Здавалка
Главная | Обратная связь

Предупреждение, выявление и пресечение терроризма



Терроризм как никакое другое преступление связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. В то же время по своим масштабам, направленности и тяжести последствий он наиболее опасен для государства и отдельных граждан.

Спецслужбы и правоохранительные органы в своей практике противодействия терроризму сталкиваются с вышеназванными общественными проблемами, разрешение которых не в их компетенции. Устранение таких проблем - единственный путь профилактики терроризма. Поэтому главным субъектом борьбы с терроризмом должно быть само государство, законодательная и исполнительная ветви власти.

В основе борьбы с терроризмом должна быть единая, комплексная, стратегически ориентированная государственная концепция, учитывающая международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны.

Правовое обеспечение антитеррористической деятельности является гарантией успешного противодействия преступности внутри стран, а также взаимодействия их в борьбе с международным терроризмом.

Первые подобные документы относятся к 30-м годам. Это разработанная и принятая Советом Лиги Наций Конвенция по борьбе с терроризмом. В ней, в частности, перечислены виды преступлений, которые надлежит рассматривать как проявления международного терроризма. Это акции, направленные против жизни, телесной неприкосновенности, здоровья и свободы лиц, пользующихся международной защитой; умышленные разрушения или повреждения имущества, принадлежащего иностранному государству и т.п.

Основополагающей для решения процессуальных вопросов антитеррористической деятельности явилась Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принята Советом Лиги Наций в 1937 г.). Позднее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы получили свое развитие в двусторонних и многосторонних международных соглашениях, таких как Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств, 1971 г.), Европейская конвенция по упразднению терроризма (1977 г.). Токийское соглашение о международном терроризме (1986 г.) и др. Ряд документов касаются отдельных видов терроризма (на море, в воздухе, против дипломатических агентов, сопряженный с захватом заложников и т.п.).

В развитие международных актов по борьбе с терроризмом Израиль, Великобритания, США, Индия, Италия, Германия, Испания, Франция и другие страны стали принимать свои нормативные документы. Наиболее активно этот процесс пошел тогда, когда террористические акты приобрели характер достаточно масштабных акций с тяжкими последствиями. Их жертвами все чаще становилось население, а не отдельные граждане.

Основной упор в законодательной практике был сделан на вычленение из общеуголовных преступлений тех, которые непосредственно связаны с террористической деятельностью. Еще одной особенностью принимаемых законов в этой области стало стремление максимально ужесточить наказание за преступления террористического характера.

Зарубежное антитеррористическое законодательство имеет много общих черт. Оно, как правило, предусматривает уголовную ответственностьзасамо создание террористических организаций, а также за участие в них и пособничество в их деятельности: вербовку членов, снабжение финансами и оружием, пропаганду их преступной деятельности.

Организованные преступные формирования которые относятся к террористическим можно классифицировать:

– по целям их деятельности (устрашение населения, понуждение к принятию решений органов власти и т.п.);

– по способам применения насилия (взрывы, поджоги, применение оружия массового поражения);

– по видам преступной деятельности.

В Америке без ущерба и для демократии, и для общества много лет существует так называемый Закон о радикалах. Согласно этому закону разработаны критерии, по которым организация или отдельный гражданин могут быть названы экстремистами. Если после тщательного анализа делается такой вывод, то вступают в дело спецслужбы, которые начинают отслеживать каждый шаг радикалов. И, конечно же, тогда гораздо проще помешать любым террористическим преступным намерениям.

Многие нормативные акты в целях предупреждения актов терроризма и минимизации его последствий предусмотрели снижение наказания или освобождение от ответственности в связи с так называемым положительным постпреступным поведением. К нему относится предупреждение властей участниками террористического объединения о готовящемся преступлении, помощь в его предотвращении, способствовании задержанию остальных соучастников.

Если говорить о правовой базе по борьбе с терроризмом в нашей стране, то в первую очередь следует отметить, что в республике действует Закон от 03.01.2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом».

В соответствии с Законом от 27.04.2001 г. № 445-3 ратифицирована Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом.

Республика Беларусь присоединилась к Договору о сотрудничестве государств- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 158-3 ).

Ратифицированы Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств-участников Содружества Независимых Государств (Закон Республики Беларусь от 29.04.2004 г. № 274-3) и Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 295-3).

Правлением Национального банка Республики Беларусь принято постановление от 28.01.2002 г. №10 «О прекращении приходных и расходных операций по счетам террористов, террористических организаций и лиц, связанных с ними».

Целый ряд статей, направленных на борьбу с терроризмом, имеется и Уголовном кодексе.

В настоящее время в большинстве государств сложилась единая точка зрения по поводу основных принципов стратегии борьбы с терроризмом. В зарубежных источниках встречаются упоминания о следующих основных положениях организации борьбы с терроризмом:

– пропагандистское обеспечение антитеррористических действий прави­тельства, учитывая, что средства массовой информации играют важную роль в деле информирования общественности о современном терроризме;

– оказание помощи жертвам террористов;

– принятие соответствующего законодательствапо усилению борьбы с терроризмом;

– организация эффективных мероприятийпо усилению охраны важных объектов;

– координация антитеррористической деятельности правоохранительных органов.

Можно назвать основные принципы антитеррористической деятельности, которые легли в основу национального законодательства большинства государств:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической дея­тельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы стерроризмом;

5) комплексное использование профилактическихправовых, политиче­ских, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихсяопасности в результатетеррористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

На основе этих принципов строится антитеррористическая деятельность во всем мире. Однако системы органов, участвующих в борьбе с терроризмом за рубежом различны.

Полицейские службы многих государств пошли по пути создания специальных высокопрофессиональных антитеррористических подразделений.

В США в 1986 г. создан Антитеррористический центр (АЦ), куда вошли все службы органов разведки. Его основными задачами являются сбор, обработка и анализ информации о террористических группах, выявление финансовой поддержки государствами террористических организаций. В АЦ работают профессиональные агенты из десяти различных учреждений, включая ЦРУ, Агентство национальной безопасности (АНБ), Агентство оборонной разведки (АОР), ФБР и Госдепартамента. Их задача -обеспечение стратегического предупреждения террористической деятельности на международном, национальном и региональном уровнях.

Раскрытием преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, занимается также и федеральное Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (АТФ), контроль за деятельностью которого осуществляет помощник министра финансов

Организационной особенностью антитеррористических подразделений стран Европы является создание их в рамках жандармских формирований (Франция, Австрия, Италия). Это, вероятно, объясняется тем, что они, хотя и выполняют значительный объем полицейских функций, являются в большей степени армейскими подразделениями, что приближает подготовку личного состава спецподразделений к подготовке военных разведчиков, диверсионных и антидиверсионных групп.

Во Франции по необходимости вводится план «Вижипират», по которому усиливаются меры безопасности на всей территории страны. Этот план предусматривает привлечение армейских подразделений для патрулирования и охраны госучреждений, аэропортов, вокзалов, мест большого скопления людей. Усиливается также контроль на пограничных пунктах.

В ФРГ в 1972 г. в составе пограничной полиции (охраны) было создано специальное антитеррористическое подразделение «Группа охраны границ-9» (GSG-9) для борьбы с захватом заложников. Она названа так по номеру параграфа закона, предписывающего использование сил федеральной пограничной полиции не только в пограничной полосе, но и в криминологически неблагополучных районах страны.

GSG-9 укомплектована снайперами, специалистами по взрывным устройствам, химиками, радистами, снабжена разнообразным оружием, транспортными средствами, включая бронетранспортеры и вертолеты. В структурном отношении она состоит из штаба и пяти групп, четыре из которых являются оперативными, а пятая занимается сбором информации и связью. Каждая оперативная группа (30 чел.) подразделяется на секцию управления и пять боевых секций.

Эксперты стран Запада считают специальную GSG-9 наиболее эффективной в мире среди специализированных подразделений по осуществлению боевых антитеррористических операций.

В Великобритании имеется нескольких специализированных подразделений, принимающих участие в операциях по локализации и пресечению террористических актов. Ядро Британской системы борьбы с террористами составляют воинские структуры. Они дополняются выделенными полицейскими формированиями, в числе которых Скотланд Ярд, а также разного рода частными бюро, специализирующимися в оказании различных услуг по антитеррористической защите. Оперативной работой в этой области в Великобритании занимаются, прежде всего, контрразведывательные службы, а также Национальная криминальная разведывательная служба, имеющая в своем составе оперативный отдел.

Главным штурмовым подразделением Великобритании является «Специальный военно-воздушный полк (SAS)», подчиненный министру обороны. В нем проводится отработка действий на макетах самолетов, в частности новых методов штурма самолетов, захваченных террористами. В сотрудничестве с Министерством обороны ведутся эксперименты по использованию новых видов вооружения и снаряжения. В кризисных си­туациях «SAS» берет на себя охрану аэропорта Лондона и может вылететь в любую часть земного шара. По мнению международных экспертов в области борьбы с терроризмом, «SAS» является самым подготовленным штурмовым подразделением для проведения антитеррористических операций.

Важная роль в антитеррористической системе Великобритании отводится охране, особенно в отношении государственных и общественных деятелей. В свое время деятельность в Великобритании боевиков Ирландской республиканской армии вынудила власти предпринять решительные меры, направленные на предотвращение террористических актов, в частности, в столице страны. По заявлению начальника лондонской полиции местные власти поддержали осуществляемые МВД меры по дополнительному оснащению районов столицы новейшими системами наблюдения с современными методами обработки видеоизображений, что позволяет непрерывно контролировать обстановку в соответствующих зонах. Используемые при этом специальные телекамеры способны фиксировать все автомашины, их регистрационные номера, внешность водителей и пешеходов, направляющихся в центральную часть города. Цифровая обработка полученной информации дает возможность идентифицировать лиц, находящихся в розыске или под особым контролем. Аналогичными системами планируется оснастить некоторые жилыерайоны Лондона.

Создано также специальное «кольцо безопасности». На 18 магистралях, ведущих к центру Лондона, оборудованы дополнительные контрольно-проверочные пункты и усиленные посты. Несущим службу вооруженным полицейским с собаками предоставлено право останавливать любое транспортное средство, въезжающее в город, и производить его досмотр. За пределами центральной части города увеличено количество подвижных полицейских патрулей.

По аналогии с антитеррористическими подразделениями Великобритании, Франции и США подобные полицейские формирования созданы в Италии, Испании.

Одно из специальных контртеррористических подразделений службы безопасности Израиля называется «Саэрэт Маткаль». Оно отличается крайней агрессивностью, высокой мобильностью, степенью выучки, умением инициативно мыслить в оперативной ситуации. Нельзя сказать, что они самые лучшие, но в ряду различных контртеррористических организаций «Саэрэт Маткаль» очень сильно выделяется. Считается, что по оперативной активности, они занимают одно из ведущих мест в мире;

При международной полицейской организации – Интерпол – были созданы управления, комиссии и рабочие группы для борьбы с терроризмом и экстремизмом в масштабе всей планеты: управление Т, ТЕ-группа, группа «Треви», Полицейская группа, которые обобщают и анализируют информацию, поступающую из Европы, Азии, Америки. Они регулярно проводят семинары, симпозиумы по вышеуказанной проблематике, активно участвуют в составлении пособий, призванных помочь не только сотрудникам Интерпола, но и сотрудникам правоохранительных органов государств -членов Интерпола. Однако каждое государство пытается решить вопросы борьбы с террористами и экстремистами самостоятельно, например, США включают в свои посольства в ведущих странах мира специальных агентов ФБР в качестве «юридических атташе», мотивируя это тем, что не всегда могут доверять Интерполу и его каналам, так как большая часть информации секретна и они вынуждены пользоваться собственной «Системой Легат».

У наших ближайших соседей – В России в соответствии с нормами Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г., № 130-ФЗ Главные управления МВД России, подразделения служб МВД России, МВД, УВД субъектов Российской Федерации, осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

Основными задачами по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели для МВД России являются:

– организация и осуществление силами органов внутренних дел выявления и устранения причин, способствующих подготовке и совершению преступлений террористического характера;

– организация и проведение наиболее важных комплексных предупредительно-профилактических мероприятий антитеррористического характера, включая выявление и перекрытие каналов поступления террористическим группам финансовых средств, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, других средств поражения;

– организация взаимодействия с субъектами антитеррористической деятельности при подготовке и проведении операций по предупреждению преступлений террористического характера;

– участие в работе антитерроритических комиссий.

У нас в стране общее руководство борьбой с терроризмом и ее обеспечение осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 03.01.2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом»)

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

– органы государственной безопасности Республики Беларусь (в структуре КГБ создан и функционирует Антитеррористический центр);

– органы внутренних дел Республики Беларусь (создано СПБТ «Алмаз»);

– Служба безопасности Президента Республики Беларусь;

– Министерство обороны Республики Беларусь;

– Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие государственные органы, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Координация деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, проводится межведомственной комиссией, создаваемой Президентом Республики Беларусь, которая решает следующие основные задачи:

– по поручению Президента Республики Беларусь разрабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Республике Беларусь и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

– осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях террористической деятельности на территории Республики Беларусь;

– координирует деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

– разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства Республики Беларусь в области борьбы с терроризмом;

– принимает участие в подготовке международных договоров Республики Беларусь в области борьбы с терроризмом.

Если говорить о компетенции субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, то следует отметить, что:

Органы государственной безопасности Республики Беларусь:

– осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия террористических акций, предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности;

– осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций;

– проводят предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, направленных на достижение целей терроризма, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к их ведению.

Органы внутренних дел Республики Беларусь осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения террористических акций в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Республики Беларусь.

Служба безопасности Президента Республики Беларусь осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности охраняемых лиц и защиты охраняемых объектов.

Министерство обороны Республики Беларусь обеспечивает охрану и оборону вооружения и военной техники Вооруженных Сил Республики Беларусь, военных объектов, а также принимает участие в проведении контртеррористических операций и обеспечении безопасности воздушного пространства Республики Беларусь.

Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Республики Беларусь, а также незаконного перемещения через Государственную границу Республики Беларусь оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических акций, участвует в проведении контртеррористических операций.

В указанном Законе определены и основные функции субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом

Так, Государственные органы в пределах своей компетенции разрабатывают и реализуют профилактические, режимные, организационные и иные меры предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности, создают и поддерживают в готовности ведомственные системы противодействия совершению террористических акций.

Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом, взаимодействуют путем предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов для проведения контртеррористической операции, а также в иных формах исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом. Порядок предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов определяется Советом Министров Республики Беларусь.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.