Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. «Биотические факторы. Формы взаимодействия между живыми организмами».

Экология и устойчивое развитие (силлабус для студентов).

Задания СРС:

Методические рекомендации по выполнению заданий:в ходе самостоятельной домашней работы составляется конспект темы, в котором должны быть освещены поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть полными, четкими с приведением конкретных примеров. Требования к оформлению самостоятельной работы студента: задание выполняется в рабочей тетради, объемом не менее 2 страниц рукописного текста в каждую строчку, либо 4 страниц через строчку. Каждое последующее задание выполняется с новой страницы. Все определения, термины, ключевые понятия должны быть выделены. Реферат оформляется в виде набранного компьютерного текста, объемом не менее 5 страниц формата А-4, 12-м шрифтом одинарного интервала, с приведением плана и списка литературы, обязательным титульным листом.

Тема 1. «Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Что изучает экология?

Что является предметом и объектами изучения экологии?

Основные разделы экологии.

Задачи теоретической экологии (биоэкологии).

Задачи прикладной экологии.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 2. «Биотические факторы. Формы взаимодействия между живыми организмами».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Что такое экологические факторы?

Какие виды экологических факторов вам известны?

Характеристика биотических факторов: климатические условия, почвенные условия и др.

Основные формы взаимодействия между живыми организмами: симбиоз, комменсализм, аменсализм, паразитизм, хищничество и др.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 3. « Пространственное размещение популяций и его характер».

Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы;

Что означает термин «популяция»?

Что такое пространственное размещение популяций?

Пространственное размещение популяций в зависимости от статических характеристик.

Пространственное размещение популяций в зависимости от динамических характеристик.

Виды группового размещения популяций.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 4.Основные понятия экологии: биогеоценоз, экосистема, биоценоз, фитоценоз, зооценоз, продуценты, консументы, редуценты, продуктивность экосистем, виды продуктивности, целостность экосистемы, устойчивость экосистемы, природные условия, природные ресурсы.

Задание:составить конспект в виде глоссария и изучить все понятия и термины

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 5.«Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере».

Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Учение В.И.Вернадского о биосфере (время работы, предпосылки для создания учения, главные рассматриваемые вопросы).

Основные составляющие биосферы по В.И.Вернадскому (живое вещество, косное вещество и др.)

Роль живого вещества в биосфере.

В.И.Вернадский о ноосфере.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос. Список рекомендуемой литературы:работы В.И. Вернадского:Биосфера. М., 1967; Живое вещество. М., 1978; Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987; Философские мысли натуралиста. М., 1988; Труды по истории науки в России. М.,

1988; Начало и вечность жизни. М., 1989.

Тема 6.«Устойчивое развитие биосферы».

Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие биосферы.

Границы биосферы.

Природа биосферы: характеристика литосферы, атмосферы, гидросферы.

Антропогенное давление на биосферу и его влияние на устойчивость биосферы.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 7. «Стратегии и принципы устойчивого развития».

Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие устойчивого развития, его цели и задачи.

Основные принципы устойчивого развития.

Предпосылки для создания концепции устойчивого развития.

Современные стратегии устойчивого развития.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 8.Основные положения документа «Повестка дня на XXI век» - путь к устойчивому развитию (Программа, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года).

Задание:конспектированиеи изучениеосновных положений документа «Повестка дня на 21 век».

Список рекомендуемой лит-ры:«Повестка дня на XXI век» - путь к устойчивому развитию (Программа, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года). Тема 9.«Минерально-сырьевые ресурсы»

Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие невозобновимых природных ресурсов.

Понятие минерально-сырьевых ресурсов.

Виды минерально-сырьевых ресурсов.

Проблемы истощаемости минерально-сырьевых ресурсов.

Проблемы загрязнения окруж. среды в результате добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов.

Форма контроля:проверка конспектов.

Тема 10.«Альтернативные источники энергии».

Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Что понимается под альтернативными источниками энергии?

Характеристика ветроэнергетики.

Характеристика солнечной энергии.

Характеристика энергии приловов, отливов, теплых течений.

Характеристика энергии ГЭС.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 11.«Загрязнения окружающей среды и их последствия».

Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие загрязнения окружающей среды.

Классификации загрязнений.

Виды загрязнений окружающей среды.

Последствия загрязнений ОС.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 12.«Демографические проблемы и устойчивое развитие».

Задание:составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Что такое демография?

Понятие «народонаселение».

Проблемы перенаселения.

Проблемы продовольствия и голода.

Социальные проблемы: наркомания, СПИД, алкоголизм и др.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 13.«Характеристика заповедников Казахстана».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы;

Виды особо охраняемых природных территорий Казахстана.

Основные цели и задачи заповедников.

Характеристика заповедников Казахстана (всего 10): дата образования, цель, место, что подлежит охране.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 14.«Экологический мониторинг и его виды».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие экологического мониторинга.

Цели и задачи мониторинга.

Виды экологического мониторинга: локальный, национальный, глобальный.

Организация сети наблюдений за окружающей средой.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Тема 15.«Основные положения Концепции устойчивого развития РК».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Когда была принята Концепция устойчивого развития РК?

Что явилось предпосылками для ее принятия?

Основные этапы перехода РК к устойчивому развитию.

Основные показатели устойчивого развития РК.

Форма контроля:проверка конспектов, опрос.

Список рекомендуемой литературы:Концепция устойчивого развития РК на 2007-2024 гг. Постановление Правительства РК.

Рекомендуемая тематика рефератов:

1. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

2. Жизнь и деятельность В.И.Вернадского.

3. Природа биосферы.

4. Литосфера – как часть биосферы.

5. Характеристика гидросферы.

6. Основные биогеохимические законы В.И.Вернадского.

7. Атмосфера – как часть биосферы.

8. Характеристика невозобновимых природных ресурсов.

9. Частично возобновимые природные ресурсы.

10.Возобновимые природные ресурсы.

11.Энергетические ресурсы РК.

12.Альтернативные энергетические ресурсы.

13.Загрязнения атмосферы и их последствия.

14.Загрязнения воздушного бассейна г.Алматы.

15.Загрязнения воздушного бассейна РК.

16.Загрязнения Мирового Океана и их последствия.

17.Источники загрязнения воздушного бассейна.

18.Загрязнения почвы и их последствия.

19.Качество природной среды и здоровье населения.

20.Экологические проблемы Арала.

21.Экологические проблемы Каспийского моря.

22.Экологические проблемы оз. Балхаш.

23.Социально-экологические проблемы Приаралья.

24.Социально-экологические проблемы Семипалатинского полигона.

Рекомендуемая литература:

Тонкопий М.С., Ишкулова Н.П., Анисимова Н.М., Сатбаева Г.С. Экология и устойчивое развитие. Учебное пособие. Алматы, 2010.

В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. Экология, учебное пособие. Ростов на Дону, 2005.

Н.А.Воронков. Экология , учебное пособие. Москва, 2000.

А.А. Горелов. Экология, курс лекций. Москва, 2002.

А.К.Бродский. Общая экология. С-П, 2006.

М.С. Тонкопий. Экология и экономика природопользования. Алматы, 2005.

План практических занятий

1. Тема: «Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования». 1. Цели, задачи и методы экологии. 2.Взаимосвязь экологии с другими с другими науками. 3.Определение понятия «устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции устойчивого развития.
2. Тема: «Основные среды жизни и их характеристики». 1.Наземная среда. 2.Воздушная среда. 3.Водная среда. 4.Другой живой организм – как среда жизни.
3. Тема: «Популяция как форма существования вида и ее основные критерии». 1.Статические характеристики популяции. 2.Пространственное размещение и его характер. 3.Динамические характеристики популяции. Численность, плотность популяции.    
4. Тема: «Круговорот основных биогенных элементов в экосистеме». 1.Круговорот кислорода. 2.Круговорот углерода. 3.Круговорот азота, фосфора и других жизненно важных элементов.    
5. Тема: «Средомодифицирующая роль экосистем и проблема восстановления нарушенных экосистем». 1.Основные элементы экосистем. 2.Типы нарушенных экосистем. 3.Восстановление нарушенных экосистем.    
6. Тема: «Строение биосферы и ее границы». 1.Природа биосферы. 2.Границы биосферы. 3.Характеристика частей биосферы: атмосферы, гидросферы, литосферы.    
7. Тема: «Основополагающая роль учения о ноосфере В.И.Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития». 1.Вклад В.И.Вернадского в развитие учения о биосфере. 2.В.И.Вернадский о ноосфере. 3.Основные идеи В.И.Вернадского в разработке концепции устойчивого развития.    
8. Тема: «Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования». 1.Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста,1972). 2.Декларация Первой конференции ООН по ОС (Стокгольм, 1972). 3.Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития.    
9. Тема: «Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами». 1.Невозобновимые природные ресурсы. 2.Частично возобновимые природные ресурсы. 3.Возобновимые ресурсы.    
10. Тема: «Окружающая среда и задачи рационального природопользования». 1.Основные элементы окружающей среды. 2. Сущность, цели и задачи рационального природопользования. 3.Сущность малоотходного и безотходного производства    
11. Тема: «Основные положения концепции экологической безопасности Р К на 2004-2015 годы». 1. Цель экологической безопасности. 2. Основные задачи экологической безопасности. 3. Основные принципы обеспечения экологической безопасности. 4. Проблемы экологической безопасности и пути их решения.    
12. Тема: «Актуальные современные проблемы устойчивого развития». 1.Демографические проблемы. 2. Бедность, продовольственные проблемы. 3.Энергетические проблемы. 4.Войны и терроризм, их экологические и социальные последствия.
13. Тема: «Заповедные территории РК». 1.Принципы и методы охраны окружающей среды. 2.Заповедные территории. Охрана генетического разнообразия. 3.Разработка основ рационального природопользования и ООС.
14. Тема: «Экологические проблемы РК и пути их решения». 1.Экологические проблемы Арала. 2.Экологические проблемы Каспийского моря. 3.Экологические проблемы оз. Балхаш. 4. Проблемы загрязнения городов Казахстана.
15. Тема: «Реальность и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития». 1.Концепция устойчивого развития РК. 2. Показатели устойчивого развития и пути их достижения. 3.Стратегия устойчивого развития и механизмы обеспечения УР РК.

 

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.