Здавалка
Главная | Обратная связь

Список цитированной и рекомендуемой литературы



1. Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. New York: Ballantine Books, 1972.

2. Dilts R. Applications of Neuro-Linguistic Programming. Capitola, California: Meta Publications, 1983.

3. Dilts R. Roots of Neuro-Linguistic Programming. Capitola, California: Meta Publications, 1983.

4. Dilts R., Bonissone G. Skills for the Future. Capitola, California: Meta Publications, 1993.

5. Dilts R., Grinder J., Bandler R., DeLozierJ. Neuro-Lingnistic Programming: The Study of the Structure of Subjective Experience, Volume I. Capitola. California: Meta Publications, 1980.

6. Dilts R., Hallbom Т., Smith S. Beliefs: Pathways to Health & Well Being. Portland, OR: Metamorphous Press, 1990.

7. Dilts R. В., Epstein Т., Dilts R. W. Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention. Cupertino, California: Meta Publications, 1991.

8. Grinder J., Dilts R. The Syntax of Behavior. Portland, Oregon: Metamorphous Press, 1987.

9. Grinder J., Bandler R. The Structure of Magic Vol. I & II. Palo Alto, California: Science and Behavior Books, 1975, 1976.

10. James Т., Woodsmall W. Time Line Therapy. Capitola, California: Meta Publications, 1987.

11. Альдер X. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.

12. Альдер X. НЛП: наука и искусство достижения совершенства. Мн.: Издатель В. П. Ильин, 1998.

13. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. М.: «КСП+»; Ювента, 1999.

14. Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация. Воронеж: МО-ДЭК, 1999.

15. Андреас С, Герлинг К., Фолкнер Ч. и др. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2000.

16. Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменений. СПб.: Ювента, |1998.

17. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. Новосибирск: Изд-во ■Новосибирского ун-та, 1992.

18. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг. Воронеж, МОДЭК, 1995.

19. Бэндлер Р., Гриндер Д. Формирование транса. М.: Каас, 1994.

20. Бэндлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник М. Эриксо-[ на с точки зрения НЛП. М.: НАПП, 1995.

21. Виль-Вильямс Я. Я. Базовые модели применения НЛП в психо-I терапии, http://nlp.dax.ru/texts/nlpther.shtml.

22. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. Т. 1, 2. СПб.: Белый кролик, 1 1996.

23. Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса. М: Каас, 1994.

24. Диллман Б. Результаты на мишени. СПб.: Белый кролик, 1995.

25. Дилтс Р. Терапевтическая модель НЛП. http://www.sfera.infomsk.ru.

26. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: «Класс», 1997.

27. Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 1, 2, 3. М.: Класс, 1998.

28. Зинк Н., Маншоу Д., Холл М. и др. Мастерство, новый код и системное НЛП. М.: Об-во практической психологии, 1998.

ГЛАВА 9

29. Мусийчук Ю. И., Филиппов В. Л. Там, внизу, — не только черепахи. СПб.: Гиппократ, 1996.

30. Найт С. Рукововодство по NLP. СПб.: Речь, 2000.

31. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. Челябинск: Версия, 1997.

Интернет-сайты

1. http://www.nlp.by.ru/

2. http://gipnoz.lgg.ru/

3. http://pptus.ru/server_psytechserver.html

4. http://www.people.nnov.ru/kamin/ccc.htm

5. http://psybook.newmail.ru/

6. http://www.nlp.kiev.ua/literature.ru

 

 

ГЛАВА 10ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ТЕОРИЯ

Позитивная психотерапия — форма психотерапии, основанная на рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия — как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность — как отказ при помощи тела и т. д.). От терапевта требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента и его психологических способностей. Название «позитивная психотерапия» было внедрено Н. Пезешкианом в 1972 году для собственной психотерапевтической концепции и стратегии, ориентированной на гармонизацию жизни человека, повышение реалистичности его мировоззрения, проработку как негативных, так и позитивных аспектов его проблем. В правильном литературном значении термин «позитивная» должен был использоваться только применительно к его психотерапевтической концепции. Но в широком смысле позитивной можно назвать всю новую волну мировой психотерапии, фокусированную на решении

проблем пациента.

В данной главе мы рассмотрим теорию и некоторые техники как собственно позитивной психотерапии, созданной Н. Пезешкианом (1996), так и психотерапии, фокусированной на решении (Ахола, Фурман, 2000).

Психотерапия, фокусированная на решении, акцентирует внимание психотерапевта и пациента не на его индивидуальных особенностях, способствующих формированию проблемы, и не на самой проблеме, что характерно для классической психотерапии, а на решении, возможностях преодоления проблемы.

При анализе практической ориентации трех основных направлений классической психотерапии: психоанализа, гуманис-

тической и поведенческой психотерапии — легко обнаружить, что все они центрируются на негативных аспектах жизни своих пациентов. Психоанализ — на внутриличностном конфликте раннего детства, который необходимо осознать и интегрировать в свою жизнь. Бихевиоризм, поведенческая психотерапия — на проблеме как проявлении «плохого научения», которое можно заменить адаптивными стереотипами. Экзистенциально-гуманистическое направление, опираясь на такие позитивные понятия как «самореализация» и «самоактуализация», в практической работе с пациентом центрируется на блоках самореализации — опять-таки негативных включениях человеческой жизни, которые желательно осознать и преодолеть. В противовес этим классическим направлениям, позитивная психотерапия центрирует внимание психотерапевта и пациента на позитивных аспектах его жизни, его ресурсах, необходимых для разрешения проблемы.

Таким образом, для всех направлений позитивной психотерапии характерны:

1) ориентация на ресурсы пациента;

2) разделение ответственности с пациентом (вместо принятия на себя всей ответственности за эффективность психотерапии классическим психотерапевтом);

3) подстройка к пациенту (в противовес «настройке пациента» в классических психотерапевтических приемах);

4) техническая пластичность, интегративное использование широкого арсенала разнообразных приемов и создание новых, адекватных конкретному пациенту (в противовес целенаправленной специализации в одной или нескольких классических методиках); , .

5) опора на интуицию и опыт пациента и психотерапевта (в противовес опоре на «научную концепцию», исповедуемую классическим психотерапевтом);

6) бережное отношение к симптому как к проявлению «мудрости человеческого организма», перестройка симптома только после выработки нового более адаптивного стереотипа реагирования (в противовес «борьбе» классического психотерапевта с симптомом или проблемой пациента);

7) целенаправленная реализация установки на психотерапию как на краткосрочное и даже веселое событие в жизни чег ловека- (в противовес «серьезному и глубинному» процессу классической психотерапии);

8) ориентация на бригадное обслуживание одного пациента или одной семьи (в противовес коллективным и групповым формам работы с пациентами, характерным для развития классической психотерапии в последние десятилетия);

9) имидж «веселого чудака» (в противовес образу «уравновешенного и солидного мудреца» классического психотерапевта);

10) отсутствие нозологических и характерологических противопоказаний для всех пациентов, желающих получить помощь (в противовес «избирательности» классической, психотерапии).

Если психотерапевтическое направление, созданное В. Рай-хом, в мировой литературе получило признание как «психотерапия, ориентированная на тело», а направление, созданное К. Роджерсом, как «психотерапия, центрированная на клиенте», то направление, созданное Н. Пезешкианом, по праву можно назвать «психотерапией, центрированной на конфликте».

Позитивная психотерапия основывается на:

• позитивном подходе к пациенту и заболеванию;

• содержательной оценке конфликта;

• пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь.

Позитивная интерпретация симптомов или всего заболевания нередко противопоставляется общепринятой, традиционной их интерпретации. С точки зрения позитивной психотерапии, в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела — как хорошую сопротивляемость организма и т. д.

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и как следствие — новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. А так как позитивная психотерапия исходит из того, что в основе многих психических и психосоматических заболеваний лежит конфликт, то смена точек зрения на симптомы или синдромы позволяет терапевту (и пациенту) более дифференцированно подходить к конфликту. Иными словами, психотерапевт, определив, что депрессия — это прежде всего «способность человека глубоко, эмоционально реагировать на конфликт», далее будет заниматься не столько депрессией, сколько конфликтом, который стоит за этим синдромом.

В позитивной психотерапии для достижения этой цели широко используются притчи, поучительные истории, «психотерапевтические сказки». По сути дела, каждый психотерапевт, имея богатый жизненный опыт, так или иначе пользуется этим методом. Важно, чтобы рассказанная история была яркой, в чем-то сходной с историей (конфликтом) пациента. Но сходство это не должно быть чрезмерно конкретным, «лобовым», а соприкасаться с конфликтом пациента как бы по касательной. Тогда эффект от рассказанной истории будет сильнее.

В основе концепции позитивной психотерапии лежит точка зрения, что каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями: к познанию (когнитивность) и к любви (эмоциональность). Способность к познанию, в свою очередь, выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способность любить — эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие). Отмечено, что в Западной Европе, Америке больше выражена способность к познанию, в восточных странах — способность к любви.

Межкультуральный подход проходит красной нитью через всю позитивную психотерапию, так как позволяет лучше понять структуру конфликта и поведения пациента. Очень часто то, что неприемлемо в странах с одной культурой и традициями (прием алкоголя, особенности половых взаимоотношений и т. п.), приемлемо в других. Это не означает, что одна культура хорошая, а другая плохая. Просто они разные, а поэтому и поведение пациента с позиции той или иной культуры может трактоваться по-разному. Поэтому можно добавить, что позитивная психотерапия исходит не только из способностей человека (способность к познанию, к любви), но определяется еще и особенностями среды, в которой воспитывается и живет этот человек.

Способность к познанию означает способность учиться и учить. Каждый человек пытается познать внутренние связи действительности. Он спрашивает, почему яблоко падает на землю, почему растет дерево, почему светит солнце, почему движется автомобиль, почему существуют болезни и страдания. Он интересуется тем, что он такое, собственно говоря, есть, откуда он, для чего он. Это не только вопросы философии, но и вопросы, соответствующие одной основополагающей человеческой потребности. Особенность человека ставить такие

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

вопросы и искать ответы на них является проявлением когни-тивности, В воспитании она ограничивается передачей знаний.' Из способностей к познанию развиваются вторичные способности, такие как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность/открытость, верность, справедливость, трудолюбие/деятельность, бережливость, обязательность, тщательность и добросовестность (табл. 10.1).

Таблица 10.1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.