Тема 2. «Биотические факторы. Формы взаимодействия между живыми организмами».
Экология и устойчивое развитие (силлабус для студентов). Задания СРС: Методические рекомендации по выполнению заданий:в ходе самостоятельной домашней работы составляется конспект темы, в котором должны быть освещены поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть полными, четкими с приведением конкретных примеров. Требования к оформлению самостоятельной работы студента: задание выполняется в рабочей тетради, объемом не менее 2 страниц рукописного текста в каждую строчку, либо 4 страниц через строчку. Каждое последующее задание выполняется с новой страницы. Все определения, термины, ключевые понятия должны быть выделены. Реферат оформляется в виде набранного компьютерного текста, объемом не менее 5 страниц формата А-4, 12-м шрифтом одинарного интервала, с приведением плана и списка литературы, обязательным титульным листом. Тема 1. «Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования». Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Что изучает экология? Что является предметом и объектами изучения экологии? Основные разделы экологии. Задачи теоретической экологии (биоэкологии). Задачи прикладной экологии. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 2. «Биотические факторы. Формы взаимодействия между живыми организмами». Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Что такое экологические факторы? Какие виды экологических факторов вам известны? Характеристика биотических факторов: климатические условия, почвенные условия и др. Основные формы взаимодействия между живыми организмами: симбиоз, комменсализм, аменсализм, паразитизм, хищничество и др. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 3. « Пространственное размещение популяций и его характер». Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы; Что означает термин «популяция»? Что такое пространственное размещение популяций? Пространственное размещение популяций в зависимости от статических характеристик. Пространственное размещение популяций в зависимости от динамических характеристик. Виды группового размещения популяций. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 4.Основные понятия экологии: биогеоценоз, экосистема, биоценоз, фитоценоз, зооценоз, продуценты, консументы, редуценты, продуктивность экосистем, виды продуктивности, целостность экосистемы, устойчивость экосистемы, природные условия, природные ресурсы. Задание:составить конспект в виде глоссария и изучить все понятия и термины Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 5.«Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере». Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Учение В.И.Вернадского о биосфере (время работы, предпосылки для создания учения, главные рассматриваемые вопросы). Основные составляющие биосферы по В.И.Вернадскому (живое вещество, косное вещество и др.) Роль живого вещества в биосфере. В.И.Вернадский о ноосфере. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Список рекомендуемой литературы:работы В.И. Вернадского:Биосфера. М., 1967; Живое вещество. М., 1978; Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987; Философские мысли натуралиста. М., 1988; Труды по истории науки в России. М., 1988; Начало и вечность жизни. М., 1989. Тема 6.«Устойчивое развитие биосферы». Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Понятие биосферы. Границы биосферы. Природа биосферы: характеристика литосферы, атмосферы, гидросферы. Антропогенное давление на биосферу и его влияние на устойчивость биосферы. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 7. «Стратегии и принципы устойчивого развития». Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Понятие устойчивого развития, его цели и задачи. Основные принципы устойчивого развития. Предпосылки для создания концепции устойчивого развития. Современные стратегии устойчивого развития. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 8.Основные положения документа «Повестка дня на XXI век» - путь к устойчивому развитию (Программа, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года). Задание:конспектированиеи изучениеосновных положений документа «Повестка дня на 21 век». Список рекомендуемой лит-ры:«Повестка дня на XXI век» - путь к устойчивому развитию (Программа, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года). Тема 9.«Минерально-сырьевые ресурсы» Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Понятие невозобновимых природных ресурсов. Понятие минерально-сырьевых ресурсов. Виды минерально-сырьевых ресурсов. Проблемы истощаемости минерально-сырьевых ресурсов. Проблемы загрязнения окруж. среды в результате добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов. Форма контроля:проверка конспектов. Тема 10.«Альтернативные источники энергии». Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Что понимается под альтернативными источниками энергии? Характеристика ветроэнергетики. Характеристика солнечной энергии. Характеристика энергии приловов, отливов, теплых течений. Характеристика энергии ГЭС. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 11.«Загрязнения окружающей среды и их последствия». Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Понятие загрязнения окружающей среды. Классификации загрязнений. Виды загрязнений окружающей среды. Последствия загрязнений ОС. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 12.«Демографические проблемы и устойчивое развитие». Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Что такое демография? Понятие «народонаселение». Проблемы перенаселения. Проблемы продовольствия и голода. Социальные проблемы: наркомания, СПИД, алкоголизм и др. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 13.«Характеристика заповедников Казахстана». Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы; Виды особо охраняемых природных территорий Казахстана. Основные цели и задачи заповедников. Характеристика заповедников Казахстана (всего 10): дата образования, цель, место, что подлежит охране. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 14.«Экологический мониторинг и его виды». Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Понятие экологического мониторинга. Цели и задачи мониторинга. Виды экологического мониторинга: локальный, национальный, глобальный. Организация сети наблюдений за окружающей средой. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Тема 15.«Основные положения Концепции устойчивого развития РК». Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы: Когда была принята Концепция устойчивого развития РК? Что явилось предпосылками для ее принятия? Основные этапы перехода РК к устойчивому развитию. Основные показатели устойчивого развития РК. Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Список рекомендуемой литературы:Концепция устойчивого развития РК на 2007-2024 гг. Постановление Правительства РК. Рекомендуемая тематика рефератов: 1. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. 2. Жизнь и деятельность В.И.Вернадского. 3. Природа биосферы. 4. Литосфера – как часть биосферы. 5. Характеристика гидросферы. 6. Основные биогеохимические законы В.И.Вернадского. 7. Атмосфера – как часть биосферы. 8. Характеристика невозобновимых природных ресурсов. 9. Частично возобновимые природные ресурсы. 10.Возобновимые природные ресурсы. 11.Энергетические ресурсы РК. 12.Альтернативные энергетические ресурсы. 13.Загрязнения атмосферы и их последствия. 14.Загрязнения воздушного бассейна г.Алматы. 15.Загрязнения воздушного бассейна РК. 16.Загрязнения Мирового Океана и их последствия. 17.Источники загрязнения воздушного бассейна. 18.Загрязнения почвы и их последствия. 19.Качество природной среды и здоровье населения. 20.Экологические проблемы Арала. 21.Экологические проблемы Каспийского моря. 22.Экологические проблемы оз. Балхаш. 23.Социально-экологические проблемы Приаралья. 24.Социально-экологические проблемы Семипалатинского полигона. Рекомендуемая литература: Тонкопий М.С., Ишкулова Н.П., Анисимова Н.М., Сатбаева Г.С. Экология и устойчивое развитие. Учебное пособие. Алматы, 2010. В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. Экология, учебное пособие. Ростов на Дону, 2005. Н.А.Воронков. Экология , учебное пособие. Москва, 2000. А.А. Горелов. Экология, курс лекций. Москва, 2002. А.К.Бродский. Общая экология. С-П, 2006. М.С. Тонкопий. Экология и экономика природопользования. Алматы, 2005. План практических занятий
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|