Здавалка
Главная | Обратная связь

Приобретение владения



«Apiscimur possessionem corpore et animo, neque per se animo aut per se corpore» (D. 41.2.3.1) («Мы вступаем во владение и физически, и волей, и никогда — только волей или только физически»).

Это означает, что владение приобретается, когда субъект исполняет оба требования — объективное требование удержания вещи и психологическое animus possidendi. Наличия лишь одного из двух этих моментов оказывается недостаточно, однако нет необходимости и в том, чтобы оба они возникали одновременно.

Объект владения может быть приобретен как изначальным, так и производным способом. Для изначального способа необходимо, чтобы приобретатель осуществил материальное овладение вещью, если речь идет о движимых вещах (охота, рыбная ловля), или же, если имеются в виду недвижимые вещи, чтобы он вступил на земельный участок или в здание и получил реальную возможность распоряжаться всей вещью. Для производного способа приобретения необходимо, чтобы предыдущий владелец передал движимую вещь приобретателю или же допустил его к исключительному распоряжению недвижимой вещью, оставив ему ее свободной и доступной (vacuam possessionem tradere). Иначе говоря, производное приобретение владения осуществляется посредством уже известной нам traditio, той самой traditio, которая, если она сопровождается еще и iusta causa traditionis (правомерным основанием) и animus dominii transferendi (намерением передать собственность), в случае res пес mancipi передает уже и саму собственность (§ 150), но которая сама по себе, вне зависимости от этих двух моментов, может осуществить передачу материального распоряжения вещью, т. е. владение.

Однако в случае traditio материальная передача вещи постепенно стала интерпретироваться в более смягченном виде, когда постоянно все в большей и большей степени снималась необходимость материального акта овладения вещью или ее физического перемещения от предыдущего к последующему владельцу. В результате возникли абстрактные формы traditio — такие, как traditio oculis et adfectu (глазами и намерением) тому, кто, к примеру, принимает на хранение складированные материалы или же отсчитываемые ему монеты, не прикасаясь к ним; traditio clavium, т. е. передача ключей от склада, которой достаточно для того, чтобы передать хранящиеся там товары; traditio посредством выражения согласия на выставление сторожа или на нанесение на res знака ее принадлежности; traditio longa manu («передача длинной рукой») — когда с высоты указывают границы земельного участка.

В других случаях traditio осуществляется вообще посредством согласия, выраженного в связи с оправдывающей его юридической сделкой. Первый случай здесь образует так называемая traditio brevi manu («короткой рукой»), возникающая у того, кто имеет вещь у себя на основании простого держания (например, квартиросъемщик), но приобретает animus possidendi и таким образом преобразует, не возобновляя овладения вещью, свое naturalis possessio в possessio ad interdicta, поскольку прибавляет к corpore possidere, которое у него уже имелось, еще и animus1.

Обратную форму по отношению к traditio brevi manu образует так называемое установление владения, constitutum possessorium (правда, сфера его применения в классическом праве все еще вызывает споры). Например, некто А, который владел вещью ad interdicta, хотя и сохраняет ее у себя, теперь уже держит ее (по новой юридической сделке) не для себя, а для Б. Таким образом А становится из владельца ad interdicta простым держателем, потому что утратил animus, между тем как Б приобретает владение ad interdicta, поскольку сам по себе исполняет требование в отношении animus, а через ministerium А он осуществляет требование в отношении материального держания.

В юстиниановскую эпоху происходит переход от всех этих случаев к чистой фикции передачи вещи, осуществляемой в форме передачи документа, содержащего упоминание передачи владения без того, чтобы оно имело место на практике (traditio chartae, грамоты, или instrumenti, документа).

Теперь, рассмотрев приобретение материальной составляющей владения, посмотрим, как обстоит дело с приобретением animus.

По этому поводу, вообще говоря, много не скажешь: animus possidendi приобретается тогда, когда у субъекта возникает намерение удерживать вещь для самого себя, материально господствовать над нею самостоятельно и безраздельно. Произойти это может вследствие traditio или иных актов (например, преемство), а также и на основании собственного, независимо принятого решения. В этом последнем случае субъект, который является держателем вещи ради другого (например, хранитель вещи, арендатор), начинает ощущать в себе animus possidendi, преобразует собственное держание во владение (inter-versio possessionis), поскольку, как было выяснено выше, для того, кто вынашивает такое намерение, не имеет значения добросовестность или недобросовестность этого. Впрочем, само собой разумеется, что, если данный тип владения субъекту не был дозволен, он должен будет нести ответственность (furtum possessionis, «кража владения», § 256).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.