Здавалка
Главная | Обратная связь

Информация как стратегический ресурс развития предприятия



От информационного обслуживания к информационному менеджменту: эволюция представлений о задачах и возможностях научно-информационной деятельности

Информация как стратегический ресурс развития предприятия

Превращение информации в стратегический ресурс обусловлено особенностями жизнедеятельности любого современного предприятия. Его конкурентоспособность зависит от способности руководства и персонала оперативно выявлять, а часто предвосхищать изменения внешней среды и гибко перестраивать свое поведение, сознательно избирая инновационный путь развития. Естественно, что при этом резко возрастает значение:

· внешней информации, отражающей условия, в которых функционирует предприятие;

· внутренней информации, характеризующей деятельность самого предприятия и вовлеченность персонала в реализацию поставленных задач;

· информации, распространяемой от имени предприятия во внешнем мире и способствующей продвижению его продукции, формированию положительного образа и расширению таким путем сферы социального и экономического влияния;

· сопоставительного анализа внешней и внутренней информации, позволяющего судить об уровне, достигнутом предприятием, и его месте среди других учреждений, действующих на данном сегменте рынка.

Используемая в качестве стратегического ресурса оперативная, полная и достоверная информация содействует:

· разработке обоснованных стратегических планов развития и принятию управленческих решений с учетом происходящих или прогнозируемых изменений внешней среды;

· внедрению прогрессивных технологий и оригинальных научно-технических разработок;

· формированию организационной культуры и сплочению коллектива на основе общих целей и ценностей;

· освоению новых рынков, расширению круга клиентов;

· приобретению предприятием так называемых «неосязаемых активов»: доброго имени, уважения в профессиональной среде, хорошего отношения со стороны клиентов, деловых партнеров, представителей властных структур.

Однако комплексное использование внешней (входящей), внутренней и исходящей информации сопряжено со значительными трудностями, связанными со свойствами профессиональных опубликованных и неопубликованных документов, особенностями информационных потребностей специалистов.

Наблюдается явление, получившее название «информационного парадокса»: объем документального потока постоянно возрастает, но при этом снижается рецептурность отдельных текстовых сообщений, а значит, и возможность их непосредственного использования в собственной деятельности. Причиной снижения рецептурности документов является все большая уникальность условий работы предприятий, вследствие чего идеи авторов новых публикаций могут быть весьма привлекательными для читателя-специалиста, но от него требуется комплексирование и сопоставление сведений, почерпнутых из многих источников, их переосмысление и адаптация к местным условиям.

Одновременно со снижением рецептурности наблюдается неполнота отражения в документах событий научно – производственной жизни, характеристик вновь создаваемых объектов (оборудования, материалов, технологий), опыта их использования. Объясняется это рядом причин. Во-первых, усиление конкуренции приводит к тому, что предприятия стремятся задержать процесс распространения в обществе полученного ими знания. К моменту вывода на рынок нового товара его необходимо будет защищать. Появятся патенты, описания промышленных образцов, регистрационные свидетельства на товарные знаки, промышленные каталоги, рекламные сообщения. В случае, если технический объект не подлежит патентованию, право собственности на него будет защищено публикацией статей. Однако высока вероятность отсутствия в этих документах «know-how» – сведений, позволяющих воспроизвести, повторить сделанное на другом рабочем месте.

Во-вторых, повседневная производственная деятельность всегда неполно отражается в опубликованных документах. И если интерес представляет именно опыт работы предприятий, нельзя ограничиваться анализом публикаций. Возникает необходимость задействовать другие каналы профессиональной коммуникации: посещение предприятий, стажировку, консультирование и т. д. Кроме того, есть сведения, которые плохо поддаются документированию. Они касаются навыков и умений делать что-либо и передаются из рук в руки, от «мастера к ученику, находящемуся рядом с мастером», притом, что оба они могут меняться местами.

И, наконец, в- третьих, подавляющая часть документов адресована не конкретным предприятиям или специалистам, а группе пользователей, которая, по мнению авторов, нуждается в данной информации и способна ее адекватно воспринимать. В действительности же «группа пользователей» - есть категория абстрактная. В результате одна и та же публикация (статья в профессиональном журнале, руководство или практическое пособие и т. д.) для одних специалистов окажется понятной, полезной и достаточной полной, а для других – слишком сложной, не содержащей необходимых разъяснений и примеров.

Другой особенностью современных документов является стирание прежде четко обозначенных границ между опубликованными, т. е. прошедшими профессиональную экспертизу, оценку и научное редактирование, и неопубликованными материалами. Относительно многих сообщений, распространяемых по компьютерным сетям связи, или публикаций, выпущенных вновь возникшими небольшими издательствами, невозможно установить, проходили ли они стадию рецензирования, какова степень точности и достоверности содержащейся в них информации.

Быстрые темпы старения информации, утрата ею актуальности также являются отличительной чертой сегодняшней профессиональной жизни. И связано это не только с быстрым развитием науки и техники, постоянными изменениями экономической ситуации, но и с динамизмом информационных потребностей специалистов, вынужденных незамедлительно реагировать на изменения внешних и внутренних условий деятельности фирмы. Необходимость учета множества факторов при принятии управленческих и научно-технических решений резко расширила тематические границы потребностей, заставив специалистов использовать знания и опыт не только своей, но и многих других отраслей.

Повышение значимости информации, с одной стороны, и усложнение процессов ее использования, с другой, существенно отразились на задачах служб информации и заставили пересмотреть их функции и место в структуре предприятия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.