Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Экономическая культура



Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий чело­века, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура предполагает:

— уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

— неприятие настроений уравниловки;

— создание и развитие социальной среды для предприни­мательства и т. п.

 

Экономическая культура личности — это органиче­ское единство сознания и практической деятельности, оп­ределяющее творческую направленность экономической ак­тивности человека в процессе производства, распределения и потребления.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации де­ятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Экономические знания— совокупность экономиче­ских представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они яв­ляются важным компонентом экономической культуры. Эко­номические знания формируют представление об экономиче­ских взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе раз­виваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного пове­дения, значимые в современных условиях экономические ка­чества личности.

 

Важной составляющей экономической культуры личнос­ти выступает экономическое мышление. Оно позволяет по­знавать сущность экономических явлений и процессов, опе­рировать усвоенными экономическими понятиями, анализи­ровать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социаль­но-психологических качеств участников экономической де­ятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личнос­ти, компонентами которой выступают потребности, инте­ресы и мотивы деятельности человека в экономической сфе­ре. Направленность личности включает социальную уста­новку и социально значимые ценности.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые яв­ляются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

 

 

  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ  
                   
Экономические   Экономическое мышление   Экономическая направленность
                   

В1. I Запишите слово, пронущенное в схеме.

Ответ: Знания.

Тема 3. Экономическое содержание собственности

Собственность (от древнерусск. «собность» — владение вещью или кем-либо) — принадлежность вещей, материаль­ных и духовных ценностей определенным лицам, юридиче­ское право на такую принадлежность и экономические от­ношения между людьми по поводу принадлежности, разде­ла, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и по­требления представляет собой единство юридического и эко­номического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридиче­ское содержание собственности получает экономическую фор­му реализации.

Субъекты собственности Объекты собственности
• Человек • Факторы производства и готовая про-
• Семья дукция:
• Трудовой коллек- — земля, земельные участки, площади,
тив предприятия угодья
• Социальная группа — деньги, валюта, ценные бумаги
• Население террито- — материально-имущественные цен-
рии ности
• Органы управления — природные богатства
всех уровней — драгоценности
• Народ страны — здания социально-культурного на-
  значения
  — основные производственные фонды
  — рабочая сила
  — духовные, интеллектуальные, ин-
  формационные ресурсы и продукты

Юридическое содержание собственности реализуется че­рез совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользо­вание, распоряжение.

 

 

 

      Право собственности      
           
           
Владение   Пользование   Распоряжение
Фактическое об-   Процесс извле-   Возможность изме-
ладание данным   чения полез-   нять состояние, назна-
имуществом,   ных свойств из   чение, принадлеж-
закрепленное   данного иму-   ность имущества (про-
юридически   щества и/или   давать его, дарить,
    получение пло-   менять, передавать по
    дов и доходов   наследству, сдавать в
        аренду, залог и т. п.)
                   
    Аренда   Траст (от англ. trust — доверие)    
    Право поль-   Право собственника    
    зоваться   передавать право управ-    
    имущест-   ления своим имущест-    
    вом, не имея   вом другому лицу, без    
    права распо-   права вмешательства в    
    ряжаться   его действия    
    I      
                   

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе со­ставляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики: владение, управ­ление и контроль. Причем главным является контроль над производственно-финандовой деятельностью субъекта собст­венности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу.

Экономическое содержание собственности

Функциональные характеристики Владение, управление, контроль
Отношение человека к природе Человек присваивает и потребляет приро­ду, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей, т. е. трудится
Отношение человека к себе Неотчуждаемое право человека на свою ра­бочую силу и способности как на объект собственности

Существующие формы собственности весьма разнообраз­ны. Приведем некоторые классификации форм собственности.

Классификация № 1

Виды собственности
Общая Частная Смешанная
собственность собственность собственность
  Формы собственности  
• Первобытно- • Трудовая: семейная, • Акционерная
общинная фермерское хозяйство, • Кооперативная
• Семейная индивидуальная трудовая • Совместная
• Государствен- деятельность  
ная • Нетрудовая: рабовладель-  
• Коллективная ческая, феодальная, буржу-  
  азно-индивидуальная  

Классификация № 2

Формы собственности

Частная (личная, индивидуальная

Государственная

Коллективная, совместная

Современная рыночная экономика предполагает сущест­вование различных форм собственности, в том числе государ­ственной, коллективной, групповой, индивидуальной и мно­жества смешанных форм, таких как, например, коллек­тивно-частная или государственно-коллективная и др. Современная рыночная экономика — это экономика со сме­шанной собственностью, как в смысле существования различ­ных форм собственности, так и в смысле образования смешан­ных форм.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации при­знаются и защищаются равным образом частная, государст­венная, муниципальная и иные формы „собственности.

Формы собственности i в Российской Федерации (по Конституции РФ)
Частная Государственная Муниципальная
собственность собственность собственность
— Собственность — Федеральная соб- Принадлежит город-
граждан ственность (при- ским и сельским
— Собственность надлежит Россий- поселениям, другй^
юридических лиц ской Федерации) муниципальным
  — Собственность образованиям
  субъектов РФ  

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собствен­ности может меняться — государство может проводить нацио­нализацию (лат. natio — народ) собственности, т. е. передачу собственности из частных рук в руки государства, и привати­зацию (лат. privatus — частный) собственности, т. е. передачу собственности государства отдельным гражданам или созда­ваемым ими юридическим лицам.

Образец задания

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю-

В2.

чением одного, связаны с понятием «собственность». Владение; аренда; распоряжение; имущество; акция; пользо­вание.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «собст­венность». Ответ: Акция.

Тема 4. Экономические системы

Экономическая система — установленная и действую­щая совокупность принципов, правил, законов, определяю­щих форму и содержание основных экономических отноше­ний, которые возникают в процессе производства, распреде­ления, обмена и потребления экономического продукта.

Тип экономической системы характеризуется: формами собственности; способами распределения ограниченных ре­сурсов; способами регулирования экономики.

Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и воз­растающих потребностей, являются вопросы: «Что произво­дить?», «Как производить?», «Для кого производить?».

Основные типы экономических систем

Линии сравнения Традиционная Централизован­ная (командная) Рыночная
1.Что произво­дить? Продукты сель­ского хозяйства, охоты, рыболовст­ва. Производится мало продуктов и услуг. Что произ­водить, определя­ется обычаями и традициями, ко­торые меняются медленно Определяется группами про­фессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьюте­рам, представи­телями про­мышленности — ♦ плановиками » Определяют сами потреби­тели. Произ­водители про­изводят то, что хотят по­требители, т. е. то, что может быть куплено

Окончание табл.

Линии сравнения Традиционная Централизован­ная (командная) Рыночная
2. Как произвол дить? Производят так и тем, как и чем производили предки Определяется планом Определяют сами произво­дители
3. Кто по­лучает товары и услуги? Большинство лю­дей существует на грани выжива­ния. Добавочный продукт достает­ся вождям или собственникам земли, остав­шаяся его часть распределяется согласно обычаям «Плановики», направляемые политически­ми лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг Потребители получают столько, сколько хо­тят, произво­дители — при­быль
4. Опреде­ление Способ организа­ции экономиче­ской жизни, ба­зирующийся на отсталой техноло­гии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики Способ органи­зации экономи­ческой жизни, при котором ка­питал и земля, практически все экономиче­ские ресурсы находятся в собственности государства Способ орга­низации эко­номической жизни, при котором капи­тал и земля находятся в частной соб­ственности отдельных лиц

К началу XXI в. большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях. В реальной экономической действи­тельности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономи­ки не существует, а имеет место смешанная экономика, пре­имущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.

Смешанная экономика — способ организации экономиче­ской жизни, при котором земля и капитал находятся в ча­стной собственности, а распределение ограниченных ресур­сов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Смешанная экономика характеризуется таким хозяйст­венным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодейст­вуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики.

Смешанная экономика

Рыночная сфера

Государственная сфера

*    
Потребители   Производители
 
Свободный обмен   Государственный план,
    программы, распределение
Производители  
    Потребители
  | Экономика    
  Сфера натурального хозяйства  
  Производители — потребители  
         

Наиболее современными являются модели социальной рыночной экономики. Их функционирование построено на достижении сбалансированности экономической и социаль­ной эффективности. Причем социально ориентировано функ­ционирование как рынка, так и государства. Рынок направ­ляет производство на удовлетворение растущих и меняющих­ся потребностей людей, способствует увеличению затрат на развитие человеческого потенциала, предполагает сосущест­вование различных форм собственности. Государство высту­пает социальным гарантом стабильности и защищенности лю­дей в рыночной экономике

Основу экономической системы составляют отношения собственности, оформленные юридически и институцио­нально.

Централизованную (командную), рыночную и смешанную экономические системы можно объединить в один тип — то­варное производство. Человечество знает две основные фор­мы экономической организации производства:

— натуральное хозяйство — хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку.

— товарное хозяйство — хозяйство, при котором про­дукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Таким образом, товарное производство, а на его базе и сов­ременное рыночное хозяйство основываются на опосредован­ных связях между производителями и потребителями через куплю-продажу товара. Рыночная система становится проти­воположностью натуральному хозяйству.

вз.

Образец задания

Установите соответствие между типами экономиче­ских систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ТИПЫ ЭКОНОМИ­ЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) Б) В) Г) Д)

1) 2)

командная эко­номика

рыночная эконо­мика

цены на товары определяются соот­ношением спроса и предложения основные средства производства при­надлежат государству экономические пропорции устанав­ливаются централизованно развитие производства основывается на конкуренции производителей периодически возникает дефицит то­варов

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г д
         

Ответ: 21121.

Тема 5. Многообразие рынков

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касаю­щихся купли-продажи товаров и услуг,

К условиям возникновения рынка относятся: обществен­ное разделение труда; экономическая обособленность произ­водителей; самостоятельность производителя.

Основными признаками рынка является следующие:

— нерегулируемое предложение — производитель сам ре­шает, что, как, сколько и для кого производить;

— нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;

— нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Рынок выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие.

Функции рынка

Наименование функции Ее сущность
Посредниче­ская Соединение производителей товаров и их потре­бителей
Ценообразо­вания Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара
Информаци­онная Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары
Регулирую­щая «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами
Санирующая (оздорови­тельная) «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство не­рентабельных предприятий и процветание об­щественно полезных производств

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преиму­щества, так и недостатки.

Черты рынка

Позитивные Негативные
• Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, направляя их в те от­расли, где они в данный момент более всего необ­ходимы, т. е. объективно формирует структуру производства • Стимулирует научно-тех­нический прогресс и тем самым способствует ресур­сосбережению в обществе • Направляет всю экономи­ческую деятельность на удовлетворение потребнос­тей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность произ­водить то, в чем есть по­требность • Не гарантирует решение таких социально-экономических проб­лем, как безработица, инфля­ция, защита окружающей сре­ды, обеспечение экономичес­кой безопасности, развитие фундаментальной науки • Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству • Порождает тенденцию к моно­полизации производства, по­скольку задача защиты от кон­курентов приводит к сговорам и слияниям; научно-техниче­ский прогресс вызывает необ­ходимость концентрации и на­копления капитала

Окончание табл.

Позитивные Негативные
• Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятель­ности, опираясь на прин­ципы саморегуляции и со­поставляя экономические интересы • Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. из­держек, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества • Не может решить все регио­нальные проблемы, которые связаны, прежде всего, с нерав­номерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов • Способствует циклическому развитию, в основе которого ле­жит необходимость обновле­ния капитала

В современной экономике существует не один рынок, а це­лая система рынков.

Система рынков.

Основа классификации Виды рынков
Действующее законода­тельство • Легальный (законный) • Нелегальный (теневой)
Товары и услуги • Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг • Средств производства • Рабочей силы • Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений • Иностранных валют • Ценных бумаг (фондовые биржи) • Научно-технических разработок и инноваций • Информации
Пространст­венный при­знак • Мировой • Региональный • Национальный • Местный
Тип конку­ренции • Чистой (свободной) конкуренции • Несовершенной конкуренции: чистой монопо­лии; монополистической конкуренции; олигопо­лии

Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма вы­сока. Особенно это касается тех рынков, на которых продает­ся технологически совершенная продукция.

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

— Конкурентная среда: свободное ценообразование; мно­гообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собст­венности.

— Наличие резервов роста экономики (свободные капи­талы, запас трудовых и природных ресурсов).

— Обеспечение подвижности ресурсов.

— Функционирование инфраструктуры рынка, органи­зующей движение товарных и денежных потоков и обеспе­чивающей участников рынка необходимой информацией.

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных ко­личествах за определенный промежуток времени. Спрос, та­ким образом, есть отношение между ценой товара и его коли­чеством, которое покупатели хотят и могут купить.

Готовность приобретать означает две вещи: желание и воз­можность. Величина спроса отражает то количество това­ра, которое было бы куплено по некоторой цене за опреде­ленный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, ее сдвигами (см. рис. 1). Каждая данная кри­вая спроса строится для неизменных неценовых факторов

Количество товара

Рис. 1. Изменение спроса

Qi Q2 Q Количество товара

Рис. 2. Изменение величины спроса

спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием из­менения одного или нескольких факторов спроса.

Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов спроса (см. рис. 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повы­шаются объемы спроса при всех ценах, и наоборот.

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса — максимальная цена, по которой потре­бители готовы купить некоторое количество товара за оп­ределенный период времени.

Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизмен­ном доходе человек будет приобретать больше данного про­дукта по низкой цене, чем по высокой.

В основе закона спроса лежит принцип убывающей пре­дельной полезности. При росте потребления данного продук­та его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.

Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при измене­нии цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения оз­начает, что изменение цены данного товара изменяет и от­носительную структуру цен.

Неценовые факторы спроса: цены на сопряженные това­ры; потребительские предпочтения; число покупателей; ожи­дания изменения цены; доход.

Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Пред­ложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

Величина предложения отражает то количество това­ра, которое может быть продано по некоторой цене за оп­ределенный период времени при данном характере предло­жения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Изменение предложения отражается изменением положе­ния кривой предложения S, т. е. ее перемещением на плоское -

ти (см. рис. 3). Каждая данная кривая предложения S строит­ся для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов.

Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения S при неизменности фак­торов спроса (см. рис. 4).

Взаимосвязь между изменением предложения и величи­ны предложения проявляется в следующем: когда предложе­ние увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы; на­логи и дотации; цены на другие товары; технология производ­ства; число продавцов на рынке; ожидания изменения цен.

Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого иаменения служит эластичность спроса и элас­тичность предложения. Эластичность спроса по цене показы­вает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара:

где Е — коэффициент ценовой эластичности спроса; Qx — первоначальное значение спроса; Q2 — измененное значение спроса; Рг — первоначальный уровень цены; Р2 — изменен­ный уровень цены.

Pi

5*2

0 Qi Q2 Q

Количество товара

Рис. 3. Изменение предложения

i i i

О Qi Q2 <

Количество товара

Рис. 4. Изменение величины предложения

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания ры­ночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости:

1) снижение цены вызывает такое увеличение объема по­купаемого товара, что общая выручка производителя возрас­тает — эластичный спрос (Е > 1);

2) снижение цены в точности компенсируется соответст­вующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной — единично эластичный спрос (Е — 1);

3) снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает — неэластичный спрос (1 < Е < 1).

Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и на­оборот, когда на рынке продается товар неэластичного спроса, то покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью к колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже при значительном росте цены на него. Эластичность спроса за­висит от следующих факторов: наличия товаров-замените­лей; объема предложения товара; необходимости покупки; времени покупки.

Знание эластичности спроса по цене имеет важное значе­ние для предпринимателя, ведь если спрос на товар эласти­чен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения:

QQ p

где Е — коэффициент эластичности предложения; Qx — пер­воначальная величина предложения; Q2 — измененная вели­чина предложения; Рг — первоначальный уровень цены; Р2 — измененный уровень цены.

Эластичность предложения в долгосрочном периоде повы­шается, что вызвано приспособлением производителей к бо­лее высокой цене и воздействием научно-технического про­гресса.

Еще одним элементом рыночного саморегулирования яв­ляется конкуренция.

Конкуренция (позднелат. — concurentia, от concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участни­ками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Черты конкуренции

Позитивные Негативные
• Ограничивает возможность воз­никновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), ко­торые контролируя основную часть производства или сбыта определен­ного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. • Создает возможность выбора для потребителя • Заставляет экономику гибко реаги­ровать на изменение обстановки • Способствует внедрению техниче­ских достижений в производство, улучшению качества продукции • Постоянное разорение многих товаропроизводи­телей • Отвлечение неоправдан­но больших средств на рекламу • Использование нечест­ных методов борьбы: — подкуп работников; — шантаж; — промышленный шпио­наж и др.

Конкуренция может существовать только при определен­ном состоянии рынка и быть свободной или монополистиче­ской.

Свободная (чистая) конкуренция — такой тип струк­туры рынка, при котором цена устанавливается в резуль­тате уравновешивания кривых спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция — такой тип струк­туры рынка, где есть большое число продавцов, предлагаю­щих схожие, но не идентичные товары.

Виды рынков (исходя из типов конкуренции)

Рынок Бго характеристика
Чистой (свобод­ной) конкуренции Существует множество мелких фирм, пред­лагающих на рынке однородную продук­цию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затра­тах и т. д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену

Окончание табл.

Рынок Его характеристика
Чистой монополии Отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Мо­нополист диктует цену. Фирма осущест­вляет контроль над ценой, так как аккуму­лирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль су­ществуют значительные барьеры
Монопол истичес -кой конкуренции Большое количество мелких фирм предла­гает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой то­вар уникальным. Но товары взаимозаме­няемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой кон­куренции
Олигополии (от гр. oligos — не­сколько, poleo — продаю) Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые конт­ролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруд­нено. Взаимозависимость фирм в принятии ре­шения о ценах на свою продукцию

Современное состояние рынка экономисты называют «не­совершенной конкуренцией», подразумевая под этим терми­ном монополистическую конкуренцию и олигополию.

Одним из условий, необходимых для бесперебойной рабо­ты рынка, является инфраструктура (от лат. infra — под + структура) рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Функции инфраструктуры рынка: организация заклю­чения контрактов на поставку продукции; продвижение то­варных потоков по отраслям и регионам; регулирование сбы­та продукции; обслуживание потребителей.

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры явля­ется способность улавливать сигналы, идущие от потребите­лей и их спроса, и адекватно на них реагировать.

Инфраструктура рынка

• Биржа (от лат. bursa — кошелек, мешок) — организаци­онно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сдел­ки купли-продажи крупных партий товара:

— товарная биржа — регулярно действующая организа­ция, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками;

— фондовая биржа — организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финан­совыми документами;

— биржа труда — государственная структура, посредни­ческое звено между работодателями и наемными работни­ками;

• Институты, связывающие рынки в единое целое:

— транспортная сеть;

— система коммуникаций;

— информационные сети;

— страховые компании;

— суды.

Образец задания

[ А1, | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о факторах увеличения предложения? А. Фактором увеличения предложения является размер пред­полагаемой прибыли.

Б. Фактором роста предложения является увеличение цены предлагаемого товара.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема б. Измерители экономической деятельности

Основные измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) содержатся в системе на­циональных счетов.

Система национальных счетов — это совокупность статистических экономических показателей, характери­зующих величины совокупного продукта и совокупного дохо­да и позволяющих оценить состояние экономики страны.

Макроэкономические показатели позволяют: измерять объем производства в каждый конкретный м8мент времени; определять факторы, непосредственно влияющие на функци-

онирование экономики; путем сравнения факторов в течение нескольких лет прослеживать их динамику и делать прогнозы дальнейшего развития экономики; разрабатывать государст­венную экономическую политику.

Основными макроэкономическими показателями, изме­ряющими совокупный продукт и совокупный доход, являют­ся следующие:

1. Валовой национальный продукт (ВНП) — это сум­марная рыночная стоимость всех конечных товаров и ус­луг, произведенных гражданами страны с помощью прина­длежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени (обычно за год).

Не все товары, произведенные в данном году, окажутся проданными: часть из них может пополнить запасы, но, по­скольку они произведены в этом году, они учитываются в ВНП.

ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся про­дукция разнородна.

ВНП должен учитывать только конечную продукцию, в стоимость которой включается и стоимость всех ее компонен­тов.

Конечная продукция — это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для перера­ботки или перепродажи.

2. Чистый национальный продукт (ЧНП) — это ры­ночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определенный период.

ЧНП получают путем вычитания из стоимости валового национального продукта стоимость потребленного капитала [амортизации (от позднелат. amortisatio — погашение, уплата долгов) (А)].

3. Валовой внутренний продукт (ВВП) — это сто­имость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от то­го, находятся факторы производства (труд, земля, капи­тал, предпринимательские способности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим гражданства этой страны).

Валовой внутренний продукт отличается от валового на­ционального продукта на величину чистых факторных дохо­дов из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на тер­ритории данной страны.

Три метода подсчета ВВП

По расходам По доходам По добавленной стоимости
Суммированием всех произведен­ных в обществе расходов, вклю­чающих потреби­тельские расходы населения, инвес­тиционные расхо­ды производите­лей, государствен­ные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и им­портом страны) Суммированием всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат госу­дарственных служа­щих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, при­быль, процент на ка­питал, амортизаци­онные отчисления, рентные платежи По стоимости, скла­дывающейся в про­цессе производства на данном пред­приятии и харак­теризующей его ре­альный вклад в со­здание конечного продукта; включаю­щей зарплату и при­быль; суммировани­ем добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике

Различают номинальный (выражен в ценах на данный пе­риод времени) и реальный (выражен в ценах с учетом инфля­ции) ВВП.

4. Чистый внутренний продукт (ЧВП) — отражает производственный потенциал экономики и включает толь­ко чистые инвестиции и не включает стоимость потреб­ленного капитала (амортизацию (А)): ЧВП — ВВП - А.

5. Национальный доход (НД) — это вновь созданная стоимость за определенный период. НД является совокуп. ным доходом в рамках экономики определенного государства, заработанным (созданным) всеми владельцами экономиче­ских ресурсов (факторов производства). Его можно получить, если из чистого национального продукта вычесть косвенные налоги (КН): НД = ЧНП - КН. Или просуммировать все факторные доходы: НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + + прибыль корпораций.

6. Личный доход (ЛД) — это совокупный доход, полу­ченный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).

7. Располагаемый личный доход (РЛД) — это доход ис­пользуемый, т. е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Его можно получить, если из личного дохода вычесть инди­видуальные подоходные налоги (ИПН): РЛД = ЛД - ИПН.

Кроме указанных базовых макроэкономических показа­телей, для характеристики экономики используют и такие измерители, как объем ВВП на душу населения или на одно­го занятого в экономике, объем инвестиций в национальную экономику, объем национального экспорта и импорта и др.

___ Образец задания

I А1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли суждения о ва­ловом национальном продукте (ВНП)?

А. В ВНП включаются продажи только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных.

Б. Учет продажи только конечных продуктов позволяет иск­лючить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема 7. Экономический цикл и экономический рост

Рыночная экономика развивается не равномерно, а цик­лично. Экономический цикл —- это периодические колеба­ния уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности. В цикле выделяют сле­дующие фазы.

Фазы экономического цикла

— Экономический подъем (пик) — характеризуется по­чти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства всех товаров и услуг, ростом дохо­дов, расширением совокупного спроса.

— Экономическое сжатие (рецессия) — сокращение про­изводства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.

— Экономический спад (кризис) — экономика, достиг­нув дна, топчется на месте.

— Оживление — постепенный рост производства, про­мышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Основными фазами экономического цикла являются подъ­ем и спад9 в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики; реальный ВНП откло­няется от номинального.

Некоторые ученые объясняют экономические циклы внешними (экзогенными) причинами, другие — внутренни­ми (эндогенными) факторами.

Причины циклического развития экономики

Внешние причины Внутренние причины
• Войны, из-за которых эко­номика перестраивается на производство военной про­дукции, привлекает дополни­тельные ресурсы и рабочую силу, а по окончании военных действий наступает спад • Воздействие каких-то дру­гих внешних факторов, на­пример, так называемых нефтяных шоков, когда неф­тедобывающие страны объ­единились в один картель — ОПЕК "—- и резко подняли це­ны на нефть, чем вызвали са­мый большой за после­военное время мировой кризис 1974—1975 гг., при котором в США падение про­изводства продолжалось 16 месяцев и составило около 5% • Крупные нововведения (же­лезные дороги, автомобили, электроника), оказывающие большое влияние на инвести­ции, производство, потребле­ние, уровень цен • Монетарная (денежная) поли­тика правительства: большое ко­личество денег порождает инф­ляционный бум, а недостаточное их количество сокращает инвес­тиции и ведет к спаду производ­ства • Изменение соотношения сово­купного предложения и сово­купного спроса, когда, напри­мер, появляются кардинально новые товары (персональные компьютеры) и спрос переклю­чается на них, а производителям старых товаров (пишущих ма­шинок) приходится закрывать производство и перебрасывать ресурсы в другие отрасли • Сокращение производства, вы­званное выпуском товарной про­дукции, т. е. накоплением боль­ших запасов из-за низкого спро­са или высоких цен, когда торговля отказывается от това­ров, которые она не может реа­лизовать, а совокупное предло­жение превышает совокупный спрос

В основе экономического Цикла лежит движение от одно­го кризиса к следующему, причем основано оно на самодви­жении экономики.

Кризис характеризуется падением реальной (а иногда и номинальной) заработной платы, сокращением производства и прибыли, снижением уровня жизни, а иногда и вынужден­ным падением цен.

Кризис зарождается уже в фазе подъема, так как она ха­рактеризуется увеличением спроса на продукцию, что толка­ет производителей на расширение производства и активное использование наличных средств. Начинается экстенсивный рост производства. Он продолжается до тех пор, пока эко­номика не приходит в состояние перегрева. Первый крупный кризис имел место в Англии в 1825 г.

Как только предложение превышает платежеспособный спрос, начинается перенакопление капитальных ресурсов.

Виды перенакопления

— Товарное перенакопление — образуются излишки не­реализованной продукции, товарной массы.

— Перенакопление капитала — перепроизводство про­изводственных мощностей.

— Денежное перенакопление.

Особенность современных кризисов — с ростом открытости национальных экономик и процессами интеграции и глобали­зации мирового хозяйства национальные кризисы перерастают в мировые (1948—1949 гг., 1957—1958 гг., 1969—1971 гг., 1974—1975 гг., 1980—1982 гг., начала 90-х гг. XX в.).

Виды кризисов

 

 

 

Основа классификации Наименование кризиса Его сущность
Причины воз­никновения Кризис пере­производства Порожден перепроизводством товаров и ростом производст­венных мощностей
Структурный кризис Связан с рождением новых отраслей и технологий и отми­ранием старых
Конъюнктур­ный кризис Связан с цикличностью ко­лебания спроса и предложения на рынке
Сезонный кризис Порожден технологической спецификой некоторых отрас­лей хозяйства

Наиболее важным показателем развития экономики яв­ляется экономический рост.

Экономический рост — это увеличение реального и по­тенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени.

Это не значит, что реальный валовой внутренний продукт обязательно увеличивается каждый год, допустимы цикличе­ские падения, но в целом направление движения экономики может идти вверх. Для получения реального результата рост ВВП должен измеряться вне зависимости от возможного рос­та цен, потому что при высокой инфляции цены могут значи­тельно вырасти, а производство, наоборот, уменьшиться. По­этому чтобы знать, насколько выросло реальное производство

8-9241

товаров и услуг, рост может быть подсчитан в так называемых постоянных ценах.

Между понятиями «экономический рост» и «экономиче­ское развитие» есть различие: понятие «экономический рост» — отражает только положительную динамику разви­тия национальной экономики в краткосрочном и среднесроч­ном периодах, а понятие «экономическое развитие» — про­цесс прохождения экономикой не только фаз роста, но и фаз спада, которые могут сопровождаться как относитель­ным, так и абсолютным падением объемов производства.

Экономический рост является лишь одной из составляю­щих процесса экономического развития и означает рост прибавочного продукта в стране, а следовательно, и прибыли, которая в свою очередь является источником дальнейшего расширения и обновления производства и увеличения благо­состояния населения. Экономический рост приводит к эконо­мическому и социальному прогрессу.

Достижение экономического роста возможно двумя путями:

— экстенсивный путь — увеличение ВВП за счет расши­рения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще неиспользованные ресурсы);

— интенсивный путь — увеличение ВВП за счет качест­венного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Современное рыночное хозяйство направлено на новое ка­чество экономического роста, что означает преобладание пре­имущественно интенсивного пути развития; вещественное на­полнение национального продукта за счет освоения и развития новых отраслей, основанных на научно-техническом прогрес­се, например, развитие информационного пространства.

Факторы интенсивного роста экономики: научно-техни­ческий прогресс (НТП); экономия на масштабе (укрупнение производства повышает его эффективность); повышение ква­лификации работников; рациональное распределение ресур­сов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные).

Образец задания

I A1.1 Выберите правильный ответ. Устойчивое увеличение год от года экономических возможностей страны — это

1) экономический рост

2) экономический цикл

3) научно-техническая революция

4) научно-технический прогресс Ответ: 1.

Тема 8. Разделение труда и специализация

Разделение труда — это обособление качественно от­личных видов трудовой деятельности в процессе совместно­го труда по функциональному, технологическому, профессио­нальному и квалификационному признакам.

Общественное разделение труда прошло ряд этапов, каж­дый из которых ознаменовался выделением в самостоятель­ную отрасль того или иного вида деятельности.

Этапы общественного разделения труда

 

Этап Содержание этапа
Отрасль, выделившаяся в самостоятельную Возникшие классы и социальные группы
I Сельское хозяйство (выдели­лось в результате отделения земледелия от собирательст­ва, охоты и скотоводства) Крестьянство
II Промышленность (выдели­лась в результате отделения ремесла от сельского хозяй­ства) Ремесленники, позднее — промышленники
III Торговля (выделилась из зем­леделия и ремесла) Купечество
IV Финансы, банковское дело Ростовщики
V Управление, менеджмент — деятельность по организа­ции и координации работы предприятия Технократия (от гр. techne — мастерство, ре­месло и kratos — власть) — власть технической интел­лигенции, специалистов

Различают следующие виды разделения труда: профес­сиональное, подетальное, поузловое, межфирменное, внутри­заводское, межотраслевое, межрегиональное, международное.

Общественное разделение труда включает специализацию и кооперацию.

Специализация (от лат. spe-cialis — особенный, особый)

Кооперация (лат. cooperatio ■ сотрудничество)

• Приобретение специаль­ных знаний, навыков в ка­кой-либо области

• Сосредоточение деятельнос­ти на каком-либо занятии

• Разделение труда на от­дельные операции и их эле­менты

• Форма организации трудовой деятельности, при которой большое число людей совмест­но участвует в одном и том же процессе труда или в раз­ных, но не связанных между со­бой процессах

Последствия

• Производитель наиболее эффективно использует до­ступные ему или имеющие­ся у него экономические ре­сурсы

• Производитель эффектив­но использует свои умения производить товары

• Возникновение обобществле­ния производства — слияние разнородных производств в один производственный процесс (ком­бинирование), с одной стороны, и отпочкование различных про­изводственных процессов в от­носительно самостоятельные (специализация) — с другой

Углубление общественного разделения труда позволяет постепенно расширять производственные возможности и преодолевать ограниченность ресурсов, использовать пре­имущества каждого из них в способах и технологиях выпу­ска продукции широкого ассортимента, отвечающего по­требностям общества. В процессе разделения труда возникает необходимость обмена результатами труда. Это вынуждает производителей специализироваться именно на том виде де­ятельности, для которого у них имеются наибольшие способ­ности и ресурсы, который они выполняют лучше других, т. е. с наименьшими издержками, поскольку в этом случае они смогут обменять результаты своего труда на большее количе­ство других необходимых благ.

Таким образом, специализация, закрепленная обществен­ным разделением труда, является необходимым условием возникновения и функционирования рыночного хозяйства. Специализация невозможна без кооперации, которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления про­изводства.

Высокий уровень обобществления производства характе­ризуется тесными взаимосвязями между различными вида­ми производства, в результате чего обмены между ними ста­новятся более частыми и сложными.

Чем глубже специализация труда, тем выше его коопера­ция. Углубление специализации труда не знает пределов («по-предметное» — «подетальное» — «пооперационное» и т, д,), следовательно, беспредельно и обобществление труда.

Таким образом, прослеживается взаимосвязь понятий «специализация», «кооперация», «общественное разделение труда» и «обобществлениепроизводства».

Образец задания

, А1. Выберите правильный ответ. Объединяющую сторону разделения труда обозначает понятие

1) специализация

2) корпорация

3) кооперация

4) диверсификация Ответ: 4.

Тема 9. Обмен, торговля

Если каждый участник хозяйственной жизни специали­зируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага, нужные ему как производителю и потре­бителю, он должен получать со стороны. Для этого он обмени­вает имеющиеся в его распоряжении блага (производствен­ные ресурсы и потребительские блага) на те, которые ему нужны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно при­нимает форму торговли между людьми, фирмами, региона­ми, странами.

Торговля — это деятельность людей по осуществле­нию товарного обмена и акта купли-продажи.

Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации то­вара. Поэтому торговлю можно причислить к услуге. Торгов­ля осуществляется в магазинах, на ярмарках и аукционах.

Торговля отличается от обмена, типичной формой которо­го является бартер.

Торговля Бартер
Предполагает обмен одного то­вара на другой товар посред­ством денег (Т - Д - Г')1 Непосредственный обмен одного товара на другой товар (Т - Т') без посредства денег

1 Т — товар; Д — деньги; 7" — приобретенный товар.

Бартер существует и в наши дни. БартерныёГсделки сопро­вождают инфляцию и распространены в условиях дефицит­ной экономики.

Коммерция — торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной для продавца прода­жи товара.

Сердцевина коммерции — токовые операции по купле и последующей продаже, т. е. перепродаже товаров.

Условия, необходимые для успешной коммерции:

— покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке;

— платежеспособный спрос на товар должен быть доста­точным для того, чтобы продать весь закупаемый товар по це­не, превышающей цену его приобретения.

Образец задания

I A1.1 Выберите правильный ответ. Внешнюю торговлю ха­рактеризует

1) импорт

2) экспорт

3) торговый оборот

4) все перечисленное

Ответ: 4.

Тема 10. Государственный бюджет

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, ко­шелек) — это смета доходов и расходов государства на оп­ределенный период времени, составленная с указанием ис­точников поступления государственных доходов и направ­лений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В на­шей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Государ­ственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации дол­жно отчитаться об исполнении бюджета.

Важнейшие части государственного бюджета — это его до­ходная и расходная части.

 

 

 

    Государственный бюджет    
       
               
Доходная часть     Расходная часть
Показывает, откуда посту­пают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества Показывает, на какие цели направляются аккумулиро­ванные государством сред­ства
             

Источники

Государствен­ные займы (цен­ные бумаги, каз­начейские вексе­ля и др.)

Эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег   Займы у междуна­родных ор­ганизаций

Расходная часть бюджета в странах развитого рынка пред­полагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного дол­га, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инф­раструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснаб­жение, озеленение и др.). Структура расходной части бюд­жета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономи­ческой политики.

Бюджетная политика включает в себя определение со­отношения между доходной и расходной частями государ­ственного бюджета. Здесь возможны три различных вариан­та: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбаланси­рованным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае госу­дарственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.

Источники покрытия бюджетного дефицита

1. Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкла­дывают свои сбережения. В этом случае увеличивается госу­дарственный долг, так как лица, купившие облигации и дру-

гие долговые обязательства государства, предоставили госу­дарству кредит и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказы­вают благотворное влияние на экономику, если финансирова­ние государственных расходов компенсирует сокращение ча­стных инвестиций. Эта политика получила название дефицит­ного бюджетного финансирования. Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов ча­стных инвестиций и потребления, а значит и против сокраще­ния занятости.

2. Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства выпускает опреде­ленную сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежно­го обращения дополнительную массу денег, В данном случае возникает угроза инфляции, так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угро­жающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджет­ные расходы.

На состояние бюджета и размер его дефицита влияют сле­дующие факторы: долгосрочные тен







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.