Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие собственности



Собственность является наиболее древним и наиболее полным вещным правом, которое наделяет своего носителя способностью по собственному усмотрению пользоваться своей вещью, потреблять ее плоды, а сверх того, дает ему власть распоряжаться ею так, как ему заблагорассудится, пресекая в отношении этой вещи вмешательство любого другого субъекта.

Поэтому мы можем выделить в собственности два момента: «господство», образованное абсолютной, непосредственной и независимой властью, которой собственник пользуется в отношении своей вещи, и «принадлежность», образованную тем фактом, что объект собственности принадлежит носителю этого права полным и исключительным образом.

Оказывается, однако, что право собственности, как и любое другое проявление человеческой свободы, не может быть совсем неограниченным, и потому правопорядок, который регулирует общественное сосуществование, может установить (и, как показывает исторический опыт, на деле устанавливал также и в римской практике) определенные границы абсолютной свободы собственника, налагая на право собственности некоторые «ограничения в интересах общества» или «в интересах частных лиц».

В первую категорию попадают, например, экспроприация ввиду общественной пользы, принудительный проход, обязанность поддержания в порядке морских и речных берегов, ограничения, установленные для поощрения строительства, и т. д. В качестве примера вторых можно назвать iter ad sepulchrum (§ 37), ограничения, связанные с соседством объектов недвижимости, так называемые легальные сервитута и т. д.

Так что, внеся в первоначальную формулировку необходимые поправки, можно было бы сказать, что право собственности - это право наиболее абсолютным образом, в установленных правопорядком пределах, пользоваться собственной вещью, извлекать из нее доход и распоряжаться ею.

Однако и последняя формулировка исчерпывающей не является. В самом деле, можно возразить, что в ряде существенных случаев (достаточно вспомнить о вещных правах на чужую вещь) праву собственника противостоит право на ту же вещь другого субъекта, которое в более или менее широких пределах ограничивает право собственника, сводя его в некоторых крайних случаях к голому праву, nudum ius, лишенному сколько-нибудь значительных конкретных применений. Оставив в стороне крайний случай эмфитевсиса, в котором, как мы убедимся впоследствии (§ 184), собственнику не причитается ничего, кроме ежегодной арендной платы, в то время как эмфитевту принадлежат все права на земельный участок, приведем пример более распространенного случая узуфрукта (§ 175), где именно узуфруктуарию, а не «голому собственнику» принадлежит право обладать вещью, пользоваться ею и потреблять ее плоды. Затруднительно было бы здесь настаивать на том, что именно собственник обладает исключительным и абсолютным господством над вещью, пускай хотя бы в обыкновенных пределах, устанавливаемых для всякого собственника правопорядком.

Однако возражение это должно быть отвергнуто, если учесть то особое свойство права собственности, так называемую «упругость господства», в силу которого права собственника, даже если они были временно сужены принадлежащими другому лицу правами на ту же вещь, имеют обыкновение автоматически распрямляться, восстанавливая весь свой изначальный объем, стоит этим чужим правам прекратиться. Таким образом, тот факт, что в силу временных причин право собственности оказывается более или менее ужатым, не исключает того, что в возможности оно всегда остается самым полным из всех видов господства над вещью.

Кроме того, другим своеобразным свойством собственности является то, что она «самостоятельное» право в отличие от всех тех вещных прав (iura in re aliena), которые зависят от существования права собственности другого лица, которое они предполагают и которому они подчинены.

Итак, в заключение можно подтвердить еще раз, что, будь то в действительности или в возможности, собственность является наиболее независимым и абсолютным признаваемым правопорядком господством над вещью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.