Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ 3: ПРИМЕНЕНИЕ ВЕДУЩИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



3.1. Ведущие теории личности и их основоположники:

· Классический психоанализ – Зигмунд Фрейд;

· Аналитическая психология – Карл Густав Юнг;

· Индивидуальная психология – Альфред Адлер;

· Транзактный анализ – Эрик Берн;

· Бихевиоральное (поведенческое) направление:

Ø Классическое обусловливание («стимул – реакция») – Джон Уотсон

Ø Оперантное обусловливание – Б.Ф.Скиннер;

Ø Рационально-эмотивная терапия поведения (РЭТ, РЭТП) – Альберт Эллис

· Когнитивное направление:

Ø Теория личностных конструктов – Джордж Келли;

Ø Когнитивная терапия депрессий – Аарон Бек;

Ø Терапия реальностью – Уильям Глассер;

· Когнитивно-бихевиоральное направление:

Ø Теория социального научения – Альберт Бандура;

Ø Рационально-эмотивная терапия поведения (РЭПТ) – Альберт Эллис;

· Гештальт – направление – Фридерик Перлз;

· Гуманистическое направление - Карл Роджерс, Абрахам Маслоу;

· Экзистенциальное направление – Ролло Мей, Джеймс Бьюдженталь;

· Психосинтез – Роберто Ассаджиоли, Пьеро Ферручи;

3.2. Специфика и цели психоаналитического направления в консультировании:

· предметом исследования и дискуссий является бессознательная часть психики;

· психоаналитическое направление в консультировании фокусируется на бессознательном эмоциональном и когнитивном опыте клиента;

· в фокусе внимания находится опыт детско-родительских отношений как ведущий фактор формирования личности в раннем возрасте;

· классический психоанализ ставит своей целью эмоциональную психическую разрядку (катарсис) в процессе повторного переживания прошлого опыта за счет его осознания и глубокого отреагирования (инсайт);

· юнгианский анализ направляет человека к личностному развитию (к формированию зрелой Самости и установлению связи Самость – Эго – Персона) через интеграцию сознательных и бессознательных психических процессов;

· индивидуальная психология способствует развитию личности через преодоление недостаточности, изменение жизненного стиля и повышение социального интереса;

· транзактный анализ фокусируется на Эго-состояниях личности (Ребенок – Родитель – Взрослый), видах транзакций и тех жизненных сценариях, которые люди создают и проживают неосознанно.

3.3. Особенности классического психоанализа:

· впервые предложена структурная модель психики и описаны принципы ее функционирования;

· впервые рассмотрена модель распределения психической энергии между отдельными структурными компонентами психики;

· определены роли сексуальности и агрессии в психической жизни индивида и социума;

· разработано понятие «психологическая защита», определены и сформулированы функции и виды психологических защит;

· консультант (психоаналитик) выступает в качестве эксперта и интерпретатора;

· в анализе сновидений акцент ставится на прошлом, в том числе, на вытесненных сексуальных и агрессивных влечениях в отношении родителей и других значимых лиц из детского опыта клиента;

· ведущие правила и принципы процедуры классического психоанализа – правило кушетки, принцип чистого (непрозрачного) зеркала, принцип переноса, правило абстиненции;

3.4. Особенности аналитической психологии:

· Структурная модель психики дополнена категориями «коллективного сознания» и «коллективного бессознательного», что выводит ее на трансперсональный (надличностный) уровень рассмотрения;

· понятие «либидо» как энергии жизни расширено до представлений о генерализованном (неспецифическом) характере энергии в соответствии с всеобщим законом о сохранении и превращении;

· постулируется непрерывность личностного развития в отличие от детерминизма классического психоанализа;

· введено понятие «архетипов» как первичных идей адаптации и эволюции, находящихся в кросс-культуральном социальном поле (не зависящих от особенностей отдельных культур и социальных нормативов);

· выдвинута идея об интегративном характере психических процессов;

· дополнена модель «переноса – контрпереноса», предложен способ конструктивного применения контрпереноса в психоаналитическом процессе;

· разработаны методы арт-терапии, активизирующие творческий потенциал личности клиента;

· характер отношений между специалистом и клиентом пересмотрен в сторону безоценочности и недирективности;

· в анализе сновидений рассматривается как межличностный уровень отношений, так и внутрипсихическая динамика;

· сновидение анализируется не только с точки зрения компенсации прошлого опыта, но и как попытка психики мобилизовать ресурсы для решения задач будущего развития;

 

 

3.5. Особенности индивидуальной психологии:

· впервые в психоаналитическом направлении сделан акцент на целостности организма, психики и личности;

· энергия жизни «либидо» рассмотрена в контексте межличностного взаимодействия;

· в фокусе внимания находятся социальные отношения, в которых формируется и развивается личность;

· целеполагание и волевые усилия личности рассматриваются как ведущие факторы развития;

· в процесс консультирования (психотерапии) включено обучение и развитие как стратегия и методы работы с психологическими проблемами;

· содержание сновидений рассматривается как репетиция будущего;

· ведущими терапевтическими факторами являются «хорошие отношения» с консультантом (психотерапевтом);

3.6. Базовые понятия когнитивно-бихевиоральной психологии:

· в бихевиоризме предметом изучения и коррекции является поведение;

· когнитивная психологияфокусируется на процессах восприятия, переработки и использования информации (когнитивных элементах, когнитивных схемах и когнитивных процессах);

· когнитивные процессы – это связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, обеспечивающие соответствие вновь поступающей в сознание информации с прежними представлениями;

· базисные посылки – как правило, неосознаваемые когнитивные элементы, в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе;

· автоматические мысли – непроизвольные, быстротечные и бессознательные когнитивные элементы, которые сопровождают переработку информации в данный момент времени;

· в работе с автоматическими мыслями можно выделить три основных шага:

Ø выявление

Ø оценка

Ø изменение автоматических мыслей на более адаптивные

· алогизмы– это ряд искажений, благодаря которым обеспечивается ригидность и устойчивость схем (Аарон Бек):

· когнитивные ошибки –это расстройства мышления, приводящие к образованию аффективно-заряженных схем, непосредственно вызывающих когнитивные искажения;

· виды когнитивных ошибок:

Ø сверхобобщение – умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующим их расширением до обобщающих выводов.

Ø произвольные умозаключения – извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению;

Ø персонализация – такое восприятие индивидом внешних событий, при котором он считает, что все происходящее, так или иначе, связано с ним (происходит ради него или из-за него).

Ø преувеличение и преуменьшение – противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий, связанные с искажением размера и содержания реальных фактов.

Ø избирательное абстрагирование– фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей;

Ø дихотомичное мышление поляризованное восприятие событий и явлений, «черно-белое мышление», причисление себя или события к одному из двух полюсов.

· тренинг ассертивности – поведенческий тренинг, направленный на обучение клиентов точной передаче положительных и отрицательных чувств без торможения или агрессии, главными целями которого являются:

Ø обеспечить развитие социально-психологических навыков уверенного поведения

Ø научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, адекватные ситуации, и при этом не испытывать неуместного беспокой­ства

· систематическая десенсибилизация - это метод поведенческого подхода, главным элементом которого является релаксация. Систематическая десенсибилизация используется для того, что­бы:

Ø помочь клиенту преодолеть состояние тревожности в определенных ситуациях;

Ø запустить механизм реципрокного торможения

3.7. Базовые понятия гуманистической и экзистенциальной психологии:

· Существенным фактором самоопределения, самосохранения, самоотношения и самореализации является Я – концепция личности;

· стремление к самореализации является единственным мотивирующим стимулом;

· отношение к опыту опирается на Я – концепцию, определяя его принятие, искажение или полное отвержение;

· самоактуализирующиеся (полноценно функционирующие) люди обладают следующими ключевыми характеристиками:

Ø открытость для опыта;

Ø рациональность;

Ø личная ответственность;

Ø чувство собственного достоинства;

Ø способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений;

Ø ведение этичного образа жизни;

· в практике гуманистического (личностно-центрированного) направления акцент ставится на качестве отношений между клиентом и консультантом;

· целью работы консультанта является расширение личностного потенциала клиента (способствование личностному росту клиента);

· основными методами работы в гуманистическом подходе являются эмпатия, активное слушание и другие техники ведения беседы;

3.8. Экзистенциальное консультирование – философское направление в психотерапии и консультировании, фокусирующееся на вопросах бытия и существования, свободной воли человека в поисках смыслов индивидуальной жизни, а также экзистенциальных тревогах как естественной части жизни.

3.9. Основные понятия экзистенциального консультирования:

Ø бытие-в-мире

Ø сущность и существование

Ø интенциональность

Ø смысл жизни

Ø судьба

Ø самотрансценденция

Ø самоотчуждение

Ø свобода, в т.ч. свобода выбора и действия

Ø ответственность

Ø воля

Ø нормальная и невротическая тревога

Ø экзистенциальные страхи

· экзистенциальные тревоги:

Ø страх смерти

Ø страх экзистенциального одиночества (собственной уникальности)

Ø страх отвержения (изоляции)

Ø страх бессмысленности жизни

· роль экзистенциального консультанта:

Ø консультант выступает в качестве модели, демонстри­руя способы реализации индивидуального потенциала и принятия решений;

Ø усилия концентрируются на помощи клиенту в переживании субъективных чувств, в обретении ясного самопонимания и в развитии в направлении установ­ления нового способа существования в мире;

· задачи экзистенциального консультанта:

Ø построение углубленных личных отношений с клиентом на базе признания и подчеркивания уникальности каждой личности;

Ø сосредоточенность на таких отношениях между людьми, которые подчеркивают взаимность, целостность и личностный рост;

Ø достижение аутентичности по отношению к своим клиентам и помощь клиенту в осознании того, что переживания и сомнения заложены в самой при­роде человека;

NB! Экзистенциальные консультанты не используют психологические тесты, а так­же избегают ставить диагнозы в соответствии с DSM-FV.

· цели экзистенциального консультирования:

Ø личностный рост клиента (в т.ч. поиск новых жизненных смыслов);

Ø помощь клиенту в прохождении личностного кризиса;

Ø в целом – помочь клиенту научиться жить про­дуктивно в настоящем, не пытаясь возродить собственное прошлое;

3.10. Основные положения гештальт – психологии:

· Гештальт – подход –это теория личности, опирающаяся на концепцию изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, идеи целостности восприятия образов и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

· Объект гештальт-терапии - человек, который хронически препятствует самому себе в удовлетворении собственных потребностей и достижении своих целей, делает то, что ему не впрок, и не делает того, что было бы для него полезно;

· Здоровая личность – это личность, достигшая наибольшего осознания: умения слышать и понимать сигналы тела, осознавать свои ограничения, быть в полном сенсорном и ментальном контакте с переживаниями, испытываемыми в данный момент;

· Диагностика - гештальт – терапевты не используют психологические тесты, а так­же избегают ставить диагнозы в соответствии с DSM-FV;

· «Фон и фигура» - символ восприятия человеком своей действительности: незавершенные потребности (гештальты) побуждают человека видеть именно ту «фигуру», которая отвечает удовлетворению потребности, выделяя ее из общего фона.

· Уникальность гештальт-подхода:

Ø подчеркивает важность помощи людям в объединении и принятии всех аспектов своей жизни;

Ø помогает клиенту сосредоточиться на тех областях незавершенной проблемы, которые могут быть решены;

Ø в первую очередь акцент ставится на действии, а не на разговоре;

3.11. Базовые принципы гештальт – психологии:

· принцип целостности - анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется взаимосвязью и взаимозависимостью частей;

· принцип «сейчас»,или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным в гештальт-терапии. «Сейчас» - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент;

· принцип «Я – Ты»выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам, которых они касаются, обращаться к ним по имени;

· принцип субъективации высказываний - психотерапевт предлагает клиенту заменять объективизированные формы (типа «Что-то давит в груди») на субъективизированные («Я подавляю себя»), что помогает клиенту считать себя активным субъектом, а не пассивным объектом, с которым «делаются» разные вещи;

· континуум сознания- это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения клиента к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций;

3.12. Пять уровней невроза, которые человек проходит в раскрытии своей индивидуальности:

1. уровень фальшивых отношений,игр и ролей;

2. фобический уровень,связанный с осознанием фальшивого, неистинного поведения, игры и манипуляций;

3. тупик –характеризуется ощущением пустоты: человек не знает, что ему дальше делать с самим собой, куда двигаться и к чему стремиться;

4. имплозия – состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным и глубоким осознанием того, насколько человек ограничил и подавил себя, заблокировал свои возможности и способности развития;

5. эксплозия (взрыв) - достижение данного уровня означает формирование аутентичной личности, которая наконец-то обретает способность к переживанию и выражению своих подлинных эмоций. При этом проявляется истинное «Я», происходит взрыв ранее заблокированных эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание.

3.13. Виды сопротивления в гештальт-терапии:

· интроекция – пассивное, некритичное принятие чужих убеждений без глубокого их внутреннего усвоения;

· проекция - непризнание своих качеств, приписывание другим (среде) своих чувств и убеждений; человек считает себя неспособным изменить свою жизнь, адресуя влияние внешним обстоятельствам.

· слияние (конфлюэнция) -человек «плывет по течению», что проявляется в отсутствии понимания различий между собой и средой (слабость или отсутствие психологических границ), проявляя склонность к зависимому поведению.

· ретрофлексия – отказ от любых попыток влиять на окружающую среду, в которой человек чувствует себя отдельным достаточным самообразованием; то, что человек хочет сделать другим, он делает себе и наоборот: он делает для других то, что хотел бы получать от них, но о чем не решается сказать;

· дифлексия– человек включается в общение со средой «как попало», без осознанной личной позиции. Достижение результата – случайное.

3.14. Методы и цели работы в гештальт – терапии:

· методы:

Ø «горячий стул»

Ø «хождение по кругу»

Ø «рондо»

Ø «проективная игра»

Ø «реверсивная игра»

Ø работа со сновидениями;

Ø конфронтация («как?» и «что?», а не «почему?»).

Ø «оставление за скобками»

· цели:

Ø помочь клиенту в развитии спонтанности и осознании себя «здесь и сейчас»

Ø помочь клиенту завершить «незаконченные дела» в сознании и поведении

Ø способствовать постоянному расширению опыта осознания клиента и, посредством этого, достижению все большей целостности, более высокого уровня психологического и физического здоровья.

3.15. Базовые понятия психосинтеза:

· Психосинтез – это динамическая концепция психической жизни, представляющая ее как непрерывное взаимодействие и борьбу множества разных сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать

· Основные понятия психосинтеза:

Ø субличности –это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности и отражающим различные аспекты личности: опыт, потребности, переживания, идеи и т.д.

Ø «карты внутреннего мира» -отраженные в схемах представления о строении и функционировании психики;

Ø самореализация (самоосуществление) - психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека,- например, этических, эстетических, религиозных переживаний и других форм духовной деятельности;

· Стадии личностного роста:

1. глубокое познание своей личности;

2. контроль над различными ее элементами;

3. постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра;

4. психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

· самоотождествление и разотождествление – процессы идентификации и раз-идентификации с различными аспектами своей личности и/или организма;

· постижение своего истинного Я: выявление или создание объединяющего центра.

· основные задачи психосинтеза:

Ø постижение своего истинного (высшего) Я;

Ø достижение внутренней гар­монии на базе своего высшего Я;

Ø налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

 

Основная литература по 3 разделу*:

1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002.

2. Куттер Петер. Современный психоанализ. Перевод с немецкого С.С.Панкова под общей редакцией В.В.Зеленского. - СПб.: «Б.С.К.», 2002.

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.