Здавалка
Главная | Обратная связь

КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.



1.1. Базовые понятия психологического консультирования:

· Субъект ПК – психолог-консультант, имеющий документ о праве профессиональной деятельности

· Цель ПК - оказание направленной профессиональной психологической помощи клиенту

· Объект ПК - клиент, семья, группа, организация

· Предмет ПК - процесс восстановления психологического здоровья, способностей к адаптации у клиентов, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта

1.2. Виды психологической помощи:

· Психологическое консультирование -процесс оказания психологической помощи, в котором профессионально компетентный в области психологических знаний и навыков консультант стремится помочь клиенту в обнаружении и осознании источников психологического дискомфорта, в прояснении путей решения его актуальных проблем, в достижении психологического здоровья и в формировании потребности в саморазвитии. Психологическое консультирование фокусируется на разрешении текущих затруднений, повышении адаптационного потенциала личности и ориентирует клиента на личностный рост.

· Психопрофилактика – вид психологической помощи, направленный на сохранение психологического здоровья, предотвращение психологических проблем и личностных отклонений.

· Психодиагностика – вид психологической помощи, который имеет своей целью выявление количественных и качественных характеристик психологической реальности

· Психокоррекция– вид психологической помощи, направленный на коррекцию свойств личности и изменение деструктивных эмоциональных состояний.

· Психотерапия (клиническая и неклиническая) –вид психологической помощи, который используется при глубоких личностных отклонениях (расстройствах), в том числе, находящихся в области, пограничной с психиатрическими заболеваниями.

· Психиатрия –область медицинской помощи психически больным людям и лицам с крайне тяжелыми формами эмоциональных состояний (например, находящихся в состоянии посттравматического психоза)

Обратите внимание: Психодиагностика и психокоррекция являются неотъемлемыми частями консультирования и, вместе с тем, они же являются самостоятельными видами психологической помощи.

1.3. Отличия профессиональной и непрофессиональной психологической помощи:

· По наличию или отсутствию:

Ø запроса

Ø контракта

Ø советов

Ø оплаты

· По уровню квалификации помогающей личности

· По целям оказания помощи

1.4. Уровни и характеристики психологического здоровья:

· КреативныйУстойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции

· Адаптивный – составляет группу риска. В целом наблюдается адаптированность к социуму, но несколько повышена тревожность, нет запаса прочности для преодоления стрессовых ситуаций.

· Дезадаптивный- нарушен баланс процессов ассимиляции и аккомодации, для разрешения внутреннего конфликта используется либо приспособление к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, либо активно-наступательная позиция; происходит смещение локуса контроля, характерна недостаточная критичность или мнительность.

1.5. Отличие психологического консультирования от психотерапии:

· цели;

· предмет психологической помощи;

· объект психологической помощи;

· субъекты психологической помощи;

· квалификация специалиста;

· методы работы;

1.6. Профессионально-важные качества личности консультанта:

· Эмпатия – способность к сопереживанию;

· Толератность – способность спокойно воспринимать значительные различия в людях и их мировоззрении, терпимость к различиям в характере, поведении и убеждениях другого человека;

· Конгруентность – соответствие мыслей, чувств и поведения;

· Аутентичность – доверие к себе в своих проявлениях, проявляющаяся в спонтанности самовыражения (подлинность, самотождественность);

· Стрессоустойчивость– способность сохранять адекватное восприятие и эмоциональную устойчивость, конструктивное мышление и эффективное поведение в эмоциональной напряженных ситуациях;

· Самодостаточность –умение адекватно оценивать свои качества и возможности, опираться на собственные ресурсы, наличие четких и пластичных личностных границ;

· Целеустремленность – умение ставить цели и определять задачи, разрабатывать стратегии и тактики достижения цели;

· Этичность – умение и готовность следовать этическим принципам профессиональной деятельности специалиста помогающей профессии;

1.7. Отношения «клиент-консультант» в психологическом консультировании:

· Перенос - бессознательные эмоциональные реакции клиента на консультанта, связанные с его прошлым опытом и значимыми людьми в его окружении;

· Контрперенос – бессознательные эмоциональные реакции консультанта на клиента, связанные с его прошлым опытом и значимыми людьми в его окружении;

· Директивный стиль общения– такое взаимодействие консультанта и клиента, при котором максимум активности и ответственности лежит на консультанте, характер отношений «ведущий - ведомый»;

· Недирективный стиль общения- такое взаимодействие консультанта и клиента, при котором активность и ответственность адекватно разделена между консультантом и клиентом в зависимости от целей, задач и этапа консультирования, характер отношений «партнерство в решении общей задачи»

1.8. Профессиональная помощь консультанту в сложных случаях:

· Супервизия – сотрудничество двух профессионалов, основная цель которого – помочь менее опытному консультанту осознать и проанализировать ошибки в построении процесса консультирования

· Балинтовский разбор сложного случая – групповой анализ профессиональной деятельности консультанта, направленный на выявление личностных особенностей и проекций консультанта, повлиявших на отношения с клиентом и снизивших эффективность работы

· Со-консультирование – взаимопомощь консультантов-психологов, в которой они поочередно берут на себя роль супервизора и супервизируемого.

 

1.9. Профессиональная позиция психолога-консультанта определяется:

· этическим кодексом психолога

· целями и задачами консультирования

· теоретической концепцией, на базе которой работает консультант

· личностными особенностями консультанта

· личным мировоззрением консультанта

· национальными традициями той страны, где работает консультант

· культурным уровнем специалиста

· финансовым положением консультанта







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.