Здавалка
Главная | Обратная связь

Современный редактор в издательском процессе. Типология изданий

 

Редактирование в переводе с латинского означает «приведенный в порядок». Редактирование– общественно-политическая работа, связанная с деятельностью радио, кино, телевидения, органов печати. Оно предполагает критический подход к явлению и имеет конечной целью практическое устранение недостатков при отсутствии субъективных пристрастий.

Под издательским процессом понимается комплекс связанных и закономерно следующих одна за другой стадий работы по подготовке и публикации произведений печати. Схема современного издательского процесса, рассматриваемая с позиций участия в нем редактора, могла бы выглядеть следующим образом:

– исследование рынка (читательской аудитории или отдельных ее сегментов);

– изучение потребностей читательской аудитории в книге и чтении;

– формирование идеи книги;

– формирование идеи издания;

– предварительный расчет экономической эффективности проекта будущего издания;

– подбор автора, художника-дизайнера, фотографа, других участников творческой группы, обсуждение идей книги, формирование задач для отдельных участников;

– разработка графика работы по выпуску издания;

– работа с автором и художником, подготовка издательского оригинала;

– производственные процессы;

– подготовка и проведение мероприятий по продвижению книги и стимулирование сбыта (реклама, выбор каналов сбыта и т. п.);

– представление книги и активная работа по ее реализации;

– окончательные подсчеты экономической эффективности издания.

Вопросы содержания текста и по большей части его оформления относятся к категории авторской работы. Она нередко перекладывается на редактора издательства, который за автора доводит рукопись, фактически становясь его соавтором. В каждом конкретном случае побеждает, прежде всего, целесообразность и стремление «побыстрее» справиться с материалом, который, по мнению издательства, надо выпустить безотлагательно, так как сегодня это выгодно по соображениям конъюнктуры, имиджа издательства, для выполнения взятых обязательств.

Издательский процесс в целом можно условно разделить на четыре важнейших этапа: подготовительный, редакционный, производственный и заключительный.

В настоящее время понятие издание и его определение закреплены в
ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Одновременно стандартизированы и основные виды изданий. ГОСТ называет изданием документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Для систематизации произведений печати, названных изданиями, ГОСТ стандартизировал следующие основания: периодичность и непериодичность, состав основного текста, знаковую природу информации, материальную конструкцию изданий, по формату, по характеру оформления и способу полиграфического исполнения, по принадлежности автору, издателю, по характеру обращения, целевое назначение, степень аналитико-синтетической переработки информации, объем издания, структуру. В соответствии с каждым основанием формируются группы изданий. Такие группы ГОСТ называет видами изданий.

Тип издания формируется по функциональному признаку. Признак, органически сочетающий в себе сферу общественной деятельности, которую призвана обслуживать книга, уровень подготовки и характер потребности читательской группы, которой она адресуется, может быть назван функциональным. Функциональный признак издания включает в себя читательский адрес и целевое назначение. Именно этот типообразующий признак – функциональная предназначенность – определяет, в конечном счете, содержание и литературную форму произведения, стиль и язык книги, характер каждого ее элемента, даже объем и тираж. Целевое назначение и читательский адрес должны быть заложены уже в замысел подготовки и издания каждой книги.

На смену редактору-правщику должен прийти новый тип профессионального издательского работника – редактор-организатор процесса издания.

Современному редактору необходимо регулярно встречаться с авторами и читателями подготовленных им книг, посещать библиотеки и знакомиться с новинками литературы по профилю своей редакции и издательства, участвовать в научных конференциях, посвященных актуальным проблемам политики, экономики, культуры, в том числе и издательского дела. Как профессионал редактор должен обладать цельной, устойчивой системой знаний предмета деятельности, которая создается последовательным, систематическим образованием.

Специфика творческого процесса требует информационного обеспечения: какие книги на данную тему уже выходили; когда, кто был автором тех или иных произведений; какие проблемы не были в этих книгах раскрыты; что готовится в разрезе интересующей редактора проблематики в других издательствах.

Источников информации, к которым может обратиться редактор достаточно много: связь с библиотеками, информационными агентствами, исследовательскими центрами, встречи с коллегами из других издательств, участие в конференциях и симпозиумах, а также практически в любом издательстве отдел маркетинга.

Нужна информация, формирующая представления редактора об окружающей его действительности, знания, из которых складывается внутренний мир человека. Эту информацию редактор собирает всю жизнь.

Издательский редактор является ответственным за подготовку издания и ведет его от включения в план выпуска в свет и до получения результатов реализации, решая все необходимые задачи.

Особое место в современных условиях занимает организация внедрения и применения электронной техники и технологии с целью развития, совершенствования и повышения эффективности редакционно-издательской работы.

Редактор должен обладать следующими навыками:

профессиональной и организаторской деятельностью в коллективе,

основами менеджмента,

уметь принимать обоснованные управленческие решения и доводить их до реализации,

знать современный русский язык,

обладать высокими морально-этическими качествами характера, терпением и выдержкой, уважительностью и доброжелательностью.

Издательствам потребовался редактор-универсал, иными словами — мастер своего дела. В издательском деле появился новый тип редактора — редактор-организатор. Можно даже использовать термин — «редактор — директор книги». В его обязанности добавились функции коммерческие, маркетинговые. Редактор теперь должен следить не только за качеством издания, но и за тем, будет ли пользоваться спросом его книга на рынке.

Редактор в издательском деле является ведущим специалистом, который управляет всем редакционно-издательским процессом и лично непосредственно участвует в его операциях. Редакторская подготовка издания включает в себя непосредственную аналитическую и методическую работу над подготовкой книги к изданию и выпуску в свет. Исходным моментом является разработка концепции издания как необходимой основы для создания качественной книги. Данная задача решается исходя из авторского замысла произведения, с учетом вида литературы, характера информации, целевого назначения и читательских потребностей.

Именно с позиций систематизирующих признаков раскрывается типология литературы и специфика отдельных видов литературы. В понятие характер информации (или предмет изложения) входят собственно знания: обыденные, научно-теоретические, художественно-образные. Целевое назначение должно рассматриваться с трех позиций:

– объективная функция (социальное предназначение);

– субъективная функция (находит выражение в авторском сознании и проявляется в замысле произведения);

– реальная функция (отражает возможность использования данного произведения).

В теории редактирования учитываются образовательный уровень читателя, возрастные, демографические, региональные особенности читательских групп. Выделяются также читатели специалисты и неспециалисты.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.