Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 35. СССР в 1920-1930 годы.

Понятия:

Оппозиция – партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением, ведущая политику противодействия.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства.

Коллективизация – процесс объединения мелких единоличных хозяйств крупные коллективные социалистические хозяйства (колхозы).

1. Внутрипартийная борьба.21 января 1924 г. скончался В.И. Ленин – основатель Коммунистической партии и Советского государства. Тысячи рабочих подали заявление о вступлении в коммунистическую партию, что существенно укрепило партию.

В мае 1924 г. на ХIII съезде РКП (б) было зачитано «Письмо к съезду», написанное Лениным незадолго до его смерти, в котором он дал политические характеристики своим ближайшим соратникам Л. Д. Троцкому, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву, Н.И. Бухарину и И.В. Сталину. Ленин считал главной опасностью для партии политическое соперничество Троцкого и Сталина. Ленин отмечал, что Сталин не всегда может пользоваться властью с пользой для дела, и даже прямо заявил: «Сталин слишком груб», предлагая сместить его с поста генерального секретаря партии. Троцкий опубликовал статью, в которой косвенно обвинял Сталина в том, что он не выносил критики. Троцкий обвинял Коминтерн в поражении революции в Германии и призывал к замене ядра партии. Но ему вспомнили его меньшевистское прошлое и, по настоянию Сталина, …Троцкий был оставлен в Политбюро.

В 1925 г. в руководстве партии начался новый конфликт. Оппозиционеры (Л. Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.К. Крупская, и др.) утверждали, что революция предана партийными бюрократами, что страна находится накануне политического переворота и единственным спасением является изменение политического и экономического курса страны: ускоренное развитие тяжелой промышленности, улучшение условий жизни рабочих, борьба с обогащением нэпманов и кулаков.

Но оппозиционеры не нашли поддержки у коммунистов. Их осудили и заставили признать свои ошибки. Троцкий, Зиновьев и 75 их сторонников были исключены из партии. Троцкий сослан в Алма-Ату, а затем и вовсе выслан из СССР. В 1940 г. он был убит в Мексике сотрудником НКВД.

2. Внешняя политика СССР в 1920-е годы.Перед советской внешней политикой стояли следующие задачи: добиться широкого признания на международной арене социально-экономических перемен в стране и вхождения СССР в систему равноправных международных отношений. Капиталистические страны относились к России враждебно: они поддерживали белую иммиграцию в борьбе с большевиками, засылали шпионов и террористов. Но вместе с тем Россия был привлекательным торговым партнером. Поэтому небольшие пограничные государства подписали торговые соглашения уже в 1920-21 гг.

( Эстония, Латвия, Финляндия, Польша, Иран, Афганистан, Турция, Монголия).

Особенным успехом было заключение торговых соглашений с Англией и Германией (1921г.).

Осенью 1921 г. правительство РСФСР выступило с предложением о признании царских долгов в обмен на прекращение враждебного отношения. В 1922 г. в Генуе собралась международная конференция Верховного совета Антанты, которая бойкотировала предложение России. В ответ Россия в Раппало заключила сепаратный договор с Германией: Россия отказывалась от репараций, а Германия признавала национализированную собственность. Между двумя странами установились дипломатические отношения, началось экономическое сотрудничество. В 1924-25 гг. наступает полоса признаний СССР. Экономическая блокада была сорвана, но усилилось идеологическое противостояние. В 1927 г. прокатилась антисоветская кампания во всех капиталистических странах. СССР не остался в долгу. На Дальнем Востоке появился новый агрессор – Япония, в планы которой входил захват не только Китая, но и Сибири, Приморского края. В 1929 г. произошел вооруженный конфликт на КВЖД.

 

3. Свертывание НЭПа. Курс на индустриализацию (1925-1940гг.).К середине 20-х гг. стало ясно, что экономическая политика нуждается в корректировке. Окрепли единоличные хозяйства, частный капитал стал играть заметную роль в экономике, сократился приток продуктов питания на городской рынок, появились трудности с экспортом с/х товаров, возникла угроза инфляции. Выход из сложившейся ситуации ЦК партии видел в решительном наступлении социализма. Дальнейшее осуществление нэпа ведет к ослаблению режима диктатуры пролетариата. В 1925 г. на XIV съезде партии было указано на необходимость ускоренного развития ряда ведущих отраслей промышленности – металлургической, сельскохозяйственного машиностроения, электротехнической, химической и текстильной.

XIV съезд партии взял курс на индустриализацию, который предусматривал преимущественное развитие тяжелой промышленности за счет легкой промышленности и сельского хозяйства, выдвигалась задача вытеснения частного капитала. Предполагалось в кратчайшие сроки догнать и перегнать капиталистические страны по основным экономическим показателям. Но на деле индустриализация проходила с большим напряжением сил, т.к. не хватало ни капиталов для инвестиций, ни квалифицированных кадров: конструкторов, инженеров, рабочих. Главными источниками финансовых поступлений были продажи драгметаллов, художественных ценностей, а также труд заключенных. В 20-х годах государство приступило к разработке пятилетних планов, которые со временем превратились в твердые задания по производству продукции, составляемые без учета издержек. В итоге, в результате индустриализации СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства. Индустриализация позволила быстро ликвидировать безработицу. Но индустриализация способствовала закреплению командно-административных методов управления экономикой.

4. Курс на коллективизацию.В 1925 г. были сорваны плановые заготовки хлеба. Причинами создавшегося положения являлись: низкие цены на продукты сельского хозяйства и завышенные цены на промышленные товары, в следствии чего крестьяне, чтобы прокормиться, стали выращивать технические культуры в ущерб продуктам питания, уходили на лесозаготовки, или стройки. Нехватка товаров привела к росту цен на городских рынках. Сокращение посевных площадей привело к сокращению закупок сельскохозяйственной техники. Компартия всю вину за происходящее возложила не кулаков. Начались массовые преследования зажиточных хозяев, беднейшему крестьянстве перепадало 25 % от конфискованного зерна. В 1927-28 гг. разразился хлебный кризис.

В 1929 г. на XV съезде партии был взят курс на всеобщую коллективизацию и выдвинут лозунг массовой коллективизации: полная замена частного хозяйства коллективным.

О переходе к созданию колхозов Сталин объявил в статье «Год великого перелома» (ноябрь, 1929г.), в которой были определены и сроки коллективизации – 3 года. К организации колхозов были привлечены городские жители («двадцатипятитысячники»). Сельские комсомольцы и коммунисты выступили активистами. Главной задачей коллективизации партия выдвинула ликвидацию кулачества как класса. В результате раскулачивания из деревни были изгнаны наиболее грамотные, опытные и предприимчивые крестьяне.

Коллективизация позволила увеличить количество зерна на рынке. Но трудности с заготовками зерна сохранялись. Забирали не только товарную продукцию, но и семена, а также зерно, предназначенное для оплаты труда колхозников. В 1932 г. был принят закон «Об охране социалистической собственности», получивший в народе название «закон о пяти колосках». В 1932 г. на Украине, на Северном Кавказе и Поволжье начался голод, потому что весь урожай был отправлен на экспорт. Голод унес жизни почти 5 млн. человек. К концу 1937 г. коллективизация завершилась объединением 93% крестьянских хозяйств. К положительным итогам коллективизации можно отнести внедрение в крупных хозяйствах прогрессивных технологий, рост производительности труда, более рациональное использование земли. Но эти преимущества на нет сводили бюрократические методы управления, бесхозяйственность, хищения, принудительный характер труда (колхозники не имели паспортов).

5. Культурная революция в СССР в 1920- 1930-е годы.Октябрьская революция затронула все сферы общественной жизни. В январе 1918 г. был принят декрет об отделении церкви от государства, что поставило церковь вне закона. В ф1922 г. началась конфискация имущества церкви. В области образования главной задачей стала ликвидация неграмотности: повсеместно были созданы ликбезы, расширялась сеть библиотек, и изб-читален. Отменялись плата за обучение, домашние задания, отметки на уроках, урочная система. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек. В эти годы начал эксперименты в области воспитания выдающийся педагог А.С. Макаренко.

Трагичным оказалось положение ученых: одни сами отказывались поддерживать советскую власть, другие были неугодны большевикам и были высланы из страны. В отношении третьих были предприняты репрессивные меры, и они были сосланы в лагеря и расстреляны. Советская власть повела борьбу с классическим искусством, а взамен были созданы пролеткульты, ассоциации пролетарских писателей и пр.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.