Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 6. Социально-психологические характеристики больших социальных групп



Содержание

1. Общее понятие о больших социальных группах. Уровни развития больших социальных групп. Психические явления в больших социальных группах.

2. Психология толпы. Признаки и виды толпы. Психологические особенности поведения человека в толпе.

3. Психология слухов. Психология паники.

4. Национально-психологические особенности и их сущность.

5. Психология религии.

 

Большие социальные группыэто общности людей, отличающиеся наличием слабых контактов между ее представителями, однако объединенные и сплоченные и поэтому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности

Традиции - исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи – прочно установившиеся в обществе правила реагирования на общественно и личностно значимые события (рождение ребенка, свадьба, праздники и др.).

Толпа – скопление множества людей, лишенных ясно осознаваемой цели и организации, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания.

Слухи – это форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

Паника – стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Религия – это специфическая форма общественного сознания людей, имеющая свои особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие группы.

Большие группы в психологии рассматриваются в нескольких аспектах:

1) как социальная общность, включающая значительное число людей, действующих совместно в значимых социальных ситуациях (коллектив школы, предприятия, учреждения);

2) условная общность людей, выделяемая и объединяемая на основе некоторых признаков (классовых, национальных, половых, возрастных и др.).

Таким образом, к большим группам в социальной психологии относятся: люди, живущие в одном государстве, нации, этнические общности, классы, партии, профессиональные и другие организации, общественные движения, возрастные контингенты, коллективы предприятий и учреждений, аудитории средств массовой информации и т.п.

Основанием для классификации больших групп являются:

1. характер связи внутри больших групп, которая может быть объективной (социальный класс, нация, половозрастная общность) или субъективной (профессиональные ассоциации, парии, общественные движения).

2. По длительности существования выделяют долговременные (классы, нации) и кратковременные (митинги, аудитории, толпа) группы.

3. По характеру организации группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации).

4. По характеру внутригруппового взаимодействия группы могут быть условными (половозрастные, профессиональные группы) и реальными (митинги, собрания).

По уровню развития социальные группы делятся на три типа (по Г.Г.Дилигенскому):

1. Типологический (низкий уровень) – характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-либо признакам, имеющим существенное значение в регуляции их индивидуального поведения. Однако объединяющие признаки не становятся основанием для создания психологической общности. Примером такого уровня развития больших групп могут служить предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы, когда каждый из них занимался своим делом.

2. Уровень идентификации – отличается тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируя себя с ней. В примере с предпринимателями это означает, что они причисляют себя к новой социальной общности.

3. Уровень солидарности – члены группы осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей. Данный уровень развития можно назвать также уровнем интегрированности, когда предприниматели, осознавая общность своих интересов, объединяются в ассоциации, союзы, устанавливают взаимные контакты, на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику деятельности.

В больших социальных группах можно наблюдать функционирование психических явлений, выделяемых на основании сфер психики – когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой.

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышелние, общественное мнение, общественное сознание и т.д. Содержание когнитивных процессов определяется общественно-историческим развитием. В историческим процессе меняются механизмы познавательной деятельности. Ярким примером тому может служить современное российское общество, претерпевшее глубокие изменения в период коренных социально-экономических и политических преобразований в стране. Известны также особенности восточного и западного стилей мышления.

Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, идеалами. Потребности как элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации, представляющие собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтернативных условиях. В жизненных ориентациях выражаются цели деятельности группы, личностей, отношение к будущему. Высшей формой мотивационно-потребностной сферы являются идеалы, рассматриваемые в социально-психологическим плане как образное отражение какого-нибудь реального или нереального желаемого явления.

Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для данных групп являются социальные чувства, носителями которых выступают объединения людей, социальные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактом, ситуациям, и т.д. Одним из важнейших в психологии больших групп является феномен общественного настроения, в яркой форме отражающего отношение и оценку людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон положительных и отрицательных общественных настроений очень велик. Но одном его полюсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом – упадка, растерянности, пессимизма.

Регулятивно-волевую, или деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности больших социальных групп выделяют цели, задачи, структур, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.

Все рассмотренные сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны и проявляются двояким образом:

1. как характеристика личности – представителя определенной общности;

2. как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад – это наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привычек, нравов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, системы ценностных ориентаций, в которых происходит процесс социализации личности. Традициями называют исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей. Обычаи – это прочно установившиеся в той или иной общности правила реагирования на конкретные общественно и личностно значимые события (рождение ребенка, свадьба, праздники и др.). Обычай хранит определенный опыт, является символом выработанных обществом ценностей, приучает уважать их.

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. В образе жизни выражается система отношений человека к обществу, труду, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, жизненных позициях, социальных установках, стиле жизни и поведения. Психологические особенности с разной интенсивностью проявляются у разных социальных групп. Яркие формы они приобретают в психологии наций и этнических общностей.

В жизни людей возникают жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей – толпа. К ним относятся:

-стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары); общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т.п.); массовые зрелища (спортивные матчи, концерты); политические акции (митинги, демонстрации, забастовки); места массовых гуляний (стадионы, площади, помещения дискотек и т.п.).

Психологические особенности толпы (см. схему)

В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (ядро) и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает форму этих пространств, поэтому большие скопления людей на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м, поэтому плотность чаще всего оценивают с помощью фотосъемки или специальных приборов.

Психологические особенности поведения человека в толпе. Известно, что один и тот же человек ведет себя в толпе и вне ее по-разному. Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:

1. Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется влиянию большой группы людей, снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.

2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе – они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, достигая одного уровня

психологических проявлений. Разные люди в поведении становятся похожими друг на друга.

Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди

 
 

 


Рис.Психологические особенности толпы

 

особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания.

3. Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом непроизвольно ее искажает. Таким образом происходит порождение слухов.

4. Повышенная внушаемость. Человек в толпе может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах).

5. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому человек может проявить такие физические и психологические качества, которые недоступны ему вне толпы (быстрый бег и т.п.).

6. Нетипичность, необычность поведения человека в толпе. Поэтому поведение толпы в целом характеризуется непредсказуемостью.

Феномен толпы в привлекает большой интерес исследователей, т.к. толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе.

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших группах. Социально-психологические закономерности возникновения и распространения слухов:

1. Слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами (например, о повышении цен или предстоящей денежной реформе.

2. Слухи возникают в условиях неопределенности, когда информация или совсем отсутствует, или явно недостаточна, или является противоречивой и тем самым порождает неопределенность.

3. Порождению и распространению слухов способствует политическая и экономическая нестабильность в обществе, т.к. она порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в будущем.

4. Благоприятным фактором в порождении слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного, сенсации, чуда и т.д.

В то же время слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя важные функции:

- с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой – стимулируют эту потребность;

- слухи значительно снимают или снижают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время, т.е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

- слухи помогают человеку регулировать свое поведение;

- слухи выполняют функцию предвосхищения социальных событий, что позволяет человеку вносить коррективы в свое поведение

Профилактика слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, их порождающим. Для этого необходимо:

- добиваться высокой степени информированности людей о важных для них событиях. Информация должна быть доступной, непротиворечивой, снимать напряжение. В экстремальных условиях необходимо организовать работу специальных источников информации;

- целенаправленно снижать значимость тех событий и явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;

- создавать политическую, экономическую, межнациональную стабильность в обществе;

- выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу

Задача управления слухами становится важной в любых условиях, особенно в экстремальных условиях.

Психология паники.

Паника – стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

1. паника как массовое явление возникает в группах с большой численностью людей;

2. паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

3. паника – это стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

4. люди в паническом состоянии проявляют поведенческую неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения).

Следует иметь в виду, что паника возникает далеко не во всяком скоплении людей, решающим становится сочетание многих условий и факторов:

1. общая психологическая атмосфера тревоги и неопределенности, продолжительный период переживания негативных эмоций. Такая атмосфера является предпанической, т.е. предшествующей и способствующей возникновению паники.

2. Наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, подогревающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий.

3. Наличие предрасположенных к панике людей – паникеров. Исследованиями установлено, что достаточно 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена многочисленная группа людей.

4. Личностные качества людей – некритичность мышления, личностная тревожность, повышенная внушаемость.

Психологические особенности поведения людей во время паники описаны в классическом исследовании Х.Кэнтрила, посвященном изучению массовой паники, вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» (по Г. Уэллсу), в США в 1938 году. Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий и по-разному отреагировали на нее. Выяснилось, что возникновение панических состояний связано с рядом характеристик людей, важными среди которых оказались социально-демографические признаки: высокий уровень образованности и информированности о космических явлениях тормозили развитие панических настроений, низкий имущественный статус способствовал порождению панических состояний; женщины и дети легче поддавались панике.

Национально-психологические особенности и их сущность. Психология наций (национальная психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания, общественной психологии и включает в себя психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации (см. схему).

Национальная психика имеет свою структуру, которая включает в себя системообразующую и динамическую стороны. В системообразующую сторону входят:

- национальное самосознание – осознание людьми своей этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений;

- национальный характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности;

национальный темперамент – специфические поведенческие характеристики людей;

- национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям;

- национальные традиции и привычки – прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы действий, общения представителей конкретной этнической общности.

Динамическая сторона психологии нации (национально-психологические особенности) позволяет точно определить и осмыслить специфику выражения и функционирования национально- психологических явлений:

 
 

 

 


Рис. Понятия психического склада нации

- мотивационно-фоновые – характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей (работоспособность, деловитость, осмотрительность, инициативность, настойчивость).

- интеллектуально-познавательные – определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов (степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, яркость и живость воображения и т.д.);

- эмоционально-волевые – обуславливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности экстравертированность – интровертированность, сдержанность, экспрессивность, способность к длительным волевым усилиям).

- коммуникативно-поведенческие – охватывают специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношения представителей конкретных народов внешние формы поведения, специфические приемы передачи и обмена информацией).

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации. Без религии и учета ее влияния на людей невозможно развитие социальных отношений любой общности, группы людей.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Религия имеет свои психологические особенности:

1. Религия предполагает наличие особых групп и конфессиональной исключительности

2. Религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные

3. Религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

4. Религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Основными мировыми религиями являются: христианство, буддизм, ислам.

 

Вопросы для самопроверки и рассуждения

1. На какие виды разделяются большие социальные группы? Дайте характеристику уровням развития больших групп. Какие основные сферы психических явлений характеризуют большие группы?

2. Какие признаки характеризуют толпу как социальную группу? Чем отличается поведение человека в толпе?

3. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах? Какими способами осуществляется профилактика слухов в больших группах?

4. Что предрасполагает к возникновению панических состояний людей?

5. Что составляет психический склад нации?

6. Раскройте основные психологические особенности религии.

 

 

Литература

1. Вундт В. Проблемы психологии народов. – С-Пб.: Питер, 2001. – 160с.

2. Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп// Методологические проблемы социальной психологии/ Отв. Ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1975. – 295с. – С. 196-205.

3. Краткий психологический словарь/ Ред-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999. – 512с.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. – 208с.

5. Кэнтрил Х. Чудовища вокруг нас// Страх: Антология. Философия маргиналии проф. П. Гуревича/ Сост. П.С.Гуревич. – М.: Алетейа, 1998. – 402с. – С.52-70. – (Страсти человеческие).

6. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. – М.: АЛЬПИНА, 1998. – 332с.

7. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс/ Пер. с фр.; Предисл. А.В. Брушлинского; ИП РАН, Дом наук о человеке (Франция), - М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. – 478с.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории/ ИГУП. – СПб.: ИГУП, 1999. – 134с.

9. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656с.

10. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня//Психологический журнал. – 1990. – Т.11. - №5. – С.3-16.

11. Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999. – 687с.

 

 

Тема 7. Конфликты и пути разрешения конфликтов

 

Содержание

1. Сущность конфликта. Типы конфликтов. Факторы возникновения конфликтов. Структура конфликта. Уровни протекания конфликта.

2. Типология стилей и стратегий поведения и разрешения конфликтов. Соперничество (конкуренция), приспособление, сотрудничество, уклонение, компромисс.

3. Тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях. Факторы, способствующие эффективному погашению агрессии. Приемы, улучшающих коммуникацию.

Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнении, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения.

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

 

Конфликты в организациях как малых группах есть закономерная и естественная фаза в процессе жизнедеятельности организаций, неизбежное условие их развития. При анализе любого конфликта в организации необходимо вскрыть истинные мотивы поведения участников конфликта, понять их интересы и цели, найти способы сделать конфликт управляемым, продуктивным, свести к минимуму его отрицательные последствия.

В социальной психологии обычно выделяют несколько типов конфликтов в организациях в зависимости от различных критериев их оценки. Так, возможен межличностный конфликт (трения между сотрудниками, противостояние руководителя и подчиненного и т. д.), а также конфликты между личностью и организацией, между группами внутри организации, между различными организациями.

В конфликтах внутри групп и организаций выделяют также горизонтальные конфликты (между равными по рангу сотрудниками), вертикальные конфликты (между подчиненным и начальником) и смешанные, в которых есть элементы как горизонтальных, так и вертикальных конфликтов.

Конфликты различают по их воздействию на развитие организации и по способу их разрешения. Выделяются конструктивные и деструктивные конфликты. Конструктивные конфликты протекают чаще всего в сфере организационно-производственных интересов и затрагивают принципиальные стороны и проблемы развития организации, решение которых выводит организацию на новый уровень и виток развития, увеличивает степень эффективности организации. Деструктивные конфликты затрагивают чаще всего сферу межличностных отношений и приводят к негативным, разрушительным последствиям, имея тенденцию к перерастанию в затяжные межличностные противостояния, взаимную неприязнь и вражду.

Производственный конфликт возникает чаще всего в результате низкого уровня организации труда и управления. Преодоление производственных конфликтов связано с внедрением новой техники и новых методов и технологий, в том числе и в сфере организации труда.

Межличностные конфликты в организациях могут возникать из-за несовпадения интересов людей, их взглядов, установок, а также из-за недостаточного общения и понимания, различий во взаимных оценках, неверных предположений в отношении чьих-либо действий, эгоистических интересов. Поэтому психологически конструктивным будет такое поведение в конфликтных ситуациях, когда люди стремятся к тому, чтобы избежать пристрастности в восприятии и оценке конфликта, поведения и намерений всех его участников, проявляют готовность к открытому общению, честному диалогу о сути происходящего и путях выхода из него, к взаимному доверию исотрудничеству.

По предметному содержанию межличностные конфликты всегда выступают как отношения взаимного противодействия, личностного противоборства, соперничества, конкуренции, активного столкновения. Межличностные конфликты могут быть следствием организационных и производственных конфликтов, когда принципиальные разногласия перерастают во взаимную личностную неприязнь! Межличностный конфликт всегда протекает ожесточенно и носит более застойный, инерционный характер.

Межличностным конфликтам всегда предшествуют конфликтные ситуации, в которых проявляются разногласия, накапливаются взаимные противоречия и проявления отрицательных эмоций, а также конфликтогенных черт характера индивидов.

В психологии выделены несколько групп подобных черт характера, создающих предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми: - неадекватная (завышенная или заниженная) оценка своих возможностей; - стремление к власти, доминированию, навязыванию своего мнения, взглядов, способов решения проблем; - тенденция к формированию «образа врага», обвинению окружающих; - прямолинейность и излишняя принципиальность, несдержанность в высказываниях и суждениях; - избыточная критичность, неприятие иного взгляда, мнения, позиции; - консерватизм, застойность мышления, привязанность к устаревшим традициям, убеждениям, концепциям; - недобросовестность, стремление переложить свои обязанности на других, нежелание помочь коллегам; - определенный набор эмоциональных качеств личности — тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, страх перед будущим, корыстолюбие, эгоизм.

Указанные черты характера индивидов могут стать основой для межличностной несовместимости, особенно в ситуациях взаимодействия, где от сотрудников требуется взаимные поддержка и терпимость, взаимопонимание и адекватное поведение в соответствии с внутригрупповыми ролями.

Различия в манерах поведения и жизненном опыте могут увеличить возможность возникновения конфликта. Различия в ценностных ориентациях, образовании, стаже, возрасте и социальной и этноконфессиональной принадлежности объективно уменьшают степень взаимопонимания между сотрудниками и снижают уровень групповой сплоченности.

Межличностные конфликты часто имеют тенденцию к перерастанию в межгрупповые конфликты (например, между группой сотрудников и группой руководящего состава). В ходе межличностных конфликтов могут проявляться внутриличностные конфликты, часто сопровождающие и провоцирующие различные конфликтные ситуации, причем не только межличностные, но и организационно-производственные или межгрупповые.

Внутриличностный конфликт обычно связан с неудовлетворенностью личностных потребностей, чувством дискомфорта, в том числе и подсознательным, отсутствием самореализации, перспектив профессионального или служебного роста, страхом перед возможным перемещением, увольнением, противоречием между родственными или индивидуальными симпатиями и служебным долгом и т. д. На возникновение внутриличностного конфликта влияют и другие причины: непонимание, безответственность, власть, собственные страхи и нерешительность, неуверенность в себе. В этих случаях очень эффективно рассматривать подобные конфликты как проблемы, решение которых является хорошим стимулом для самопознания и саморазвития, выхода на новый уровень самоконтроля.

Каждый конфликт имеет достаточно хорошо выраженную структуру. В структуру конфликта входят цели и мотивы поведения его участников, связанные с их объективными и субъективными интересами, личностными особенностями, системой ценностей и взглядов. Кроме этого, в конфликте выделяются его субъекты, конкретные лица, участвующие в нем.

Наконец, в любом конфликте выделяется повод, не совпадающий с причинами конфликта, и часто являющийся достаточно второстепенным его элементом. При устранении одного только повода конфликт может не только не прекратиться, но и перерасти в более ожесточенные формы.

Разрешение любого конфликта достигается грамотным анализом его причин и психологически точным поведением в ходе конфликтных ситуаций, превращением их в управляемый процесс. В зависимости от того, кем представлены конфликтующие стороны, можно выделить различные уровни протекания конфликта в организации.

Приведем пример конфликта «индивид-группа». Учитывая, что любой конфликт предполагает относительное равенство конфликтующих сторон, конфликт «индивид-группа» возможен тогда, когда индивид обладает достаточным статусом для противостояния группе (авторитет, должность и т.д.).

Если это руководитель, то в этом случае возможны различные уровни его противостояния группе — несоответствие уровня руководителя (образовательного, управленческого, психологического) и уровня всей группы, столкновение между формально назначенным руководителем и неформальным лидером группы, между опытом и степенью компетентности нового и старого руководителя и т. д.

В зависимости от природы конфликтов необходимо выработать оптимально стиль и психологические техники поведения и разрешения конфликтных ситуаций. В психологии выделены пять стилей и стратегий поведения и разрешения конфликтов. Эта модель включает четыре основные стиля — соперничество (конкуренция), приспособление, сотрудничество, уклонение и пятый, промежуточный стиль — компромисс. Выбор той или иной стратегии или стиля поведения определяется мерой, в которой участники конфликта хотят удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально, применяя активные или пассивные действия.

Стиль соперничества, или конкуренции применяется чаще всего в конфликтных ситуациях и предполагает прежде всего активные силовые индивидуальные действия. Стиль соперничества или конкуренции может позволить себе обладатель реальной силы — силы воли, власти, авторитета, психологического ресурса для объявления ультиматума и применения санкций. Следует отметить, что контроль над ситуацией «постфактум», быстрота и натиск в собственных силовых действиях, адекватность санкций — вот те необходимые условия, которые требуются при применении стиля конкуренции. Они обусловлены тем, что в случае проигрыша будет требоваться гораздо больше силовых (особенно психологических) ресурсов, чтобы не сдать своих позиций, чем это было необходимо вначале.

Вот ситуации, в которых рекомендуется применение стиля соперничества, или конкуренции: - когда исход дела крайне важен для какой-то стороны, и ставка делается на ее собственное решение проблемы; - когда налицо достаточный авторитет для принятия решений и представляется, что данное решение будет наилучшим; - когда требуется быстрое принятие решения и для этого имеется достаточно власти; - когда нет иного выбора и нечего терять; - когда ситуация достигла своего апогея и требуется крайне быстрое решение; - когда есть необходимый психологический ресурс для того, чтобы возглавить действия окружающих, не осознающих экстремального характера ситуации; - когда необходимо принять нестандартное и, может быть, непопулярное решение и для этого имеется достаточно полномочий; - когда ситуация разворачивается в среде людей, предпочитающих либо принимающих авторитарный стиль.

Стиль конкуренции, или соперничества конструктивен, когда победа одной из сторон адекватно воспринимается сферой его применения. Стиль конкуренции, или соперничества деструктивен, если участники конфликта исходят не из интересов дела, а из собственных, необоснованных, эгоистических интересов (позиция «я хочу»), а также, если его участники принадлежат к различным социокультурным и этноконфессиональным традициям или их отношения отягощены длительной личной неприязнью. Неприменим данный стиль и во взаимоотношениях близких людей, а также тогда, когда недостаточно власти, чтобы настоять на своем, либо не хватает веских аргументов, чтобы доказать свою правоту.

Стиль приспособления тоже можно отнести к условно силовым действиям, поскольку он предполагает не активные, а пассивные действия с опорой на некоторые совместные акции и решение поставленных задач не прямой силой, а умением, хитростью, владением информацией и применением в полной мере силы интеллекта. В ходе приспособления возможен договор, уступки, интрига, идущая от бессилия и, невозможности напрямую влиять на ситуацию. Стиль приспособления довольно гибок, он может быть применим и как временное отступление, чтобы выиграть время и смягчить ситуацию, а потом вернуться к силовому решению вопроса, при более благоприятных обстоятельствах. Ситуации, в которых рекомендуется применение стиля приспособления: - когда нет заинтересованности в происходящем конфликте; - когда важнее сохранить мир и добрые отношения с окружающими; - когда есть понимание того, что вы не правы; - когда нет достаточно власти для победы; - когда вы полагаете, что противоположная сторона может извлечь из данной ситуации полезный урок, если вы уступите ее интересам, даже если вы считаете, что она совершает ошибку, поступая таким образом; - когда вы понимаете, что, отказавшись от части своих интересов сейчас, вы сможете найти способ решить свои проблемы обходным путем, либо выиграть «качество» за счет отказа от «лобовой» атаки на какое-то время.

Стиль приспособления хорошо «работает» в тех конкретных ситуациях, где полезно сохранить плюрализм мнений, где доминируют кооперативные отношения в коллективах, где нет жесткой иерархии власти и решения лучше принимать коллегиально (особенно в сферах информации, экспертизы, обслуживания и т. д.).

В стиле сотрудничества главное — это представление о взаимных интересах, совместных целях, пусть даже временных, либо о бесконфликтной зоне содержания проблемы, где есть совместные интересы. В стиле сотрудничества выигрывают обе стороны, причем не обязательно в равных долях. Очень важным компонентом в стиле сотрудничества является некая внешняя, нейтральная реальность — рынок, экспертиза, международный закон, принципы — которая диктует необходимость общего проблемного поля, совместных интересов.

Стиль сотрудничества особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды, но реальность такова, что им необходимо открытое обсуждение проблемы. Тогда возможно пусть не быстрое, но совместное решение проблемы, предполагающее компромисс или новую альтернативу.

Стиль сотрудничества рекомендуется применять в следующих ситуациях: - когда есть понимание важности проблемы для обеих сторон и они обе не хотят от нее отстраниться; - когда вы сохраняете длительные взаимозависимые отношения с другой стороной; - когда вы располагаете временем для оптимального решения проблемы; - когда обе стороны имеют хорошее представление о проблеме и об интересах друг друга; когда обе стороны хотят выработать некие новые подходы к проблеме; когда обе стороны обладают равной властью или для них не важна разница в положении; - когда нужно найти общее решение при важности каждого из подходов; - когда основная цель — приобретение совместного опыта работы; - когда необходимо усиление участия коллектива в процессе принятия решений и интеграции точек зрения.

Стиль сотрудничества хорошо проявляет себя везде, где имеется зона взаимных интересов, либо эти интересы универсальны (например, при выработке ценовой политики, в сфере законотворчества, общественных интересов и т. д.).

В конфликтных ситуациях обстоятельства могут сложиться так, что одна из сторон окажется в положении обороняющегося, подвергающегося агрессивным действиям и разного рода ультиматумам. Тогда необходимо применять стиль уклонения. Уклонение предполагает пассивные, но достаточно целенаправленные действия, стратегией которых является ослабление агрессивной стороны за счет распыления ее силы на внешние факторы. Главным орудием уклоняющейся стороны являются факты, логические доводы, которые она при этом использует для наращивания внешней поддержки. Для уклоняющейся стороны при этом крайне важно осознать, что агрессия, как правило, направляется туда, где скрыты большие ресурсы, и потому в ситуации уклонения уклоняющаяся сторона должна использовать выигранное время для психологической перестройки и подготовки к активным действиям. В отношении агрессивной стороны уклоняющаяся сторона применяет при этом тактику игнорирования, не вступая в прямые столкновения и не отвечая на агрессивные нападки.

Стиль уклонения рекомендуется применять в следующих ситуациях: - когда вы не имеете возможности напрямую противостоять более сильной и агрессивной стороне; - когда вы не можете или не хотите решить конфликт в свою пользу; - когда ситуация слишком запутанная и вам надо выиграть время для накопления сил и поиска приемлемого решения; - когда у вас мало власти для решения проблемы приемлемым для вас на данный момент способом; - когда вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться чьей-то поддержкой; - когда напряженность слишком велика и вы чувствуете крайнюю потребность в передышке; - когда вы чувствуете, что есть другие люди, обладающие необходимыми возможностями для решения проблемы; - когда вы чувствуете, что прямое столкновение или немедленное решение проблемы опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию; - когда у вас трудный день или период и решение проблемы может принести для вас дополнительные неприятности.

Стиль компромисса предполагает временное, промежуточное решение проблемы. Его главное отличие состоит в том, что обе конфликтующие стороны идут на взаимные, примерно равные уступки. При этом каждая из сторон осознает неизбежность и необходимость этого шага, т. е. признает интересы противоположной стороны. Поэтому стиль компромисса очень близок к стилю сотрудничества и часто ему сопутствует. Вместе с тем компромисс – это всегда временное, поверхностное решение, не предполагающее перестройку отношений конфликтующих сторон и действующее лишь здесь и сейчас, без учета перспективы. Компромиссное решение всегда требует тщательного анализа ситуации и рассчитано на соглашение по мелким вопросам, не затрагивающим ваши стратегические интересы.

Стиль компромисса эффективен в следующих ситуациях: - когда обе стороны обладают примерно одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы и одинаково убедительные аргументы; - когда обе стороны устраивает временное решение; - когда сторонам выгодно воспользоваться хотя бы временной выгодой; - когда обе стороны имеют примерно одинаковый уровень осознания неизбежности поступиться своими интересами; - когда выгодно придти к соглашению быстро, поскольку добиваться полномасштабного договора нет времени или другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; - когда компромисс позволит сохранить хоть что-то и не потерять все; - когда удовлетворение ваших интересов на данный момент не столь важно и вам выгодно даже несколько видоизменить поставленную в начале цель; - когда вы придерживаетесь тактики манипулирования партнером, не раскрывая своих планов и не обсуждая своих интересов.

В психологии и этологии (науке об универсальных поведенческих механизмах в антропосфере) выделены несколько факторов, способствующих быстрому и эффективному погашению взаимных агрессивных действий и тем самым оказывающих влияние на благоприятное разрешение конфликта. К этим факторам относятся: - открытость, эффективное общение и активная коммуникация конфликтующих сторон; - личное знакомство участников конфликта; - создание климата взаимного доверия и сотрудничества; - адекватность отражения конфликта; - подавление агрессии агрессией («обнажение агрессии»), или взаимный «выход чувств», катарсис; - вмешательство «третьей стороны» или субъекта высокого ранга; - переключение или отвлечение на иные объекты или процессы; - позиция «положительного отношения к личности»; - прием парафраза или «принудительного слушания оппонента.

Взаимное выражение чувств, активное общение значительно улучшают коммуникацию, способствуя тем самым угасанию агрессивного поведения. Эффективная коммуникация заставляет стороны контролировать свои эмоции и более гибко взаимодействовать с партнерами. Существует несколько приемов, улучшающих коммуникацию:

- высказывания о том, как поняты слова и действия партнера, и стремление получить подтверждение того, что они поняты правильно;

- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся собственных намерений, состояний, чувств;

- открытая обратная связь (информация о восприятии партнера);

- демонстрация положительного отношения к личности партнера, несмотря на критику его конкретных поступков.

Очень быстро разрешается конфликт, если стороны поддерживают атмосферу взаимного доверия, основанную на механизмах эмпатии, и стремятся к сотрудничеству и достижению общего результата. Созданию благоприятного климата способствуют также эмоциональная разрядка (юмор, смех) и опыт совместной деятельности. Все это сближает партнеров, позволяет открыть новые способы преодоления трудностей, связанных с разрешением конфликта.

В современной деловой культуре межличностное общение протекает, как правило, в ролевой форме, т. е. люди общаются, не переходя рамки служебной этики, воспринимая друг друга как носителей некоторых деловых или служебных функций. В конфликтных ситуациях, когда обнажаются личностно-эмоциональные стороны общения, необходимо целенаправленно стремиться к усилению личного сближения. Особенно важно взаимное личностное обращение, без служебной атрибутики или безличных наименований («господин», «товарищ», и т. д.). Полезно также соблюдать позицию конгруэнтности, т. е. точного соответствия опыта, осознания и сообщения, что усиливает процессы самоактуализации, взаимопонимания и сопереживания и, тем самым, более тесного психологического взаимодействия.

Отражение конфликта предполагает определенное восприятие его конфликтующими сторонами и наблюдателями. При этом возникают значительные искажения происходящего, к которым можно отнести следующие:

-позиция «иллюзий собственного благородства», когда конфликтующая сторона полагает, что она жертва происков злобного противника, моральные принципы которого заслуживают осуждения, когда ей кажется, что ее собственная позиция справедлива и она искренна в своем стремлении к справедливому разрешению конфликта;

- позиция «поиска соринки в глазу другого», когда каждый из противников ясно видит недостатки и ошибки другого, не замечая этих же недостатков у самого себя;

- позиция «двойной этики» — противники осознают, что поступают одинаково, но все равно воспринимают собственные действия как допустимые и правильные, а действия противника — как нечестные и осуждаемые.

При нарастании взаимных агрессивных действий и особенно высказываний следует способствовать максимально эмоциональному выражению отрицательных эмоций, поскольку это влечет за собой угасание агрессивности самой по себе и появление позитивных эмоций. Если при этом присутствует нейтральная третья сторона или руководитель конфликтующих сторон, то очень полезно даже стимулировать взаимное выражение неприязни, т. е. «катарсическое очищение» противников.

Присутствие «авторитетного» или «высокорангового» третьего в ряде конфликтных ситуаций может кардинально изменить весь ход процесса, особенно если этот третий будет источником информации о добром мнении одного из противников о другом. Вмешательство субъекта более высокого ранга необходимо и тогда, когда конфликт переходит в межгрупповой, имеет затяжной характер, затрагивает глубокие социокультурные противоречия.

Данный способ хорошо разряжает атмосферу, но не разрешает конфликт, его можно использовать как временную меру воздействия на конфликтующие стороны. В условиях современных организаций этот способ может выглядеть как перевод одной из конфликтующих сторон на другой участок работы, другую должность и т. д. Во внутригрупповой работе этот способ реализуется, если переключить внимание коллектива на какое-то общее мероприятие: юбилей, праздник, собрание, экскурсию и т. д.

Эта позиция возможна если конфликтующие стороны осознают неизбежность разрешения конфликта. Она предполагает переход хотя бы одной из сторон на позицию сочувствия к противоположной стороне, положительной оценки личности противника, что не мешает его критике.

Вербальная агрессия хорошо гасится приемом парафраза, означающего точное по смыслу повторение речи собеседника, особенно его последней реплики. Сам ход дискуссии в этом случае приобретает непривычную форму, неизбежно приводящую к уменьшению накала напряжения и росту самокритики сторон.

В начале поиска конструктивного решения требуются проведение тщательного анализа ситуации и возможная коррекция эмоционального состояния конфликтующих сторон.

Далее необходимо выбрать оптимальный способ разрешения конфликта соответственно интересам дела с целью налаживания межличностных отношений и, наконец, способ погашения конфликтной ситуации. К этим способам относятся прямые меры: переговоры между участниками конфликта, их совместная деятельность, деловое обсуждение, индивидуальная беседа, групповая дискуссия, привлечение других лиц (экспертов, руководителей, рядовых сотрудников, сотрудников других отделов и т. д.), постановка сверхзадачи (особенно в случае межгруппового конфликта, скажем, между двумя отделами), другие организационные меры и административные воздействия. К санкциям в отношении конфликтующих целесообразно прибегать только после того, как все вышеуказанные меры не дадут результата.

Эффективным косвенным способом погашения агрессии и разрешения конфликтов могут быть разнообразные модели неагрессивного, уравновешенного поведения, особенно если его придерживаются руководители разных уровней. Следует, однако, отметить, что эффективность подобных моделей чаще всего сказывается в долгосрочной перспективе как способ предупреждения конфликтов. В различных моделях управления навыки неагрессивного поведения в сочетании с методами усиления групповой сплоченности (например, опросами группового мнения, сверхзадачей, групповой дискуссией, наращиванием внутригрупповой коммуникации и выработкой групповых ценностей) способствуют значительному ослаблению действия конфликтогенных факторов и способствуют своевременному и мягкому переходу коллектива на более высокий уровень развития и реализации своих ресурсов. Конфликтогенный, конфронтационный потенциал группы при этом реализуется в ходе управляемых дискуссий и выполнения сверхзадач, особенно если их постановка учитывает мотивационные ожидания сотрудников.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите типы, виды и причины конфликтов.

2. В чем состоят основные особенности стилей конкуренции и приспособления?

3. В каких ситуациях применяются стили сотрудничества и компромисса?

4. Каковы сферы применения стиля уклонения?

5. Назовите факторы погашения агрессии и конструктивного разрешения конфликтов.

6. Каковы современные способы конструктивного разрешения конфликтов и модели неагрессивного поведения?

Литература

1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика: От душевного кризиса к высшему «Я»: Сборник. – М.: РЕФЛ-бук, 1994. – 311 с.

2. Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. У истоков человеческого общества: Поведенческие аспекты эволюции человека / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 1993. – 253с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. –СПб.: Питер, 1997. – 330 с.

4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликта. – М.: Экономика, 1990. – 334с.

5. Иванова В. Ф. Социология и психология конфликтов. – М., 1997.

6. Конфликты в коллективах и пути их преодоления: Методические разработки / Сост. Сытько Т. И.; ВИПКРР и специалистов в профтехобр. – Л.: ИПКРР, 1991. – 44 с.

7. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. Гаврилов В. и др. — СПб.: Питер, 1998. – 682 с.

8. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Пор ред. проф. Б. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 326 с.

9. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000 – 672 с.

 

 

Тема 8. Социализация

 

Содержание

1. Понятие социализации в современной науке

2. Человек в процессе социализации

3. Факторы социализации

4. Психологические механизмы социализации

5. Компоненты социализации

 

Социализация – (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Идентификация(отождествление) – механизм социализации, процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия – механизм социализации, представляющий внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Экзистенциальный нажим– механизм социализации, овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

 

В науки о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддинс. Он в 1887г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни».

До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры и др.). С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Изучение процесса социализации позволяет понять ценностные ориентации личности, ее притязания и идейную направленность, возможную степень ее творческого проявления. Но общественное поведение детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества. Каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства человеком культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

В самом общем виде процесс социализации изучается философией, его различные аспекты психологией (механизмы деятельности и освоение нового опыта, в т.ч. на разных стадиях жизненного цикла), социальная психология (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностного отношения), социологией (соотношение процесса и институтов социализации в макросистеме), педагогикой (воспитание), социальной педагогикой (организация и управление социальной средой).

Идеи зависимости воспитания от общества и от людей, осуществляющих функцию подготовки детей к общественной жизни, мы находим уже у античных философов (Платон), мыслителей утопистов (Т. Мор, Т.Кампанелла), представителей эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо), в трудах Я.А.Коменского, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэна, А. Дистервега, Г. Ноля, Г. Боймера, П. Натропа.

Основные теоретические концепции, определившие сущность западных теорий социализации, лежат в основе многочисленных эмпирических исследований.

Современные экспериментально-теоретические позиции позволяют рассматривать процесс социализации в двух аспектах: социально-пространственном и социально-временном.

Социально-пространственный аспект предполагает рассмотрение процесса социализации в связи с общественными сферами, областями деятельности, в которые личности включаются через социальные роли. В результате включения в различные виды деятельности у личности формируются определенные качества, соответствующие этим видам. Другими словами расширение сфер деятельности личности, ее социального окружения способствует обогащению ее социального опыта, развития активности и творческого потенциала. Рассмотрение социального пространства как совокупности тех видов деятельности, в которые включается личность, позволяет выяснить структуры ее жизненных сфер и социальных ролей, обеспечивающих социально-профессиональное развитие будущих учителей.

Социально-временной аспект вытекает из сущности социализации ––– саморазвития, т.е. изменяющегося во времени. Такой подход дает возможность: – во-первых, понять процесс социализации как формирование у личности конкретно-исторических, типических черт. Это позволяет определять критерии социально-профессиональной зрелости будущего учителя, выражающейся в сознании им социальной значимости профессии педагога, развитой ответственности и социальной активности; – во-вторых, позволяет рассмотреть процесс социализации в зависимости от конкретного момента времени, что дает возможность проследить его динамику в течение всего периода профессиональной подготовки.

Таким образом, в современной науке социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Человек в процессе социализации.В различных концепциях социализации одни авторы рассматривают человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе (фрейдизм), другие - видят в личности пассивный продукт социальных влияний.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение весьма условно и достаточно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход названсубъект-объектным(общество – субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Э. Дюркгейм и американский - Т. Пирсонс.

Сторонники второго – субъект-субъектного – подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Ч. Кули и Дж. Г. Мида. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Процесс социализации, как целостности индивидуального бытия, т.е. внешнего проявления внутренней структуры личности в системе общественных отношений понимается как единство изменения трех сфер, в которых происходит становление личности: деятельности, общения, познания. Общей характеристикой этих сфер является процесс расширения, усложнения социальных связей личности с внешним миром.

Многие исследования, проведенные в отечественной и зарубежной науке, позволяют выделить основные закономерности влияния социальной роли на развитие целостной структуры личности: – внутренняя структура личности не сводима к совокупности социальных ролей, которые должны быть интериоризированы, т.е. отражены в самосознании личности; – как социальная роль влияет на личностные качества (некий конформизм поведения, поучительная манера говорить, упрощенно мыслить, характерные для учителей), так и индивидуально-психологические особенности человека влияют на выбор социальных ролей и их реализацию; – чем сложнее и разнообразнее ролевая структура личности, чем шире система опосредованных отношений, чем шире система опосредованных отношений, чем больше ролей ей «знакомо», тем богаче ее жизненный мир, тем свободнее она чувствует себя в нестандартных жизненных ситуациях, тем более демократичен стиль ее поведения. Напротив, чем более замкнута сфера общения, чем беднее ролевая структура личности, тем больше единообразия в ее поведении; – выполнение той или иной социальной роли влияет на изменение мотивов деятельности личности, ценностных ориентаций, жизненных установок.

Социальный статус рассматривается как соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. Каждый статус может сравниваться с другими по признакам, соотнесенным к господствующей системе ценностей, приобретая определенный социальный престиж.

Социализация личности, с точки зрения отношений личности с обществом (целостность индивидуального бытия), с позиций пространственно-временного подхода, происходит в сферах деятельности, познания и общения. Через интериоризацию социального опыта, социальных ролей формирования мотивационно-ценностное отношение личности к окружающей действительности. Процесс социализации состоит в достижении личностью социальной зрелости.

Основные подходы к пониманию социальности личности заложены в трудах П.П. Блонского, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Челпанова.

Социализация предполагает приобщение личности к соответствующей профессиональной культуре, интериоризацию ею полученных знаний и навыков, использование их в различных наборах, для конструирования профессиональных и жизненных ситуаций, пребывания в них. В этом смысле социализация представляет собой более широкое понятие, включающее в себя активность личности, выработку его индивидуального стиля жизни, деятельности и общения. Формирование отражает процесс становления личности с точки зрения приобретения законченности и зрелости личностных черт.

Социально-значимые качества личность приобретает в процессе присвоения результатов человеческой деятельности, объективированных в предметах материальной и духовной культуры, т.е. в процессе усвоения общества передается из поколения в поколение, отражает уровень овладения объективными законами природы, общества, мышления, достигнутыми людьми на данном этапе их исторического развития.

Таким образом, социализация это качественные и количественные изменения системы ценностей, социально-значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимые для достижения успеха в определенном обществе (социуме) и достигаемые в процессе собственной деятельности индивида.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.