СХЕМА СТРУКТУРНОГО (ЭТАПНОГО) АНАЛИЗА УРОКА.
Лучше, если первым уроком теоретического обучения, посещенными студентом, станет комбинированный урок, в структуре которого присутствуют почти все элементы (или большинство из них): организационный этап; проверка выполнения домашнего задания; подготовка обучающихся к изучению нового материала; закрепление нового материала; подведение итогов урока; инструктаж по выполнению домашнего задания.
По ходу урока необходимо фиксировать содержание каждого этапа, отмечать используемые преподавателем методы и делать выводы об их результативности и достижении дидактической задачи.
Оценить правильность собственных выводов можно при помощи приводимой таблицы:
Дидактическая задача
| Содержание этапа
| Условия достижения
положительного
результата
| Показатели выполнения
дидактической цели
этапа
|
|
|
|
| I. Организационный этап
| Подготовка обучающихся к началу работы на уроке
| Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся; выявление отсутствующих; проверка готовности обучающихся к уроку и подготовленности кабинета, дидактических средств; организация внимания
| Своевременное начало урока, требовательность, доброжелательность преподавателя, отсутствие многословия, четкость
| Кратковременность оргмомента; быстрое включение обучающихся в деловой ритм; полная готовность группы и учебного оборудования к уроку
| II. Проверка выполнения домашнего задания
| Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; устранить
выявленные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки
| Выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов; Проверка различными методами объема и качества усвоения материала, характера мышления обучающихся степени сформированности общественных навыков и умений; комментирование ответов обучающихся; оценка знаний, умений и навыков
| Оперативность преподавателя; использование системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания большинством обучающихся
(индивидуальный и фронтальный опрос, творческие, тестовые задания и т.д.)
| Возможность за короткий промежуток времени установить уровень знаний большинства обучающихся и типичные недостатки, актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков
| III. Подготовка обучающихся к изучению нового материала
| Подготовить обучающихся к определенному виду учебно-познавательной деятельности; сформировать познавательные мотивы предстоящей деятельности
| Сообщение темы, целей и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка учебной проблемы
| Предварительная актуализация известного и опора на жизненный опыт обучающихся; умение преподавателя четко сформулировать цель и задачи урока; оценить значимость нового учебного материала для обучающихся
| Активность познавательной деятельности обучающихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание обучающимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)
| IV. Изучение нового материала
| Дать конкретное представление об изучаемых процессах, явлениях; добиться от обучающихся восприятия и
| Сообщение преподавателем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала обучающимися; организация внимания; проверка
| Использование разнообразных приемов и методов, усиливающих восприятие изучаемого материала; вычленение в изучаемых объектах и
| Правильность ответов и действий обучающихся в процессе работы над новым материалом; активное участие обучающимися в подведении итогов урока; уровень
| усвоения материала; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки
| глубины понимания обучающимися изучаемого материала
| процессах наиболее существенных признаков; запись в тетрадях определений, понятий, опорных пунктов плана, тезисов конспекта, составление таблиц, схем и т.д.; проверка глубины понимания обучающимися учебного материала: обращение к обучающимся по ходу изложения
материала с вопросами, просьбой дополнить, уточнить и др.
| осознания нового материала большинством обучающихся
| V. Закрепление нового материала
| Закрепить у обучающихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; организовать деятельность обучающихся по применению полученных знаний на практике
| Закрепление полученных знаний и умений в ходе беседы по воспроизведению материала, выполнения задания
| Включение обучающихся в деятельность по оперированию знаниями, включению новых знаний в систему; использование разнообразных форм закрепления знаний
| Умение обучающихся распознавать, воспроизводить содержание нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их, применять новые знания при объяснении явлений и решений задач; активность обучающихся
| VI. Подведение итогов урока
| Дать оценку успеваемости достижения целей урока; наметить перспективу на будущее
| Самооценка и оценка работы группы и отдельных ее ленов. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку и предложения по их устранению
| Краткость и емкость анализа, привлечение обучающихся к оценке их деятельности на уроке
|
| VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Сообщить обучающимся содержание
домашнего задания, направленного на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: разъяснение содержания работы и способа ее выполнения
| Спокойное, терпеливое объяснение содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению; включение в состав домашнего задания познавательных вопросов и задач; дифференциация домашнего задания
| Правильное и четкое выполнение домашнего задания всеми обучающимися
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|