Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ 2: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ



ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Синдром эмоционального выгорания:

· эмоциональное выгорание - это динамический процесс профессиональной и личной деформации, сопровождающийся психологической и соматической симптоматикой

· эмоциональное выгорание как процесс развивается аналогично стрессу

· эмоциональное выгорание происходит под влиянием следующих внешнихфакторов:

Ø неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности

Ø избыток функциональных обязанностей, приводящий к чрезмерной ответственности за результаты профессиональной деятельности

Ø психологически трудный контингент клиентов

Ø хронически напряженная психо-эмоциональная деятельность

· к внутренним факторам эмоционального выгорания относятся:

Ø повышенная личностная ответственность (гиперответственость)

Ø склонность к эмоциональной ригидности

Ø слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности

· в процессе эмоционального выгорания можно выделить три основных фазы:

Ø нервное напряжение

Ø резистенция

Ø истощение

· симптомы фазы нервного напряжения:

Ø симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»

Ø симптом «неудовлетворенности собой»

Ø симптом «тревоги и депрессии»

Ø симптом «загнанности в клетку»

· симптомы фазы резистенции:

Ø симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»;

Ø симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»;

Ø симптом «расширения сферы экономии эмоций»;

Ø симптом «редукции профессиональных обязанностей»;

· симптомы фазы истощения:

Ø симптом «эмоционального дефицита»;

Ø симптом «эмоциональной отстраненности»;

Ø симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации»;

Ø симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

2.2. Этапы консультирования и задачи консультанта на каждом этапе:

· Начальный этап – установление контакта, построение первичной гипотезы, постановка психологического диагноза и заключение контракта;

· Рабочий этап - осуществление коррекционно-развивающей программы;

· Заключительный этап - оценка результативности психологической работы с клиентом, планирование будущего и прощание

2.3. Первичная гипотеза – это предположение консультанта:

· о причинах возникновения проблемы

· движущих силах (механизмах) развития проблемы

· взаимосвязи между отдельными людьми и событиями, имеющими отношение к проблеме

2.4. Причиной досрочного окончания консультирования может быть:

· сопротивление клиента

· принципиальные различия в мировоззрении консультанта и клиента

· сопротивление консультанта

· недоверие клиента к консультанту

· решение консультанта о неэффективности продолжения консультирования

2.5. Психологический контракт:

· заключается после постановки психологического диагноза

· заключается на начальном этапе работы или при пересмотре рабочего запроса

· определяет цели и задачи консультирования

· контракт предполагает наличие способов оценки эффективности достижения цели

· Основными понятиями при заключении контакта являются:

Ø проблемная ситуация – та жизненная ситуация, с которой клиент связывает свою проблему и которую он хочет, но не может изменить.

Ø первичный запрос – выраженное во время первой сессии представление клиента о причинах жизненных трудностей и о помощи специалиста – психолога, в которой он нуждается.

Ø рабочий запрос - формулировка ожиданий от консультанта, которая определяет внутренние затруднения клиента, препятствующие разрешению проблемной ситуации.

Ø психологическая проблема - «область дефицита», отражающая суть внутренних затруднений клиента.

Ø психологический диагноз - психологически понятная связь между трудностями, которые испытывает клиент (жалобами), ситуацией, в которой возникли эти трудности и особенностями личности клиента.

2.6. Ведущие методы работы и теории личности, в рамках которой предложен данный метод:

· классический психоанализ - метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, фантазий и оговорок, анализ переноса и сопротивления;

· аналитическая психология– анализ сновидений и сказок, активное воображение, словесно-ассоциативный тест, анализ продуктов творчества (рисование, арт-терапия, песочная терапия), амплификация, интерпретация;

· индивидуальная психология– анализ сновидений, техника ранних детских воспоминаний, исследование и коррекция индивидуального жизненного стиля, «действие как будто», «ага – переживание», «плевок в суп клиента», задавание вопроса, изменение условий задачи, конфронтация, техники действия (репетиции и ролевые игры), интерпретация, посттерапия;

· клиент-центрированный подход - эмпатическое слушание, беседа, построение конструктивных отношений между клиентом и консультантом, направленных на выявление ресурсов клиента;

· бихвиоризм– подкрепление, научение, «систематическая десенсибилизация», репетиция, планирование окружения,тренинг ассертивности (уверенности в себе),

контракты на достижение;

· гештальт - техника «пустого стула», анализ сновидений, конфронтация, «создание кругов», преувеличение, «воплощение в действие», «могу ли я подсказать Вам реплику», «Я беру ответсвенность»;

2.7. Техника «трехступенчатой ракеты» может применяться:

· для установления связи между чувствами клиента и содержанием беседы

· для установления психологического контакта с клиентом

· снятия эмоционального напряжения в процессе общения с клиентом

· для выявления переноса и контрпереноса

2.8. Ступенями активного слушания являются:

· проговаривание

· перефразирование

· развитие идеи партнера, в т.ч. «перелицовка»

2.9. Техники ведения беседы при заключении контракта:

· техника вводных слов

· задавание вопросов

· молчание

· перефразирование

· «трехступенчатая ракета»

2.10. Стиль поведения консультанта соотносится с той парадигмой, в которой работает консультант:

· традиционная (медицинская) парадигма: отношения «ведущий» - «ведомый». Директивное ведение со стороны консультанта. Клиент – информирует и выполняет рекомендации. Цель – устранение источника боли;

· анимистическая парадигма: отношения не структурированы, специалиста «нет», клиент и консультант – «родственные души». Проблема не исследуется, цель – комфорт;

· гуманистическая парадигма:специалист является партнером, отношения равноправные, цель – расширение ресурсов клиента за счет трансформации и интеграции проблемных аспектов личности

2.11. Характеристики «материнского» стиля поведения консультанта:

· безусловное принятие

· воспринимающая модель поведения

· формирование уверенности в собственной ценности вне зависимости от достижений

2.12. Характеристики «отцовского» стиля поведения консультанта:

· акцент на действия

· рефлексирующая модель поведения

· обеспечение развития через формирование установки на достижения

2.13. Самораскрытию клиента способствуют следующие приемы общения:

· нерефлексивное слушание

· рефлексивное слушание

· интерпретация клиента

· «трехступенчатая ракета»

 

2.14. Процессуально-мыслительные умения и навыки консультанта:

· умение отслеживать позитивную динамику в поведении клиента

· способность консультанта анализировать с теоретической позиции процесс консультирования

· умение продумывать стратегические цели и тактические задачи консультирования;

2.15. Коммуникативные умения и навыки консультанта:

· навыки установления контакта

· умение слушать и слышать

· умение задавать вопросы

· умение формулировать свои высказывания

· техника молчания

· эмпатическое слушание

· конфронтация

· оказание поддержки

· навыки обратной связи

· умение перефразировать высказывания клиента

· умение развивать идеи партнера (в т.ч. перелицовка)

· умение отражать поведение партнера

· готовность быть моделью для своих клиентов;

2.16. Вербализация эмоций (отражение чувств) - обозначение консультантом переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые консультант может в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений (позы, мимики, жестов, тона голоса)

2.17. Навыки работы с эмоциями:

Ø обнаружение и называние (вербализация) эмоций

Ø предоставление пространства для эмоций

Ø эмоциональное отреагирование

Ø «трехступенчатая ракета»

2.18. Требования к личности консультанта и их содержание:

· профессиональная грамотность - знание общепрофессиональных дисциплин, теорий развития личности и теорий консультирования;

· коммуникативная компетентность- умение устанавливать и поддерживать психологический контакт;

· профессиональная компетентность - умение применять на практике теоретические знания, пользоваться методами и техниками;

· процессуально-мыслительные умения- умение продумывать стратегические цели и тактические задачи консультирования;

· этические нормы и правила - искренняя заинтересованность в благополучии людей;

· профессионально-важные качества личности – те качества, которые обеспечивают экологичность и эффективность профессиональной деятельности консультанта (искренность, честность, эмпатия, конгруэнтность, аутентичность, стрессоустройчвость, толерантность);

· профессиональная позиция – система профессиональных и личных убеждений, отражающих цели и формы поведения специалиста, в т. ч. готовность и умение проводить самооценку с целью определения своих сильных сторон и слабых, а также корректировать и развивать собственную личность.

Основная литература по 2 разделу*:

1.Айви А., Айви М., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.:, 2000 – 487 с.

2.Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002.

3.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002.

4.Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - ЭКСМО-Пресс, 2000.

5.Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – Изд «Европейский Дом». – СПб. – 2002. – 184 с.

6.Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер – с англ. Т.К.Кругловой. - М.: Независимая фирма "Класс". 1994.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.