Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самостоятельной работы студентов (СРС).



СИЛЛАБУС

 

 

По нормальной физиологии - Fiz 1204

Для специальности - 051302 «Стоматология»

Кафедра нормальной физиологии

Курс - второй Семестр - четвертый

Всего________135_______ часа

Лекции______5_______ (часов)

Практические

(семинарские) занятия

_____________40________ ( часов)

CРСП________45________ (часов)

Всего аудиторных __90___ (часов)

Внеаудиторная самостоятельная

Работа студентов (СРС)

_____________ 45_______ (часов)

Форма контроля: экзамен

Алматы, 2013 г.

Силлабус составлен доцентами Жумаковой Т.А. и Махамбетовой М.Б. преподавателем Кожаниязовой А.Н на основании типовой программы по нормальной физиологии для студентов мед. ВУЗов, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования и на основании рабочей программы, рассмотрен и одобрен на заседании кафедры нормальной физиологии

Протокол № __ от «____»______200_г.

 

 

Заведующий кафедрой

Профессор _______________________________________ Соколов А.Д.

 

 

1. Общие сведения:

1.1. Наименование вузаКазахский Национальный медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

1.2. Кафедранормальной физиологии

1.3. Дисциплина «Нормальная физиология», Fiz 1204

1.4. Специальность: 051302 «Стоматология»

1.5. Объем учебных часов -135 часа

1.6. Курс и семестр изучения -2 курс, 4 семестр

1.7. Сведения о преподавателях:

Жумакова Т.А. – к.м.н., доцент, научные интересы – гемодинамика, лимфолинамика, экология, ЗОЖ. Научные достижения: опубликовано более 70 научных работ.

Махамбетова М.Б. – к.м.н., доцент, научные интересы – кровообращение, гемодинамика, экология, ЗОЖ. Научные достижения: опубликовано более 60 научных работ.

Кожаниязова А.Н.- преподаватель, научные интересы – антистарение, дыхания,ЗОЖ. Научные достижения: опубликовано более 10 научных работ.

 

1.8. Контактная информация: место нахождения кафедры(г.Алматы, ул. Богенбай батыра 153-А. Телефон: 8(3272)92-07-00.

1.9. Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.

1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий. В случае отсутствия студента на занятии и лекции по неуважительной причине - выставляется 0 баллов.

2. Обязательное выполнение 1 вида СРС. При невыполнении СРС или плагиате (умышленном присвоении чужого труда) - выставляется 0 баллов.

3. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту не ставится балл за практические работы.

4. Сдача протоколов практических работ, тестов, ситуационных задач, а также защита темы СРС в установленное время согласно календарному тематическому плану, т.е. не позднее недели, соответствующей данному разделу, указанной в УМКД (в противном случае снижается балл в соответствии с критериями оценок).

5. Сдача рубежного контроля в срок, пересдача не разрешается.

6. Студент должен являться на занятия вовремя (без опоздания).

7. Наличие чистого, выглаженного, белого халата

8. Уважительное отношение к ППС и студентам

9. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедрой.

 


2. Программа:

Введение

Физиология – фундаментальная экспериментально-теоретическая наука о жизнедеятельности целого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, механизмах регуляции при взаимодействии организма с окружающей, в том числе и социальной средой.

Особенностями современного периода развития физиологии является углубление аналитического направления – исследование мембранных, клеточных процессов, биофизических механизмов возбуждения и торможения, использование достижений науки и техники с одновременным использованием системного подхода к изучению целенаправленного поведения человека в естественных условиях среды обитания, условиях производственно-трудовой, спортивной, авиационной, космической и др. видов деятельности. Физиология, в настоящее время, рассматривается как научная основа диагностики здоровья, здорового образа жизни и прогнозирования функционального состояния работоспособности человека. Большое внимание отводится изучению влияния социальных факторов на процессы жизнедеятельности организма человека. Физиология – важнейшая часть теоретических дисциплин, благодаря которой студент-медик познает общие закономерности жизнедеятельности здорового организма.

Объектом изучения физиологии является живой организм и функции его частей: клеток, тканей, органов и систем. Изучение организма здоровых людей позволит будущим врачам быстрее овладеть методами функциональной диагностики, оценить состояние здоровья и адаптации организма, уровень его функционирования по степени отклонения физиологических функций от нормы. Раскрытие закономерностей физиологии человека – необходимое условие дальнейшего увеличения продолжительности жизни, рациональной организации оздоровления и облегчения условий труда и быта, открытия новых методов предупреждения и лечения заболеваний. Физиология – основа социальной и личной гигиены, охраны здоровья матери и ребенка, школьной гигиены, рациональной организации труда, учебного процесса в школах. Таким образом, на знаниях нормальных функций организма человека основаны как профилактическая, так и клиническая медицина.

 

2.2. Цель дисциплины:

Формировнание у студентов знаний об основных закономерностях функционирования всех систем организма здорового человека и механизмов их регуляции,

Формирование навыков проведения физиологических экспериментов и умения формировать навык оценки результатов проведенного исследования,

Развивать коммуникативные навыки путем введения новых терминов и понятий;

Формирование правовой компетенции – правила техники безопасности при работе с физиологическими приборами, знание нормативных правовых документов доклинических дисциплин (Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, Закон о труде, Закон об образовании РК от 27.07.2007г., Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от 24.04.2006г.,

Государственная Программа развития образования в РК, Закон о коррупции РК)

Мотивировать у студентов стремление к изучению предмета физиологии, формировать и развивать навыки самостоятельной работы с информацией и с базами ЕВМ, формировать и совершенствовать аналитические способности студента при работе с профессиональной литературой, формировать стремление к непрерывному повышению знаний в течение жизни.

 

2.3. Задачи дисциплины:

· формирование у студентов основ физиологического мышления;

· формирование понятия об основных физиологических константах здорового человека;

· раскрыть основные закономерности механизмов формирования целостных реакций;

· формирование у студентов системных знаний о жизнедеятельности организма человека как целого и во взаимосвязи с окружающей средой;

· раскрыть сущность постановки научного эксперимента и работы с физиологической аппаратурой;

· формирование методов оценки функционального состояния организма и его систем;

· освоение принципов работы с физиологической аппаратурой.

· Демонстрировать или показать технику работы физиологической аппаратурой,

· Ознакомить с правилами техники безопасности при работе с физиологическими приборами,

· Ввести новые понятия и дать определения физиологических терминов

 

2.4. Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

Владеть знаниями (Когнитивная компетенция):

· О предмете, целях, задачах дисциплины и ее значение для своей будущей профессии;

· О закономерностях функционирования здорового организма и механизмы регуляции физиологических процессов, рассматриваемые с позиций общей физиологии, частной физиологии и интегративной поведенческой деятельности человека;

· О сущности методик исследования различных функций здорового организма, используемых в медицине.

· О принципах наиболее важных методик исследования функций здорового организма;

· Об информационной ценности различных показателей (констант) и механизмов регуляции органов, систем и деятельности целого организма;

· О сущности методик исследования различных функций здорового организма, используемых в медицине с акцентом на челюстно-лицевой области.

Владеть навыками:

Проведения физиологических исследований (Операциональная компетенция):

владеть навыками:

· Динамометрии;

  • Электроэнцефалографии

· Пальпации артериального пульса;

· Измерения артериального давления по метооду Короткова;

· Спирометрии

· Термометрии

· Изучение функции органов полости рта (мастикациография, гнатодинамометрия и т.д.).

  • Определении остроты зрения
  • Исследования костной и воздушной проводимости звука
  • Эстезиометрии
  • Исследовании вкусовой чувствительности
  • Принципов составления пищевых рационов

Коммуникативными навыками (Аксиологическая компетенция):

· Развивать способность студентов понимать физиологические процессы, регулирующие

деятельность организма и оценивать их методами инструментального обследования;

· Формирование навыков проведения физиологических обследований органов и систем;

· Формирование освоения навыков и методов взаимоотношения «студент – преподаватель»,

«студент- студент».

· Формирование навыков создания благоприятного психологического климата в учебной группе.

Правовая компетенция (Знание законов РК):

· Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе

здравоохранения». Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан.

· Закон о труде

· Закон об образовании РК от 27.07.2007г.,

· Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от

24.04.2006г.

· Государственная Программа развития образования в РК.

· Закон о коррупции РК.

Самообразование (Самосовершенствование и развитие):

· Совершенствование стремления к непрерывному повышению знаний в течение жизни.

· Совершенствование своих знаний самостоятельным поиском материала из современной научной литературы;

· Работа с электронными носителями информации и базами ЕВМ;

· Самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка рефератов, презентаций, буклетов, кроссвордов;

· Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации;

· Консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:

2.5. Пререквизиты: химия, медицинская биофизика, молекулярная биология, анатомия, гистология

2.5. Постреквизиты:биохимия, патологическая физилогия, фармакология, микробиология.

2.6. Краткое содержание дисциплины: Изучаются содержание, предмет, методы исследования физиологии. Связь физиологии с другими дисциплинами. Понятие об организме и гомеостазе. Физиологические процессы и функции организма. Механизмы регуляции физиологических процессов. Физиология систем организма.


2.7. Тематический план лекций

Дата Темы Форма проведения Продолжит. в часах
1.   Предмет физиологии. Физиология возбудимых тканей: параметры возбудимости, биопотенциалы, механизм их происхождения. Обзорная лекция с применением презентации
2.   Рефлекторная деятельность ЦНС. Торможение в ЦНС, его механизмы. Роль эндокринной системы в регуляции функций организма. Обзорная лекция с применением презентации
3.   Защитные функции крови. Механизм свертывания крови. Гемостаз. Обзорная лекция с применением презентации
4.   Регуляция функций сердечно-сосудистой ситемы. Обзорная лекция с презентацией
5.   Оральный анализатор. Роль ВНД в адаптивно-приспособительных реакциях организма. Обзорная лекция с применением презентации
  всего:       5 час.

2.7. Календарно – тематический план практических занятий и СРСП

Дата проведения Тема занятий Форма проведения Объем учебных часов
        Практика СРСП
  Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей. Возбудимые ткани, возбудимость. параметры возбудимости, потенциал покоя, потенциал действия. Выполнение практических работ, обсуждение темы 2.5  
Механизм мышечного сокращения. Сила и работа жевательной мускулатуры. Мастикациография. Консультация по теме и ролевая игра «Механизм мышечного сокращения»  
  Физиологические свойства мышц. Виды мышечных сокращений. Законы проведения возбуждения по нервам. Парабиоз. Выполнение практических работ, обсуждение темы Оценка операционной компетенции (Прием практических навыков «Динамометрия»). 2.5  
Физиологические свойства синапсов. Особенности распространения возбуждения в Ц.Н.С. Консультация по теме  
  Рефлекторная деятельность ЦНС. Торможение в Ц.Н.С. Выполнение практических работ, освоение клинико-физиологических методик, обсуждение темы Оценка операционной компетенции (Прием практических навыков: «Спинномозговые рефлексы человека») 2.5  
Физиология спинного и продолговатого мозга, стволовых структур мозга. Консультация и обсуждение темы  
  Рубежный контроль по физиологии возбудимых тканей, ЦНС и ВНС Устный или письменный опрос, тестирование  
Вегетативная (автономная) нервная система. Консультация по теме  
  Железы внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Выполнение практических работ, обсуждение темы 2.5  
Частная физиология ЖВС. Консультация по теме:  
  Свертывание крови, группы крови., резус фактор Устный или письменный опрос, тестирование 2.5  
Количество, состав, свойства и функции крови. Форменные элементы. Консультация и обсуждение темы  
  Методы исследования сердечной деятельности. Выполнение практических работ, обсуждение темы 2.5  
Физиологические свойства сердечной мышцы Консультация по теме  
  Регуляция сердечной деятельности Выполнение практических работ, обсуждение темы 2.5  
Параметры гемодинамики. КД, пульс. Обсуждение вопросов темы. Работа с таблицами. Прием практических навыков: Определение артериального давления; Определение артериального пульса.  
  Рубежный контроль по физиологии желез внутренней секреции, крови и кровообращения. Устный или письменный опрос, тестирование  
Регуляция сосудистого тонуса. Микроциркуляция. Консультация по теме  
  Внешнее дыхание. Дыхательные объемы. Выполнение практических работ, обсуждение темы. Прием практических навыков: Спирометрия   2.5  
Регуляция дыхания. Консультация по теме  
  Физиология пищеварения. Методы исследования функций органов пищеварение Состав пищеварительных соков Выполнение практических работ, обсуждение темы. 2.5  
Моторная и всасывательная функции Ж.К.Т. Консультация по теме.  
  Рубежный контроль по физиологии дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии. Устный или письменный опрос, тестирование. Прием практических навыков: определение должного основного обмена с помощью таблиц.  
Обмен веществ и энергии. Рациональное питание. Физиология терморегуляции, выделения, потоотделения. Выполнение практических работ, определение температуры различных участков тела человека  
  Физиология зрительного, орального, вкусового, соматосенсорного анализаторов. Выполнение практических работ, обсуждение темы. 2.5  
Физиология обонятельного, слухового, вестибулярного анализаторов. Консультация по теме:  
  Деятельность ВНД, её нейрофизиологические механизмы. Виды коркового торможения. Типы ВНД, I и II сигнальные системы организма. Обсуждение вопросов темы. Решение ситуационных задач.    
Эмоции,память, сон. Архитектура поведенческого акта ( П.К.Анохин). Выполнение практических работ, обсуждение темы.  
  Рубежный контроль по физиологии анализаторов и ВНД. Правовые компентенции Коммуникативные компентенции   Устный или письменный опрос, тестирование  
Подведение итогов рейтинга допуска по дисциплине    
    Всего 40 часов 45 часа

Задания для самостоятельной работы студентов (СРС).

Тема самостоятельной работы Форма проведения Прод (в час)
1. Биологические мембраны, структура, функции. Транспорт веществ через мембрану, виды, механизм. Презентация или составление тестов. 1,5
2. Гальванические явления, возникающие при наличии металлических включений в полости рта. Современные методы определения возбудимости органов полости рта. Презентация.
3. Основы рационального питания.   Презентация. 1,5
4. Пищеварение в ротовой полости. Формирование пищевого комка. Презентация.
5. Физиологические свойства жевательных мышц. Сила и работа жевательных мышц. Методы оценки функционального состояния жевательного аппарата. Презентация.
6. Вкусовая рецепция. Функциональное значение языка, как полифункционального органа ротовой полости. Гастролингвальный рефлекс. Презентация.
7. Микроциркуляторные особенности органов ротовой полости и методы оценки гемодинамики в них. (Реография) Презентация. 1,5
8. Роль желез внутренней секреции в регуляции минерального обмена в тканях зуба и влияние гормонов ЖВС на состояние зубочелюстной системы. Презентация.
9. Защитные механизмы биологических жидкостей полости рта. Презентация. 1,5
10. Свертывающая и антисвертыващая системы крови. Причины нарушения свертывания крови в стоматологической практике. Презентация.
11. Физиологические механизмы иммунитета. Составление глоссария или кроссворда по терминам.
12. Регуляция артериального давления. Составление тестов. 1,5
13. Роль органов полости рта и дыхания в формировании речи. Презентация или доклад.
14. Значение витаминов для организма Презентация или составление тестов. 1,5
15. Значение половых гормонов Презентация 1,5
16. Гормоны ЖКТ, тканевые гормоны Составление тестов 1,5
17. Вкусовые и обонятельные контрасты. Реферат. 1,5
18. Теория восприятия запахов и вкусов. Презентация
19. Соматические и висцеральные боли. Доклад или составление тестов и ситуационных задач.
20. Физиологические основы местного обезболивания, применяемого в стоматологической практике и физиологическое обоснование немедикаментозных методов лечения. Презентация.
21. Сон и гипноз. Доклад или составление тестов и ситуационных задач. 1,5
22. Физиология труда. Презентация. 1,5
23. Речь. Функции речи. Составление тестов; подготовка иллюстративного материала (схем-рисунков). 1,5    
24. Функциональная ассиметрия коры больших полушарий. Презентация 1,5
25. Физиологические основы адаптации Презентация
26. Учение Г.Селье о стрессе. Эмоциональный стресс Презентация 1,5
  Итого   45 часов

2.9. Список рекомендуемой литературы

На русском языке:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. – М., 2002.

3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

6. Общая физиология. Методические указания для студентов./Под ред.А.Д. Соколова. – Алматы, 2006.

7. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: Изд-во РУДН, 2001.

2. Атлас по нормальной физиологии /Под ред. А.В.Коробкова, А.С.Чеснокова. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентовю /Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.

6. Физиология человека. /Н.А., Агаджанян и др. – Алма-Ата: Казахстан, 1992. Т.I,II.

7. Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

8. Нормальная физиология. Учеб.пособие. /Под ред.В.А. Полянцева. – М.:Медицина, 1989

9. Нормальная физиология: Учебник./ Под ред. Р.-С.Орлова, А.Д.Ноздрачева. - М.:Геотар-Медиа», 2006.

10. Рафф Г. Секреты физиологии. Пер. с англ. М. – СПб.: Изд. «БИНОМ», - «Невский диалект», 2001.

11. Физиология человека. В 4-х томах. Пер. с англ./Под ред.Р.Шмидта и Г.Тевса. – М.:Мир, 1996.

На казахском языке:

Основная:

1. Сәтбаева Х.Қ., Өтепбергенов А.А., Нілдібаева Ж.Б. Адам физиологиясы (Оқулық). – Алматы.: Издательство «Дәуір», 2005. 663 б.

2. Қалыпты физиологиядан тәжірибелік сабақтарға жетекшілік нұсқаулар./ Сайдахметова А.С., Рахыжанова С.О. Семей, 2006 г. - 174 бет.

3. Қанқожа М.Қ. Қозғыш ұлпалар физиологиясы. – Алматы, 2004 ж. – 78 бет.

4. Қалыпты физиология. Студенттерге арналған әдістемелік нұсқаулар /Жауапты ред. Махамбетова М.Б., Жумакова Т.А., Байжанова Н.С. – Алматы, 2007.

Дополнительная:

1. Организмнің шартты-рефлекторлық әрекеті және оның нейрофизиологиялық тегершіктері. Жоғарғы жүйке іс-әрекетінің типтері.Ибраева С.С.. - Астана, 2006

2.Рымжанов К.С., Төленбек И.М. Адам мен жануарлар физиологиясы. Оқулық. Ы.Алтынсарин атындағы қазақтың білім академиясы, Алматы, 2000.

3. Тағам туралы толғау. А.А.Покровский. Алматы, Қайнар, 1990. - 288 б.

На английском языке:

Основная:

1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders company. - 2005.

Дополнительная:

1. K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., New Deili, 2000.

2. L.K.Mattews (ed). Cardiopulmonary Anatomy and Physiology. Phyladelphia – New York, 1996.

3. Marion Bennion (ed.). Science of food. New York – Toronto – Singapore. John Wiley & Sons, 1980.

4. Relating Theory and Data: Essays of human Memory. New Jersey - London, 1991.

 

 


2.10. Методы обучения и преподавания:

Формы проведения лекций, практических занятий и СРС.

Лекции – обзорные с применением презентации.

Практические занятия - выполнение практических работ (экспериментальные исследования на животных, освоение клинико-физиологических методик), работа с таблицами, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа с интерактивными обучающими программами; оформление протоколов и рубежный контроль.

СРС - работа с учебной и дополнительной литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; составление тестов и ситуационных задач, подготовка рефератов, докладов по темам, подготовка презентаций, составление глоссария или кроссворда по терминам, подготовка иллюстративного материала (схем-рисунков).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.