Здавалка
Главная | Обратная связь

Консультирование клиентов, переживающих утрату. Работа горя.



· Утрата – событие, констатирующее факт потери;

· Горе– это процесс переживания утраты, в ходе которого психика приспосабливается к случившемуся и формирует новые жизненные стратегии;

· Траур– внутренняя и внешняя формы переживания утраты, связанные с самоограничением и проявляющиеся в специфическом самоотношении и характерном поведении.

· Внешний траур:

Ø дань социальным ритуалам;

Ø способ невербального сообщения окружающим о горевании;

Ø специфический вид общения с миром, отражающий потребности горюющего человека.

· Внутренний траур – самоограничение в переживаниях (отказ в позитивном настрое и самонастрое), в поведении (ограничение развлечений), в самовосприятии (переживание не благополучности своего бытия и состояния).

· Появление у клиента симптомов последнего заболевания умершего связано с такими психическими механизмами, как:

Ø психосоматическое проявление горя

Ø идентификация с умершим

· Консультирование клиентов, переживающих утрату, включает в себя:

Ø когнитивный компонент

Ø поведенческий компонент

Ø работу с вытесненными эмоциями

Ø кризисное консультирование

4.21. Последовательность этапов горевания:

· Шок

· Отрицание и изоляция

· Всплеск эмоций

· Депрессия

· Принятие разумом

· Беспокойство

· «Торги с жизнью»

· Враждебность

· Депрессия

· Принятие чувствами

· Излечение памяти

· Формирование новой реальности

4.22. Варианты «рабочих запросов» от людей, переживающих утрату:

· «Поддержите меня и позвольте мне выплакаться»

· «Расспросите меня о нем/ней»

· «Позвольте мне просто поговорить»

· «Помогите мне найти силы для дальнейшей жизни»

· «Помогите поверить, что это действительно случилось»

· «Помогите снова научиться жить полноценной жизнью»

4.23. Основные этапы работы с людьми, переживающими утрату:

· определение границ и содержания утраты;

· работа с эмоциями: предоставление пространства, отражение, присоединение чувств к содержанию и пр.;

· исследование потребностей в настоящем и ближайшем будущем;

· поиск личностных ресурсов для осуществления работы горя и формирования новой реальности;

· восстановление контроля над своей жизнью.

4.24. Понятие и виды зависимости:

· Зависимость –это поведенческий, эмоциональный и когнитивный синдром, характеризующийся специфическим самоотношением и выражающийся в несвободе относительно избранных объектов.

· Роль консультанта в работе с зависимыми клиентами – быть проводником во внутренний мир клиента;

· Виды зависимости:

Ø химическая– зависимость от токсических веществ, вызывающих привыкание:

ü алкоголизм;

ü наркомания;

ü табакокурение;

ü токсикомания;

Ø пищевая –зависимость, связанная с неадекватным употреблением пищи:

ü Булимия– вид пищевой зависимости, выражающийся в неумеренном употреблении пищи с последующим ее отторжением в виде рвоты;

ü Анорексия- вид пищевой зависимости, выражающийся в отказе от пищи, связанный либо с полным отсутствием аппетита, либо с отвращением к пище и приводящий к физическому и психологическому истощению;

ü зависимость от определенного вида пищи (как правило, энерготоники – чай, кофе, шоколад, мучное);

Ø медикаментозная:

ü обусловленная физическим состоянием здоровья;

ü «фантомная» - не обусловленная физическим состоянием здоровья (форма защитного поведения, связанная со страхом заболевания и/или смерти, ипохондрией);

Ø игровая («гемблинг»)

Ø трудоголизм;

Ø зависимость от значимых отношений

4.25. Характерные особенности людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях:

· вынесение ответственности за пределы собственной личности;

· склонность либо брать вину и ответственность за происходящее исключительно на себя, либо полностью от них отказываться;

· переживание себя одинокими и беспомощными в отношениях с другими людьми;

· убеждение в невозможности изменить свою жизнь;

· большое количество вытесняемых эмоций;

· эмоциональная нестабильность.

4.26. Когнитивные, поведенческие и ролевые модели людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях:

· Ребенок – Родитель – Взрослый;

· Жертва – Преследователь – Спасатель;

· Угнетаемый – Угнетенный – Освободитель.

4.27. Характерологические особенности людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях:

· недоверчивость;

· гиперчувствительность (особенно в отношении самооценки);

· эмоциональная закрытость;

· навязчивость или избегание;

· склонность к самоунижению;

4.28. Созависимость – это:

· специфический жизненный стиль клиента, сопровождающийся определенной эмоциональной, поведенческой и когнитивной симптоматикой

· тип близких отношений, отражающийся в убеждении: «Я не могу без тебя жить»

· симптом незавершенных детско-родительских отношений

4.29. Роль и задачи консультанта в работе с зависимыми и созависимыми клиентами:

· Роль консультанта –быть проводником во внутренний мир клиента;

· Задачи консультанта:

Ø заключить письменный контакт на работу

Ø разработать четкий и последовательный план консультирования;

Ø обсудить с клиентом меру ответственности каждого за успешность работы;

Ø установить четкие эмоциональные границы в отношениях с клиентами;

Ø постоянно отслеживать состояние профессионально-личностных границ;

Ø опознавать свой контреперенос.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.