Пререквизиты дисциплины.
Для освоения изучаемого курса студент должен знать:
разделы математики:
· векторный анализ, дифференциальные операторы,
· дифференциальные уравнения первого и второго порядка, контурные,
· поверхностные и объемные интегралы, комплексные числа и функции и действия над ними,
· матрицы и действия над ними,
· а также раздела физики – электромагнитные явления.
Постреквизиты курса.
· знать основные уравнения, описывающие электромагнитное поле, энергетические соот-ношения и понимать физические процессы, происходящие в нем;
· оценивать электродинамические свойства произвольной среды на заданной частоте, рас-считывать амплитуду, скорость распространения и длину волны, а также определять вид поляризации поля плоской волны в произвольной среде на заданном расстоянии;
· понимать физические процессы, происходящие на границе раздела сред, определять углы преломления и отражения плоских волн;
· знать общие свойства волн, распространяющихся в линиях передачи, уметь анализиро-вать структуру электромагнитного поля в различных линиях передачи, включая полые и диэлектрические волноводы, коаксиальные, двухпроводные и оптоволоконные линии, выбирать оптимальный для конкретной ситуации тип линий передачи и рассчитывать их технические характеристики;
· иметь представление о резонаторах и фильтрах СВЧ и методах их расчета;
· рассчитывать характеристики поля элементарных излучателей;
· получить навыки практической работы с лабораторными макетами для изучения структуры электромагнитных полей, а также с современной измерительной аппаратурой.
Распределение часов по кредитам и видам занятий
Семестр
| Кол-во кредитов
| Распределение часов по семестрам и виды занятий
| СРС
| Всего
| Вид контроля
| Лекции
| Практические занятия (семинарские)
| Лабораторные занятия
| СРСП
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
| 4. Краткое содержание дисциплины.
Общие сведения об электромагнитных волнах. Классификация диапазонов частот. Методы определения. Классификация ВЧ, НЧ генераторов.
Содержание дисциплины
5.1 КТП лекций (календарно-тематический план лекций)
Количество лекционных часов 15
№
| Дата
| Тема лекции
| Форма проведения лекции
| ТСО и методы активизации познавательной деятельности
| Рекомендуемая литература
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 02.09
03.09
05.09
07.09
| Цели, задачи и содержание дисциплины «Теория передачи электромагнитных волн». Теория передачи электромагнитных волн и современная радиотехника, роль электродинамики в развитии науки, систем связи и вешания, телекоммуникации
| Информационная
| Опрос
| Осн. 1,4, 5; доп. 1,2
| 2.
| 09.09
10.09
12.09
14.09
| Векторы электромагнитного поля и электродинамические параметры среды, единицы их измерения. Классификация сред. Уравнения Максвелла.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1,4, 5; доп. 1,2
| 3.
| 16.09
17.09
19.09
21.09
| Принцип перестановочной двойственности. Система уравнений Максвелла для монохроматического поля в комплексной форме. Граничные условия.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1-3, 5, 7; доп. 1,2.
| 4.
| 23.09
24.09
26.09
28.09
| Теорема Умова - Пойнтинга. Основные теоремы и принципы.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1-3, 5, 7; доп. 1,2.
| 5.
| 30.09
01.10
03.10
05.10
| Постановка задач электродинамики. Понятие о математических моделях реальных электродинамических задач. Прямая и обратная, внутренние и внешние задачи электродинамики.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1-3, 5, 7; доп. 1,2.
| 6.
| 07.10
08.10
10.10
12.10
| Волновой характер электромагнитного поля. Электродинамические потенциалы. Излучение электромагнитных волн.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1-4, 7,8; доп. 1,2.
| 7.
| 14.10
15.10
17.10
19.10
| Элементарные излучатели. Плоские волны. Отражение и преломление и носких волн на границе раздела двух сред. Дифракция и рефракция электромагнитных волн.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1-4, 7,8; доп. 1,2.
| 8.
| 21.10
22.10
24.10
26.10
| Направляемые электромагнитные волны. Понятие о линиях передачи. Типы регулярных линий передачи.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1-4, 7,8; доп. 1,2.
| 9.
| 28.10
29.10
31.10
02.11
| Классификация направляемых волн. Общая теория волн Т, Е, Н и НЕ типов. Коэффициент распространения, критическая частота, условия распространения волн по линии передачи, фазовая скорость и длина волны в линии, групповая скорость и скорость распространения энергии, дисперсия, концепция парциальных волн, затухание волн в регулярных линиях.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 10.
| 04.11
05.11
07.11
09.11
| Прямоугольные волноводы, круглые волноводы, волноводы специальной формы, коаксиальная линия передачи, полосковые линии передача, двухпроводная линия передачи, световоды и линии передачи поверхностных волн.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 11.
| 11.11
12.11
14.11
16.11
| Процессы, происходящие в линиях передачи конечной длины.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 12.
| 18.11
19.11
21.11
23.11
| Неоднородности в линиях передачи. Объёмные резонаторы. Общая теория резонаторов. Квазистационарные резонаторы.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 13.
| 25.11
26.11
28.11
30.11
| Проходной резонатор, резонатор бегущих волн. Способы возбуждения колебаний и резонаторах.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 14.
| 02.12
03.12
05.12
07.12
| Фильтры и фазокорректирующие цепи СВЧ и оптического диапазона. Согласование линий передачи СВЧ. Управляющие элементы СВЧ и оптического диапазона.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 15.
| 09.12
10.12
12.12
14.12
| Применение ферритовых элементов в технике СВЧ. Перспективы и проблемы развития теории поля и техники СВЧ.
| Информационная, обзорная
| Опрос
| Осн. 2 - 5, 7,8; доп. 1,2.
| 5.2 КТП ПЗ(календарно-тематический план практических занятий)
Количество практических занятий часов 15
№
|
Дата
|
Название работы
| Форма и методы проведения практических занятий
| Форма контроля
| Рекомендуемая литература
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 03.09-
10.09
| Электростатические и стационарные поля
| Решение уравнений и систем уравнений с разными значениями и параметрами.
| Отчет и выводы
| Осн. 1-4
доп. 1,2
| 2.
| 17.09-
24.09
| Плоские полны в однородной изотропной среде
| Решение уравнений и систем уравнений с разными значениями и параметрами.
| Отчет и выводы
| Осн. 1-4
доп. 1,2
| 3.
| 01.10-
08.10
| Волновые явления на границе раздела двух сред.
| Решение уравнений и систем уравнений с разными значениями и параметрами.
| Отчет и выводы
| Осн. 1-4
доп. 1,2
| 4.
| 15.10-
22.10
| Элементарные излучатели
| Решение уравнений и систем уравнений с разными значениями и параметрами.
| Отчет и выводы
| Осн. 1-4
доп. 1,2
| 5.
| 29.10-
05.11
| Линии передачи с волнами Т-типа
| Решение уравнений и систем уравнений с разными значениями и параметрами.
| Отчет и выводы
| Осн. 1-4
доп. 1,2
| 6.
| 12.11-
19.11
| Объемные резонаторы
| Решение уравнений и систем уравнений с разными значениями и параметрами.
| Отчет и выводы
| Осн. 1-4
доп. 1,2
| 7.
| 26.11-
03.12
| Устройства СВЧ
| Решение уравнений и систем уравнений с разными значениями и параметрами.
| Отчет и выводы
| Осн. 1-4
доп. 1,2
|
5.3 КТП ЛЗ(календарно-тематический план лабораторных занятий)
Количество лабораторных занятий часов 15
№
|
Дата
|
Название работы
| Форма и методы проведения лабораторных занятий
| Форма контроля
| Рекомендуемая литература
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 05.09-
12.09
| Исследование волновых явлений при падении плоской волны на границу 2-х диалектиков
| 1. допуск
2. выполнение 3. защита
| защита лабор. работы
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 2.
| 19.09-
26.09
| Исследование волновых явлений при падений плоской волны на металлическую поверхность.
| 1. допуск
2. выполнение
3. защита
| защита лабор. работы
| Осн. 2-5, 7,8;
доп. 1,2.
| 3.
| 03.10-
10.10
| Исследование электромагнитного поля, создаваемого элементарными излучателями
| 1. допуск
2. выполнение
3. защита
| защита лабор. работы
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 4.
| 17.10-
24.10
| Исследование электромагнитного поля в коаксиальной (полосовой) линии.
| 1. допуск
2. выполнение
3. защита
| защита лабор. работы
| Осн. 2-5, 7,8;
доп. 1,2.
| 5.
| 31.10-
07.11
| Исследование объемных резонаторов
| 1. допуск
2. выполнение
3. защита
| защита лабор. работы
| Осн. 1,2 4,7; доп. 1,2.
| 6.
| 14.11-
21.11
| Исследование ферритовых устройств СВЧ
| 1. допуск
2. выполнение
3. защита
| защита лабор. работы
| Осн. 2-5, 7,8;
доп. 1,2.
|
Задания на СРС
№
| Тема и содержание СРС
| Рекоменд. лит-ра (№, стр.)
| Форма контроля
| Срок сдачи
|
| Компьютерные методы решение задач электродинамики. Распространение ЭМВ в авизированной среде.
| Осн: 1[387-406], [327-346], 10[340-375]
| Устный конспект
| 2 неделя
|
| Поверхностные ЭМВ и замедляющие системы. Распространение ЭМВ в различных средах.
| Осн: 1[310-326], 10[350-375].
Доп: 6[321-354]
| Устный конспект
| 4 неделя
|
| Отражение и преломление плоских ЭМВ. Статические и стационарные поля.
| Осн: 7[182-220], 6[227-240].
| Устный конспект
| 4 неделя
|
| Волновые уравнения. Система уравнений ЭМП.
| Осн: 7[26-72], 6[59-112], 7[118-143].
| Устный конспект
| 7 неделя
|
| Изучение ЭМВ. Направляющие системы.
| Осн: 1[128-148], 7[220-277]
| Устный конспект
| 9 неделя
|
| Электромагнитные поля в объемных резонаторах. Поперечные волны в направляющих системах.
| Осн: 6[501-509], 7[277-303], 1[231-255], 6[277-279].
| Устный конспект
| 9 неделя
|
| Объемные резонаторы. Добротность. Прямоугольный и цилиндрический резонаторы. Коаксиальные и открытые резонаторы.
| Осн: 6[473-487], 7[277-303], 1[231-255]
| Устный конспект
| 12 неделя
|
| Теория переменных полей.
| Осн: 6[171-205], 7[26-62].
| Устный конспект
| 14 неделя
|
Для организации СРС необходимо:
- выдать задания СРС в начале семестра;
- разработать текущий и рубежный формы контроля;
- установить время консультаций по СРС.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|