Основные этические принципы работы психолога-консультанта
· знание и применение Этического Кодекса · конфиденциальность профессиональной деятельности · обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации · легальность (законность) профессиональной деятельности · соблюдение процедурных норм: осознанное согласие клиента на оказание помощи, наличие психологического контракта, четкое и грамотное ведение документации · обеспечение безопасности психологического инструментария · определение границ компетентности на базе образования, форм повышения квалификации и соответствующего профессионального опыта · уважение права других оставаться другими (толерантность) · недискриминация - избегание какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе · отсутствие посягательства на честь и достоинство клиентов · минимизация и обусловленность вторжения во внутренний мир клиента · своевременное устранение противоречий между этическими нормами и служебными обязанностями · сообщение в психологические сообщества об этических нарушениях коллег при невозможности их устранения в неформальном порядке · избегание внепрофессиональных отношений с клиентами: сексуальных связей, бартера, обмена подарками, дружеских и деловых (вне консультирования) отношений · запрет на консультирование бывших сексуальных партнеров · обоснованность прекращения психологической помощи 1.11. Возможные ошибки консультанта: · ошибкой можно назвать то действие (или бездействие) консультанта, которое нанесло физический или психологический ущерб клиенту; · возможные ошибки можно классифицировать по их источнику: личностные ошибки и инструментальные (функциональные) ошибки · личностные ошибки могут быть связаны: Ø с особенностями личности психолога и являться следствием личностного проявления; Ø с непроработанными личностными проблемами консультанта; Ø с особенностями его мировоззрения, установками и стереотипами; Ø со спецификой Я-концепции консультанта; · инструментальные (функциональные) ошибки можно отнести к ошибкам профессиональной некомпетентности. Можно выделить две основных группы инструментальных ошибок: Ø Ошибки некомпетентности, которые могут быть связаны с недостатком профессиональной грамотности, недостаточно сформированными умениями и навыками консультанта; Ø Ошибки профессиональной позиции, связанные с осознанным выбором, но не соответствующие целям, задачам и этике профессиональной деятельности. Основная литература по 1 разделу*: 1. Галустова О.В. Психологическое консультирование. – Конспект лекций. – М: Приор-издат, 2005. - 240 с. 2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с. 3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|