Другие принципы проектирования
Очевидно, что для оценки качества проектируемой системы критериев сцепления и связности недостаточно. Например, если бы мы осуществляли оценку только по критерию сцепления, мы бы всегда получали системы, состоящие из одного модуля. Связность этого единственного модуля также была бы вполне приемлемой. Ниже кратко рассматриваются другие принципы проектирования, позволяющие получать качественные системы. 1) Принцип факторизации. Под факторизацией понимается выделение подзадачи, реализуемой некоторым модулем, в новый самостоятельный модуль. Это может быть сделано по следующим резонам:
2) Принцип единства решения. Процесс любого решения состоит из двух частей: распознавания того, какое действие выбрать, и исполнения этого действия. Поскольку эти две составляющие решения очень различны, информационные объекты, используемые при распознавании и исполнении также могут существенно различаться и, следовательно, могут быть недоступными в одном модуле. Такая ситуация получила название расщепления решения (decision split). Сильное расщепление решения (хотя иногда расщепления не удается избежать) обычно является симптомом плохой организации модулей. Исполнительная часть решения должна располагаться как можно ближе к распознавательной части, чтобы распознанной информации не пришлось долго “блуждать” для того, чтобы быть обработанной. 3) Обработка ошибок. Сообщения об ошибках целесообразно формировать и визуализировать в модуле, который ошибку обнаруживает (и, следовательно, “знает”, что это за ошибка). Тексты сообщений рекомендуется хранить вместе по следующим резонам:
4) Принцип отсутствия памяти. Когда вызванный модуль возвращает управление вызвавшему его модулю после выполнения своей функции, этот модуль “умирает”, оставляя после себя только результат. При повторном вызове он делает свою работу так, как будто бы он родился впервые. Модуль не помнит, что происходило в его предыдущих жизнях. Однако, существует тип модуля, который знает о своем прошлом благодаря так называемой памяти состояния. Память состояния (state memory) - это информационный объект внутри модуля, который продолжает существовать неизмененным между двумя вызовами модуля. Работа модуля с памятью состояния в общем случае непредсказуема, это означает, что хотя модуль вызывался с одинаковыми фактическими параметрами, исполняться он может по-разному, и результаты его работы при разных вызовах могут быть различными. Сопровождение такого модуля резко усложняется. 5) Инициализация и завершение. Как правило, модули инициализации и завеpшения являются тpудными для сопpовождения из-за их плохой (временной) связности и сильного сцепления. Общая рекомендация по решению этой проблемы - инициализацию каждой функции желательно выполнять как можно позже, а действия по завершению каждой функции должны производиться как можно раньше. И, конечно, необходимо проводить инициализацию и завершение как можно ближе к тому, что инициализируется или завершается. 6) Компромисс между ограниченностью и обобщенностью. Ограниченный модуль обладает по крайней мере одной из следующих характеристик:
Противоположная крайность ограниченному модулю - сверхобобщенный модуль, обладающий по крайней мере одной из следующих характеристик:
7) Принцип минимизации избыточности. Если любой факт, условие или реализационное решение явно проявляются в более чем одном модуле, то усилия по сопровождению, состоящие из нахождения всех случаев этого факта и их изменения, увеличиваются. Также возникает опасность того, что человек, сопровождающий такую систему, забудет изменить один из дублей. 8) Нагрузка по входу и выходу. Под нагрузкой модуля по входу понимается количество непосредственных вызывающих его модулей. Соответственно, нагрузка модуля по выходу - это количество непосредственно подчиненных ему модулей. По уже упоминавшимся выше причинам нагрузка по выходу не должна превышать 6-7 модулей. Высокая нагрузка по входу требует от модуля хорошей связности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|