Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1960-х-первой половине 1980-х гг.
К середине 1960-х гг. в социально-экономической области был достигнут тот предел перемен, которого можно было добиться на пути частных изменений и усовершенствований командно-административной системы. Поиск нового механизма хозяйствования становился требованием времени. Необходимость экономических реформ определялась изменением масштабов и содержания самого производства, как в СССР, так и за рубежом: широким внедрением научных достижений, появлением принципиально новых технологий, автоматизацией производственных циклов. Прежняя ориентация на экстенсивные методы наращивания экономического потенциала СССР в условиях научно-технической революции грозила прогрессирующей стагнацией советской экономики, резким ее отставанием от мировых стандартов. Наиболее очевидной для советских экономистов была непригодность существовавшей системы директивного планирования и ее валовых показателей. Однако поиск эффективных методов реформирования экономики в целях ее прогрессивного развития велся преимущественно в русле сохранения ориентации на «совершенствование социализма». Концепция хозяйственной реформы была представлена на сентябрьском 1965 г. пленуме ЦК КПСС Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. В рамках реформы предполагалось внести существенные изменения в структуру управления народным хозяйством, системы планирования и материального стимулирования. Намечалось возвращение от совнархозов к отраслевому принципу управления промышленностью с тем, чтобы добиться сочетания централизации руководства с расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Предполагалось, что министерства будут на научной основе определять стратегию развития отрасли и лишь основные направления, пропорции и темпы экономического развития. Все остальные вопросы жизнедеятельности предприятий должны были решаться непосредственно на местах. Число обязательных плановых показателей сокращалось с 30 до 9. Если раньше плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то теперь предполагалось нацелить планы на реализацию продукции, что должно было поставить производство в непосредственную зависимость от потребителя. Совершенствование экономического стимулирования виделось в улучшении системы ценообразования в пользу низкорентабельных производств, улучшении системы оплаты труда (увеличение ставок заработной платы и более широкое использование части доходов предприятий для материального стимулирования работников). Претворение в жизнь декларируемых реформой нововведений дало свои результаты: восьмая пятилетка (1965-1970 гг.) стала одной из самых удачных за годы советской власти. Восстановление вертикали управления способствовало росту централизованных инвестиций, увеличению ввоза новых зарубежных технологий и импорта оборудования. Одним из непосредственных результатов такой политики стало строительство в конце 1960-х-начале 1970-х гг. Волжского автомобильного завода совместно с итальянской фирмой «Фиат». Экономическому росту способствовала и некоторая активизация директорского корпуса и трудовых коллективов предприятий, вызванная внедрением элементов хозрасчета. Однако решительных изменений в экономике не произошло. Сохранялись затратные измерители экономического роста, порочный метод определения фонда заработной платы от объема валовой продукции, принципы определения расхода материальных ресурсов на тысячу (миллион) рублей валовой продукции. Главным же препятствием на пути эффективного реформирования экономики стало сохранение прежней системы ценообразования, когда монопольно устанавливаемые государством через специальную организацию - Госкомцен - цены отражали идеологические приоритеты советского руководства: предприятия ВПК, тяжелая промышленность и только потом — предприятия группы «Б», цены на продукцию которых искусственно занижались, усугубляя отставание отраслей легкой и пищевой промышленности. Самостоятельность предприятий на практике зачастую сводилась к тому, что, правдами и неправдами добиваясь снижения плановых показателей, они повышали зарплату независимо от производительности труда. Премирование рабочих осуществлялось в отрыве от реальных показателей их работы. Увеличение отчислений на строительство жилья, детских садов и больниц для работников упиралось в дефицит строительных материалов, которые руководству приходилось с трудом «выбивать» в Москве. Директорский корпус не был заинтересован во внедрении технологических новинок, поскольку это требовало дополнительных усилий и средств, которых не хватало. В условиях «пробуксовки» реформы группа ведущих экономистов пыталась доказать необходимость сделать рынок регулятором социалистического производства. Начавший дискуссию на эту тему Г. Лисичкин предложил создать условия, при которых цены могли бы «под воздействием спроса и предложения отклоняться в том направлении, которое подсказывает всеобщее тайное и равное голосование на рынке с помощью рубля». Однако творцы реформы выбрали «среднюю дорогу», пытаясь совместить достаточно жесткую систему Госплана и рынок. Естественно, что при этом рынок должен был сложиться весьма странным, поскольку сохранялось централизованное распределение всех материальных и денежных ресурсов государством. Нерушимым оставался и принцип исключительности государственной «ничьей» собственности. Не предусматривались такие важнейшие элементы рыночного хозяйства, как свобода перемещения, права человека, социальные механизмы защиты работников. Неудивительно, что осуществление реформы 1965 г. привело лишь к частным и временным результатам: в 1966—1970 гг. удалось достичь максимальных, по сравнению как с предыдущей пятилеткой, так и с последующим периодом, среднегодовых темпов прироста национального дохода и роста производительности труда. Но в большей степени положительные сдвиги в экономике наметились не в результате реальных изменений хозяйственного механизма, а вследствие беспрецедентного роста добычи нефти, газа, сырья и их экспорта. Еще менее успешной была реформа 1979 г., проводимая согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования, совершенствовании экономического стимулирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на эффективность производства и качества работы». К этому времени консервативное направление сторонников сохранения жесткой плановой системы хозяйства окончательно победило. Несмотря на то, что в документах реформы содержались призывы к внедрению новой системы плановых показателей, развитию хозрасчетных отношений, повышению эффективности использования стоимостных рычагов и экономических стимулов, никаких практических результатов достигнуть не удалось. По-прежнему не учитывались рыночные отношения, цены продолжали устанавливаться в централизованном порядке, валовые показатели работы предприятий трансформировались в показатели объема реализованной продукции, что не меняло существа дела. В партийных и хозяйственных директивах 1970-х-первой половины 80-х гг. с завидным постоянством аргументировалась необходимость перехода к интенсивным факторам развития, ставились задачи повышения благосостояния народа. Однако плановые показатели из пятилетки в пятилетку не выполнялись, нарастал груз нерешенных проблем. При внешнем благополучии страна дешевых продуктов и услуг продолжала жить в кредит, а стагнирующая экономика постепенно лишалась своих последних ресурсов. В 9-й пятилетке (1971-1979 гг.) объем промышленного производства вырос на 25% по сравнению с 39% в 8-й пятилетке. В 1,5 раза по сравнению с предыдущим пятилетием сократился прирост общественной производительности труда. Ставка делалась на закупки товаров широкого потребления за границей в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновимых источников. Именно в 1960-е гг. начинается невиданные по своим масштабам освоение и эксплуатация новых нефтегазовых месторождений в Сибири и на Севере страны. Ведется строительство гигантских трубопроводов для транспортировки «жидкого золота» с востока на запад. С 1971 по 1980 г. добыча нефти увеличилась почти в 7 раз, газа - более чем в 8 раз. После повышения мировых цен на нефть доходы СССР от ее реализации за рубежом с 1974 по 1984 г. составили, по приблизительным подсчетам, около 176 млрд. инвалютных рублей. Эти сказочные средства направлялись не на структурную и технологическую перестройку народного хозяйства, как в странах «третьего» мира, а на развитие добывающих сырье отраслей промышленности, финансирование строительства предприятий-гигантов, бесперспективных и экологически гибельных долгостроев. В начале 1970-х гг. вышла на полную мощность самая крупная в мире того времени Красноярская ГЭС, возникли Ленинградское оптико-механическое объединение, выпускавшее около 600 наименований продукции, московский завод «ЗИЛ», включавший 15 заводов-филиалов. Гигантомания лишала производство гибкости, препятствовала быстрому внедрению новых научных разработок. Наиболее неповоротливыми и отсталыми являлись предприятия легкой промышленности, десятилетиями выпускавшие устаревшую и не пользующуюся спросом населения продукцию. Зачастую крупные хозяйственные программы и проекты не были научно обоснованы и согласованы между собой. В результате, например, загруженность БАМа, в строительство которого к середине 1980-х гг. было вложено 9 млрд. рублей, оказалась в 50 раз ниже, чем загруженность средней советской железной дороги, а создание социальной инфраструктуры осталось за рамками хозяйственной сметы. Развернувшиеся широким фронтом ирригационные работы привели к нарушению водного баланса Волги и Кубани, Днепра и Дона, Каспийского и Азовского морей, явились причиной обострения экологической ситуации, снижения вылова ценных пород рыб. Форсирование темпов строительства и ввода в действие атомных электростанций без должной научной проработки предопределило трагедию Чернобыльской АЭС, породило экологические проблемы в районах действия других АЭС. Помимо финансирования «строек века» и гигантских проектов типа абсурдной переброски вод северных рек, поток «нефтедолларов» был направлен на развитие военной промышленности и космической индустрии. Военные расходы поглощали около 20% валового национального продукта. Щедрые денежные субсидии в эту сферу экономики позволили СССР в 70-е гг. добиться военного паритета с США по численности войск, количеству танков и артиллерии, числу носителей ядерного оружия, его количественному объему, добиться первенства по многим показателям в освоении космического пространства. Демагогические заявления политических руководителей СССР о направленности развития отечественной экономики в сторону беспрерывного дальнейшего роста благосостояния советских граждан плохо согласовывались с реальными экономическими «перекосами». И хотя в публичных официальных отчетах о состоянии дел в экономике на этих диспропорциях не акцентировалось внимание общественности, несоответствие между группами «А» и «Б» продолжало сохраняться в пользу преимущественного развития первой. Сферы же науки, образования, искусства из пятилетки в пятилетку продолжали финансироваться по остаточному принципу. Вопреки распространенной в 70-е-начале 80-х гг. легенде о том, что среднедушевой доход в СССР выше, чем ФРГ, Дании, Нидерландах, Великобритании, Бельгии, Италии и некоторых других зарубежных странах, современные подсчеты отводят СССР в 1985 г. лишь 77-е место в мире по уровню потребления на душу населения. Критикуя Н.С. Хрущева за «волюнтаризм» и непродуманные эксперименты в области сельскохозяйственного производства, советское руководство стремилось избегать «кампаний» прошлых лет и проводило политику широкомасштабной материальной поддержки села. Уже в 1965 г был снижен план государственных закупок зерна, а закупочные цены повышены. Сверхплановая продукция оставалась в хозяйствах и сдавалась государству на строго добровольной основе по ценам, до 50% превышающим закупочные. Были увеличены капиталовложения в аграрный сектор: за 1970-е - начало 1980-х гг. в агропромышленный комплекс страны было вложено более 500 млрд. руб. Осуществлялась поддержка личных подсобных хозяйств: их размер был увеличен до 0,5 га, отменен налог с лиц, имеющих скот и разрешена продажа кормов владельцам скота. Государственная политика поддержки аграрного сектора, объективно направленная на дальнейшие централизацию и огосударствление сельского хозяйства, принесла лишь временные результаты: в 1966 г. впервые практически не производились закупки продовольствия за границей, но впоследствии они были возобновлены. Труд селян продолжал оставаться мало производительным, во многом ручным и тяжелым. Продолжался отток селян, особенно молодежи, в города. Многие деревни оказались на грани вымирания. Проводилась политика укрупнения сельскохозяйственных единиц и отказа от многоотраслевой структуры сельского хозяйства. На всех уровнях пропагандировалась идея создания крупных хозяйств-гигантов монопольного профиля: зерновых, животноводческих, фруктовых. Вместо техники, приспособленной для нужд индивидуального хозяйства, появились сверхмощные комбайны «Нива» и «Колос» с двигателями около 70 лошадиных сил (против 40-50 л. с. в предыдущие годы), которые нещадно уничтожали верхний, наиболее плодородный слой почвы. Очередным шагом по пути укрупнения аграрных хозяйств стало образование межхозяйственных объединений, включавших не только колхозы и совхозы, но и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Удачный опыт работы хозяйств такого рода на Украине, в Молдавии, на юге России был искусственно распространен на всю территорию СССР и привел к еще большей административно-бюрократической централизации аграрного сектора. В 1980-е гг. формируется единый гигантский агропромышленный комплекс, объединяющий все отрасли экономики, связанные с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и снабжением ими населения. Именно Госагропром СССР вместе с его региональными подразделениями призван был реализовать Продовольственную программу, принятую в 1982 г. по инициативе М.С. Горбачева, курировавшего в те годы сельское хозяйство в ЦК КПСС. Цель программы состояла в том, чтобы достичь продовольственного изобилия в стране к 1990 г. Однако сама концепция программы содержала противоречившие друг другу ориентиры: всемерную поддержку государством личного подсобного хозяйства параллельно с ростом численности и полномочий агропромышленной бюрократии. В результате беспрецедентные средства, выделяемые селу, до крестьянина не доходили. Сельский труженик по-прежнему не был материально заинтересован в повышении производительности своего труда, прежними оставались экономические отношения и хозяйственный механизм в деревне. Пытаясь хоть как-то стимулировать рост производства сельскохозяйственной продукции, государство выделяло селянам лимиты на приобретение дефицитных в то время легковых автомобилей, телевизоров, стиральных машин. Но количество продовольствия от этого в стране не увеличивалось. За 1965-1985 гг. ввоз мяса из-за рубежа вырос в 12 раз, рыбы - в 2, масла - в 60, сахара - в 4,5, зерна - в 27 раз. К середине 1980-х гг. сельское хозяйство страны оказалось в состоянии тяжелейшего кризиса. Советская экономика второй половины 1960-х-первой половины 1980-х гг. напоминала, таким образом, гигантскую пирамиду, на вершине которой находились оборонные отрасли промышленности, заводы-гиганты и стройки-гиганты. Ориентирована была эта пирамида, вопреки логике развития мировой цивилизации, не на удовлетворение потребностей населения, а на производство ради самого производства, что задавало определенные социальные параметры всей советской системе. Экстенсивный характер развития этой системы, ориентированной в основном на «проедание» природных богатств, делал ее все более зависимой от колебаний мировых цен на экспортируемое топливо. Падение мировых цен на уголь и нефть в середине 1980-х гг. усугубило нараставшие в предыдущие годы проблемы, породило глубочайший кризис советской экономики. Применяемое в официальных документах и публицистике для характеристики рассматриваемого периода понятие «застой» страдает содержательной недостаточностью. Оно характеризует экономическое состояние, где действительно все более обнаруживалась тенденция к стагнации, но в других сферах - политике, общественной жизни и культуре - оно не раскрывает всей сложности и противоречивости процессов. В политической области после 1964 г. происходило откатывание назад в сравнении с десятилетним периодом хрущевской «оттепели», отказ от реформ и во многом возвращение к командно-административным методам сталинского времени. Очевидно, что это был не застой, а кризис всей системы. В общественной же жизни и культуре существовали различные, в том числе и противоположные, тенденции. Применение к этим сферам данного понятия вообще неправильно, так как в них вызревали и нашли выражение, наряду с официозными направлениями, такие движения, которые подготавливали собой перелом в обществе, последовавший в середине 80-х гг. и ставший началом обновления его. На протяжении 60-х гг. в политическом развитии страны происходило противоборство линии, начавшейся при Хрущеве и связанной с демократизацией общества, и линии консервативной. Окончательный поворот определился в конце 60-х гг. в пользу консервативных сил. Особенно это проявилось в 1968 г. в момент чехословацких событий и вступления войск Варшавского союза в Чехословакию. После 1964 г. брежневское руководство объявило курс на стабильность в обществе, его старались придерживаться и в экономике, и в политике, и в работе с кадрами. Обычно сейчас этот курс объясняют только нежеланием Брежнева и его руководства что-либо менять. Более вдумчивые исследователи обращают внимание и на то, что для такой политики имелась определенная, и не малая, социальная база. Консервативные настроения были характерны для достаточно широких слоев населения. Они основывались на удовлетворенности и гордости за достигнутые мучительнейшей борьбой положительные результаты в стране, которые, конечно, имелись; усталостью от трагических страданий прошлого и неупорядоченных, лихорадочных преобразований Хрущева; страхом, что новые перемены вызовут конфликты и даже войну, которая еще была жива в памяти у народа. Конечно, многие были неудовлетворены положением в стране, уровнем жизни, но и они были склонны к социальному согласию. После многочисленных хрущевских перестроек многими положительно воспринималась политика брежневского отношения к кадрам, что обеспечило ему поддержку со стороны партгосноменклатуры. В политическом лексиконе с 1966 г. появляется понятие «развитой социализм». Первоначально эта концепция возникла и развивалась как естественное стремление к критическому осмыслению советского социализма и его конкретно-исторических этапов, но в дальнейшем оно становится одним из важнейших оснований официальной идеологии застоя (утверждалось, что такой социализм в СССР построен: якобы достигнута социальная однородность, решен национальный вопрос, осуществлен высокий скачок в материально-технической базе, наблюдается рассвет социалистической демократии и т.д.). В политической жизни большое место занимали юбилеи государства: годовщины Октябрьской революции, 50- и 60-летие образование СССР, 100-летие с рождения В.И. Ленина и др. при всем их общегосударственном значении, призванные создать атмосферу полного благополучия и сопровождавшиеся длительными пропагандистскими кампаниями (трудовые вахты, соревнования, торжественными собраниями, вручениями государственных орденов, медалей и т.д.). В политике и пропаганде утвердилась практика декларативных речей и пустословия, разрастается управленческий аппарат (около 18 млн. человек), в среде партгосноменклатуры формируется иерархическая лестница, своеобразные касты, широко развивается система ее привилегий (квартиры, дачи, автомобили, спецмаги, медицинское и санаторное обслуживание и др.). В обществе росли настроения «обыденщины», у многих людей утрачивалась вера в идеалы (т.к. разрыв между лозунгами и реальностью), заметно развивается социальная апатия, групповой эгоизм, психология «маленького человека», пренебрежение к общественному достоянию, когда «урвать» у государства не считается зазорным, модным становится понятие «вещизм» (данная тема получила широкое обсуждение в советских СМИ), в 60-е гг. особенно среди интеллигенции крупных городов возникает политическая оппозиция (диссидентское и правозащитное движения, националистические движения Украины, Прибалтики, Кавказа). В исследуемую эпоху во главе партии и государства стояли следующие фигуры: Л.И. Брежнев (1964 – 1982 гг.), Ю.В. Андропов (1982 – 1984 гг.), К.У. Черненко (1984 – 1985 гг.)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|