Здавалка
Главная | Обратная связь

Текст – результат оптического распознавания после сканирования. НЕ вычитан на ошибки, НЕ отформатирован. Будьте внимательны при копировании 5 страница



Окончание табл.

Линии сравнения Буддизм Христианство Ислам
5. Основы в противном слу-   Требуя от ве-
учения чае возрастают   рующих покор-
  вражда и страда-   ности Аллаху,
  ние   предписывает
      такую же по-
      корность зем-
      ным властям
6. Количе- Ок. 500 млн 2 млрд чело- Ок. 1,5 млрд
ство после- человек век человек
дователей      
религии      

Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», ко­торый очень противоречив: с одной стороны, отражает стрем­ление народов развивающихся стран освободиться от остат­ков колониализма и западного влияния, с другой — реали­зация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.

«Исламизация» — 1) содержание политических про­грамм, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран му­сульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель кото­рых — построение «исламского общества»; 2) продолжающе­еся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока,

Образец задания

I B2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «религия». Верование; обряд; магия; знание; политеизм. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «рели­гия». Ответ: Знание.

Тема 8. Мораль. Нравственная культура

Особую роль в регулировании жизни общества и поведе­ния людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относя­щийся к нраву, характеру) — форма общественного созна­ния, состоящая из системы ценностей и требований, регу­лирующих поведение людей.

Развитие норм морали

 

 

Наименование нормы Сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу (полинезий­ское слово, не под­дающееся одно­значному переводу на совр. языки) Жесткий запрет агрессив­ных или эротических по­буждений, направленных на так называемые «непри­касаемые объекты» (напри­мер, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая бо­язнь определен­ных актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространенная в об­ществе форма действий, повторяющаяся в опреде­ленных обстоятельствах Распространяется только на членов дан­ной общины или неко­торой группы. Регла­ментирует когда, что и как надо делать чело­веку, не предоставляя ему выбора Авторитет общест­венного мнения
Традиция (лат. traditio — пе­редача) Разновидность обычая, от­личающаяся особой устой­чивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследо­ванные от предыдущих по­колений формы поведения
Моральные пра­вила Концентрируют и обобща­ют высокие идеалы и стро­гие нормы, регулирующие поведение и сознание чело­века в различных облас­тях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравст­венный выбор, личност­ное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общест­венного мнения Разложение родового строя

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зре­ния:

— натуралистический подход — мораль присуща чело­веку от природы и является результатом биологического раз­вития;

— теологический подход — мораль дарована человеку Бо­гом;

— социологический подход — мораль появляется в про­цессе исторического развития общества наряду с правом, по­литикой и отражает различные социально-экономические ин­тересы людей;

— культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-эконо­мическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного челове­ка, «стыковка» личных и общественных интересов гаранти­рованы только в том случае, если обеспечено устойчивое един­ство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отно­шению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления: нормы поведе­ния («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедли­вость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллекти­визм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); мораль­но-психологические механизмы (долг, совесть); высшие мо­ральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыс­лители отождествляют, т. е. рассматривают их как синони­мы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравст­венность» разводятся.

Понятие «мораль» Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культу­ры, в которой концентрируют­ся и обобщаются высокие иде­алы и строгие нормы, регули­рующие поведение и сознание человека в различных облас­тях общественной жизни. Принципы реального практиче­ского поведения: людей, в кото­ром строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вклады­вается более «житейское», «приземленное» значение. i

Окончание табл.

I

Что должно быть, к чему чело­век должен стремиться (мир должного)

Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкива­ется в повседневной жизни (мир сущего)

Философскую науку, предметом изучения которой явля­ются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в сис­теме других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутрен­нюю структуру, изучает происхождение и историческое раз­витие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не дости­жение каких-то частных и ближайших результатов в опреде­ленной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее пра­вом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

  Нормы морали Нормы права
  Общее
1. Являются в системе социальных норм самыми универсаль-
ными, распространяющимися на все общество
2. Имеют один объект регулирования — общественные отно-
шения
3. Выступают мерой свободы в обществе
4. Связаны с категорией «социальная справедливость»
5. Имеют сходную структуру
  Различия
1. Формируются в процессэ 1. Установлены или санкци-
  утверждения, развития мо- онированы государством,
  ральных взглядов и идеалов, официально зафиксирова-
  содержатся в сознании лю- ны в юридических актах
  дей и выражаются в общест-  
  венном мнении  

Окончание табл.

Нормы морали Нормы права
Различия
2. Исполняются в силу при­вычки, внутренних побуж­дений 2. Обязательны для исполне­ния с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
3. Их реализация не нуждается в организованной принуди­тельной силе. Гарант: со­весть индивида, обществен­ное мнение, общественная оценка поведения людей 3. Их реализация поддержи­вается в необходимых слу­чаях специальным аппара­том, силой государственно­го принуждения
4. Дают больший простор для их толкования, чем право­вые нормы 4. Для них характерна боль­шая, чем для норм мора­ли, конкретность содер­жания, определенность формулировок
5. Регулируют отношения, под­контрольные и неподконт­рольные государству (отно­шения дружбы, любви и т. д.) 5. Регулируют отношения, подконтрольные государ­ству
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и не­справедливого 6. Регулируют общественные отношения с позиций за­конного и незаконного, правомерного и неправо­мерного

Важнейшие функции морали в обществе

— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

— Ценностно-ориентационная — утверждение человече­ского в человеке, поскольку мораль является жизненным ори­ентиром, в котором выражается стремление человека к самосо­вершенствованию.

— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и по­буждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного об­лика личности.

— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, гла­венствующие над всеми другими формами регуляции поведе­ния людей. Безнравственность недопустима нигде.

— Координационная — обеспечение единства и согласован­ности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоя­тельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравствен­ных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в об­ществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинст­ва. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заклю­чается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприя­тия индивидом нравственного сознания и культуры обще­ства. Нравственная культура личности является показате­лем того, насколько глубоко и органично требования нравст­венности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной куль­туры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочета­ния традиционного и творческого элементов, соединить конк­ретный опыт личности с богатством общественной морали.

"Формирование нравственной культуры личности прохо­дит следующие этапы:

 

Этап Формируемая нравствен­ность На чем основана Главный мотив нравственного поведения Для кого характерна
I Элементар­ная нравст­венность Послуша­ние и под­ражание Страх,боязнь наказания («Что со мной сделают?») Дети; неко­торые ин­фантильные люди взрос­лого возраста
II Конвенцио­нальная нравствен­ность Обществен­ное мне­ние окру­жающих Стыд, честь («Что обо мне подумают?») Взрослые люди
III Автоном­ная нравст­венность Саморегу­ляция Совесть («Что я сам о себе подумаю?»)

Нравственная культура личности представляет собой це­лостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: куль­тура этического мышления (умение человека различать доб­ро и зло, применять нравственные нормы jec особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной оду­хотворенности человека, способность к сочувствию, сопережи­ванию); культура поведения (совокупность форм повседнев­ного поведения человека, в которых находят внешнее выра­жение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, рег­ламентирующим форму, манеры поведение в обществе)..

Можно выделить несколько этических принципов, кото­рые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'

Наименова­ние принципа Его сущность
«Золотое пра­вило» нравст­венности В религиозно-философских изысканиях у раз­ных народов (в Китае, Индии, Греции) с сере­дины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдви­гаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавли­вает равенство между людьми
Моральная автономия личности Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осу­ществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответ­ственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о чело­веке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету ко­жи, религиозным убеждениям, принадлежнос­ти к социальной группе и т. д.

Окончание табл.

Наименова­ние принципа Его сущность
  Этот принцип предполагает не только уваже­ние к человеку, но и наличие у него самоува­жения, чувства собственного достоинства
Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм на­силия над личностью. Он утверждает социаль­ное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «перепла­вить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение при­менять нормы поведения, находить адекватную им форму по­ступка.

Образец задания

I C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство мо­рали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство мо­рали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и пра­ва единый объект регулирования — общественные отноше­ния. Как нормы морали, таки нормы права исходят от обще­ства. Нормы морали и права выделились из мононорм перво­бытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

Тема 9. Тенденции духовной жизни современной России

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни Рос­сии в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) не­обходимо пойти по линии культурного сближения с за­падными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям За-

пада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исто­рической специфике России и исключительности ее положе­ния и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России

1. Снижение нормативности культуры, что характерно .для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, под­вергаются пересмотру нравственные идеалы, распростране­ние получили различные формы девиантного и асоциального поведения.

2. Бедность значительной части населения ведет к от­странению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не оста­ется ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения дости­жениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства — лучшие спектакли, концерты, книги, выставки — становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные за­просы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.

3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть рус­ская культура — культура русского народа — и националь­ные культуры других народов России. Можно ли отождеств­лять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерус­скими национальными культурами? Решение данного вопро­са очень значимо для понимания перспектив развития духов­ной жизни нашей страны.

4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реак­ция культурного отторжения. Заполнение российского рын­ка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской куль­туры.

5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивиду­ализм, антизападнические настроения и стремление воссо­единиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.

6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демо­кратическом правовом государстве. Это ведет к тому, что на­селение недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д.

7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального обще­ства. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка за­тронет коренные ценности и идеалы, составляющие специ­фическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жерт­вой на алтарь нового расцвета русской культуры.

Образец задания

| С7. | Бытует мнение, что массовая культура стала исключи­тельно полезным для правящих элит инструментом регулиро­вания социального поведения. Только ли этим ограничивает­ся роль массовой культуры в современном обществе? Свою по­зицию аргументируйте.

Ответ: Массовая культура — это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых историче­ских поворотах. Именно в рамках массовой культуры переда­ются нравственные ценности, национальные традиции, про­исходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.

Раздел 3. Человек

Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключи ется в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о про­исхождении человека.

    Естественно-научные
    (материалистические) теории
    Ч. Дарвин Ф. Энгельс
Религиоз- Теория (1809—1882) — (1820—1895) —
ная теория палеовизита английский ес- социальный
    тествоиспытатель, мыслитель, поли-
    создатель эволю- тический деятель
    ционной теории  
Божествен- Человек — Человек как Главная причина
ное проис- создание не- биологический появления чело-
хождение земное, при- вид имеет века — труд. Под
человека. шельцы из естественное, влиянием труда
Душа — космоса, по- природное про- сформировались
источник сетив Землю, исхождение и специфические
человече- оставили на генетически свя- качества челове-
ского в ней челове- зан с высшими ка: сознание,
человеке ческие суще- млекопитаю- язык, творче-
  ства щими ские способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предполо­жения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии кос­моса, электромагнитных волн, радиации и других воздейст­вий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организ мое на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, кото рые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

Биологизаторский подход

Социологизаторский подход

Акцентирует лишь эволюци-онно-биологические предпо­сылки человеческой природы

Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

Основные отличия человека от животного

I * Человек обладает мышлением и членораздельной ре->ыо. Только человек может размышлять о своем прошлом, фитически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некото->ые виды обезьян, но только человек может передать другим гюдям объективную информацию об окружающем мире. Лю-ш имеют способность выделять в своей речи главное. К тому •ке человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

— моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;

— обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Образец задания

I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно совре менным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное

3) биологическое

4) биосоциальное Ответ: 4.

Тема 2. Бытие человека

Бытие — философская категория, обозначающая су­ществование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятель­ности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими вхо­дит в сферу бытия.

Формы бытия

Бытие процессов природы у а также вещей, произве­денных челове-кому т. е. есте­ственная и «вторая приро­да» — очелове­ченная

Бытие человека

Бытие духов­ное: внутрен­ний (духов­ный) мир само­го человека, его сознание, плоды его ду­ховной де­ятельности

Социаль­ное бы­тие: бы­тие чело­века в природе, истории, обществе

Индивидуальный аспект бытия человека

Жизнь человека от рожде­ния до смерти

Личностный аспект бы­тия человека

Включенность человека в культуру

В качестве первичной предпосылки бытия человека вы­ступает жизнь его тела. В природном мире человек, сущест­вуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивили­зованных странах фундаментальные права человека на удов­летворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный. аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регули­ровать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответ­ствии с естеством, но руководствуясь исторически возникши­ми нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индиви­дуальное бытие — основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отно­шения людей к природе и друг другу) возникает вместе со ста­новлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Образец задания

I А1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?

А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природ­ных данных.

Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от обществен­но-исторических условий существования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.