней одежды); количество внутренних карманов в плечевых изделиях (для верхней одежды); наличие бретелей в детских брюках; цвет подкладки, окантовки внутренних срезов деталей и ленты, используемой в качестве подзора карманов (для верхней одежды); дополнительные требования по совпадению и симметричности полосок и клеток; количество изделий, упаковываемых в потребительскую тару (для корсетных изделий).

Образец модели (образец-эталон), техническая документация и лекала (чертежи выкроек) поступают на швейную фабрику.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.