Кафедра истории России
Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Институт гуманитарных наук и искусств Кафедра истории России
Историческая география древней Критской (минойской) цивилизации.
Реферат студента I к., гр.ГИ-153206 Суматохиной Анны Сергеевны
Научный руководитель канд. ист. наук, доцент А.Н. Кузнецов
Екатеринбург Территория Эгейской Греции была заселена еще с VII тыс. до н.э. разными группами людей, жившими в условиях примитивных родовых отношений. На рубеже III-II тыс. до н.э. отношения Эгейского племенного мира, распадавшиеся на протяжении всего III тыс. до н э., трансформировались в отношения принципиально нового типа. На одном из самых больших островов Эгейского архипелага зарождается критская или крито-минойская цивилизация. Данная цивилизация получила свое название по имени легендарного царя Миноса, повелителя могущественной морской державы, а также и по названию центрального ее острова Крита. Как следует из названия, крито-минойская цивилизация располагалась на острове Крит. По своему географическому положению этот вытянутый в длину гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представлял как бы естественный форпост Европейского материка, выдвинутый далеко на юг в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. Крупные горные массивы с отдельными высокими вершинами, обрывистыми ущельями и многочисленными плоскогорьями занимали основную часть острова. С ними соседствовали плодородные долины. Остров Крит является родиной кипариса, из чего следует, что практически вся территория острова была покрыта густыми лесами. Со всех сторон остров окружен теплыми Эгейским, Ионическим и Средиземным морями. Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. На территории острова протекает несколько рек, не соединяющихся между собой. Самыми крупными из них являются Иеропотамос, которая была источником водоснабжения для жителей древнего города Фест — центра минойской цивилизации. Воды этой реки интенсивно использовались минойцами для земледелия, что, возможно, привело к понижению уровня грунтовых вод и стало одним из факторов исчезновения минойской цивилизации, а также Алмирос, которая находится в северной части острова. Еще одним водным ресурсом острова являлись два пресных озера: Вулизмени и Коресия1. Возникновение первой в Европе локальной цивилизации именно на Крите было неслучайным. Прежде всего этому способствовали природные условия: мягкий средиземноморский климат- среднегодовая температура на острове составляла +17 ° С, что создавало благоприятные условия для жизни и здоровья человека; ландшафт, сочетающий невысокие, покрытые густой древесной растительностью горы и плодородные, довольно обширные равнины, удобные для пашенного земледелия; достаточно обильные осадки, позволяющие наладить доходное сельское хозяйство.2 На территории острова Крит с древнейших времен минойцы добывали бронзу, золото, отделочные камни и минералы. Крит располагал запасами хорошей глины, различных пород камня, на склонах его невысоких гор произрастал корабельный лес. Как уже говорилось, еще в древности Крит был известен своими густыми кипарисовыми лесами. Известно, что кипарисовый древесину с Крита поставляли для строительства кораблей египетских фараонов. В наше время кипарисовые леса встречаются в провинции Айос-Николаос в области Ретимно. На островах Христе и Гавдос были распространены кедровые рощи, а в местности Ваи - знаменитый пальмовый лес с уникальным видом критской финиковой пальмы. В горной местности, в лесах среди скал, растет множество видов травянистых и кустарниковых растений: земляничное дерево, дрок, критский ладанник, диктамос, тимьян, шалфей, розмарин. Среди других характерных растений Крита: полевой мак, маргаритка, мастиковая дерево, олеандр, Авраамово дерево, ромашка, коровяк, ирис, гладиолус, гиацинт, тюльпаны, а также критские виды орхидей. Среди редких видов растений на острове встречаются критский Эбен, лен, алканна, скабиоза, колокольчики. В горах растет критский клен, кустарники и полевые цветы, такие как желтая фиалка, дикая фиалка, шафран, аронника и многие другие. На побережье острова растет морской нарцисс, василек, мальва, ромашка. Критская фауна, как и флора, очень разнообразна и насчитывает относительно большое число эндемичных видов. Типичными и наиболее распространенными представителями фауны являются сверчки, цикады, ящерицы, летучие мыши. Также в критский фауне доминируют различные породы домашних коз и овец. Типичными птицами для Крита является щегол и ласточка. На острове также встречаются хищные птицы: беркут и ягнятник. В горах и ущельях водятся стервятники. Кроме местных критских, остров является прибежищем большого количества перелетных птиц, которые делают здесь временную остановку на своем пути из Африки в Северную Европу. Древнейшее население появилось здесь около 6000 г. до н.э. Практически всю территорию материковой Греции и многие острова, полностью или частично, занимали тогда протофракийские племена, известные античным авторам под названием «пеласгов». Их язык («пеласгийский») относился к числу индоевропейских. К той же языковой системе принадлежат анатолийские (хетто-лувийские) языки, на которых говорили пришлые племена, уже в конце III – начале II тысячелетия до н.э. активно расселявшиеся по Малой Азии вплоть до западного и юго-западного ее побережья, обращенного в сторону Кикладских островов и острова Крита. С ними сопоставляют часть реликтовой критской ономастики. О присутствии когда-то анатолийцев, в частности карийцев, на островах Эгеиды вполне определенно говорит эллинская историческая традиция. Но главным и постоянно превалирующим этническим компонентом на Крите, по крайней мере с начала III и до середины II тысячелетия до н.э. оставались «минойцы». Такое условное название дано учеными новейшего времени исконным обитателям крупнейшего острова Эгеиды по имени легендарного царя Миноса, повелителя могущественной морской державы. 3 Критяне не были греками, и обнаруженный археологами, но до сих пор не расшифрованный, знаменитый Фестский диск написан на языке доиндоевропейских обитателей Средиземноморья. 7 В начале III тысячелетия до н. э. на Крите было освоено производство меди, а затем и бронзы. Бронзовые орудия труда и оружие постепенно вытесняют аналогичные изделия из камня. Важные изменения происходят в этот период в сельском хозяйстве Крита.4 Критяне успешно выращивали пшеницу, просо, ячмень, чечевицу и горох; широко возделывали виноград и оливки, некоторые технические культуры(главным образом пряности, лен и шафран); активно занимались садоводством и огородничеством. Очень важную роль в экономике Крита играло и животноводство - разведение крупного рогатого скота, овец и коз (лошадь впервые появляется на острове, судя по всему, не ранее середины XV в. до н.э.). Немаловажное значение имеют и древнейшие виды промысла – охота, рыболовство и пасечничество.3 Критяне в полной мере освоили природные условия своего острова и создали прибыльное сельское хозяйство. Важнейшую в Минойской цивилизации роль играло скотоводство. Наблюдался прогресс в ремесленничестве. Управление ремесленным производством, находившемся на высоком уровне, каким оно было в ведущих критских центрах в XIX-XVIII вв. до н.э., составляло отнюдь не простую задачу. Одаренные мастера создавали изделия потреблявшиеся не только аристократией острова, но и завоевавшие признание в чужих странах. Показательна в этом смысле полихромная керамика стиля Карамес (она названа так по деревне, где впервые нашли такие вазы). Сосуды стиля Карамес изготавливались между 2000 и 1700 гг. до н.э. в Кноссе, Фесте и Маллии и, видимо, относились преимущественно к дворцовой посуде. Поколения вазописцев, работавших около 300 лет в рамках единой школы, обладал высоким профессиональным мастерством. Крито-минойская цивилизация имела обширный географический диапазон внешнеэкономической деятельности. Их ремесленное мастерство требовало огромного количества привозного сырья. В Египте критяне выменивали слоновую кость на керамику стиля Карамес и на ювелирные изделия. Вероятно, вывозили они и оливковое масло. На обильный медью Кипр критяне везли керамику и металлические изделия.6 Это было сильное централизованное государство, которое возглавил царь Минос. Кроме того надо отметить тот факт что жители занимались не только сельскохозяйственными работами но также и активным морским пиратством. Царь Минос считался владыкой моря. Также минойскую цивилизацию можно встретить под названием дворцовая цивилизация из-за монументальных дворцов, строительство которых, по мнению ученых, было заимствовано у египтян. Предположительно к 1950 году до нашей эры на Крите начинают возводить первые дворцы, к которым относятся Кносский дворец, а также Фестский и Катский дворцы. Центром Минойской цивилизации был, без сомнения, город Кносс. Интересно, что этому городу не угрожали ни внешние, ни внутренние враги, и поэтому при раскопках не было обнаружено никаких остатков оборонительных сооружений. К сожалению, от «старых дворцов» уцелело лишь немногое. Около 1700 г. до н.э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены, по всей видимости, в результате сильного землетрясения, сопровождавшегося большим пожаром. Эта катастрофа, однако, лишь ненадолго приостановила развитие критской культуры. Вскоре на месте разрушенных дворцов были построены новые здания того же типа, в основном, по-видимому, сохранившие планировку своих предшественников, хотя и превосходящие их своей монументальностью и великолепием архитектурного убранства. Таким образом, начался новый этап в истории минойского Крита, известный в науке как «период новых дворцов» или позднеминойский период. Самое замечательное архитектурное сооружение этого периода — дворец Миноса в Кноссе. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (само это слово, по-видимому, было заимствовано ими из языка догреческого населения Крита). В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание со множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в лабиринт, уже не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр — чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тезеем. В Кноссе действительно было обнаружено выдающееся по своим размерам здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 10 ООО м2, включавший в себя около трехсот помещений самого разнообразного назначения. Архитектура критских дворцов необычна, своеобразна и ни на что не похожа. В ней нет ничего общего с тяжеловесной монументальностью египетских и ассиро-вавилонских построек. Вместе с тем она далека и от гармонической уравновешенности классического греческого храма с его строго математически выверенными пропорциями. Внутренняя планировка дворца отличается чрезвычайной сложностью, даже запутанностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения, соединяющие их коридоры, внутренние дворики и световые колодцы расположены, на первый взгляд, без всякой видимой системы и четкого плана, образуя какое-то подобие муравейника или колонии кораллов. При всей хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса. Двор был вымощен большими гипсовыми плитами и, по-видимому, использовался не для хозяйственных надобностей, а для каких-то культовых целей. За свою многовековую историю Кносский дворец неоднократно перестраивался. Отдельные его части и все здание в целом, вероятно, приходилось восстанавливать после каждого сильного землетрясения, которые бывают на Крите примерно один раз в пятьдесят лет. Во время раскопок Кносского дворца археологи извлекли множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла. Среди них — великолепные расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и других морских животных, священные сосуды из камня (так называемые ритоны) в виде головы быка, замечательные фаянсовые статуэтки, изображающие людей и животных с необыкновенным для того времени правдоподобием и выразительностью, ювелирные изделия тончайшейшей работы, в том числе золотые перстни и резные печати из драгоценных камней. Многие их этих вещей были созданы в самом дворце, в специальных мастерских, в которых работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы и ремесленники других профессий, обслуживавшие своим трудом царя и окружавшую его знать (помещения мастерских были обнаружены во многих местах на территории дворца). Особый интерес представляет настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Некоторые из этих фресок изображали сцены из жизни природы: растения, птиц, морских животных. На других были запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, уложенными прихотливо вьющимися локонами, с "тонкой «осиной» талией и широкими плечами и «дамы» в огромных колоколообразных юбках со множеством оборок и в туго затянутых корсажах. Две основные особенности отличают фрески Кносского дворца от других произведений этого же жанра, найденных в других местах, например в Египте: это, во-первых, высокое колористическое мастерство создавших их художников, свойственное им обостренное чувство цвета и, во-вторых, искусство в передаче движения людей и животных. Образцом динамической экспрессии, отличающей произведения минойских живописцев, могут служить великолепные фрески, на которых представлены так называемые «игры с быками» или минойская тавромахия. Мы видим на них стремительно несущегося быка и акробата, проделывающего прямо у него на рогах и на спине серию замысловатых прыжков. Перед быком и позади него художник изобразил фигуры двух девушек в набедренных повязках, очевидно «ассистенток» акробата. Судя по всему, это был важный религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка.6 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|