Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ 4: ВИДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



4.1. Виды консультирования:

· интимно-личностное - индивидуальное консультирование по вопросам глубокого недовольства человека самим собой, интимных проблем, жизненных неудач и неуверенности в себе;

· семейное– консультирование семьи (групповое) по вопросам поло-ролевых и детско-родительских семейных отношений, а также по вопросам функционирования семьи в целом;

· психолого-педагогическое– консультирование всех участников образовательного процесса (детей, родителей, учителей, администрации) по вопросам обучения и социальной адаптации учащихся;

· деловое консультирование (по вопросам карьеры и делового взаимодействия)включает в себя проблемы, связанные с выбором и осуществлением профессиональной деятельности, а также вопросы организации коллектива (организационное консультирование);

· специальные виды консультирования (имеют специфику, связанную с особенностями личности клиента или его проблематики):

Ø возрастное консультирование (в т.ч. детское, подростковое и геронтологическое) –адресовано решению проблем данного возраста (кризисы жизненного цикла, формирование самоидентичности на данном возрастном этапе и пр.)

Ø «зависимость и созависимость»- консультирование направлено на когнитивные и поведенческие изменения, связанные со склонностью к зависимому поведению и деструктивному самоотношению, в т.ч.:

ü работа с химически зависимыми людьми (алкоголизм, наркомания)

ü другие виды зависимости (пищевая, табакокурение, гемблинг, зависимость от отношений)

Ø «суицидальные клиенты» - работа с суицидальными личностями и «пограничниками» по изменению отношения к себе и жизни, расширению личностных ресурсов для конструктивного преодоления проблемных ситуаций и повышению стрессоустойчивости;

Ø «психосоматические клиенты» - работа с людьми, имеющими заметные проблемы с физическим здоровьем, в т.ч. с онкологическими и терминальными больными;

Ø «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР):

ü С людьми, побывавшими в зоне реальных военных действий независимо от степени личного участия в них;

ü С людьми, потерявшими близких в результате катастроф или военных действий;

ü С жертвами насилия;

ü С «жертвами семейных войн»;

ü С последствиями эмоционального выгорания.

Ø работа с утратой– направлена на помощь человеку в проживании горя, связанного с утратой чего-то (кого-то) значимого и формировании новой жизненной реальности;

Ø работа с людьми, имеющими отклонения в развитии:

ü клиенты с отклонениями в развитии, не ставшими причиной инвалидности;

ü инвалиды с физическими недугами (врожденными и приобретенными)

ü инвалиды с психологическими недугами (ЗПР, аутизм и т.д.)

Ø акмеологическое консультирование – направлено на личностный рост и самореализацию клиента, в т.ч., поиск новых жизненных смыслов, помощь в прохождении личностного кризиса

Ø опосредованные виды консультирования– характеризуются отсутствием непосредственного контакта с клиентом (телефонное, Интернет-консультирование и применение средств массовой информации для повышения психологической грамотности населения);

4.2. Основания для выбора соответствующих видов психологического консультирования:

· характер решаемых задач;

· возрастные особенности клиента;

· факт наличия органических заболеваний у клиента;

· степень непосредственности или опосредованности контакта между клиентом и консультантом.

4.3.Безусловными достоинствами телефонного консультирования являются:

· возможность сиюминутной «экспресс – помощи» независимо от времени суток и расстояния;

· анонимность консультанта и клиента

· возможность для клиента выбрать удобное для себя время и пространство обращения за помощью;

4.4. Проблемы построения отношений с коллегами могут быть рассмотрены в рамках:

· интимно-личностного консультирования

· телефонного консультирования

· психолого-педагогического консультирования

· консультирования по вопросам карьеры

4.5. Ведущие теоретические подходы в семейном консультировании и их основатели:

· психодинамический –Зигмунд Фрейд, Натан Аккерман

· эмпирический – Вирджиния Сатир, Карл Витакер

· бихевиоральный – Б. Ф. Скиннер, Джон Уотсон

· структурный – Сальвадор Минухин, Браулио Монтальво

· системный – Берт Хеллингер, Карл Вебер

· нарративный –Майкл Уайт, Девид Эпстон

4.6. Виды семейного консультирования и их цели:

· психодинамическое – разрушить базирующиеся на бессознательных процессах дисфункциональные взаимодействия в семье, устранить индивидуальные проблемы членов семьи, опирающиеся на опыт родительских отношений;

· бихевиоральное – вызвать изменения поведения с помощью изменения предпосы­лок или последствий действий; устранить нежелательное поведение и закреплении положительного поведения индивидов и супружеских пар, обучить их пониманию динамики по­ведения;

· структурное– сделать проблематичное поведение открытым; вызывать структурные перестройки в семьях, например, изменение образцов организации и последовательно­сти действий членов семьи;

· эмпирическое - достичь личностного роста членов семьи, увеличения креативности, и непосредственности их проявлений в семье; устранить ригидность, сформировав новый опыт и увеличить эмоциональную близость;

· нарративное - побудить семью к нахождению выхода из противоречивой ситуации и концентрации на решении проблемы, разработав новые жизненные сюжеты.

4.7. Объектом семейного консультирования является группа людей, связанных семейными отношениями.

4.8. Характеристики стилей родительского воспитания:

· директивный (авторитарный, контролирующий) стиль:

Ø подчинение собственного поведения жестким правилам и навязывание этих правил своим детям;

Ø исключение детей из процесса принятия решения в семье;

Ø .отсутствие комфортного психологического климата в семье;

Ø отсутствие обсуждения разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер;

Ø управление поведением и отношением ребенка через материальные стимулы;

Ø как следствие, дети замкнуты, раздражительны, могут быть неуправляемыми и агрессивными;

· демократический стиль:

Ø высокая степень вербального общения между родителями и детьми;

Ø стремление к снижению субъективности в отношении к ребенку;

Ø предоставление инициативы ребенку при контроле безопасности его действий

Ø твердый контроль за детьми и, в то же время, поощрение общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка;

Ø дети превосходно адаптированы – они уверенны в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, обладают высокой самооценкой;

· либеральный стиль:

Ø почти полное отсутствие контроля за детьми;

Ø родители не устанавливают никаких ограничений;

Ø добрые, сердечные отношения с детьми;

Ø как следствие, дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно;

· индифферентный стиль:

Ø отсутствие интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям;

Ø родители практически не контролируют детей;

Ø родители не проявляют в отношениях с детьми теплоты и сердечности;

Ø как следствие, дети демонстрируют агрессивное, делинквентное поведение.

4.9. Кризис «пустого гнезда» – это такой этап жизненного цикла семьи, когда:

· выросшие дети психологически и финансово отделяются от родителей и начинают самостоятельную жизнь;

· дети покидают дом родителей в любом возрасте и по любым причинам независимо от желания родителей;

4.10. Этапы жизненного цикла семьи и стоящие перед семьей задачи:

· добрачный период - освоение поло-ролевых ролей и построение брачных отношений;

· молодожены – освоение семейных ролей и построение структуры семьи;

· семья с новорожденным ребенком – освоение родительских ролей и перестройка семейной системы;

· семья с подростком – социализация и обучение ребенка. Формирование новых отношений с ребенком;

· «кризис пустого гнезда» – отделение (сепарация) ребенка с перестройкой семейной системы;

· развод– радикальная перестройка семейной системы с изменением числа ее членов и пересмотр поло-ролевых и семейных функций.

4.11. Деловое (организационное) консультирование –это вид консультирования, направленный на вопросы профессионального взаимодействия, построения карьеры и управления организацией.

4.12. Профессиональное консультирование:

· Предметом профконсультирования является:

Ø выбор профессии

Ø трудоустройство

Ø определение профиля профессионального обучения

Ø смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации

· Суть развивающей профконсультации:

Ø перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и на­правленного формирования необходимых качеств лич­ности

Ø работу с учащимися разных возрастных групп, направленную на формирование осознанного выбора профессии с учетом личностных особенностей и актуального спроса на рынке труда

Ø отказ от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточение основного внимания на разработке и примене­нии специальных коррекционных программ и систем психотрени­ровок, основанных на гуманистическом подходе к профконсультированию

· Цели развивающей профконсультации:

Ø активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению

Ø информирование учащегося о разнообразии и специфике различных профессий, отрас­лей, специализаций и т. п.

Ø обучение стратегиям выбора и поиска профессии

Ø формирование навыков профессиональной презентации и самопрезентации

· Методы работы психолога по вопросам профессионального развития:

Ø тестирование школьников для определения их личностных особен­ностей в процессе выбора профессии, направления профес­сионального образования и предоставление им соответствую­щей информации

Ø проведение различных деловых игр с целью выявления личност­ных особенностей школьников и их профессиональных уме­ний и навыков, необходимых для выбранной специальности

Ø организация и проведение круглых столов и конференций с ра­ботодателями по вопросам трудоустройства молодежи;

Ø оформление совместно с учащимися стендов, стенгазет, плакатов и других наглядных пособий по профориентации

· Сферы применения профориентационного консультирования:

Ø школы

Ø службы занятости

Ø психологические центры

· Профориентационное психологиче­ское консультирование необходимо:

Ø при низком образовательном уровне кандидата на профессиональную деятельность;

Ø при отсутствии подходящей вакансии для клиента;

Ø при наличии у клиента проблем психоэмоционального характера;

Ø при неадекватной (заниженной или завышенной) самооценке рецепиента;

Ø при отсутствии четко разработанного плана своего профессио­нального развития

Ø в случае неадекватного, неуспешного поведения во время прохождения собе­седований

4.13. Психолого-педагогическое консультирование:

· содержаниепсихолого-педагогического консультирования:

Ø психодиагностика свойств личности, способностей и уровня развития психических процессов

Ø психокоррекция свойств личности и эмоциональных состояний

Ø повышение психологической грамотности

Ø обучение

Ø воспитание

Ø профориентация

· предметпсихолого-педагогического консультирования:

Ø обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста на этапе подготовки к школе

Ø обучение и воспитание ребенка школьного возраста

Ø социальная адаптация ребенка в школе

Ø возрастные кризисы детей-школьников

Ø воспитание ребенка в семье

Ø профилактика детско-родительских конфликтов и разногласий по вопросам распорядка дня

Ø повышение психологической грамотности родителей

Ø отношения между учителями и администрацией

Ø профессиональный выбор выпускника

· позиция психолога, работающего по найму администрации школы – член коллектива, имеющий специфическую роль и обязанности относительно всех членов образовательного процесса;

· в конфликте между учащимися, учителями, родителями и администрацией школьный психолог выступает посредником между конфликтующими сторонами

· Формы работы школьного психолога:

Ø индивидуальное консультирование

Ø тренинг навыков

Ø семинар

Ø группа развития личности

· План работы школьного психолога определяется:

Ø районным отделом народного образования

Ø самим психологом исходя из существующих в данной школе проблем

· Кризисное консультирование участников образовательного процесса входит в обязанности школьного психолога:

Ø вне запроса родителей, если кризис в семье отражается на школьной успешности и здоровье ребенка;

Ø по личной инициативе психолога при условии получения согласия со стороны людей, находящихся в кризисе;

Ø если пребывание в кризисе участников образовательного процесса негативно отражается на их психологическом здоровье или качестве обучения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.