Здавалка
Главная | Обратная связь

Координация в сочетании количественного числительного и существительного.



- два дома: морфологическая зависимость, согласуются в числе. Два (кого? Чего?) – дома, родительный падеж и единственное число задается числительным. Домов два, род задается существительным. Происходит взаимозависимость, это и есть координация.

Корзина яблок. Мешок грибов. -> «Корзина» и «мешок» требуют родительного падежа и множественного числа.

Раньше в русском языке было три числа: единственное, множественное и двойственное, существительные согласовывались с прилагательными и числительными. Названия числительных в русском языке происходят от названий вместилищ (например, соболей меряли «сорокАми», в единицу вместилища помещялось сорок соболиных шкур).

 

11. Сочинительная связь. [iv]

Сочинительная связь - такая связь элементов предложения, при которой они равноправны.

Пример: Пансион был русский и притом неприятный. "Русский" и "неприятный" связаны сочинительным союзорм "и", находятся в сочинительной связи.

 

Компоненты сочинительной связи:

- однофункциональны (не всегда)

- равноправны (всегда)

 

Сравни:

Люблю в весне разливы аромата. Люблю в весне разливы и ароматы. "Разливы и ароматы" - сочинительная связь, оба существительных являются дополнениями и имеют одну функцию.

Сочинительная связь имееют следующие виды:

- х, х, х, .... и Х. (Там были кошка, лукошко, окошко и окрошка.)

- х, а У! (Это было не окошко, а лукошко!)

 

Сочинительная связь также может существовать на уровне синтагмы:

[ ], и [ ]. Предложения такого типа называются сложносочиненными предложениями. (Пример: Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущелью.)

ВАЖНО: иногда "и" - не сочинительный союз, а подчинительный. Тогда вторая часть предложения следует из первой, и местами их не поменяешь, связь подчинительная, а не сочинительная. Не путать.

 

12. Вопрос о подлежащем. [v] (короткое саммари на Кинэна)

 

Вопрос о подлежащем заключается в том, что черт его знает, что такое подлежащее, особенно в универсальной грамматике. Универсальная грамматика пытается выделить общие принципы для всех существующих языков.

Предлагаются к рассмотрению иерархия доступности (это когда весь язык делится на "именные группы", и те, что стоят в верхней части иерархии, легче изменяются; в разных языках разные правила (например, правила образования относительных оборотов) будут захватывать разные уровни иерархии), принцип функционального наследования (если какая-то именная группа "поднимается" из другой, то она полностью принимает грамматическую роль новой группы - подлежащее, прямое, дополнение и так далее), принцип непрерывности продвижения (если язык N может продвигать именные группы, находящиеся низко в иерархии доступности, выше, то и все промежуточные уровни он тоже может продвигать выше).

 

Чтобы проверить правомерность этих принципов, надо четко определить, что такое подлежащее, для каждого языка. Если подлежащее в каждом языке выражает одну и ту же функцию, то можно выдвигать такие гипотезы, если нет, то эти обобщения (принципы бла бла наследования и иже с ними) - не универсальны.

 

В связи с чем Кинэн 20 с лишним страниц пишет о том, как определять подлежащее. Он анализирует выборку примеров из многих языков и пытается выделить общие свойства, характеризующие подлежащее, с тем, чтобы потом из них вытащить необходимые и достаточные. Выделяются некоторые предложения, называемые базисными (б-предложения), а из них выделяются б-подлежащие. Кинэн понимает, что определение подлежащего, сделанное на базе этой выборки, не будет универсальным. Но старается выбирать такие предложения, где подлежащее наиболее "ярко выражено", обладает subjecthood'ом (подлежащностью).

 

Он приводит перечень из 30 свойств базисных подлежащих. Делит на четыре группы:

 

Свойства автономности: независимое существование, обязательность, автономность референции, способность быть выраженным местоимениями, топик (т.е., подлежащее - это то, о чем говорится в предложении)...

Признаки падежной маркировки: слово является базисным подлежащим, если оно - выражается немаркированным падежом; меняет свою маркировку по падежу при каузативизации (я хер знает, что это), меняет маркировку по падежу (вероятно, это означает "меняет падеж") при номинализации действия (т.е., был актив, стоял в И.п. - стал пассив, стоит в другом падеже!).

Семантическая роль: является агенсом, часто - адресатной частью императивов.

Непосредственная доминация: если вкратце, то подлежащее - это то, к чему привязывается всё остальное, частицы типа 's, 'll, 'd в английском. Но это спорный момент.

 

Проанализировав, как эти свойства работают в разных системах-моделях-концепциях, делается вывод - "мы попытались дать определение, пусть и сильно обобщенное, пусть оно великовато, но многие универсальные обобщения можно им проверить".

Совсем коротко: Вопрос о том, что такое подлежащее, остается открытым, но есть определенный набор свойств, характерных для подлежащего, и их количество говорит о степени "подлежащности" подлежащего!

13. Вопрос об определенно-личных и номинативных предложениях.[vi] (из Белошапковой)

14. Безличные предложения. Способ выражения субъекта состояния в них.[vii]

Безличные предложения — это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); состояние дел (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

По школьной классификации, к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

 

1) безличным глаголом (светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается)

2) личным глаголом в безличном употреблении (Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет)

3) кратким страдательным причастием (В комнате накурено)

4) наречия со значением состояния (наречия/категории состояния, как кому нравится) (Тихо; Уже поздно)

5) инфинитивом (Страдать. Бороться. Перепрятать.)

15. Неопределенно-личные предложения. Ситуации, в которых могут быть использованы русские неопределенно-личные предложения.[viii]

 

Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например:

На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь);

По улицам слона водили… (И. Крылов);

И пусть говорят, да пусть гово­рят, но — нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий);

Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин).

 

Могут использоваться (полёт авторской фантазии тут):

- чтобы не называть деятеля

- когда и так понятно, кто совершил действие

- для обобщения

 


[i] Мельчук И.А. Согласование, управление, конгруэнтность//Вопросы языкознания, 1993,N 5, 19-21.

[ii] Апресян Ю.Д. Избранные труды, т.1. Лексическая семантика.- М.: Школа « Языки русской культуры», 1995, С.119-126.

[iii] Апресян Ю.Д. Избранные труды, т.1. Лексическая семантика.- М.: Школа « Языки русской культуры», 1995, С.133-138

[iv] Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1997 (и др. изд.). Раздел «Синтаксис».

[v] Кинэн Э. К универсальному определению подлежащего// Новое в зарубежной лингвистике, вып. XI, М., 1982.

[vi] Современный русский язык / Под общ. ред. Л. А. Новикова. СПб, 2001 (и др. изд.). Раздел «Синтаксис» (В 1-м издании — Крылова О. А., Максимов Л. Ю., Ширяев Е. Н. Современный русский язык: Теоретический курс. Ч. 4. Синтаксис. Пунктуация. М., 1997), а также Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1997 (и др. изд.). Раздел «Синтаксис».

[vii] Там же.

[viii] Там же.

:D Не забыть!

Именительный Есть Кто? Что?
Родительный Нет Кого? Чего?
Дательный Давать Кому? Чему?
Винительный Винить Кого? Что?
Творительный Доволен/Сотворён Кем? Чем?
Предложный Думать О ком? О чём?; В ком? В чём?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.