МОСКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждениевысшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра Радиооборудования и Схемотехники
Реферат по курсу «Психология и педагогика»
Роль научно-исследовательской работы студентов, ёё связь с учебной работой, способы организации.
Выполнил Студент гр. МРТ1501 Редькович В.С. Проверил Долин Г.А.
Москва-2015
Оглавление 1.Роль научно-исследовательской работы студентов. 3 2.Связь с учебной работой и способы организации. 7 3.Заключение. 24 4.Список литературы.. 25
1.Роль научно-исследовательской работы студентов
Одной из важнейших задач, стоящих перед высшими учебными заведениями является развитие научно-исследовательской деятельности студентов. В условиях экологических проблем и перехода к информационной цивилизации научные знания превратились в основной фактор производства наравне с природными ресурсами, рабочей силой и капиталом. Образование в современном мире выполняет роль «социального лифта» для молодого специалиста. Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров института. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) выявление наиболее одаренных и продвинутых студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности; 2) создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок; 3) содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретение навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований; 4) обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники; 5) интеграция научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленная на решение научно-технических проблем в различных отраслях науки и техники. Научная работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах и научных подразделениях высших учебных заведений с целью обеспечения единства учебного, научного и воспитательного процесса посредством усиления в образовательном процессе исследовательской составляющей и привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. Кафедра высшего учебного заведения является главной базой научно-исследовательской деятельности студентов. Профессорско-преподавательский состав кафедр привлекает студентов к научно- исследовательской работе; обучает их методике научных исследований; формирует научные компетенции студентов. Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках высшего учебного заведения способствует углублению, обобщению, систематизации их знаний; развитию научно-практических компетенций студентов, формированию и развитию научного потенциала кафедр, созданию на их базе высоко конкурентных научно-образовательных материалов по предметным дисциплинам и, как следствие, подготовке конкурентоспособных выпускников, способных стать полноценным научным и трудовым потенциалом страны [6]. Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции позволяют студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников, что способствует обмену опытом и результатами своих исследований.
Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса. От способности молодых людей не только поддерживать определенный уровень знаний, но и генерировать новые знания и применять их на практике зависит будущее страны, уровень ее экономического развития, качество жизни. Научно-исследовательская деятельность студентов становится все более важным показателем степени развития системы высшего образования. Поэтому проблема приобщения студентов к научно- исследовательской деятельности является сегодня одной из приоритетных как для развития общества в целом, так и для конкретной личности. Исследовательская работа содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в институте знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники. Полезность научно-исследовательской работы для студента обусловлена несколькими факторами. Во-первых, работа проводится под руководством преподавателя, являющегося специалистом именно в области выбранной студентом темы. Научно-исследовательская деятельность предусматривает сравнение данных, сопоставление суждений и мнений разных авторов, выработку собственного мнения относительно исследуемой проблемы. Подобная система выполнения студентами научно-исследовательской работы поможет вузам готовить творчески мыслящих личностей, способных к нестандартному инновационному мышлению, столь необходимому для успешного развития науки и производства страны.
Научно-исследовательская работа студентов способствует формированию обще-учебных умений и навыков, таких как организационные, информационные, интеллектуальные и коммуникативные умения[1]. Если система организационных умений составляет основу рациональной организации труда, учебной или любой другой деятельности студента, то информационные умения выполняют роль ориентировочной основы действий в пополнении студентами своих знаний, что имеет значение для быстроты и скорости обработки данных в условиях информационного общества. Научно-исследовательская работа студентов в вузе способствует: - успешной адаптации современной молодежи в изменяющейся социально-экономической сфере страны; - развитию инновационного мышления будущих специалистов; - успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав; - участию молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей [4]. В процессе образовательной и научно-исследовательской деятельности происходит формирование личностных свойств и качеств гражданина с активной жизненной позицией[7].
2.Связь с учебной работой и способы организации.
Научная самостоятельная работа студентов опирается на умения и навыки самостоятельной работы, которые развиваются у них в процессе учебной деятельности с первого курса. Научная самостоятельная работа по своей организации и содержанию в педагогическом университете разделяется на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работы (рис. 1). Рис. 1.Структура научной самостоятельной работы студентов в вузе Ведущая роль, особенно на младших курсах, в руководстве научной самостоятельной работой принадлежит преподавателям. Продвижение студента в учебе и научной работе увеличивает его долю и степень самостоятельности, когда от роли руководителя и организатора преподаватель постепенно переходит к роли советчика и консультанта. Организационно научная самостоятельная работа может проходить по-разному:
а) под руководством преподавателя (научного руководителя), что соответствует репродуктивному и самостоятельному уровню СРС; б) в рамках научного студенческого кружка, научной группы и научного студенческого общества и т.д.; в) индивидуально в сотрудничестве с преподавателями кафедры, что соответствует переходу студента от самостоятельного уровня к научному уровню организации и осуществлению его познавательной деятельности. Четко сформулированная задача, проблема, постоянный интерес руководителя к научной самостоятельной работе студента стимулируют интенсивность и качество его работы (участие в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.). Поскольку участие в научной самостоятельной работе является составной частью профессионального образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования: а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой ее переработки, содержащейся в различных источниках – учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др ; б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.); в) умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию. На первом этапе (на протяжении первого – второго курсов) студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности. Формами УИРС на этом этапе, могут быть: написание рефератов по изучаемым курсам; составление библиографии по определенной теме, в том числе и на основе анализа ресурсов Интернета; участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей); изготовление по заданиям кафедр чертежей, схем, плакатов; участие в подготовке лекционного демонстрационного материала, в том числе и с использованием возможностей компьютерных технологий; разработка компьютерных учебных программ; выполнение заданий во время учебной и производственной практики и т.д. На втором этапе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, а также при прохождении производственной практики. На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам, которые заслушиваются и обсуждаются на занятиях. Обязательным дополнением УИРС на обоих ее этапах следует считать работу в научных кружках студенческого научного общества во вне учебное время. Лучшие работы студентов рекомендуются на студенческие научно-технические конференции, конкурсы, выставки.
Реферат, доклад, курсовая и дипломная работы являются основными научными исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. При выполнении этих форм самостоятельной работы студент показывает свои умения поиска литературы, ее конспектирования, анализа и обобщения подобранного материала, составления плана, структурирования научного исследования, оформления работы. Рассмотрим общие требования к выполнению доклада, реферата, курсовой и дипломной работ. Реферат – сжатое, письменное изложение научной информации по конкретной теме. Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя той дисциплины, по которой он пишется. Реферат бывает монографическим – по одному источнику, например, реферирование монографий, статей, учебных пособий, и обзорным – по нескольким источником, предполагает анализ выбранной темы. Структура основной части реферата может содержать разделы:
Реферирование может быть посвящено частной проблеме или обобщению различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему, и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер деятельности по написанию реферата представляет его основную научную ценность. Реферат может излагать основное содержание научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника, и обязательно указывается точка зрения составителя, с которой он рассматривает проблему. Как и у любого вида научной самостоятельной работы, реферирование имеет несколько обязательных этапов. 1. Выбор темы студентом происходит самостоятельно и определяется тематикой рефератов, которая приводится в каждом УМК по всем изучаемым в университете дисциплинам. 2. Определение целей, задач и проблем, которые раскрывают сущность выбранной темы. 3. Подбор литературы и составление библиографического списка основных источников, который составляет, как правило, 15 – 20 источников. 4. Выполнение выписок, конспектов из подобранных учебных пособий и статей. Особое внимание уделяется определениям, классификациям, анализу различных подходов при раскрытии темы реферата. 5. Составление плана основной части реферата и написание самого реферата, его оформление. Реферат может быть оформлен в напечатанном или рукописном виде. Перед защитой реферата желательно показать его черновик преподавателю, затем уже окончательно оформлять. 6. С рефератом студент может выступить на семинарском или лабораторно-практическом занятии. Доклад– форма самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы, анализирует различные подходы к её изучению, а также собственные взгляды на нее. Подготовка доклада требует от студента самостоятельной и интеллектуальной работы, поскольку включает в себя такие обязательные элементы, от которых зависит и качество его выполнения и успешность проделанной работы: 1) изучение наиболее важных работ по выбранной теме, перечень которых дает или преподаватель или студент предлагает сам; 2) анализ подобранного материала, выделение наиболее значимых фактов, мнений, подходов различных ученых и научных положений; 3) обобщение и логическое построение доклада; 4) написание доклада с соблюдением требований научного стиля. Доклады бывают письменные и устные. Структура доклада зависит от вида и уровня самостоятельной работы: он рассматривается как форма учебной самостоятельной работы для выступления на семинарском занятии, и форма научной самостоятельной работы для выступления на кружке, конференции и др. Подготовка доклада для выступления на семинарском занятии включает в себя подбор из списка литературы, предлагаемого в УМК по дисциплине, ее просмотр и отбор; составление конспекта выступления – подобранный материал анализируется, приводится в систему согласно плану семинарского занятия, его целям и логике. Доклад с результатами проделанного исследования, как правило, не должен по времени превышать 10-15 минут. Особенно интересны доклады, построенные с элементами проблемности, содержащие интересные факты, примеры, ситуации. Отличительной особенностью учебного доклада от научно - исследовательского в том, что студент, как правило, пользуется предложенными рекомендациями в определении целей занятия, его планом, подбором списка литературы, который изложен в учебно-методическом комплексе по изучаемой дисциплине. Если доклад готовится как сообщение о результатах научно - исследовательской работы студента в составе творческого коллектива, под руководством преподавателя, то его структура, этапы подготовки и оформление имеет свои особенности: 1) выбор темы доклада осуществляется или преподавателем или выбирается самостоятельно в рамках проводимого исследования, и, как правило, тема является актуальной, оригинальной и интересной по своему содержанию; 2) актуальность исследования показывает, чем оно интересно в данной области, его важность; 3) обоснование темы доклада содержит анализ работ ученых в данной области и выявляет вопросы, которым в рамках проводимых исследований уделялось меньше всего внимания, и объясняет выбор темы; 4) цели и задачи доклада в общих чертах формулируют и уточняют тему исследования, показывают основные этапы работы на ней; 5) доклад по научно-исследовательской теме, как правило, содержит гипотезу; 6) описание методики проведения исследования, т.е. подробное описание всех этапов работы над темой, связанных с получением результатов; 7) оформление результатов представляет собой краткое изложение новой информации, полученной в ходе наблюдений, эксперимента. Для демонстрации значимости и наглядности полученных результатов приводятся обобщающие таблицы, диаграммы, при выступлении с докладом часто используются компьютерные презентации. Любой доклад после письменного изложения сообщается в виде устного выступления, которое отражает содержание выполненной работы. Устный доклад может сопровождаться компьютерной презентацией.
Курсовая работа - научно-исследовательская работа экспериментального, теоретического или реферативного характера. Курсовая работа экспериментального характера включает обзор литературы по заданной теме и результаты собственного экспериментального исследования с обязательным их обсуждением. Теоретическая работа должна содержать обзор литературы а также оригинальное теоретическое исследование с обсуждением полученных результатов. Реферативная работа представляет собой полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме. Темы курсовых работ, как правило, отражают актуальные теоретические и практические проблемы психолого-педагогических, социальных или специальных дисциплин, утверждены на кафедрах, на которых осуществляется их выполнение. Сама работа характеризует глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения, содержит четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования, а также программу эмпирического исследования. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. Система курсовых работ, выполняемых студентами начиная со 2 курса по всем дисциплинам, подготавливает студентов к выполнению более сложной задачи – выпускной квалификационной работы. Выпускные квалификационные работы в гуманитарных вузах выполняются, как правило, в виде дипломной работы или дипломного проекта. Дипломная работа – это самостоятельное исследование, которое должно продемонстрировать глубокие знания автора по выбранной теме, его подготовленность по специальности в целом, умение анализировать собранный материал, сообщать различные наблюдения. Тема дипломной работы определяется совместно со студентом и его научным руководителем (консультантом) и представляется на кафедру согласно календарным срокам для утверждения. Дипломная работа является показателем степени усвоения студентом умений и навыков научной исследовательской работы – анализировать и систематизировать теоретические знания на основе отечественного и зарубежного опыта, накопленного по выбранной теме; умения использовать полученные знания на практике; умения изложить результаты своей работы в тексте. В дипломной работе можно выделить теоретическую, методическую и экспериментальную части.
Теоретическая часть включает в себя – обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы; выделение проблемы, изучению которой посвящена данная работа; формулировку и обоснование предмета, объекта, целей и задач изучаемой проблемы; постановку исследовательских задач; формулировку рабочих гипотез; анализ степени изученности проблемы, обзор литературы, анализ различных подходов к рассматриваемой теме; определение основных понятий; выделение классификаций, форм и методов; анализ особенностей и возможностей учебных дисциплин, в рамках которых происходит практическая проверка теоретических положений работы. Методическая часть работыраскрывает умения и навыки студента проверить и доказать теоретические положения на практике, в рамках учебной дисциплины, определяемой специальностью студента. Экспериментальная частьработы показывает научные умения студентов в применении и проверке основных результатов работы с использованием психолого-педагогической диагностики и состоит, как правило, в обобщении опыта работы учителей с помощью наблюдений, опроса, анкетирования в период прохождения производственной практики на 4-5 курсах. После выбора темы, составления плана работы, определения основного списка литературы студент совместно с руководителем составляет индивидуальный график работы над дипломом. Важное значение для студентов профессионального образовательного учреждения является участие в самостоятельной работе, связанной с непрерывной практикой (учебной и производственной).
Рассмотрим теперь научно-исследовательскую самостоятельную работу студентов, основной целью которой является повышение профессионально – творческого уровня студентов, совершенствование форм привлечения студенческой молодежи к фундаментальным исследованиям; использование творческого потенциала студентов для решения актуальных проблем современной науки и практики. Основными задачами самостоятельной научно-исследовательской работы со студентами являются: 1) интеграция учебных занятий, практики и научно - исследовательской работы студентов, основанной на единстве обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду; 2) формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно - исследовательских задач и навыкам работы в научных и педагогических коллективах, создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи; развитие у студентов творческого и профессионального мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретическим и практическим знаниям; 3) выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач теории и практики обучения и воспитания, развития науки и подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров университета; 4) развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья и др. В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие самостоятельной работы и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу может быть классифицировано по трем основным видам (рисунок 2).
Рис. 2 Виды научно-исследовательской самостоятельной работы студентов Основными формами научно-исследовательской работы студентов являются: участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ университета в рамках лабораторий ;моделирование учебно-воспитательных, социальных и познавательных процессов с учетом изменяющихся условий в образовательных и воспитательных учреждений; выполнение заданий исследовательского характера в период практики, при подготовке ВКР; разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам педагогической теории и практики, выступление с ними на заседаниях научно-исследовательских кружков, научных семинарах и конференциях, внутривузовских и внешних; подготовка научных статей по различным аспектам профессиональной деятельности по специальности студента; участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы как в рамках вуза, так на всероссийских и международных конкурсах. Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во вне учебное время. В учебное время научно - исследовательская работа проводится, как правило, со студентами, успешно обучающимися по учебным или индивидуальным планам. Она может предусматривать также выполнение исследовательских курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Во внеучебное время научно - исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе научных кружков, семинаров, различных научных конференций, научная работа студентов факультета, участие научных работ студентов в различных конкурсах и конференциях, проводимых вне рамок университета. Особенность организации научной самостоятельной работы является ее комплексный характер, т.е. система научной и учебной работы должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно. Например, на 1-м и 2-м курсах целью и основным содержанием всей работы должно быть формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления, умение анализировать учебно-воспитательный процесс в теории и практике и др. Здесь может быть полезна реферативная работа и научные исследования в рамках лабораторных работ, учебной педагогической практики. На 3-м курсе, в ходе психолого - педагогической и специальной подготовки, выполнения небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера, происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств проведения исследований и обработки результатов. На этом этапе должно стать обязательным участие во внутривузовских конференциях, конкурсах научных работ. В ходе изучения многих дисциплин студенты выполняют курсовые работы. Усложняются задачи и формы научно - исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный творческий характер. На 4-м и особенно на 5-м курсах дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие, творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, умения самостоятельно принимать и реализовать решения, использование полученных знаний на педагогической практике происходит главным образом в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы студентов по индивидуальному заданию. Поэтому необходимо иметь в своем активе участие в конференциях, конкурсах всех уровней, проведение научных исследований под руководством сотрудников университета, всероссийском конкурсе научных работ Минобразования РФ, конкурсах грантов. Кроме того, одной из форм научной самостоятельной работы в университете является участие студентов в работе со школьниками города в рамках, например, малого математического факультета, малой физической академии и др. Студенты, которые принимают участие в работе малых факультетов, работают, как правило, с одаренными детьми. Под руководством преподавателей они разрабатывают задания для детей, развивают у них специальные способности, развивают интерес к познавательной деятельности. Организация учебного процесса наиболее эффективна, если она проходить с учетом современных достижений науки, систематического обновления всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. Особое внимание необходимо обратить на синтез теоретического и практического обучения в этой области с получением конкретных результатов, воплощенных в самостоятельные научные работы, статьи, апробированные технологии, выполненные, естественно, с поправкой на возраст авторов. Разработка плана по специальности ведется совместно кафедрами общественных наук, общенаучных, общетехнических, профилирующих дисциплин и выпускающей кафедрой. Координирует работу выпускающая кафедра, которая предварительно формирует конкретные требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста. Самой распространенной формой научно-исследовательской работы является участие студентов в кафедральных конференциях, круглых столах, которые проводятся во время университетской Недели науки. Студенты не только выступают с докладами о проделанной совместной с преподавателем работе, но и имеют возможность опубликовать тезисы своих выступлений. Все чаще студенты привлекаются к участию во внутривузовских и внешних конференциях. Кроме того студенты принимают участие в студенческих Всероссийских и Международных конференциях, форумах. На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов тщательно готовить выступление, развивая его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы, т.к. слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные стороны.
Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Участие в предметных Олимпиадахразличного уровня позволяют привлекать к научно-творческой самостоятельной работе наиболее успешных студентов, так как для участия в них требуется, с одной стороны, достаточно высокая теоретическая подготовка, а с другой стороны, - умение выступать перед разной аудиторий, проявлять свои творческие, организаторские способности и т.д. В университете ежегодно проводятся олимпиады по психологии, математике, информатике, иностранному языку и др. Причем для участия в них приглашаются не только студенты нашего вуза, но и школьники нашего города и районов, обеспечивая своеобразную преемственность по линии «школа – вуз». Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кружка, конференции, написанием курсовой работы и т.д. Немаловажную роль играет система поощрений студентов и преподавателей, наиболее активно участвующих в научной работе. Преподаватели, которые осуществляют руководство кружком, научной самостоятельной работой студента, может учитывать результаты их работы при оценке знаний (экзамены, зачеты и др.) на различных этапах обучения. Студенты, добившиеся высоких результатов в научно - исследовательской работе и активно участвующие в творческой деятельности факультета и университета, выдвигаются на конкурсной основе на соискание именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными фондами и организациями и, другими формами поощрения. Лучшие студенческие доклады по результатам работы кружков, выступлениям на конференциях рекомендуются для бесплатной публикации в сборниках. Кроме того, лучшие студенческие работы представляются на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, медалями, дипломами, присвоением звания лауреата. За высокие результаты по итогам научной исследовательской работы лучшие студенты поощряются морально и материально – грамотами, дипломами, премиями. Выпускники высшего учебного заведения, выполнившие за период обучения ряд научных работ, включенных в отчеты по научным работам, опубликовавшие в печати или получившие высокую оценку на конкурсах, в первую очередь составляют потенциал для поступления в аспирантуру.
3.Заключение Научно-исследовательская работа студентов в вузе способствует реализации одного из ключевых направлений государственной молодежной политики – формированию интеллектуального потенциала страны. Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение в процессе обучения по учебным планам и дополнительно основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности. И, как следствие всего вышеперечисленного – формирование выпускника высшего учебного заведения, способного к генерированию новых знаний и их применению в условиях глобализации.
4.Список литературы 1. Николаева Л.Н. Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования // Образование и общество. № 3 (56). 2009. С. 36-40. 2. Осмоловская И.М. Проблемы развития дидактики в информационном обществе // Инновации в образовании. № 6. 2009. С. 4-20. 3. Проблемы организации НИДС и молодых ученых на современном этапе / Под ред. М.Н. Стриханова. 2002. 184 с. 4. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г. От 18.12.2006. №1760-р. 5. Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса: Материалы Международной научно-методической конференции. 13-16 сентября 2007 года. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. 404 с. 6. Худоренко Е.А. Интеграция науки и образования в рамках высшего учебного заведения (на примере развития научно-исследовательской деятельности студентов) / Экономика, Статистика и информатика. № 1- 2. 2009. С. 3-5. 7. Чудесова Г.Т. Роль НИРС в учебном процессе. СПб., 2009. 7. РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Моисюк Л.А., Руфуллаева С.Э., Максютова З.Г. ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» филиал в г. Новый Уренгой
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|