Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. Психологические основы семейных отношений



 

Содержание

1. Особенности и функции современной семьи.

2. Причины семейного неблагополучия.

3. Этика разрешения конфликтов.

4. Развод и его последствия.

 

Роль – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных.

Стресс – термин для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Репродукция – воспроизведение организмами себе подобных.

Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

 

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общественные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элемент всех других функций, т.к. семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий» (Харчев А.Г., Мацковский М.С.).

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые ожидают три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина – матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения нашей страны необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей намного скромнее. Это серьезное противоречие может быть и преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

Семья участвует в общественном производстве средств и жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном количестве может быть двоением: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливают в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети – лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, т.е. вопрос главенства в семье. Семья. Где мужу принадлежит безраздельная власть, встречается редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Это самый прогрессивный принцип семейного управления.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов. Передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного количества на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых, распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой, и искусством; влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. Действительно, в нашу динамическую эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха.

Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотеки, театров, концертных домов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристические походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

Источниками нарушения семейных отношений являются, как правило, столкновения различных представлений мужа и жены о целях семьи, о конкретном содержании ее функций и способов их реализации, о распределении ролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в жизненно важных для существования брака вопросах и действовать соответствующим образом, если не выработают общую систему взглядов, то супружеские отношения будут разрушаться.

Ученые считают, что многие причины неудачных браков существуют уже в момент их заключения. Эти причины имеются факторами риска построения счастливой семьи.

Возраст вступления в брак. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями в семье. При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных – 69%. По данным Н.Г.Юркевича, у мужчин в возрасте до 21 года включительно процент распавшихся браков в 2,2 раза больше процента заключенных. Связано это с тем, что, во-первых, в раннем юношеском возрасте сильны романтические представления о любви, браке, семье, и когда возвышенные устремления сталкиваются с реальностью, многих подстерегают тяжелые разочарования. Во-вторых, успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей, т.к. для него необходимы устойчивые установки, определенные знания и умения, чего зачастую нет в юношеском возрасте.

В настоящее время значительное влияние на прочность брака оказывает экономический фактор. Материальные затруднения могут усугубить разногласия и осложнять уже нарушенные отношений.

Жилищные условия. Этот фактор связан с раздельным или совместнвм проживанием молодой пары с родителями. Большинство молодоженов хотят жить от родителей отдельно. Здесь надо иметь в виду следующее. С одной стороны, совместное проживание содействует внешнему социальному контролю со стороны родителей за молодой парой, выполнением ею семейных функций, обогащает личностные контакты. С другой стороны, жизнь с родителями может затруднять процесс адаптации супругов, мешает их желанной самостоятельности, мешает развитию чувства ответственности за созданную семью.

Родительский семьи, в которых воспитывались супруги, оказывают существенное влияние на судьбу их брака. Юноша и девушка усваивают образцы межличностных отношений, существовавших в родительской семье. Имеет значение, была ли это семья полной или же они воспитывались только матерью или отцом. Причем важна даже причина, по которой семья стала неполной: то ли это смерть одного из родителей, то ли родители развелись и др. Отношения между родителями также сказываются на взаимоотношениях в семьях, которые в будущем создают их дети. Социологами установлена связь между частотой ссор родителей и частотой ссор в молодых семьях.

Особые трудности при создании семьи испытывают юноши и девушки, которые были единственными детьми в семье. Многие из них привыкли к повышенному вниманию, имеют эгоистические черты характера.

Отношение родителей к браку детей имеет определенное влияние на его успешность. Это касается как мужчины, так и женщины. Негативное отношение родителей к браку детей имеет как минимум два аспекта. Во-первых, неодобрение брака сына или дочери, а также осуждение их выбора дает основание молодым искать поводы недовольства родителей и неприязни к избраннику, а это не может не сказаться на взаимоотношениях молодых. Во-вторых, желание выйти замуж или жениться вопреки согласия родителей у молодых может быть слишком безоглядным.

Добрачная беременность является при создании семьи высоким фактором риска. Она лишает будущих супругов необходимой для прочности брака очередности этапов взаимоотношений: сокращается период ухаживания и узнавания друг друга, период добрачной и брачной адаптации. Молодожены сразу становятся молодыми родителями. Возникает дополнительная сложность: те роли, которые обычно супруги осваивают постепенно и поочередно, в семьях, где сразу после заключения брака появляется малыш, должны быть освоены одновременно. В силу такой нагрузки, многие начинают чувствовать себя беспомощными и не справляются со всеми семейными обязанностями. Ускоренное формирование семьи приводит к неудовлетворенности, что влияет и на эмоциональную сторону взаимоотношений между мужем и женой.

Продолжительность знакомство до брака. Это фактор является довольно значимым для прочности брака. Непродолжительность знакомства не позволяет будущим супругам узнать друг друга настолько, чтобы иметь адекватное представление о возможности совместной адаптации, особенностях характеров и темпераментов. Продолжительность знакомства не должна быть и очень большой. Оптимальным является срок от одного года до четырех лет. Более продолжительные периоды знакомства снижают эмоциональность во взаимоотношениях.

Причин нарушения супружеских отношений множество. Знание этих причин поможет вести себя так, чтобы избежать конфликтов. Ведь когда человек знает, какие опасности его подстерегают в браке, он может вести себя так, чтобы они не причиняли ему и семье большого вреда.

Нарушенные взаимоотношения приводят к ряду негативных последствий. Например, к пьянству, хотя в стране ведется серьезная работа по преодолению этого зла, оно по-прежнему является основной причиной развода. Часто первопричиной нарушения семейных отношений является манера женщины обращаться с мужем. Если жена начинает себя вести с мужем не как подруга, возлюбленная, а как мать с непутевым сыном или строгая наставница, то и поведение мужа будут соответствующим: подростковым, беззащитным. Если жена начинает «пилить», упрекать, какой муж неумелый, как мало зарабатывает, как ему далеко до нее, то ему не захочется ничего делать в доме, для семьи.

Поиски нового объекта любви, супружеская неверность чаще всего основаны на нарушении супружеских взаимоотношений. В первые годы совместной жизни супружеская неверность обычно связана с личностной незрелостью мужа или жены, несформированностью психологических межличностных отношений, контактов. В зрелом же возрасте измены обусловлены утратой психологической и эмоциональной близости, отсутствием взаимопонимания, поддержки, накопившимся внутренним недовольством существующим в семье положением. Профилактикой супружеской неверности может служить совершенствование межличностных отношений между супругами.

Особо надо сказать о ревности. Иногда ревность называют тенью любви. Есть люди, предрасположенные к ревности, которая может вспыхнуть совершенно безосновательно. Проблема, однако, не в том, можно ли ревновать, а в том, как проявляется ревность и относиться к ее проявлениям. Здесь важна культура чувств и поведения. Человек с низкой культурой чувств может устраивать скандальные сцены, оскорблять и унижать в другом его человеческое достоинство. Даже если ревность имеет основания, проявлять ее надо так, чтобы заинтересовать любимого собой, а не отталкивать его.

Все антиобщественные проявления членов семьи подтачивают ее устои. Одним из таких проявлений является мещанство. Рецидивы мещанства, распространившаяся болезнь «вещизма» говорит о скудности душевных запросов, об искажении структуры жизненных ценностей супругов. Мещанство может принимать самые утонченные и изысканные формы: будь это погоня за дефицитными товарами или хождение на «престижные» спектакли и кинофильмы, жажда выставить напоказ свое «я» или же хвастовство знакомствами с популярными, известными людьми и т.д.

Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути разрешения конфликтных ситуаций. На первом этапе развития семьи, когда закладывается система ценностей и формируется семейная микрокультура, важную роль играет функция досуга. С рождением ребенка появляется новые проблемы, требующие разрешения, особое значение приобретает хозяйственно-бытовая и воспитательная функции. На этапе взросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в семье изменяются, и конфликты имеют другую почву.

Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, – одно из губительных последствий адаптации любви. Всякая ссора необратима, т.е. накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие отношения. Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым, несдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это понимание продемонстрировать. Признание вины докажет другому, что ошибка совершена без злого умысла. К тому же извинение должно обозначать готовность к примирению.

Серьезным для судьбы брака является нарушение (или разрушение) духовно-нравственной связи, главного в супружестве. Многие функции в таких семьях нарушаются, претерпевают значительные изменения психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы распадаются. Нарушение физической близости выражается в том, что супруги перестают удовлетворять друг друга как сексуальные партнеры, функция деторождения прекращается. Экономическая сторона брачно-семейных отношений также изменяется. В ведении домашнего хозяйства проявляется разобщенность: муж и жена начинают «обслуживать» каждый сам себя, наблюдается самостоятельность финансирования (заработная плата и другие доходы тратятся только на себя и детей, но не на другого супруга). Если какой-либо из процессов, характерных для дезорганизации семьи, задерживается или прекращается, разложение семьи не будет окончательным. В противном случае наступает распад, оформляемый юридически как расторжение брака. Основание развода юристами трактуется как невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи.

Развод – обычно драма, хотя бы для одного из супругов. И безусловная травма для ребенка. Развод должен быть выходом из положения, которое нельзя разрешить другим путем.

 

 

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Что такое семья?

2. Что такое функции семьи? Назовите их.

3. Охарактеризуйте каждую функцию семьи.

4. Назовите наиболее типичные причины неблагополучия в семье.

5. Как правильно разрешить назревший конфликт?

6. Задай вопросы анкеты «Семья» старшекласснику и определи уровень сформированности его представлений о семье.

1. Пол.

1) мужской

2) женский

2. В каком возрасте, по вашему мнению, следует жениться (выходить замуж)?

1) 18 лет

2) 19-20 лет

3) 21-23 года

4) 24-25 лет

5) 26-30 лет

6) после 30.

3. каков должен быть возраст брачного партнера?

1) 18 лет

2) 19-20

3) 21-23

4) 24-25

5) 26-30

6) после 30

4. Сколько в семье должно быть детей?

1) 1 ребенок

2) 2 ребенка

3) 3 и более

4) можно жить и без детей.

5. Каков должен быть доход семьи, обеспечивающий ей нормальный уровень благосостояния?

1) 210 рублей на 1 человека

2) 300 рублей на 1 человека

3) 450 рублей на 1 человека

4) 600 рублей на 1 человека

5) 900 рублей на 1 человека и более.

6. Настроены ли Вы активно заниматься домашним хозяйством?

1) да

2) нет

3) только по необходимости

4) заниматься домашним хозяйством должны в равной степени муж и жена

5) домашнее хозяйство – обязанности жены.

7. Хотели бы вы перенять опыт в семейных отношениях у своих родителей?

1) да

2) нет

3) частично

4) …

8. Где вы предпочитаете жить?

1) отдельно от родителей в отдельной квартире

2) на любой квартире (в коммунальной, частной) но отдельно от родителей

3) вместе с родителями жены

4) вместе с родителями мужа.

5) В городе

6) В селе

7) В собственном доме

8) Безразлично где, лишь бы дружно.

9. Кто должен быть инициатором разрешения конфликтов в семье?

1) муж

2) жена

3) ближайшие родственники

4) у нас конфликтов не будет

10. Кто должен быть главой семьи?

1) муж

2) жена

3) сразу оба

11. Какая из точек зрения вам ближе всего?

1) Брак – разовое -----. Жениться нужно.

2) Разводиться при наличии детей нельзя.

3) К разводу может прийти каждая семья.

4) Тщательность выбора обеспечивает прочность семьи.

5) Можно прожить жизнь и без семьи.

12. Готовы ли вы к браку?

1) да

2) нет

3) не совсем

4) …

13. Что означает быть хорошим мужем? (Обведите кружком три позиции по предпочтению).

1) Любить жену.

2) Любить детей.

3) Понимать жену, считаясь с ее мнением.

4) Хорошо зарабатывать.

5) Не пить.

6) Не курить.

7) Заниматься воспитанием детей.

8) Заботиться о всей семье.

9) Помогать жене в ведении домашнего хозяйства.

10) Владеть навыками столярных, слесарных и др. работ.

11) Уметь водить автомобиль.

12) Иметь спокойный, сдержанный характер.

14. Что означает быть хорошей женой?

1) Любить мужа.

2) Быть доброй, ласковой, нежной.

3) Понимать и уважать интересы мужа.

4) Быть здоровой.

5) Быть аккуратной.

6) С удовольствием вести домашнее хозяйство.

7) Много заниматься воспитанием детей.

8) Уметь вкусно готовить.

9) Уметь шить, вязать.

10) Всегда следить за своей внешностью.

11) Не раздражаться по пустякам.

12) Быть веселой.

13) Не капризничать, не быть слишком требовательной, довольствоваться имеющимся уровнем.

 

 

Литература

1. Панков Л.М. У порога семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

2. Этика и психология семейной жизни / Под ред. Н.Г.Юркевича. – Минск: Народная асвета, 1989.

3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

4. Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1985.

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.

7. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. – Л., 1985.

8. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. – Л., 1994.

9. Зацепин В.И. Мы и наша семья: книга для молодых супругов. – М., 1994.

10. Ван Пент Н. Найти и удержать. – Тула, 1996.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.